Социально-педагогическое сопровождение адаптации студентов-первокурсников к условиям жизнедеятельности в техникуме

     В современном обществе остро стоит проблема социально-психологической адаптации студентов-первокурсников, так как студенту очень сложно привыкнуть к новым условиям обучения. Успешность обучения во многом зависит от возможностей студента освоить новую среду, в которую он попадает, поступив в техникум. Оптимальная адаптация студентов-первокурсников к жизни и учебе в среднем учебном заведении– залог дальнейшего развития каждого студента как человека и будущего специалиста. Адаптационный период...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социально-педагогическое сопровождение адаптации студентов-первокурсников к условиям жизнедеятельности в техникуме

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Новокуйбышевский нефтехимический техникум»








Социально-педагогическое сопровождение адаптации студентов-первокурсников к условиям жизнедеятельности в техникуме











Разработала: преподаватель

математики

ГБОУ СПО «ННХТ»

Позднякова Елизавета Ивановна











Новокуйбышевск 2014г.

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы исследования процесса адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизнедеятельности в техникуме

1.1. Понятие и виды социально-психологической адаптации личности…………5

1.2. Особенности социально-психологической адаптации у первокурсников к новым условиям жизнедеятельности в техникуме……………………………….6

1.3. Анализ причин трудностей социально-психологической адаптации к новым условиям жизнедеятельности у первокурсников………………………………..8

Глава 2. Исследование процесса адаптации студентов-первокурсников при реализации программы социально-педагогического сопровождения

2.1. Содержание социально-педагогической работы по адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизнедеятельности в техникуме………..10

2.2. Программы социально-педагогического сопровождении адаптации первокурсников к новым условиям жизнедеятельности в техникуме…………11

Глава 3. Представление результатов исследования…………………………...13

Заключение………………………..……………………………………….………15

Список используемой литературы ………………………………………….….16





Введение

В современном обществе остро стоит проблема социально-психологической адаптации студентов-первокурсников, так как студенту очень сложно привыкнуть к новым условиям обучения. Успешность обучения во многом зависит от возможностей студента освоить новую среду, в которую он попадает, поступив в техникум. Оптимальная адаптация студентов-первокурсников к жизни и учебе в среднем учебном заведении- залог дальнейшего развития каждого студента как человека и будущего специалиста. Адаптационный период студентов-первокурсников сопровождается трудностями в обучении, появление которых обусловлено объективными противоречиями между наличным уровнем готовности к обучению и требованиями учебной деятельности.

Сложность адаптации обусловлена такими факторами, как новизна учебной коммуникации, объем информации, специфика взаимодействия с преподавателями и общения в учебной группе. Это отражается на сложности усвоения учебной информации, повышенной утомляемости, нехватки времени, несогласованности взаимной ответственности при выполнении коллективного учебного проекта, отсутствия контроля со стороны преподавателя сопровождается отрицательными эмоциональными состояниями тревожности, чувством неполноценности, несостоятельности, беспомощности. Чем студент успешнее адаптируется к новым условиям, к новому коллективу, к новым нормам и ценностям студенческой группы, тем успешнее будет процесс самореализации в его студенческой жизни, а затем в будущей профессиональной деятельности. Существуют различные методы психологической работы со студентами- первокурсниками, которые ориентированы на то, чтобы помочь этим студентам привыкнуть к новой социальной среде.

Таким образом, можно сформулировать проблему исследования: как организовать социально-педагогическую работу, способствующую успешной адаптации студентов-первокурсников к условиям жизнедеятельности в техникуме.

Объект исследования: процесс социально-психологической адаптации студентов-первокурсников техникума.

Предмет исследования: социально-педагогическое сопровождение адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизнедеятельности в техникуме.

Цель: исследовать процесс адаптации студентов-первокурсников к условиям жизнедеятельности в техникуме

Задачи:

1. Провести теоретический анализ подходов к проблеме адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизнедеятельности в техникуме.

2. Разработать и реализовать программу социально-педагогического сопровождения адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизнедеятельности в техникуме.

3. Осуществить психолого-педагогическую диагностику показателей адаптации студентов к новым условиям жизнедеятельности в техникуме.

4. Обобщить и представить результаты исследования.

Методы получения данных: анкетирование первокурсников. В анкетах для первокурсников будут заданы вопросы, касающиеся их самочувствия в образовательной среде техникума, выяснения их мотивов обучения и причин, из-за которых первокурсники испытывают трудности в социально-психологической адаптации.

Глава 1. Теоретические основы исследования процесса адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизнедеятельности в техникуме


1.1 Понятие и виды социально-психологической адаптации личности

Существует много определений феномена адаптации. В обобщенном виде адаптация описывается как приспособление, необходимое для адекватного существования в изменяющихся условиях, а также, как процесс включения индивида в новую социальную среду, освоение им специфики новых условий.

В психологии выделяют два вида адаптации: профессиональную и социально-психологическую.

Профессиональная адаптация - это определенный уровень овладения профессиональными навыками и умениями, формирование профессионально необходимых качеств личности, развитие устойчивого положительного интереса и отношения к избранной специальности.

Социально-психологическая адаптация - это включение личности в систему взаимоотношений, которые характеризуют данную группу людей. Социально-психологическая адаптация представляет собой изменение, перестройку психики индивида под воздействием объективных факторов среды, процесс ломки старого и установление нового динамического стереотипа - устойчивой системы временных нервных связей, обеспечивающей определенную интенсивность и последовательность реакций организма и психики на изменение внешних и внутренних воздействий.

Социально-психологическая адаптация личности компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях, благодаря ей создаются возможности оптимального функционирования личности в новой обстановке.

1.2 Особенности социально-психологической адаптации у первокурсников к новым условиям жизнедеятельности в техникуме

Адаптация личности студента к обучению - это сложный, длительный, а порой острый и болезненный процесс. Он обусловлен необходимостью отказа от привычного, неизбежностью преодоления многочисленных и разноплановых адаптационных проблем и профессиональных затруднений.

При кардинальной смене деятельности и окружения начинающему студенту нужно активно приспособиться к условиям новой среды. Ведь социально-психологическая адаптация студента сейчас ориентирована на нормы, направлена на установление социально-полезных отношений с социальными субъектами (преподаватели, группа студентов, её члены), изменение в позитивном плане общения, поведения, деятельности. Она тесно связана с психологическими аспектами адаптации, т.е. можно говорить о социально-психологической адаптации (усвоение полезных стандартов поведения - участие в семинарах, дискуссиях; ценностные ориентации -порой полное несовпадение с ожидаемым, переориентация ценностей; освоение новых социальных ролей - студент, практикант; формирование мотивационной сферы, восприятие себя, своего окружения и многие другие психологические явления, состояния и образования).

В условиях социально-психологической адаптации студентам приходится осмысливать свою новую социальную роль - в процессе деятельности, общения, самопознания происходит преобразование их внутреннего потенциала за счёт адаптации механизмов: когнитивный (включает познавательные процессы: ощущение, восприятие, представление, память, мышление воображение); эмоциональный (нравственные чувства, эмоциональные состояния радость, огорчение, тревога и т.д.); практический, обуславливающий поведение студента в различных ситуациях практической деятельности.

Психолого-возрастные особенности студенчества характеризуются эмоциональной незрелостью, открытостью, внушаемостью, самоидентификацией. В этот период студентам важно именно окружение, в котором они находятся. Очень часто в одну группу попадают юноши и девушки с разным социальным уровнем, период адаптации данных категорий будет различным.

Средой адаптации студентов выступает образовательная среда техникума. Адаптивная ситуация студента-первокурсника вызвана новизной самой деятельности и условий, в которых она протекает. И можно выделить следующие ее виды:

-новизну целей студента;

-новизну деятельности, протекающей в рамках учебно-воспитательного процесса техникума;

- новизну социального окружения студента;

- для тех студентов, которые приехали в город из сельской местности - можно выделить новизну городской среды, к которой они должны также адаптироваться.

Адаптация первокурсника - это, во-первых, непрерывный процесс, так как не прекращается ни на один день, а во-вторых, колебательный, поскольку у студента происходит переключение адаптации в различные сферы: учебная деятельность, общение и самосознание.

Адаптивная потребность может быть осознана студентом или нет. В последнем случае студент-первокурсник, видя, что прежние способы деятельности и поведения уже невозможны, ищет другие способы адаптации к среде техникума. Чаще всего стихийно, методом проб и ошибок, в результате чего адаптация протекает медленно и со значительными трудностями. Адаптивная потребность студента может быть удовлетворена на двух уровнях:

- уровень техникума, на котором создаются внешние условия реализации адаптивной потребности;

- личностный уровень, когда адаптивная потребность становится движущей силой самовоспитания и саморазвития личности студента.

Социально-психологическая адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях, создает возможности оптимального функционирования личности в новой обстановке. Если первокурсник не сможет адаптироваться к новым условиям обучения в техникуме, то он начинает испытывать дополнительные затруднения в учебной деятельности и межличностном общении.

1.3 Анализ причин трудностей социально-психологической адаптации к новым условиям жизнедеятельности у первокурсников

Причины трудностей социально-психологической адаптации первокурсников к обучению в техникуме следующие: неумение студента распределять свое время и силы; неготовность первокурсника к выполнению высоких требований преподавателей; неготовность работать с большим объемом новой информации; отсутствие привычного контроля и опеки со стороны родителей и школьных учителей; неготовность студента к самостоятельному обучению; отсутствие у студентов трудолюбия, силы воли, а также желания учиться; недостаточная общеобразовательная подготовка; слабо развитые навыки общения и ведения дискуссий.

Наибольшие трудности связаны недостатком времени на самоподготовку и его правильным использованием, а также разлукой с родителями, повышенными по сравнению со школой требованиями, что отрицательно сказывается на его психологическом состоянии и повышении уровня тревожности, беспокойства, снижении уровня самооценки.

Особенности нового коллектива также негативно отражаются на психике первокурсника, так как первокурсник чувствует себя скованно и неуверенно в новом коллективе.

Слабая подготовка в школе отрицательно сказывается на процессе адаптации, так как незнание основ общеобразовательных предметов приводит к сложностям адаптации к учебному процессу в техникуме, сложностям в усвоении предметов. Слабо развитые навыки общения и ведения дискуссии приводит к тому, что студент-первокурсник испытывает трудности в межличностных отношениях в группе, в своем студенческом коллективе.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что социально-психологическая адаптация первокурсников представляет собой изменение, перестройку психики индивида под воздействием объективных факторов среды, процесс ломки старого и установление нового динамического стереотипа - устойчивой системы временных нервных связей, обеспечивающей определенную интенсивность и последовательность реакций организма и психики на изменение внешних и внутренних воздействий. Социально-психологическая адаптация личности компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях, благодаря ей создаются возможности оптимального функционирования личности в новой обстановке.

Адаптация личности студента к обучению представляет собой сложный, длительный, а порой острый и болезненный процесс. Он обусловлен необходимостью отказа от привычного, неизбежностью преодоления многочисленных и разноплановых адаптационных проблем и затруднений.







Глава 2. Исследование процесса адаптации студентов-первокурсников при реализации программы социально-педагогического сопровождения

1.1. Содержание социально-педагогической работы по адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизнедеятельности в техникуме

Педагогическое сопровождение социально-психологической адаптации студентов - это процесс взаимосвязанной деятельности всех субъектов сферы образования, направленной на обеспечение эффективного взаимодействия студентов с образовательной средой техникума, способствующего их самоопределению, самоутверждению, саморазвитию.

Выделяются следующие виды педагогического сопровождения: индивидуальное, групповое, социальное.

Индивидуальное педагогическое сопровождение осуществляется преимущественно в сфере личностной адаптации студента, выявляются затруднения и проблемы учащегося, осуществляется помощь педагога в разрешении внутриличностных противоречий, конфликтов первокурсника, прогнозируются индивидуальные траектории его личностного развития.

Групповое сопровождение социально-психологической адаптации студентов реализуется в формировании благоприятного психологического климата в группе, коррекции внутригрупповых отношений, разрешении возникающих внутригрупповых конфликтов. Оно осуществляется в ситуациях взаимодействия личности студента с другими людьми, т.е. с группой.

Социальное педагогическое сопровождение осуществляется с учетом того, что личность является членом общества, по отношению к которому педагогическое сопровождение состоит в том, чтобы студент-первокурсник успешно адаптировался к условиям техникума, активно включился в его деятельность. Помощь психолога, педагога состоит в том, чтобы сформировать необходимые социальные качества, необходимые для успешной адаптации первокурсника и проводить коррекцию его линии поведения в образовательной среде техникума.

В социально-педагогическом сопровождении адаптации первокурсников особое внимание уделяется на включение первокурсника в образовательную среду техникума, формирование у первокурсника жизненной устойчивости, способности преодолевать трудности и сформировать активную жизненную позицию. Социально-педагогическое сопровождение должно включать в себя этапы психолого-педагогической работы, которые будут способствовать гармоничному взаимодействию первокурсников с образовательной средой техникума, а также их успешному профессиональному и личностному самоопределению и самореализации.

2.2. Программы социально-педагогического сопровождении адаптации первокурсников к новым условиям жизнедеятельности в техникуме

Показателями адаптации первокурсников к новой среде является их приспособленность к различным требованиям учебного процесса без ощущения внутреннего дискомфорта и бесконфликтное сосуществование с данной образовательной средой.

И поэтому, целью программы "Педагогического сопровождения социально-психологической адаптации первокурсников" является осуществление психолого-педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации студентов к учебной деятельности. Основными задачами по содействию адаптации первокурсников к образовательной среде техникума выступают:

1. Подготовка первокурсников к новым условиям обучения.

2. Установление и поддержание социального статуса первокурсников в новом коллективе.

3. Формирование у первокурсников позитивных учебных мотивов.

4. Предупреждение и снятие у первокурсников психологического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой.

Программы социально-педагогического сопровождения адаптации первокурсников рассчитана на первый год обучения и предполагает проведение комплекса мероприятий, которые условно можно разделить на 3 этапа.

Первый этап предполагает социально-психологическую поддержку вхождения бывших абитуриентов в новую образовательную среду, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности, проведение тренингов знакомства в учебной группе, помощь в выработке личной стратегии поведения в новом коллективе

Второй этап заключается в комплексном индивидуально-психологическом обследовании студентов, выработке рекомендаций и разработке индивидуальных программ для адекватного усвоения учебного материала и адаптации первокурсников в новой образовательной среде.

Третий этап предполагает индивидуальную психологическую помощь дезадаптированным студентам. Это могут быть индивидуальные психологические консультации, которые направлены на то, чтобы сформировать у студентов необходимые навыки общения, которые помогут ему в установлении межличностных отношений в группе или в учебной деятельности.


Глава 3. Представление результатов исследования


Среди студентов первого курса (25 человек - девушек и юношей в возрасте от 15 до 17 лет), обучающихся на специальности «переработка нефти и газа», было проведено анкетирование. В анкете было включено 19 вопросов, которые касались проблемы самоорганизации времени первокурсника при самоподготовке, его тревожности, беспокойства, стеснения и агрессивности в среде техникума, и три из этих вопросов предполагали продолжения высказывания с той целью, чтобы первокурсник попытался сам назвать причину своих трудностей, возникающих у него при обучении.

Среди вопросов были такие как: «Нравится ли Вам учиться в техникуме?»;

«Можете ли вы организовано распределить свое время при самоподготовке?»;

«Испытываете ли вы сильную неловкость, стеснение перед тем как задать вопрос преподавателю?»;

«Часто ли вы опускаете руки перед трудностями, возникающими при обучении?»;

«Часто ли вы злитесь, выходите из себя при общении с вашими однокурсниками?»;

«Часто ли вы чувствуете себя встревоженными, обеспокоенными перед тем, как надо идти на занятия?»

60% опрашиваемых первокурсников выделяют такие причины своих трудностей в адаптации к условиям обучения- это лень и неправильное распределение своего времени, остальные 34% первокурсников выделяют другие причины трудностей: страх перед публичным выступлением, неправильная подача материала преподавателем студентам и невнимательность студентов при усвоении материала, 6% - вообще не выделяли трудностей.

При вопросе о том, как бы первокурсники решили бы свои трудности при обучении, результаты распределились так:

80% опрашиваемых первокурсников считают, что трудности в учебной деятельности можно преодолеть лишь силой воли (заставлять себя учить и поставить себе цель добиться чего-то в жизни), а также организованно и правильно распределить свое время при самоподготовке.

Остальные 20% опрашиваемых первокурсников выделили другие пути решения своих причин трудностей: побороть страхи перед публичным выступлением, быть внимательней и более сосредоточенным при усвоении учебного материала.

На последний вопрос, где нужно было продолжить высказывание: «Учеба в вузе для меня лично - это…» распределились результаты так:

У 56 % первокурсников преобладают мотивы получения новых знаний, они ставят себе цель исследовать и познавать окружающий мир.

27% учатся потому, чтобы получить диплом и просто приобрести специальность.

Для 17% первокурсников учеба - это новые знакомства, друзья и приятное времяпровождение.

Из этого исследования можно сделать выводы о том, что первокурсники в основном психологически нормально адаптированы к условиям обучения, не было выявлено полностью дезадаптированных студентов. В основном были выявлены у первокурсников трудности с организацией своего времени на самостоятельную подготовку, страх публичного выступления. При возникающих трудностях в обучении обычно ничего не предпринимают, но это проявляется изредка. Также редко проявлялась тревожность у первокурсников, чувствовавших себя обеспокоенно на занятиях в техникуме или же находясь в нем. И таким образом можно сделать выводы о том, что большинство первокурсников к концу года уже психологически адаптированы к условиям обучения в техникуме.

Заключение

Среди актуальных проблем, касающихся оптимизации процесса обучения и развития студентов в образовательной среде техникума, выделяется проблема социально-психологической адаптации первокурсников к новым условиям их жизнедеятельности. У первокурсников возникают трудности с социально-психологической адаптацией, приводящие к низкой эффективности усвоения учебной информации, повышенной утомляемости при обучении, нехватке времени для самоподготовки и т.п. Психологическое состояние первокурсника характеризуется повышенной тревожностью, чувством неполноценности, несостоятельности, беспомощности и низкой самооценкой.

Чем успешнее первокурсники адаптируются к новым условиям обучения в техникуме, к новому коллективу, к новым нормам и ценностям студенчества, тем успешнее будет процесс их самореализации в студенческой жизни, как подготовки к будущей профессиональной деятельности. Таким образом, актуализируется задача организации эффективного социально-педагогического сопровождения, которое способствовало бы успешной адаптации студентов-первокурсников к новым условиям жизнедеятельности в техникуме.





Список используемой литературы

  1. Алексеева, Г.В. Проблемы социальной адаптации студентов в процессе построения жизненной перспективы.// Г.В. Алексеева, М.И. Алексеева / Школа на рубеже веков: материалы докладов Всероссийской научной конфереции. Смоленск: СГПУ, 2000

  2. Андреева Д.А. Влияние адаптации студентов на учебную активность. - В кн.: Проблемы активности студентов. - Ростов-Дон: Феникс, 1995.

  3. Асеев В.Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации. - Иркутск, 1996.

  4. . Балл, Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г.А. Балл // «Вопросы психологии» №1. 1989..

  5. Философские проблемы теории адаптации / Под ред. Г.И. Царегородцева. - М.: Просвещение, 1975.

  6. Якунин, В.А. Педагогическая психология / В.А. Якунин. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2000.

  7. Интернет ресурсы:

ecsocman.edu.ru

rusnauka.com

16



© 2010-2022