- Преподавателю
- Классному руководителю
- Конспект урока по ОРКиСЭ Речевой этикет
Конспект урока по ОРКиСЭ Речевой этикет
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гневашева В.В. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Управление образования администрации Чебаркульского Муниципального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа д. Звягино»
ул. Комсомольская, 9
тел/факс 71 - 424 e-mail: [email protected]
IV областной конкурс методических проектов по истории религий и духовно - нравственному воспитанию школьников
Направление: основы светской этики
Жанр: конспект учебного занятия
Тема: речевой этикет
Выполнила
Гневашева Вера Васильевна,
учитель МОУ «СОШ д. Звягино»
Чебаркульского района
2015 г
Класс: 5
Тема: Речевой этикет
Планируемые результаты.
Предметные: Познакомить с речевым этикетом
Метапредметные: Развивать умение работать в группах, работать с текстом по заданию, узнавать пословицы и поговорки.
Личностные: обогащение словарного запаса, развивать умение общаться в коллективе, умение высказывать мнение по заданной теме
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, презентация, пословицы, словари, интернет.
Ход занятия
1.Организационный момент. Актуализация знаний.
Давайте вспомним сказки А.С. Пушкина
В какой сказке есть такие слова: «А сама - то величава - выступает будто пава, а как речь - то говорит, словно реченька журчит…»?
(Сказка о царе Салтане…)
Другая сказка А.С. Пушкина:
«… Вмиг по речи распознали, что царевну принимали...»
(Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях..)
Кто догадался, какая тема урока сегодня?
2.Правильно, о речи. Тема нашего урока: речевой этикет
По речи можно узнать о человеке многое: как он воспитан, образован, в какой среде живёт. Часто возникают недоразумения из - за непонимания друг друга, неумения в разговоре правильно выражать свои мысли.
Слово «этикет» вам уже знакомо. Что оно обозначает?
Давайте, с вами подумаем, а что обозначает понятие «речевой этикет»?
(дети отвечают)
Молодцы, вы на правильном пути. Вот, как об этом сказано в Википедии
«Речевой этикет - это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях. Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в обществе…» [1]
А вот как об этом записано в нашем учебнике:
«Под речевым этикетом подразумевают средства речи и правила их использования в различных жизненных ситуациях» [2]
3.Давайте выполним несколько заданий.
Разделимся на 3 группы. (Для разделения берём кружки разного цвета - по одному, теперь рассаживаемся по цвету кружков на команды.)
Задания командам.
(Прочитать текст на странице 131 в учебнике М.Т. Студеникина. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики).
Найти правильный ответ и выполнить задание
1 группа (обратиться с просьбой к кому - то в транспорте)
2 группа (вы толкнули кого - то в транспорте- ваши действия)
3 группа (знакомство с незнакомым человеком на отдыхе, например на пляже)
4.Стих. О. Дриза. «Добрые слова»- (читает подготовленный ученик)
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота.
Всем идущим на работу, кузнецу, ткачу, врачу.
«С добрым утром»» - я кричу.
«Добрый день!» - кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер»» - так встречаю
Всех домой спешащих к чаю.[3]
5. Речевые задачи.
Мальчик крикнул прохожему:
«Скажите, сколько сейчас часов?»
Сколько он допустил ошибок? (3)
1)(Должен не кричать, а спокойно спросить: «Скажите, пожалуйста, который час».
2)Не часов, а который час.
3)После ответа сказать: «Спасибо»)
По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, а другому 8 лет. У первого - в руках несколько предметов: портфель, три книжки, и один большой свёрток. Одна книга упала.
- У вас упала книга, - закричал мальчик, догоняя прохожего.
- Разве? - удивился тот
- Конечно, объяснил мальчик, у вас было 5 вещей, а теперь осталось 4.
- Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение, - сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу, однако, есть правила, которых ты ещё не усвоил.
Какие это правила? Что должен был сделать мальчик? [3]
6. Много пословиц, подходящих к нашей теме.
Я предлагаю вам несколько - выберите, какая вам понравилась. Почему? В каких случаях их можно употребить?
Говорить беда, а молчать другая
Слово - серебро, молчание - золото
Мели Емеля - твоя неделя
Красна речь слушаньем
Много говорено, да мало сказано
Умный знает, что говорит, а дурак говорит, что знает
Слово не воробей, вылетит - не поймаешь
По одёжке встречают - провожают по уму
Собака лает, ветер носит [4]
7. Стих Г.Остера. [5]
Если ты пришёл к кому - то,
Не здоровайся ни с кем.
Слов «пожалуйста», «спасибо»,
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.
Серьёзный или шуточный совет даёт нам поэт?
Из пустого в порожнее переливает
8. Игра «Свиток» [5]
(У всех на столе лежит чистый лист - нужно написать слова из речевого этикета, свернуть, чтоб не видно было и передать другому- и так по порядку- у чьей команды больше различных слов, тот и выигрывает)
9.Работа с учебником, страница, 137. Не старайся докричаться. [2]
Прочитать и выбрать подходящее к картинке правило
10. Работа в группах. Задание на карточках [6]
На каждую просьбу вежливо ответьте: а) согласием; б) отказом;
Какие этикетные формулы вы будете использовать?
-
Петя, дай мне, пожалуйста, эту кассету послушать! - 1 группа
-
Машенька, угости-ка нас чаем, а то мы так замерзли! - 2 группа
-
Олег, позвони мне вечером. - 3 группа
11. Выберите фразы, которые можно использовать при споре с кем - то в рамках речевого этикета, не обижая и не оскорбляя достоинства человека, не превращая спор в ссору (карточка с заданием) - можно записать только номера ответов
1) Вы совершенно не правы!
2) Наши позиции не совпадают, но, возможно, я ошибаюсь.
3) Я абсолютно убежден в том, что…
4) Как вы упрямы! Так вы утверждаете, что…
5) Я никогда не соглашусь с вами!
6) Вы лжете, я сейчас это докажу!
7) Мне трудно согласиться с вами.
8) Признайтесь, что я выиграл наш спор.
9) Не вводите нас в заблуждение.
10) Как вы меня раздражаете своим упрямством!
11) Вы глубоко ошибаетесь!
12) Да с кем вы спорите?!
13) Только глупый человек этого не понимает.
14) С вами спорить без толку!
12. Определить по высказываниям героев степень их воспитанности по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» [7]
Старик
Золотая рыбка
Старуха
13. Перед вами правила из документа «Юности честное зерцало», подготовленный по указу Петра I [8]
Какие из этих правил актуальны и в наше время?
1.Дети не имеют без приказу родительского никого бранить или поносительными словами порекать. А ежели то надобно, и оное они должны учинить вежливо и учтиво.
2. У родителей речей перебивать не надлежит, и ниже прекословить, и других их сверстников в речи не впадать, но ожидать, пока они выговорят.
3. Без спросу не говорить, а когда и говорить им случится, то должны они благоприятно, а не криком и ниже с сердца, или с задору говорить, не яко бы сумозброды.
4. Когда родители или кто другие их спросят, то должны к ним отозваться и отвечать тотчас, как голос послышат.
5. Когда им говорить с людьми, то должно им благочинно, учтиво, вежливо, но а не много говорить. Потом слушать, и других речи не перебивать, но дать все выговорить и потом мнение свое, что достойно, предъявить.
6. Никто себя сам много не хвали и не уничижай (не стыди) и не срами.
14. Составить синквейн по теме «Речевой этикет» Вот памятка по составлению синквейна:
1.Одно слово - существительное
2.Два слова - прилагательные, описывают основную мысль
3. Три слова - глаголы - указывают действие
4. фраза - отношение к теме
5. Слова, связанные с первым, отражающие сущность темы
15. Рефлексия
В виде цветика - семицветика (Дети выбирают лепесток, читают начало фразы и сами её заканчивают)
[9]
Я узнал на уроке…
Мне понравилось …
Я впервые услышал…
Урок дал мне для жизни…
Я приобрёл…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Использованные материалы
-
ru.wikipedia.org/wiki/Этикет
-
Студеникин М.Т. Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/М.Т. Студеникиню- 2-е изд. - М.:ООО «Русское слово»- учебник», 2013
-
Внеклассные мероприятия: 2 класс/Авт.-сост. Л.В.Яровая, О.Е.Жиренко, Л.П. Барылкина, Л.А. Обухова.-3-е изд. Перераб.и доп..- М.: ВАКО, 2007
-
school5-rad.edusite.ru/DswMedia/urok-4.pdf
-
Дик Н.Ф. Классные часы в 3-4 классах. (Серия «Сердце отдаю детям») Изд.3-3- Ростов н/Д: изд. «Феникс», 2004
-
nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2014/10/12/urok-po-orkse-modul-osnovy-svetskoy-etiki-v-4-klasse-po-teme
-
Литературное чтение. 2 класс. Учеб.для общеобразоват.учреждений. В 2 ч. Ч.1/[Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]- М.: Просвещение, 2013
-
his95.narod.ru/doc00/zer.htm
-
google.ru/search?q=картинка+цветик-