- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час «Толерантность и мы»
Классный час «Толерантность и мы»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Павлова А.К. |
Дата | 10.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Сценарий классного часа
«Толерантность и мы»
Павлова А.К. учитель ГБУ РС(Я) «ЧРССОШИ им. Д.П.Коркина»
«В каждом человеке - солнце, только
дайте ему светить».
Сократ
«Смотри на людей с мыслью, что
вам их обязательно надо написать красками…
Скоро вы заметите, что люди
оказываются гораздо интереснее, чем
раньше, когда вы смотрели на них бегло
и торопливо».
К.Г. Паустовский
Цели:
- развитие умения понимать чувства, настроения, мотивы поведения других людей;
- усвоение стандартных приемов этических форм общения и творческого их использования с учетом обстановки, эмоционального состояния партнеров по общению;
- раскрытие причин отсутствия взаимопонимания;
- воспитание толерантности среди подростков.
Оборудование:
- презентация хода классного часа;
- репродукции картин, передающих различное эмоциональное состояние людей;
- памятка подросткам.
Ход мероприятия:
-
Вступление. Ученик читает наизусть стихотворение Е. Евтушенко «С. Преображенскому».
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
И с этой незаметностью дружил,
Он интересен был среди людей
Самой неинтересностью своей.
У каждого свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
Но это все неведомо для нас.
И если умирает человек,
С ним умирает первый его снег,
И первый поцелуй, и первый бой…
Все это забирает он с собой.
Да, остаются книги и мосты,
Машины и художников холсты,
Да, многому остаться суждено,
Но что-то ведь уходит все равно!
Таков закон безжалостной игры:
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных,
А что мы знаем, в сущности, о них?
Что знаем мы про братьев, про друзей,
Что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего мы,
Зная все, не знаем ничего.
Уходят люди. Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
От этой невозвратимости кричать.
-
Слово учителя.
Надеюсь, вам, ребята, понятна основная мысль стихотворения: поэт говорит о самоценности личности каждого человека и том, как часто нам не хватает внимания и понимания со стороны окружающих нас людей. Нам не хватает терпимости и уважения по отношению друг к другу. Это понятие носит название «толерантность».
В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, незаслуженно обидели. «Счастье - это когда тебя понимают», - говорит герой фильма «Доживем до понедельника».
Что нужно для того, чтобы установить взаимопонимание? Ведь без этого не может быть ни полноценной любви, ни дружбы, ни просто нормального общения.
-
Беседа по теме классного часа.
Сегодня будем работать в группе. Класс разделен на две команды.
- А теперь подумаем, в чем причина одиночества людей, написавших следующие письма:
1 команда: «Мне было очень трудно. Иногда не могла сдержать слез, иногда подавляла слезы, просто отворачиваясь, чтобы не видеть счастливые лица своих одноклассников. Я им вовсе не нужна. Я не могла подойти к ним. Если и обращалась за чем-нибудь, то мне казалось, что я им навязываюсь».
2 команда: «Одиночество я почувствовал сразу и остро. Обычная тема разговора наших ребят не выходит за обсуждение глупых выходок. Я понял, что не могу продолжать эти бессмысленные разговоры, что я далек от этих тем. Я хочу к людям. Мне нужно с кем-то общаться, с кем-то дружить… Я по характеру робкий, да и к тому же краснею по пустякам…»
Вопросы для обсуждения:
-
Что бы вы ответили авторам писем?
-
В чем причина одиночества ребят?
-
Как им помочь?
-
Работа в группе
- Взаимопонимание во многом зависит от того, насколько правильно мы оцениваем своих товарищей, насколько хорошо знаем их. Попробуем выяснить, владеем ли мы умением правильно оценивать людей. Задание будет следующим: дать словесный портрет одного ученика из другой команды. В характеристике отразить физические данные, внешность, особенности поведения, положительные черты характера, увлечения, преобладающие интересы, привычки и слабости. Противоположная команда должна узнать, о ком идет речь, и оценить, насколько словесный портрет соответствует облику ученика.
5. Анализ ситуаций.
Двум ученикам из двух команд предлагается выйти за дверь. В их отсутствие зачитываются ситуации.
1 команда: На улице или в транспорте вам наступили на ногу. Ваша реакция…
1). С возмущением посмотрю на обидчика.
2). Сухо, без эмоций сделаю замечание.
3). Выскажусь, не стесняясь в выражениях.
2 команда: В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция…
1). Не приму участия.
2). Лишь кратко выскажусь в пользу той точки зрения, которую считаю правильной.
3). Активно вмешаюсь в спор и «вызову огонь на себя»
Учащимся предлагается высказать предположения о том, как бы поступили в этой ситуации испытуемые. Затем спрашиваем самих испытуемых.
-
Работа с репродукциями
- Взаимопонимание определяется способностью наблюдать за людьми, умением по малейшим движениям лица, позы понимать душевное состояние человека. Однако это не значит, что нужно предугадывать, каких поступков и слов от тебя ожидают, и подстраиваться под обстоятельства. «Это стремление, - писал Сухомлинский, - может сделать из тебя лицемера, подхалима и, в конечном счете, - подлеца».
Теперь следующее задание: проанализировать состояние людей на репродукциях картин художников.( 2 картины по выбору)
Вопросы:
- Нравится ли вам человек, изображенный на картине? Чем?
- Что можно сказать о внутреннем состоянии человека?
- Попытайтесь охарактеризовать его духовный мир, род занятий, интеллектуальный уровень.
6. Упражнение «Порадуй меня»
В центр круга приглашается один из учеников. Предполагаем, что него сегодня день рождения. Задача всех остальных - доставить ему радость. Каждый из участников решает, что ему подарить: вещь, событие или что-то еще. Тот, чей подарок окажется самым удачным, получает награду улыбку от «именинника». Затем становится «именинником» и получает подарки другой ученик.
7. Подведение итогов.
- ребята, вы живете среди людей. Не завывайте, что каждое ваше слово, каждый поступок, желание отражаются на окружающих вас людях. Проверяйте свою жизнь вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делайте все для того, чтобы людям, окружающим вас, было всегда хорошо.