СИСТЕМА ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества.        Недостатки и упущения в духовно-нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера большего вреда обществу нанести невозможно. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Общее образование названо основным институтом педагогического воздействия, а основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собственного педагогического опыт...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СИСТЕМА ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ. Сальникова М.В. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Уральский». Поселок Уральский Свердловской области. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в духовно-нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера большего вреда обществу нанести невозможно. Альберт Эй нштейн писал: «Важнейшее из человеческих усилий - стремление к нравственности. От него зависят наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни. Сделать ее живой силой и помочь ясно осознать ее значение - главная задача образования». Данное утверждение как никогда соответствует сегодняшнему времени и основным целям образования в России. Сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. С одной стороны, мы живём в удивительное историческое время. Это время духовного пробуждения России. С другой стороны, происходят изменения в молодежной субкультуре - игнорирование опыта предыдущих поколений, недоверие к идеалам, приоритет материальных ценностей над духовными, эгоизм и индивидуализм. Путь к возрождению России лежит, прежде всего, через возрождение духовности, приобщение наших детей к истории русской культуры, традиционным духовно-нравственным ценностям всех народов России. Сохранение и возрождение национальной культуры - задача общегосударственная. Также одной из приоритетных задач общества является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина. И школа призвана сыграть в решении данных задач ключевую роль. Формирование гражданской позиции, уважения к каждой странице отечественной истории, культурным ценностям, к памяти предков, возрождение духовности - вот главные задачи гражданского и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Изменения, произошедшие в начале двадцать первого века в российском обществе, делают необходимым пересмотр системы ценностей. Чем моложе человек, тем вероятнее успех в обновлении его системы ценностей. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному развитию, гражданскому воспитанию. Пережитое и усвоенное в детстве отличается наибольшей психологической устойчивостью. Поэтому важно в детстве пробудить духовность, сформировать систему нравственных и духовных установок. Через школу проходит почти каждый человек, таким образом, духовно-нравственное воспитание в школе должно рассматриваться как важнейший этап духовно-нравственного воспитания нации. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Общее образование названо основным институтом педагогического воздействия, а основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является педагогический коллектив общеобразовательного учреждения. Ведущая роль в достижении целей духовно-нравственного воспитания принадлежит личности учителя. Основными средствами и ресурсами духовно-нравственного развития как воспитания является создание (проектирование) духовно обновляющей и формирующей личность образовательной среды (уклада школьной жизни), в которой закладывается иерархия целей и ценностей согласно национальному педагогическому идеалу и необходимые компоненты его полноценной жизнедеятельности. Ресурсами педагогического воздействия являются: достоверная информация, яркие примеры, нравственные культурные образцы поведения, исторические и литературные герои, пример личного поведения, системные знания, развивающая среда, эффективная деятельность, полноценное общение. Духовно-нравственное воспитание в школе основывается на нескольких обязательных принципах: восстановление понятия и принципа духовности; постоянное мотивирование ребенка к «душеизучению» и «душепостижению»; постоянная забота школы о том, чтобы уберечь детей от набора негативных ценностных установок; постоянная демонстрация всеми взрослыми сообществами школы образцового поведения, образцового служения детям и людям в целом; привлечение школьников к созданию школьных, семейных традиций; привитие понятий национальных ценностей. Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Рассматривая нравственность как внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, следует отметить, что традиционными источниками нравственности являются: • патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству; • социальная солидарность - свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство; • гражданственность - долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества; • семья - любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших; • личность - саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость; • труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, трудолюбие; • наука - ценность знания, стремление к познанию и истине; • традиционные религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности; • искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие; • природа - родная земля, заповедная природа, планета Земля; • человечество - мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. Обращение учащихся к данным источникам нравственности является главным в системе духовно - нравственного воспитания в школе. Речь идет именно о системе, так как духовно - нравственное воспитание не может осуществляться в рамках отдельно взятого предмета, отдельных учебных и внеучебных мероприятий, оно должно быть органично включено в процесс образования. Основными составляющими системы духовно-нравственного воспитания в школе можно считать следующие формы работы: 1) Урочная деятельность - ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности. Здесь осмысление ценностей («на словах») происходит при решении нравственно-оценочных заданий по литературе, истории, обществознанию и другим предметам, имеющим личностные линии развития. Проявление же ценностей «на деле» обеспечивается активными образовательными технологиями, требующими коллективного взаимодействия. 2) Внеурочная деятельность - ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков и т.д. 3) Внешкольная деятельность - начальный гражданский опыт, приобретаемый в процессе решения реальных общественно значимых задач или их моделей (добровольное сознательное участие в озеленении своего двора, создании книги памяти своего микрорайона, города). Духовно-нравственное воспитание в современных условиях невозможно без социально-педагогического партнерства. Должны выстраиваться педагогически целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями культуры и спорта, средствами массовой информации. Нельзя не согласиться с В.Г. Белинским: «Есть много родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное». Есть мнение, что после школы все школьные науки, как правило, забудутся, оставив в памяти лишь общие представления. Другое дело - моральные нормы, законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами нравственности. К этому и стремиться сегодня школа.



© 2010-2022