Краеведческий проект: «Город, которым я горжусь»

Краеведческий проект: «Город, которым я горжусь» Данный материал является частью проектной работы «Край, которым я горжусь». Данный проект реализуется в рамках школьного проекта как самостоятельный интегрированный. Идея проекта такова, что учащиеся совершают путешествия и экскурсии по Свердловской области, проводят виртуальные экскурсии для учащихся школы, знакомят их с географическими объектами или достопримечательностями, проводят интеллектуальные игры и конференции. Материал представляет собо...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Визитка проекта «Город, которым я горжусь»

Информация о руководителе проекта

ФИО

Толокнева Татьяна Игоревна

Город, область

Каменск-Уральский, Свердловская область

Номер, название школы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17 с углубленным изучением отдельных предметов»»

Информация о проекте

Название проекта

«Город, которым я горжусь»

Вид проекта

Долгосрочный, срок реализации - 1 год

Девиз, слоган, цитата

"Хвалю тебя, мой край родной!"

Земля моих отцов, земля родных людей.

Любовь моя, забота и награда.

Наверно, земли есть и краше, и теплей.

Наверно есть, но мне другой не надо…



Великая держава держится на трёх "китах" - на сплочённой нации, на родной вере, на родном языке. Уберите одно из этих составляющих и вскоре вы увидите смерть даже очень сильного государства.

С. Фетисов

Пояснительная записка

«Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». (Из «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»).

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

В нашей жизни существует противоречие между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми поступками. Почему знающий не поступает согласно своему знанию, не использует его? Это означает, что знания не повлияли на саму личность, на ее качество, ничего не изменили в ее сущности, остались «мертвым капиталом». Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности?

Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.

Мотивация - это процессы, определяющие движение к поставленной цели. В результате реализации проекта осуществляются различные способы развития мотивации:

1. Организация воспитательно-образовательного процесса.

2. Использование нетрадиционных форм обучения и воспитания: соревнования, экскурсии, путешествия, интеллектуальные клубы, игры, выпуск газет, коллективных работ, другие.

3. Проблемные ситуации.

4. Культура общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе.

5. Чувство юмора.

6. Ситуация успеха.

Проектная деятельность позволяет не только решать широкий круг образовательных задач, но и развивать у учащихся умения: работать в команде, проявлять творческий подход при выполнении заданий, использовать информационно-технологические ресурсы, проводить рефлексию своей работы.

Предметная (межпредметная) область

Проект ориентирован на изучения вопросов связанных с воспитанием патриотизма и гражданственности. Материалы проекта могут быть использованы при изучении различных тем в рамках учебных предметов: "История», «Обществознание», «Право», «География», «Литература», «Русский язык», «Искусство», «Информатика», «Технология». Работа над проектом помогает удовлетворить познавательный интерес учащихся, побуждает к поиску дополнительной информации, способствует приобретению навыков работы на компьютере, обогащает их жизненный опыт в ходе решения практических задач.

Возраст участников

5-6 класс

Задачи проекта

  • формирование представлений школьников о многообразии культур в России;

  • обогащение знаний учащихся о родном городе;

  • развитие устойчивого интереса детей к истории родной школы;

  • создание мультикультурной среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур.

Основа проекта

Образовательные стандарты

Проект «Город, которым я горжусь» может быть реализован в рамках Федерального образовательного стандарта: основное общее образование в различных предметных областях.

Федеральный стандарт общего образования по истории ориентирован на:

  • - воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • - развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • - освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

· - овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

- формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Федеральный стандарт общего образования по литературе ориентирован на:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Федеральный стандарт общего образования по обществознанию ориентирован на:

- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Федеральный стандарт общего образования по географии ориентирован на:

- освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях развития, размещения и взаимосвязи природы, населения и хозяйства разных территорий; формирования географических регионов в соответствии с природными и социально-экономическими факторами; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде и рациональном природопользовании;

· овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов;

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии ;

· воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами;

· формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды, способности и готовности личности к социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, решения практических задач.

Федеральный стандарт общего образования по русскому языку ориентирован на:

  • - воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • - развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

  • - применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций. Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Федеральный стандарт общего образования по искусству ориентирован на:

  • - развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;
    - воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
    - освоение знаний о классическом и современном искусстве; ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;
    - овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;
    - формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.

Федеральный стандарт общего образования по информатике ориентирован на:

- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • - воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • - выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Федеральный стандарт общего образования по технологии ориентирован на:

- освоение знаний о составляющих технологической культуры, научной организации производства и труда, методах творческой деятельности, снижении негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека;

- овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований;

- развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;

- воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда; формирование представления о технологии как части общечеловеческой культуры, ее роли в общественном развитии.

Участие в проекте способствует:

1) в сфере личностных универсальных учебных действий формированию:

  • внутренней позиции учащихся; оценке поступков, в том числе неоднозначных, как «хороших» или «плохих», разрешая моральные противоречия;

  • умения замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями;

2) в сфере регулятивных универсальных учебных действий формированию:

  • умения составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

  • умения работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

  • умение работать по составленному плану, используя наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

3) в сфере познавательных универсальных учебных научатся:

  • извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);

4) в сфере коммуникативных универсальных учебных действий приобретут умения: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; читать вслух и про себя тексты учебников, и при этом вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Планируемые результаты обучения

Личностные:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

В области формирования личностной культуры:

• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;

• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

• формирование нравственного смысла учения;

• формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

• принятие воспитанниками базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

• осознание воспитанниками ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

В области формирования социальной культуры:

• формирование основ российской гражданской идентичности;

• пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

• воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

• формирование патриотизма и гражданской солидарности;

• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

• укрепление доверия к другим людям;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

• формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

• формирование отношения к семье как основе российского общества;

• формирование у обучающегося уважительного отношения к семейным ценностям и традициям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

• знакомство воспитанников с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Метапредметные:

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

В коммуникативной сфере:

  • осмысленное чтение литературных произведений разных жанров;

  • умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

  • написание творческих работ, связанных с тематикой, проблематикой изученных произведений.

  • В эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений

В предметной сфере:

знать символику своего города/области, приводить примеры достопримечательностей региона, страны, РФ; называть российские города и понимать их историческую ценность; понимать ценность культурного наследия России, использовать дополнительные источники информации.

Все предметы, включая и предметы эстетического цикла, работают на общий результат, формируя у ребенка единую современную картину мира и развивая умение учиться.

Важное положение Стандарта - ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и нравственное богатство российского народа.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Россия - великая держава?

Проблемные вопросы

За что любят Родину?

Зачем каждому городу иметь свою визитную карточку?

Почему "всяк сверчок хвалит свой шесток?"

Что нас объединяет?

Частные вопросы

  • Национальные традиции народов России.

  • Толерантность

Для чего городу герб? О чем могут рассказать флаг и герб города?

Как связаны достопримечательности моего города с историей страны?

Как связана моя школа с историей города?

Как предприятия города влияют на его развитие и почемы мы гордимся ими?

  • Основные мероприятия в рамках проекта:

  • 1. Экскурсии по городу, в музеи, на предприятия города, посещение выставок, театра.

  • 2. Проведение виртуальных экскурсий для учащихся школы.

  • 3. Проведение интеллектуальных клубов, общешкольных мероприятий в рамках проекта.

  • 4. Оформление буклетов, выпуск сборника с материалами проекта (по окончании проекта)

Мониторинг

До проекта

- стартовая презентация;

- таблица З - И - У;

- викторина «Культурное наследие Каменска»;

- рефлексивные тексты детей «Я иду в проект».

В ходе проекта

- таблица З - И -У;

- рефлексивные тексты детей "Я в проекте";

- листы самоконтроля и самооценки работы;

- таблица оценки личного вклада.

По окончании проекта

- таблица З-И-У;

- обсуждение основного вопроса проекта на форуме;

- рефлексивные вопросы для участников и руководителя проекта;

- рефлексивные тексты детей "Мой опыт в проекте";

Описание методов оценивания

Таблица З-И-У используется для актуализации и фиксации первичных знаний участников проекта. Рефлексивные тексты "Я иду в проект", "Я в проекте", "Мой опыт в проекте" помогут осознать собственные ощущения. Листы самоконтроля и самооценки созданы для поддержки и обеспечения результативного участия в проекте. Вопросы для участников и руководителя проекта, анкета для родителей - для качественной рефлексии и анализа результатов.



© 2010-2022