Внеклассное мероприятие Найти себя

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федеральное государственное образовательное учреждение

«Ивановская школа-интернат имени Е.Д. Стасовой»




Модель внеклассного занятия

«Найти себя»





Выполнила

Абрамова Елена Адольфовна,

воспитатель первой категории

Иваново 2012 г.

Конспект занятия

Аттестуемый педагог Абрамова Елена Адольфовна

Тема: «Найти себя»

Возраст воспитанников: 14 - 16 лет

Тип занятия: Воспитательный час

Цель занятия: Содействие принятию воспитанниками осознанного решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к профессиональному самоопределению.

Задачи занятия:

Образовательные (овладение различными видами предметной деятельности):

  • Развитие речевых умений и навыков, как показатель интеллектуального и общего развития через представление собственных знаний, умения анализировать свою работу на занятии;

Развивающие(формирование способностей к самостоятельному построению новых способов действий(саморазвитию):

  • Развитие коммуникативных умений воспитанников через организацию групповой фронтальной работы на занятии через организацию взаимопомощи и сотрудничества.

  • Формирование рефлексивных умений через проведение анализа результатов занятия, самоанализа собственной деятельности и достижений.

  • Развитие эмоциональной сферы через применение активных форм ведения занятия, через ИКТ.

  • Развитие способностей к самоанализу, умения логически мыслить и аргументированно вести беседу.

Воспитательные (развитие личностных качеств):

  • Воспитание чувства личной и коллективной ответственности за принятые решения.

  • Воспитание толерантности и эмпатии.

  • Формирование навыков самостоятельной работы.

  • Изучение личностных особенностей учащихся и оценка их возможностей, расширение границ самовосприятия, пробуждение потребности в самосовершенствовании.

  • Способствование развитию созидательной активности, настойчивости в достижении цели.

  • Формирование положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей жизни.



Оборудование и технические средства обучения

Наглядные пособия:

  1. Видео-презентация, создается педагогом совместно с воспитанниками

  2. Постеры с изображением людей различных профессий

  3. Толковый словарь Ожегова

Рабочие материалы для обучающихся:

  1. Конверты с заданиями по количеству команд-участников

  2. Ручки, фломастеры, таблички с номерами команд, бейджи

Материалы и оборудование, используемые педагогом: мультимедийное оборудование, музыкальный центр


План занятия:

  1. Вступительное слово

  2. Практический блок «Все профессии нужны, все профессии важны»

    1. Подбери примеры профессий (работа в группах)

    2. Найди профессии (работа в группах)

    3. Оцени профессии (фронтальная работа)

  3. Информационный блок «Самый лучший выбор».

  4. Проблемная ситуация

  5. Заключительная беседа

  6. Подведение итогов


Этапы работы

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

1.Подготовительный этап

Цель для воспитателя:

Тщательная подготовка мероприятия, обеспечивающая профессиональный уровень проведения, содержательность, качество исполнения.

Цели для воспитанников:

-формирование чувства сопричастности к общему делу;

-желания оказаться включенным в работу.

Выбор темы, написание сценария, подбор музыкального сопровождения, разработка презентации к мероприятию, оформление дидактического материала, анкетирование воспитанников.

Подбор музыкального сопровождения, поиск материала для презентации.

2.Организационный этап

-организация начала занятия;

Цели для воспитанников:

-включиться в деловой ритм занятия

Цели и задачи для воспитателя:

-создать благоприятную психологическую атмосферу занятия;

-включить воспитанников в деловой ритм занятия.

На экране - заставка со словами «Добро пожаловать!».

Звучит спокойная музыка. Приветствие воспитателя.

Здравствуйте те, кто весел сегодня.

Здравствуйте те, кто сегодня грустит.

Здравствуйте те, кто общается с радостью,

Здравствуйте те, кто молчит.

Улыбнитесь, пожалуйста те, кто готов сегодня работать с полной отдачей.

Здравствуйте.

Знакомство с гостями и другими присутствующими на мероприятии.

Упражнение «Пожелание хорошего друг другу»

Приветствие воспитанниками всех присутствующих.



Дети встают в круг и по очереди желают друг другу что-нибудь хорошее

Методы организации работы:

Диалог с участниками мероприятия

3.Актуализация опорных знаний.

Цели для воспитанников:

-сформулировать цель мероприятия;

-определить практическое значение содержания мероприятия для своей жизни.

Цели и задачи для воспитателя:

-совместно с воспитанниками сформулировать цели и задачи мероприятия, ожидаемые результаты;

-активировать опыт воспитанников.

Методы организации работы:

Беседа с использованием проблемных вопросов.

Форма организации работы:

-фронтальная беседа;

-работа в группах.

Критерии достижения целей и задач данного этапа мероприятия:

-общая включенность воспитанников в работу, их заинтересованность;

-проявление организованности при формировании групп;

-знание правил организации групповой деятельности.

Метод мотивирования активности учащихся:

метод словесного поощрения


Вступительная часть

На слайде картина с изображением трех дорог.

Вопрос : Какие мысли возникают у вас при просмотре этой картины?

Слайд с картиной Васнецова «Витязь на распутье».

Посмотрите, что у меня в руках? (В руках педагога - аттестат об окончании 9 класса).

Скоро вы получите первый документ об образовании. Для кого-то этот документ станет и билетом в самостоятельную жизнь. Средние учебные заведения, училища, работа - такие маршруты ждут тех, кто уже сделал свой выбор. Для остальных будет еще 2 года, чтобы подумать, а выбрать есть из чего - в мире более 55 тысяч профессий.

Продолжение диалога с воспитанниками:

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

Вам это нужно? Вы хотите об этом поговорить?

На экране появляется слайд с темой мероприятия.

Тема нашего мероприятия «Найти себя», мы сегодня будем говорить о том, как сделать правильный выбор профессии.

Упражнение «Дерево ожиданий»

Воспитатель предлагает детям способ объединения в 5 групп с помощью бейджиков с номерами. Педагог объясняет правила работы в группах.

Педагог открывает слайд презентации с изображением людей разных профессий.

Практический блок «Все профессии нужны, все профессии важны»

Воспитатель продолжает беседу с воспитанниками.

Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 5 типов, в зависимости от предмета труда. Вы их знаете, мы об этом говорили. Назовите мне эти 5 типов.

Человек - природа

Человек - техника

Человек - человек

Человек - знаковая система

Человек - художественный

На экране появляется слайд, на котором отображены 5 типов профессий

Работа в группах

Задание для групп: подберите как можно больше примеров профессий определенного типа. (Каждая группа выбирает задание на карточках)

По ходу мероприятия ответы детей набираются на слайд.

А кого из работающих в нашей школе сотрудников можно отнести к каждому из этих типов профессий.

Мы с вами вспомнили все 5 типов профессий, а теперь можем перейти к следующему этапу.



Ответы воспитанников


Воспитанники обмениваются мнениями



Воспитанники разбирают бейджики с номерами и рассаживаются за столы в соответствии с выбранным номером.


Воспитанники дают ответ по раннее изученному материалу.




Воспитанники дают ответ.

4.Приобретение новых социальных знаний

Цели для учащихся:

-расширение представления о мире профессий, профессиональном самоопределении;

-определение целей и приоритетов в своей жизни;

-приобретение коммуникативных и рефлексивных умений через работу в коллективе.

Цели и задачи для воспитателя:

-воспитание чувства личной и коллективной ответственности за принятые решения;

-воспитание толерантности и эмпатии;

-формирование навыков самостоятельной работы.

Форм организации работы:

-работа в группах, фронтальная, индивидуальная

Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия:

-умение описать ситуацию и сформулировать затруднение;

-умение найти в предложенном материале нужную информацию, вычленить главное;

-успешное самостоятельное формулирование правила принятия решения.

Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому материалу:

-активное участие и заинтересованность в работе.

Методы мотивирования активности воспитанников:

-работа с разнообразным раздаточным материалом;

-беседа

-метод словесного поощрения.

Найди профессии

Как в капле воды можно увидеть море, так и в любом предмете можно увидеть профессии людей, чей труд вложен в этот предмет. Чтобы узнать, какие профессии сейчас нужны - просто посмотрите вокруг себя, и вам все станет ясно.

Задание для групп: составьте список профессий, которые нужны для изготовления таких предметов:

-Школьная парта

-Школьный учебник

-Булочка

-Чашка

-Джинсы

На экране появляется слайд с заданием.

Время истекло, слушаем ваши ответы.

Какие профессии повторяются?

(Водитель , инженер, техник, конструктор, слесарь, электрик, бухгалтер, экономист и т.п.)

О чем это говорит?

(О том, что на них есть спрос, это нужные профессии)

Но людей всех этих профессий кто-то учил и лечил, кто-то строил эти заводы и фабрики, кто-то ремонтировал водопроводные краны, кто-то убирал в помещениях, поэтому к нужным профессиям мы причислим и …?

Ответы воспитанников набираются на слайд.

Можно сказать, что любая рукотворная вещь, которая нас окружает - это результат труда многих людей разных профессий. И пока мы пользуемся партами, булками, учебниками, чашками и другими вещами, эти профессии будут нужны.

Следующий этап нашего занятие называется: «Оцени профессии»

Оцени профессии

Профессии учителя, врача, экономиста считались нужными и в 18 веке. В те времена известный русский историк и государственный деятель В. Н. Татищев предложил такое распределение профессий:

(Появляется слайд с фото В.Н. Татищева)

-Нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);

-Полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика);

-Щегольские, или увеселяющие, науки (литература, искусство);

-Тщетные науки (алхимия, астрология);

-Вредительские науки (колдовство).

Интересно, какие современные профессии вы бы сегодня отнесли к полезным и нужным, какие - к щегольским и увеселяющим, а какие - к вредительским и тщетным?

Информационный блок «Самый лучший выбор»

Итак, профессий в мире десятки тысяч, но это не значит, что нужно перебрать все, чтобы найти одну - единственную. Есть такое понятие - профессиональное самоопределение, как вы думаете, что это значит?
Значит, нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придется выбирать. Эти границы очерчены формулой «Хочу-могу-надо»

Как правильно выбрать профессию?

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость («хочу»).

Во-Вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических («могу»).

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда («надо»).

Представим себе наши «хочу», «могу» и «надо» в виде трех окружностей.

В окружность «хочу» попали наши цели, жизненные планы - реальные, конкретные, позитивные. В окружность «могу» мы впишем наши таланты, способности, возможности. А в окружность «надо» попали профессии, которые нужны на рынке труда именно сейчас.

Появляется слайд с тремя вариантами схемы «хочу-могу-надо».

Посмотрите на рисунки. Каждый из этих рисунков означает вариант выбора. На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем - они практически накладываются друг на друга - очень много точек соприкосновения.

Проблемная ситуация

Сейчас я буду читать описания профессионального выбора, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание:

- Таня пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей «делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков не мало - больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают».

К какому рисунку относится эта ситуация?

Почему Таня не может выбрать профессию «по душе»?

Что нужно сделать Тане, чтобы изменить ситуацию?

- Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба

она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку.

К какому рисунку мы можем отнести эту ситуацию?

У Лены удачный выбор? А прочный ли он? Если она переедет в другой город, где воспитателей будет достаточно, сможет ли она найти работу? О чем нужно подумать Лене, чтобы изменить ситуацию? (дополнительное образование)

- Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным.

Как же у Саши получился такой удачный выбор? Окружность «надо» у всех одинаковая, значит все дело в наших «хочу» и «могу»?

«Портретная галерея»

Некоторые из вас четко определились с выбором профессии. Я попросила таких ребят нарисовать свой портрет, изображая себя как представителя той или иной профессии. Ваша задача - назвать героя произведения.




Дети работают в группах. После этого они предлагают свои варианты ответов, которые затем выводятся на экран.



Ответы детей






Дети отвечают


Воспитанники дают ответ







Дети определяют, какой рисунок соответствует вариантам выбора


Воспитанники дают ответ



Высказывания воспитанников



5.Закрепление материала - подведение итогов занятия. Рефлексия.

Цели для воспитанников:

-научиться на практике принимать самостоятельные решения;

-приобрести умение находить варианты решения и анализировать результаты и последствия решения;

-научиться слушать собеседника и принимать точку зрения другого;

-научиться аргументировать собственную точку зрения;

-учиться осознавать практическую значимость освоенного нового материала.

Цели для воспитателя:

-обеспечение педагогической поддержки в приобретении воспитанниками практических умений;

-диагностика осознания практической значимости освоенного ребенком нового материала.

Методы организации работы:

Индивидуальная

Критерии, позволяющие определить степень усвоения нового материала:

-умение соотносить содержание прослушанного материала, выделять главное, делать выводы применительно к себе.

Критерии, позволяющие определить степень актуальности для воспитанника нового материала:

-заинтересованности обучающихся в получении нового знания и стремления научиться применять его в практической деятельности;

-активность на всех этапах занятия.

Заключительная беседа.

Есть в русском языке хорошее выражение - «найти себя». Как вы его понимаете?

Американский психиатр Томас Сас мудро заметил: «Найти себя невозможно - себя можно только создать».

Найти себя - значит понять свое призвание, назначение, определить свои интересы, склонности. Как вы думаете, можно ли сделать это быстро, допустим, в день окончания школы?

Действительно, поиски себя - это длительный процесс. И он может продолжаться всю жизнь. Однако в какой-то момент приходится делать выбор. Если ты не знаешь, чего хочешь, берись за любое дело и делай его с максимальной отдачей. А в труде обязательно найдешь себя и свое счастье. Об этом говорил и великий русский педагог К.Д. Ушинский.

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье вас отыщет» К.Д. Ушинский

Подведение итогов (рефлексия).

Заинтересовал ли вас сегодняшний разговор?

Что именно запомнилось?

Дерево сбывшихся ожиданий

Воспитатель предлагает сорвать лист с «дерева ожиданий» тем, чьи ожидания оправдались и прикрепить его к дереву сбывшихся ожиданий.

Воспитатель предлагает детям обосновать свои действия.

И напоследок… я хочу рассказать вам притчу

Все в твоих руках

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог дать ответа?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, мастер ответил: - «Все в твоих руках».

Все ваши жизненные обстоятельства находятся в ваших руках. И в любой момент времени у каждого из вас есть выбор - сжать ладони и уничтожить возможности или раскрыть их.

Воспитатель благодарит детей за участие в мероприятии.

Дети высказывают свое мнение


Ответы детей



Ответы детей


Воспитанники высказывают свое мнение



Литература.

Воспитание индивидуальности: Учебно-методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2005

Кожан Е.В. Классный час «Путь к себе»: Ж. «Классный руководитель», №2, М.: 2009

Леви В.П. Искусство быть самим собой. М.: Знание, 2001

Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - М.: ВАКО, 2006



© 2010-2022