Конспект урока по ОРКиСЭ Речевой этикет

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования администрации Чебаркульского Муниципального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа д. Звягино»

ул. Комсомольская, 9

тел/факс 71 - 424 e-mail: [email protected]











IV областной конкурс методических проектов по истории религий и духовно - нравственному воспитанию школьников



Направление: основы светской этики

Жанр: конспект учебного занятия

Тема: речевой этикет











Выполнила

Гневашева Вера Васильевна,

учитель МОУ «СОШ д. Звягино»

Чебаркульского района



2015 г

Класс: 5

Тема: Речевой этикет

Планируемые результаты.

Предметные: Познакомить с речевым этикетом

Метапредметные: Развивать умение работать в группах, работать с текстом по заданию, узнавать пословицы и поговорки.

Личностные: обогащение словарного запаса, развивать умение общаться в коллективе, умение высказывать мнение по заданной теме

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, презентация, пословицы, словари, интернет.

Ход занятия

1.Организационный момент. Актуализация знаний.

Давайте вспомним сказки А.С. Пушкина

В какой сказке есть такие слова: «А сама - то величава - выступает будто пава, а как речь - то говорит, словно реченька журчит…»?

(Сказка о царе Салтане…)

Другая сказка А.С. Пушкина:

«… Вмиг по речи распознали, что царевну принимали...»

(Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях..)

Кто догадался, какая тема урока сегодня?

2.Правильно, о речи. Тема нашего урока: речевой этикет

По речи можно узнать о человеке многое: как он воспитан, образован, в какой среде живёт. Часто возникают недоразумения из - за непонимания друг друга, неумения в разговоре правильно выражать свои мысли.

Слово «этикет» вам уже знакомо. Что оно обозначает?

Давайте, с вами подумаем, а что обозначает понятие «речевой этикет»?

(дети отвечают)

Молодцы, вы на правильном пути. Вот, как об этом сказано в Википедии

«Речевой этикет - это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях. Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в обществе…» [1]

А вот как об этом записано в нашем учебнике:

«Под речевым этикетом подразумевают средства речи и правила их использования в различных жизненных ситуациях» [2]

3.Давайте выполним несколько заданий.

Разделимся на 3 группы. (Для разделения берём кружки разного цвета - по одному, теперь рассаживаемся по цвету кружков на команды.)

Задания командам.

(Прочитать текст на странице 131 в учебнике М.Т. Студеникина. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики).

Найти правильный ответ и выполнить задание

1 группа (обратиться с просьбой к кому - то в транспорте)

2 группа (вы толкнули кого - то в транспорте- ваши действия)

3 группа (знакомство с незнакомым человеком на отдыхе, например на пляже)

4.Стих. О. Дриза. «Добрые слова»- (читает подготовленный ученик)

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота.

Всем идущим на работу, кузнецу, ткачу, врачу.

«С добрым утром»» - я кричу.

«Добрый день!» - кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер»» - так встречаю

Всех домой спешащих к чаю.[3]

5. Речевые задачи.

Мальчик крикнул прохожему:

«Скажите, сколько сейчас часов?»

Сколько он допустил ошибок? (3)

1)(Должен не кричать, а спокойно спросить: «Скажите, пожалуйста, который час».

2)Не часов, а который час.

3)После ответа сказать: «Спасибо»)

По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, а другому 8 лет. У первого - в руках несколько предметов: портфель, три книжки, и один большой свёрток. Одна книга упала.

- У вас упала книга, - закричал мальчик, догоняя прохожего.

- Разве? - удивился тот

- Конечно, объяснил мальчик, у вас было 5 вещей, а теперь осталось 4.

- Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение, - сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу, однако, есть правила, которых ты ещё не усвоил.

Какие это правила? Что должен был сделать мальчик? [3]

6. Много пословиц, подходящих к нашей теме.

Я предлагаю вам несколько - выберите, какая вам понравилась. Почему? В каких случаях их можно употребить?

Говорить беда, а молчать другая

Слово - серебро, молчание - золото

Мели Емеля - твоя неделя

Красна речь слушаньем

Много говорено, да мало сказано

Умный знает, что говорит, а дурак говорит, что знает

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь

По одёжке встречают - провожают по уму

Собака лает, ветер носит [4]

7. Стих Г.Остера. [5]

Если ты пришёл к кому - то,

Не здоровайся ни с кем.

Слов «пожалуйста», «спасибо»,

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.

Серьёзный или шуточный совет даёт нам поэт?

Из пустого в порожнее переливает

8. Игра «Свиток» [5]

(У всех на столе лежит чистый лист - нужно написать слова из речевого этикета, свернуть, чтоб не видно было и передать другому- и так по порядку- у чьей команды больше различных слов, тот и выигрывает)

9.Работа с учебником, страница, 137. Не старайся докричаться. [2]

Прочитать и выбрать подходящее к картинке правило

Конспект урока по ОРКиСЭ Речевой этикет Конспект урока по ОРКиСЭ Речевой этикет

Конспект урока по ОРКиСЭ Речевой этикет

10. Работа в группах. Задание на карточках [6]

На каждую просьбу вежливо ответьте: а) согласием; б) отказом;

Какие этикетные формулы вы будете использовать?

  1. Петя, дай мне, пожалуйста, эту кассету послушать! - 1 группа

  2. Машенька, угости-ка нас чаем, а то мы так замерзли! - 2 группа

  3. Олег, позвони мне вечером. - 3 группа

11. Выберите фразы, которые можно использовать при споре с кем - то в рамках речевого этикета, не обижая и не оскорбляя достоинства человека, не превращая спор в ссору (карточка с заданием) - можно записать только номера ответов

1) Вы совершенно не правы!

2) Наши позиции не совпадают, но, возможно, я ошибаюсь.

3) Я абсолютно убежден в том, что…

4) Как вы упрямы! Так вы утверждаете, что…

5) Я никогда не соглашусь с вами!

6) Вы лжете, я сейчас это докажу!

7) Мне трудно согласиться с вами.

8) Признайтесь, что я выиграл наш спор.

9) Не вводите нас в заблуждение.

10) Как вы меня раздражаете своим упрямством!

11) Вы глубоко ошибаетесь!

12) Да с кем вы спорите?!

13) Только глупый человек этого не понимает.

14) С вами спорить без толку!

12. Определить по высказываниям героев степень их воспитанности по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» [7]

Старик

Золотая рыбка

Старуха

13. Перед вами правила из документа «Юности честное зерцало», подготовленный по указу Петра I [8]

Какие из этих правил актуальны и в наше время?

1.Дети не имеют без приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. А ежели то надобно, и оное они должны учинить вежливо и учтиво.

2. У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят.

3. Без спросу не говорить, а когда и говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком и ниже с сердца, или с задору говорить, не яко бы сумозброды.

4. Когда родители или кто другие их спросят, то должны к ним отозваться и отвечать тотчас, как голос послышат.

5. Когда им говорить с людьми, то должно им благочинно, учтиво, вежливо, но а не много говорить. Потом слушать, и других речи не перебивать, но дать все выговорить и потом мнение свое, что достойно, предъявить.

6. Никто себя сам много не хвали и не уничижай (не стыди) и не срами.

14. Составить синквейн по теме «Речевой этикет» Вот памятка по составлению синквейна:

1.Одно слово - существительное

2.Два слова - прилагательные, описывают основную мысль

3. Три слова - глаголы - указывают действие

4. фраза - отношение к теме

5. Слова, связанные с первым, отражающие сущность темы

15. Рефлексия

В виде цветика - семицветика (Дети выбирают лепесток, читают начало фразы и сами её заканчивают)

Конспект урока по ОРКиСЭ Речевой этикет[9]

Я узнал на уроке…

Мне понравилось …

Я впервые услышал…

Урок дал мне для жизни…

Я приобрёл…

Меня удивило…

Мне захотелось…



Использованные материалы

  1. ru.wikipedia.org/wiki/Этикет

  2. Студеникин М.Т. Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/М.Т. Студеникиню- 2-е изд. - М.:ООО «Русское слово»- учебник», 2013

  3. Внеклассные мероприятия: 2 класс/Авт.-сост. Л.В.Яровая, О.Е.Жиренко, Л.П. Барылкина, Л.А. Обухова.-3-е изд. Перераб.и доп..- М.: ВАКО, 2007

  4. school5-rad.edusite.ru/DswMedia/urok-4.pdf

  5. Дик Н.Ф. Классные часы в 3-4 классах. (Серия «Сердце отдаю детям») Изд.3-3- Ростов н/Д: изд. «Феникс», 2004

  6. nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2014/10/12/urok-po-orkse-modul-osnovy-svetskoy-etiki-v-4-klasse-po-teme

  7. Литературное чтение. 2 класс. Учеб.для общеобразоват.учреждений. В 2 ч. Ч.1/[Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]- М.: Просвещение, 2013

  8. his95.narod.ru/doc00/zer.htm

  9. google.ru/search?q=картинка+цветик-

© 2010-2022