- Преподавателю
- Классному руководителю
- Праздник проводов зимы - Масленица
Праздник проводов зимы - Масленица
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сучкова И.А. |
Дата | 28.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сценарий праздника для начальной школы "Масленица"
Цель: знакомство школьников с обычаями и традициями русского народа.
Задачи:
-
Привитие интереса к изучению элементов русской народной культуры;
-
Развитие ловкости, смекалки;
-
Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
-
Воспитание в учащихся бережного отношения к сохранению традиций и обычаев русского народа;
-
Оздоровление учащихся;
-
Создание условий для формирования этнокультурной идентичности школьников.
Форма проведения: КТД.
Место проведения: школа, пришкольный участок.
Необходимое оборудование: обруч(2 шт.), санки(2 шт.), канат, чучело, костюмы, скотч, магниты, предметы народных промыслов, спички, ручки, карандаши, куклы, шары, нитки, иглы, апельсины(2 шт.), мандарины(2 шт.), изюм, мармелад, грейпфрут(2 шт.).
Фактический материал: вопросы викторины, загадки, пословицы и поговорки, небылицы, текст частушек, текст стихов судьям, рисунки, солнышки для участников, конфеты, снеговики(2 шт.), маршрутные листы(2 шт.).
Участникам необходимо принести с собой: блины, костюмы, подготовить частушки, пословицы, небылицы о Масленице, рецепты с гречкой.
Используемая литература: научно- практический журнал «Спутник классного руководителя №4 \ 2008 г.» .
Дополнительный инвентарь: чашки, чай, самовары, столы для организации чаепития.
Ход мероприятия.
(Все участники и ведущие в народных костюмах)
0.Песня «Ой, да разгулялась зима»
Ведущий 1:
«Масляна неделя
В Голицыно к нам прилетела
В школу первую зашла,
Радость всем нам принесла.
Ох, Масленица хороша!
От неё поёт душа!
Кукол мы нарядим
И посадим рядом.
Будем петь и веселиться
И по станциям пойдём,
Много интересного
Мы в пути найдём»
Классный руководитель:
«Наш праздник посвящён проводам русской зимы и называется Масленица. Масленица- древний народный праздник, который отмечают на последней неделе перед Великим постом. Пост завершается празднованием Светлого Христова воскресенья - Пасхой. Это событие отмечается в разные дни каждый год, поэтому проведение Масленицы зависит от того, какого числа празднуется Пасха.
В этом году мы отмечаем Пасху 5 мая, а Масленицу 17 марта.
Празднование Масленицы сопровождается обрядами, гуляниями, играми, различными забавами. И сегодня мы предлагаем вам перенестись в те далёкие времена и принять участие в этом весёлом празднике.
Масленица длилась неделю и поэтому в нашей игре будет 7 станций, которые соответствуют дням недели:
Понедельник-«Встреча»
Вторник-«Зайгрыш»
Среда-«Лакомка»
Четверг-«Разгуляй четверток»
Пятница-«Тёщины вечера»
Суббота-«Золовкины посиделки»
Воскресенье-«Прощёный день»
Ведущий 2:
«Добро пожаловать на наш праздник,
Затей у нас много разных!
Песни, частушки послушаем,
Блинов со сметаной покушаем,
Спляшем весёлую пляску,
Покатаемся на салазках,
А ещё будут здесь состязания,
Разные смешные задания.
Победители и те, кто рядом,
Получат сегодня призы и награды.»
Классный руководитель:
«А теперь пора познакомиться с правилами игры. У нас 7 станций на каждой станции вас встречают веселые скоморохи и красные девицы. Вам необходимо путешествовать по маршрутному листу и выполнять задания. Ответы принимаются, если они сказаны хором и громко. Прошу капитанов команд получить маршрутные листы»
(Команды получают маршрутные листы и расходятся по станциям.)
Первый скоморох.
- Добрый день, гости дорогие! Жданные, званные, желанные!
Второй скоморох.
- Здравствуйте, молодки!
Здравствуйте, лебёдки!
- Ребята-молодцы, весёлые удальцы!
Первый скоморох.
- Почтенные и молодые!
Второй скоморох.
- Полные и худые!
Первый скоморох.
- Мы рады гостям, как добрым вестям!
Второй скоморох.
- Добро пожаловать! Всех привечаем, душевно встречаем!
Первый скоморох.
- Мы - скоморохи!
- С нами лучше веселиться, а без нас праздник никуда не годится!
Второй скоморох.
- Приглашаем всех гостей к нам на праздник поскорей!
Первый скоморох.
- У нас сегодня представление всем на удивление!
Вместе.
- Сегодня Масленица приглашает в гости!
Второй скоморох.
- Мы сегодня масленицу встречаем, зиму провожаем, весну заклинаем!
Первый скоморох.
- Масленица - честная, весёлая, широкая - так называли неделю перед Великим постом на Руси!
Второй скоморох.
- Итак, Масленицу начинаем!
1.Звучит народная музыка, выходят девочки в сарафанах, доделывают чучело Масленицы, поют песню. "Эх, Масленица".
Описание станций:
I. Понедельник-«Встреча»
Скоморох:
«Первая станция называется «Встреча».
Здесь мы услышим интересные речи.
Нет веселья без частушек,
Посиделок без подружек,
Нету без гармошки пляски,
Небылицы нет без сказки.
Расскажите небылицы
В монологе или в лицах,
Фантазируйте, друзья,
Грустить на Масленицу нельзя!»
Критерии оценки работы команды: за каждую небылицу 1 балл.
Команды двигаются дальше.
II. Вторник-«Заигрыш»
(Эта станция на улице, на пришкольном участке; на эту станцию обе команды приходят одновременно).
Скоморох 1:
«Все на «заигрыши» к нам:
Предлагаем игры вам!
Ну-ка, кто из вас сильней?
Поворотливей, умней!
Покажи - ка свою удаль
Перед девушками, сударь!»
Скоморох 2:
«Две команды у нас есть
По делам хвала им, честь
Кто в игры с нами поиграет?
Победителем кто станет?
Раз, два, три, четыре
Играем, что есть силы.»
Эстафета 1 «Обруч»:
- По команде первый игрок бежит до обруча, пролезает и возвращается назад, передаёт эстафету следующему игроку.
Эстафета 2 «Сани»:
- Команда разбивается по парам. По свистку первый тащит своего партнёра, обвозит препятствия и возвращается назад, передавая эстафету следующей паре.
Эстафета 3 «Цепи- цепи, кованые»:
- Команды выстраиваются друг против друга, взявшись за руки. Одна команда говорит речетатив: «Цепи-цепи, кованые, раскуйте нас». Другая команда отвечает: «Кем из нас?». Первая команда говорит: «Всеми!». Команда бежит, стараясь расковать руки противника.
Скоморох 3:
«А теперь прошу вниманья!
Новое соревнованье!
Кто захочет - стар и млад
Перетягивать канат?»
Эстафета 4 «Перетягивание каната».
Второй ведущий.
- Продолжаем мы забавы для гостей, друзей, для всех!
- Начинаем панораму удивительных потех!
Первый скоморох.
- Был у меня петух. Бежал во весь дух, до масличной недели, чтоб не съели!
Второй скоморох.
- А у меня на улице с петухом дерутся две курицы.
- А две девицы - красавицы смотрят и смеются:
- Ха-ха-ха! Как нам жалко петуха!
Первый скоморох.
- У нас сейчас петушиные бои!
Игра "Петушиные бои"
Критерии оценки работы команды: активное участие - 1 балл.
Команды двигаются дальше.
Первый ведущий.
- Я вижу, ребята здесь собрались ловкие, сильные, умелые!
- Наши скоморохи устали, проголодались.
- Давай скорей среду объявлять!
Вместе.
- Среда - "Лакомка", "Сладкоежка".
2.Дети поют песню "Мы давно блинов не ели", инсценируют её.
III.Среда-«Лакомка»
(На эту станцию обе команды приходят одновременно. Проводится в кабинете. На доске висят два чугунка. Команды дома должны были найти рецепты о гречке. Рецепты должны быть оформлены красиво. Команды должны «заполнить» чугунки гречкой. У кого чугунок будет полный, та команда набирает наибольшее количество баллов).
Скоморох:
«Станция «Лакомка». Здесь гречкою пахнет,
Варится каша в котлах.
Ну-ка, узнаем сколько рецептов
Содержится у вас в головах.
Кто больше? Кто вкусней?
Из гречи суп и каша
У нас текут уж слюнки!
Ну, где же ложка наша?»
Судья объясняет правила игры.
Критерии оценки работы команды: за каждый рецепт - 1 балл.
Команды двигаются дальше.
IV. Четверг«Разгуляй четверток»
(Проводится на сцене актового зала школы).
Скоморох:
А на нашей станции «Четверток широкий»
Вас встречают русские
Весёлые скоморохи.
Здесь частушки мы услышим
Ну, а лучшие - запишем
Разгуляй - гуляй, народ,
Бери Масленицу в оборот!
Пой частушки, веселись;
Хлопай громче, улыбнись!»
Участники садятся на корточки, образуя круг. По очереди в круг выходят мальчики и девочки. Все остальные хлопают в ладоши.
Критерии оценки работы команды: за каждую частушку- 1 балл.
Команды двигаются дальше.
3.Дети поют частушки. Ходят по залу.
Шила платье из капусты,
Огурцом отделала.
Рассердилась, платье съела,
Что же я наделала?
Я плясала в 3 ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад,
Сапоги мои лежат.
Я на Масленку катался,
Трое саней изломал.
Ворона коня замучил
И милашку закатал!
У кумы была сестрица
Печь блины-то мастерица.
Напекла их кучек шесть
Семерым их не поесть.
Сели четверо за стол
Дали душеньке простор.
Друг на друга поглядели…
И блины-то все поели!
Мы с подружкою гуляли
Сыром гору налепляли
Всю блинами устилали,
Сверху маслом поливали!
Солнце красное зашло,
Возвращаемся в село.
Задание, дописать частушку.
У меня четыре шали,
Пятая пуховая.
Не одна я боевая…
Все мы здесь бедовые!
Первый скоморох.
- А у Мишки на носу ели кошки колбасу!
Второй скоморох.
- И чего ты раскричался
Будто тебе мух попался?
Первый скоморох.
- Кто попался?
Второй скоморох.
- Мух!
Первый скоморох.
- Кто это мух?
Второй скоморох.
- Ребята, он не знает муха!
- Вот у воробьихи муж - воробей, у соловьихи муж - соловей.
- У курицы муж - петух, а у мухи муж будет мух!
- Ха-ха-ха!
Первый скоморох.
- А сейчас конкурс танцевальный.
- Кого ноги в пляс ведут, скоморохи наши ждут!
4.Дети танцуют "Плясовая".
5.Песня «Широкая Масленица»
V. Пятница «Тёщины вечера»
Первый ведущий. - Хватит смеяться да играть! Пора пятницу объявлять!
Второй ведущий.
- Пятница - тёщины вечёрки!
- Завтра будет день попроще
Если кто имеет тёщу,
Пусть для проводов зимы
К тёще едет на блины!
Первый ведущий.
- К тёще на блины идём
И друзей с собой ведём!
Развесёлая Масленица,
Мы тобою хвалимся!
Второй ведущий.
- Как на маслену неделю
Блины по небу летели,
Их была большая стая,
Только мы их не достали!
Придумать связку. Игра "Тёщины блины"
Скоморох:
«На тёщиных вечерках
Зятья тёщ угощают,
За столы накрытые
Родню всю приглашают.
Загадай загадку,
Отгадай ответ:
Лучше милой тёщи
Для зятя друга…(нет!)»
Сценка:
Стол. На столе самовар, блины, чашки. За столом тёща и зять.
Тёща:
«Будешь со мной стих читать, в рифму слова подбирать»
Зять соглашается.
Скоморох:
«Ребята, если зять не сможет слово в рифму подобрать, поможем тещё!»
Ребята: -ДА!
Зять решил устроить бал,
Тещу в гости он…(позвал).
Купил муки, купил творог,
Испёк рассыпчатый…(пирог).
Зять мамашу в гости ждёт,
Но что - то тёща…(не идёт).
Он долго у стола ходил,
Потом кусочек…(отхватил).
Затем подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту…(съел),
Когда же тёща подошла,
То даже крошек…(не нашла).
Скоморох:
«Молодцы, ребята! А сейчас, чтобы «умаслить тёщу» вы должны отгадать загадки»
Участники должны отвечать хором.
Загадки:
-
Бродит одиноко огненное око, всюду, где бывает - взглядом согревает. (Солнце)
-
Никто его не видит, а всякий его слышит. Без крыльев оно, а летит, без языка - а говорит.(Эхо)
-
Годовой кусочек каждый день гоняет листочек, год пройдёт - весь лист опадёт. (Календарь)
-
Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идёт; глаз нет, а плачет. (Туча)
-
Дождь идёт, я тут как тут, многие меня здесь ждут, лягушата и ребята, голуби и поросята. Я на зеркало похожа и на озеро чуть-чуть, ну а вам не захотелось ко мне в гости заглянуть. (Лужа)
-
Бьют Ермилку, что есть силы по затылку, он не плачет, только ножку прячет. (Гвоздь)
-
Заря - заряница, красная девица, тропку выпускает, росу расстилает. Едет стороной, с сохой, бороной, с ключевой водой. (Весна)
Критерии оценки работы команды: активность, смекалистость, за каждую правильно отгаданную загадку - 1 балл.
Команда двигается дальше.
Второй ведущий.
- А в субботу не безделки - золовкины посиделки!
- Красны девицы, вставайте, дорогих гостей встречайте!
VI.Суббота «Золовкины посиделки»
Скоморох:
«Золовкины посиделки-
Это вам не безделки. Ну-ка , поговорки
Про Масленицу вспомните,
Мудрые пословицы
Ребятам всем напомните
Про блины и про весну,
Про гулянья яркие,
И про проводы зимы, весёлые и жаркие»
«Сейчас вы, красны девицы и вы, добры молодцы, покажите свою смекалку. Пословицы - это цвет народного ума, это житейская народная мудрость. Пословицы красят речь, делают её образной. Я пословицу начинаю - вы заканчиваете»
Пословицы:
-
Не красна изба углами, а красна…(пирогами);
-
Зима без снега - лето…(без хлеба);
-
Кто рано встаёт…(тому Бог подаёт);
-
Работать не встанешь, ноги с голоду…(протянешь);
-
Кто хвалится, тот…(с горы свалится);
-
У кого что болит, тот…(про то и говорит);
-
Дурная голова…(ногам покою не даёт);
-
Что с возу упало…(то пропало).
А теперь вы расскажите мне пословицы и поговорки про Масленицу.
Критерии оценки работы команды: активность, смекалистость, творческие способности.
Команды двигается дальше.
Первый ведущий.
- Прощай, Зима, прости ты нас,
Что мы рады Весне сейчас!
Что нынче нам Весна милее,
Что о тебе мы не жалеем!
Второй ведущий.
- Счастливого пути желаем,
На север с миром отпускаем! (Машут руками)
VII. Воскресенье «Прощёный день»
Первый ведущий.
- Вот и наступил последний день Масленицы - воскресенье!
- "Прощённый день", "Проводы Масленицы"
(Проводится на улице. Все становятся вокруг чучела).
Классный руководитель:
«В день прощёный - воскресенье
Попроси у всех прощенья.
Может, кто тебя обидел,
Может, ты кого,
Умышленно, случайно ли-
Теперь уже всё равно.
Улыбнись и повинись,
С близким другом обнимись,
И с теми, с кем поссорился,
Сегодня помирись!»
Давайте сейчас попросим прощения у того, кто справа от вас стоит, у того, кто - слева.
(Все просят прощения друг у друга).
«Бог простит!
« Пора прощаться нам с Зимой,
Повстречаться всем с Весной.
Зиму будем доставать,
На костре большом сжигать.
Но к ней пройти не каждый сможет,
Есть здесь смелые, кто поможет!»
Выбегают скоморохи, поджигают чучело.
Все участники кричат:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо - птички летят,
Колокольчики звенят!»
Классный руководитель:
«Вот и кончилось маслице,
Прошла, прошла Масленица!
До чего нас довела!
До хлеба, до редьки,
До пареной репки,
До горького хвоста,
До Великого поста.»
- Дорогие ребята и гости нашего праздника, давайте пройдём в актовый зал школы для продолжения праздника.
Первый скоморох.
- В воскресенье мы с Масленицей прощаемся,
В воскресенье слезами умываемся.
Второй скоморох.
- Мы катались с горы от зари до зари,
А сегодня в воскресенье наше кончилось веселье.
6.Песня "Прощай Масленица".
Первый ведущий.
- А на прощанье готово угощенье всем на удивление!
- Вот румяные блины
Во все стороны равны!
К ним сметана или джем
Разбирайте, хватит всем!
Второй ведущий.
- С пылу, с жару разбирайте,
Похвалить не забывайте!
Все румяны и красивы,
Скоморохи раздают блины.
Вместе.
- А за праздник вам - Спасибо!
Подведение итогов:
Все команды в актовом зале школы.
Скоморохи - судьи на сцене:
-
Две команды так старались.
Мы ими просто любовались.
И за обе мы болели-
Молодцы вы, в самом деле!
-
Мы по солнышку вам дарим,
Чтоб вы улыбались,
Чтоб учились, чтоб дружили
И соревновались!
-
Чтоб вы лучики - конфетки
Съели непременно.
И тогда весенние
Наступят перемены.
-
Зазвенит весна ручьями,
Соловьями запоёт.
Пусть вам Масленица наша
Пятёрок больше принесёт.
(Дарят всем участникам солнышки).
- А капитанов команд просим подняться на сцену. Они получают сладких снеговиков.
Классный руководитель:
«Ребята, наш праздник имеет не только соревновательный характер, но и познавательный. Вы познакомились с обычаями праздника «Масленица», узнали, что это действительно самый весёлый, самый разгульный и поистине народный праздник. Основным блюдом Масленичной недели является блин. Он символизирует солнце - победу добра над злом, тепла над холодом. Круглые, румяные, горячие блины являли собой символ Солнца, которое всё ярче разгоралось, удлиняя дни. По поверьям, первый блин принято отдавать бедным.»
Ведущий 1:
«На чай с блинами приглашаем.
Приходите, не стесняйтесь!
Хороши блины! Всем хватит!
Угощайтесь! Угощайтесь!
А блины- то круглые
Прямо с пылу с жару.
Подходите, подходите,
Ближе к самовару»
Все подходят к накрытому столу и проводится чаепитие.
7.Песня «Разрумяными блинами»