Развитие дивергентного и креативного мышления современных учеников

Развитие дивергентного и креативного мышления современных учеников            Будущее поколение должно уметь «добывать» знания и приобретать навыки, необходимые для развития общества, что требует перехода от процесса передачи учащимся  готового уровня знаний к приоритетности развития личности, ее способностей к самосовершенствованию.          Зачатую многие ученики не могут найти правильного решения той или иной проблемы из-за линейного (одномерного, конвергентного) стиля мышления, предполагающе...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие дивергентного и креативного мышления современных учеников

Будущее поколение должно уметь «добывать» знания и приобретать навыки, необходимые для развития общества, что требует перехода от процесса передачи учащимся готового уровня знаний к приоритетности развития личности, ее способностей к самосовершенствованию.

Зачатую многие ученики не могут найти правильного решения той или иной проблемы из-за линейного (одномерного, конвергентного) стиля мышления, предполагающего определенный ход мысли, однозначную связь между явлениями. Учителями осуществляется переход от конвергентного мышления к формированию дивергентного и креативного мышления.

Что такое «дивергентное» и «креативное мышление»?

Дивергентное мышление - «расходящееся мышление» - предполагает несколько или множество ответов на один и тот же вопрос. Дивергентность активизирует способность оценивать, сравнивать, строить гипотезы, анализировать и классифицировать полученный материал.

Человек, обладающий развитым дивергентным мышлением, не только может генерировать большое количество ответов на какой-либо вопрос, но становится способным к толерантности, т.е. способным слышать и уважать мнения других, невраждебно встречать мнения, отличные от своего.

Креативность - способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

Креативность является свойством, которое активизируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Для формирования креативности необходимы следующие условия:

- отсутствие образца регламентированного поведения;

- наличие позитивного образца творческого поведения;

- создание условий для подражания творческому поведению;

- социальное подкрепление творческого поведения.

Процесс понимания, что такое креативность, сам требует креативного действия.

Учителями начальных классов для развития дивергентного мышления и креативности младших школьников используются такие методы и приемы, как поисковый метод, словесный, игровой, практический, использование компьютерных программ, прием художественного творчества, прием обращения к индивидуальному опыту.

На уроках русского языка можно предложить такие задания:

- вспомните имена прилагательные, которые начинаются на букву П, например: полезный, пушистый;

- подберите прилагательные к словам: яблоко - … , тигр - … и т.д;

- составьте рассказ, используя прилагательные: пушистый, колючая, быстрое;

- вставьте пропущенные в тексте слова.

Другое задание: подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.). Приведем примеры ответов.

Свет - яркий, ласковый, живой; (солнце, утро, лампа, костер, свеча)

Темнота - закрытая, ночная; (ночь, вечер, пещера)

К дивергентным задачам относятся задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:

1. Утром Дима проснулся раньше обычного.

2. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.

3. Сидевший у ног хозяина пес, грозно зарычал на маленького котенка.

Задание: подумай, что может произойти, если ...

"... дождь будет идти, не переставая."

"... люди научатся летать, как птицы."

"... собаки начнут разговаривать человеческим голосом."

"... оживут все сказочные герои."

"... из водопроводного крана польется апельсиновый сок."

Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.

Другой вид заданий на развитие креативного мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например: светофор, мальчик, санки.

Второй вариант этого типа заданий: посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.

Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.

Все задания должны быть ограничены по времени и обязательно должны проверяться.

Методы и приемы развития дивергентного и креативного мышления учеников обеспечивают успешность принятия решений учениками и самостоятельность функционирования личности в постоянно меняющихся социальных условиях в будущем.



© 2010-2022