"Тематический классный час «Моя Хакасия» Классный руководитель: Луферчик Ангелина Станиславовна; Группа 1-ОР-12; 2 курс. ГБОУ РХ СПО «ЧГСТ»"

Мы своих студентов не только обучаем, но и воспитываем. Хакасия, в который мы проживаем, является нашей малой родиной. Она молода, приветлива и перспективна. Нашим студентам жить и работать именно в Хакасии.         Отчизной наделен каждый человек. И если он любит свою Родину, то участвует в ее судьбе, печалится из-за её горестей, веселится на ее праздниках, заботится о ее делах. Для каждого из нас Родина имеет свое значение. Данный классный час - это выяснение того, что для каждого студента зна...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тематический классный час "Моя Хакасия"

Классный руководитель: Луферчик Ангелина Станиславовна;

Группа 1-ОР-12; 2 курс. ГБОУ РХ СПО «ЧГСТ» (Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия среднего профессионального образования «Черногорский горный техникум»)

Живым ковром меж снежных гор покоясь,
Горишь жарками - блёстками шитья,
А Енисей, как будто синий пояс,
Обвил тебя, Хакасия моя.
Гощу ли в отдаленной стороне я,
Где голую равнину выжег зной, -
Встает и там, отрадно зеленея,
Весенняя тайга передо мной.
Я вижу твои древние курганы,
Где рыж ковыль, как ржавчина копья, -
Они - как зарубцованные раны
Под сердцем у тебя, земля моя.

Ольга Катющик,

Цели:

  1. Повышение ведущих духовных ценностей своего Отечества, связанного с творчеством хакасских писателей;

  2. Формирование чувства патриотизма, гражданского самосознания и любви к своей малой

Родине.

План:

  1. Творчество хакасских поэтов;

  2. Традиции хакасов.

Ход мероприятия:

Николай Георгиевич Доможаков

Стихотворение: "Родная моя земля"

Хакасия - земля родная!
Ты существуешь с давних пор.
Жила ты, светлых дней не зная,
Терпя бесправия позор.
Курганов каменные плиты
Стоят, как тяжкой жизни след
Они, как люди, с тьмою слиты,
Согнулись спины их от бед.
На всём следы былых страданий.
И если вслушаться в ручей,
То звук старинных причитаний
Послышится в тиши ночей.
Как много - каждый неизвестен! -
Хакасов гибло на пути.
И сколько сладкозвучных песен
Не вырвалось из их груди.

  1. Вступительное слово классного руководителя: Отчизной наделен каждый человек. И если он любит свою Родину, то участвует в ее судьбе, печалится из-за её горестей, веселится на ее праздниках, заботится о ее делах. Для каждого из нас Родина имеет свое значение. А что для вас Родина?

Студенты:

- Место, где родился и вырос.

- Родные люди.

- Это место, где всегда поймут и примут в свой круг.

- Это место, куда всегда хочется возвращаться.

- Это люди, живущее рядом, которыми ты гордишься.

Классный руководитель: О чувстве любви к Родине можно говорить много. Но есть люди, которые говорили об этом чувстве стихами - это наши Хакасские писатели.

Студент: Василий Андреевич Кобяков родился в 1906 году в деревне оспа Ширинского района. В раннем детстве остался круглой сиротой. Чудесная природа Хакасии вдохновила его на создание стихотворения "Песня о степи"

Василий Андреевич Кобяков

"Песня о степи"

Здравствуй, степь, напомни мне
О родимой стороне,
Где в цветах курган,
Где струится Абакан
По раздольной стороне.
Все равно здесь, вдали
От моей родной земли,
Лишь подумаю о ней, -
Радость в сердце всё сильней
От ветров родной земли.
Вижу синь её лугов,
Пью нектар её цветов.
Светлой грустью озарён.
Слышу жаворонка звон
Над ковром её лугов.
Степь, к тебе издалека
Мчится здешняя река.
Ты, река, в родимый край
Эту песню передай,
Как привет издалека.

Студент: Михаил Семенович Коков родился 21 ноября 1914 года в деревне Попушино Ширинского района. В детстве, как и все деревенские мальчишки, помогал старшим, пас скотину. Любовь к Родине у Михаила Кокова предметна. Создавая образ Хакасии, в своем стихотворении "Родная земля", Хакасия наполняет множеством конкретных деталей.



Михаил Семенович Коков

"Родная земля"

В лесу - и зверь пушной и птица,
В заимке - скот, в земле - металл.
Недаром родиной гордится
Хакас, что равноправным стал.
На склонах гор шумит пшеница,
По волнам рек спешат плоты, -
И блещут стройки, как зарницы,
Среди полночной темноты.
И, просыпаясь в дымке синей
От рева мощного гудка,
Седой тасхыл сквозь зыбкий иней
Глядят на звёзды рудника.

Студент: Тема родного края - одна из важных у поэта Михаила Еремеевича Кильчичакова. Естественная привязанность к своей земле приобретает в его стихах глубокий исторический смысл. Образ родины перекликается у него со степью, тайгой, Енисеем, древними курганами. Это значит, что любовь к ней у поэта всеобъемлюща и в то же время конкретна.

Михаил Еремеевич Кильчичаков

"Земля моя - Хакасия"

Живым ковром меж снежных гор покоясь,
Горишь жарками - блёстками шитья,
А Енисей, как будто синий пояс,
Обвил тебя, Хакасия моя.
Гощу ли в отдаленной стороне я,
Где голую равнину выжег зной, -
Встает и там, отрадно зеленея,
Весенняя тайга передо мной.
Я вижу твои древние курганы,
Где рыж ковыль, как ржавчина копья, -
Они - как зарубцованные раны
Под сердцем у тебя, земля моя.

Классный руководитель: Каждому живущему в Хакасии известно имя первого "романиста", поэта, ученого, педагога Николая Георгиевича Доможакова. В стихах о природе он восхищался её красотой. Обращаясь к цветку, он изливает ему свою благодарность за его совершенство, красоту и радость, которую он приносит человеку.



Николай Георгиевич Доможаков

"Цветок"

Степной цветок -
Краса природы
И вешний цвет её лица, -
Ты сердце радуешь народа,
Глаза лаская без конца.
Распространяя запах сладкий,
Ты пчёл завеешь
На пир земной
И разрешаешь без остатка
Всё взять из чашечки цветной.
Да, угощаешь ты на славу…
И в дни,
Когда листва падет,
А на холмах увянут травы, -
о лете
Нам напомнит мёд.

Студент: Очеловечивание природы - это лишь один из способов проникновения в ее тайны, открыть которые можно лишь в стихотворениях. Огонь в поэзии Валерия Майнагашева показан как предтеча красоты, энергия природы.

Валерий Георгиевич Майнагашев

"Жарки"

Вновь брожу я по лесам зеленым
Над бездымным пламенем жарков,
И кукушки голос отдаленный
Словно сердце вешнее лесов.
О жарки, жарки, вы дети солнца
(Так у нас в народе говорят),
По лесам, лишь только май вернётся,
Миллионы солнышек горят.
Знаю я, что есть цветы другие.
Восхищает нас их красота,
Но они, как девушки чужие,
Мне не грели душу никогда.

Студент: Анатолий Кыштымов - автор упоительной пейзажной лирики. Его одинаково радуют и лучи весеннего солнца, и неистовое кипение снежной вьюги. Радостью и восторгом, он видит обновление природы в стихотворении:



Анатолий Кыштымов

"Вот и зима…"

Вот и зима…
Опять пришла блондинка,
Кусты обсыпала
Мельчайшим серебром,
Чудесной девушкой подбросила снежинки
И резко крутанула подолом.
На снег с небес
Слетаются снежинки,
Заката кони
Бродят по снегам,
Жуют снега, хрустят
И звонко динькают
Под небом бубенцы по вечерам.

Классный руководитель: Мы много можем говорить о наших Хакасских писателях. Все они в своих стихах отражают красоту нашей природы, ее становление и обновление. Но мы недостаточно задумываемся о численности даров природы, о ее зелёных лесах, о голубых озерах, о птицах и животных, которые помогают нашей природе выжить.

Хакасия прошла нелегкий исторический путь, однако хакасский народ сохранил свою культуру и самобытность, сохранил и древние памятники - курганы с каменными изваяниями, на которых выбиты рисунки и надписи. В настоящее время на территории Хакасии насчитывается приблизительно 30 тысяч курганов, стел и писаниц, поэтому ее называют уникальным археологическим памятником под открытым небом.

Студент: Хакасия - неповторимый по уникальности край, проезжая по его дорогам, удивляешься разнообразию картин природы. То выжженная солнцем степь, то травяной ковер с разноцветными головками цветов. Если же дорога заведет путника в хвойную тайгу, то он поразится высоте пихт, толщине кедра, янтарной смоле лиственниц, а если повезет, то отведает он наше знаменитое сибирское лакомство - знаменитые кедровые орешки.

Студент: Не менее богат и животный мир тайги. Здесь можно встретить и белую куропатку, жителям крайнего Севера, и самого крупного из оленей - лося. Живут здесь косуля, марал, медведь, рысь. Гордостью хакасской тайги являются белка, соболь, горностай, колонок и другие пушные звери. Не менее разнообразен птичий мир: глухарь, тетерев, рябчик - законные обитатели тайги.

Богата Хакасия и полезными ископаемыми. Её карта почти вся исчерчена черными квадратами - это указано местонахождение каменного угля, обозначены также знаками месторождения ценных и редких металлов.

Учитель: Мне бы хотелось, чтобы вы задумались на нашей темой и продолжили изучения истории Хакасии: традиции, обычаи хакасского народа, творчество, культуру и быт.

  1. Традиции хакасов. Мини-доклады студентов:

    1. Из напитков у хакасов самым популярным остается чай. Многие по традиции заваривают его с богородской травой (ирбен), с ягодами шиповника, брусники и черной смородины.
      В степных районах, говорят, сохранилась интересная чайная традиция: гость, выпив из вежливости не менее пары чашек чая, по окончании застолья должен перевернуть кружку на блюдце кверху дном, сказать "полар, алгыстапчам" (достаточно мне чая, благодарю) и выйти из-за стола, пока чашка остается открытой, хозяйка будет подливать чай снова и снова.

    2. Кумыс до xix века был излюбленным молочным напитком. Позже его вытеснил айран - напиток из скисшего молока. Потом хакасы научились перегонять его на молочную водку - араку.
      Многие столетия хакасы не знали проблемы алкоголизма. Это сейчас целые спившиеся деревни коренного населения никого не удивляют. Пьянство пришло на территорию саянских татар вместе с русскими.
      Считается, что в организме хакасов нет какого-то фермента, из-за чего аборигены быстро пьянеют и привыкают к алкоголю. Арака же редко была крепче 10 градусов, пили ее по праздникам, а женщины, так и вообще, могли попробовать спиртное только после рождения второго ребенка. Водка служила "не для хмеля", а ради сплочения застолья, была этакой "трубкой мира», Араку из большого казана наливали в чашу и передавали гостям по кругу.

    3. Как же на природе без шашлыка? Блюда хакасской национальной кухни без мяса невозможны. Традиционное мясо на косточке и конские копченые кишки. С давних времен существует у хакасского народа обычай приезжать в гости с тулупом (гостинцем). "Когда гостя встречают, весь улус сыт бывает", - говорят в народе.

    4. Любого человека, зашедшего в дом, хозяева встречали приветливо. В летнее время гостю подавали в пиале айран, а зимой - абыртхы.

    5. В хакасской кухне основным блюдом всегда было мясо, поэтому очень много интересных рецептов из конины, а также из домашней птицы, рыбы.


    1. А знаете ли вы, что слово «пирог» (пiрiг) пришло из тюркского и переводится буквально как "соединение"?

    2. В старину, когда парень женился, он не приводил невесту в дом отца. После сватовства, до свадьбы, родственники жениха и соседи, собравшись вместе, ставили ему новую юрту, куда он и приводил свою будущую жену. Так вот, пирог обязательно готовят в день свадьбы, в день, когда соединяются влюбленные, создается новая пара, соединяются двое молодых людей из разных родов и из разных семей.

    3. Начинку для пирогов готовили в доме родителей жениха, а тесто - в доме родителей невесты. И в день свадьбы, как правило, подростки приносили все это во вновь построенный дом жениха, где начинку и тесто соединяли и выпекали. Отсюда и пошло название пирогов. В обычные дни тоже готовили пироги, но в день свадьбы это был обязательный ритуал.

    4. Древние хакасы считали, что все боги живут на очень высокой горе, отсюда возникли культ камня и обряд поклонения каменным божествам. Их называли - менгиры. Так выглядели божественные идолы, которым поклонялись предки хакасов. Этим древним изваяниям 6000 лет, они на 1000 лет старше каменных изваяний на острове пасхи. Высечь лик на камне - значит пригласить божество или дух к общению, то есть установить для него определенное место, где к нему обращаются люди и приносят дары.

    5. Часто лики сопровождаются рисунками. Чем больше рисунков, тем важнее божество. Обычно рисунки обозначают пространство. Это может быть три мира, собранные воедино: земной, небесный и подземный. Жизнь попадает на землю с небес в виде дождя или с водой горных рек, а потом стекает в подземный мир, в царство мертвых.

  1. Подведение итогов.





© 2010-2022