Статья Духовно нравственное воспитание

Статья «Духовно – нравственное воспитание»             Статья написана с  учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических особенностей РФ, запросов семьи, общественных организаций. В статье определены цели и  задачи духовно – нравственного воспитания обучающихся.В статье  представлена организация работы по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития обучающихся. Направлена статья на приобщение молодого поколения к разв...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Духовно- нравственное воспитание.

Горохова Т.И

«Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это - сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней». А.Н. Толстой

Целью духовно-нравственного воспитания должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития.

Эти цели конкретизируются в следующих задачах:

1. Воспитание цельной, целомудренной личности, понимающей и принимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познание себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования:
- формирование традиционного миропонимания и мировоззрения, познание окружающего мира во всем его многообразии, сложности, противоречивости и неоднозначности;

- осознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека, воспитание бережного отношения к собственной жизни;

- формирование волевого характера, способности преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели;

- утверждение и развитие системы высших, построенных на любви, эталонов чувств и отношений к миру, к другому человеку и к себе.
2. Восстановление традиционного образа семьи, как величайшей святыни; воспитание традиционной бытовой и семейной культуры, потребности в ответственном и заботливом отношении к членам своей семьи.
3. Оказание помощи ребенку в обретении подлинных способов социального самоутверждения на основе понимания сущности устоев православной культуры, путей духовно-нравственного развития личности. Духовно-нравственное оздоровление и обогащение образовательного пространства школы и социальной среды.

4. Освоение национальной культуры и воспитание чувства национального самосознания, национальной гордости, национального достоинства, воспитание уважения к другим народам и их культурам и умению плодотворно взаимодействовать с ними.

5. Воспитание достойного гражданина России, формирование патриотического сознания и самосознания, потребности в гражданском и духовном служении своему Отечеству, приумножении могущества своей Родины; развитие ее материальной и духовной культуры.
6. Осознание себя органичной частью всего человечества, ответственного за его состояние. Восприятие себя как части мира, несущего ответственность за другого человека, за среду обитания и жизнедеятельность не только человечества, но и всего живого на планете.

7. Уважительное бережное отношение к духовному и историческому наследию своего народа, истории православия, традициям христианской культуры; освоение высших духовных образцов отечественной культуры; укрепление духовных связей с предшествующими и будущими поколениями России; восстановление традиционной российской духовности и нравственности во всех сферах жизнедеятельности детей и молодежи.
В свою очередь и эти задачи нуждаются в конкретизации. Думается, что одним из существенных недостатков абстрактной формулировки целей и задач воспитания является недостаток конкретики, в результате чего задача воспитания не переводится на уровень, понятный не только учителю, но и ученику. А без этого не может быть полноценного воспитания, так как ученик, который не знает, хотя бы в самом общем виде, цель своего воспитания не может быть субъектом воспитания. Простой пример. Ученик приходит в спортивную школу. И для того чтобы мог успешно осуществляться процесс спортивной подготовки, и у тренера, и ученика должен быть идеал спортсмена, на который они должны ориентироваться в своей деятельности.

Природа дала человеку два оружия - интеллектуальное и нравственное. Интеллектуальный разум облагораживает, укрепляет и усиливает нравственные чувства человека. Нравственность человека проявляется только в одном - в его поступках, а поступки происходят от характера помыслов.

Нравственное воспитание является важнейшей целью общества. Недостатки и упущения в этом наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого большего вреда обществу нанести невозможно. Духовные болезни становятся неизлечимыми и пагубными. Человек должен в совершенстве владеть законами нравственности.

Важная задача формирования личности- это нравственное воспитание человека. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.

Важнейшие формы нравственного поведения стимулируются не только требованиями общественного мнения, а также совестью и нравственными убеждениями. Совесть - это способность осуществлять нравственные обязанности, производить самоконтроль и самооценку совершаемых поступков. Она выражается во внутреннем восприятии недопустимости определенных желаний. которые не нуждаются в доказательствах.

Воспитание - это проектирование способов отношений к людям и к самому себе, а так же отношений к труду, к вещам, к природе, к обществу.

Главная и единственная цель воспитания - это чистота совести, победа над страстями и пороками, стремление к правдивости, честности, святость в чувствованиях и побуждениях, мудрость и решимость, воздержанность среди изобилия, умеренность и кротость.

Для того, чтобы определить цель воспитания, необходимо представить его предмет. Что же такое предмет воспитания? Это добросовестное и благородное выполнение своих обязанностей перед родителями и страной, перед народом. Долг воспитания перед государством выражается в подготовке полезных граждан. Поэтому важная цель воспитания - это выращивание благополучных детей для государства.

.

Список литературы

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005- 2010 годы». - М., 2009

  2. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2010. №7

  3. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики [Текст] / А.С. Белкин. - М.: Изд. Центр «Академия», 2012. - 192с.

  4. Буторина, Т. С. Овчинникова, Н. П. Воспитание патриотизма средст-вами образования [Текст] / Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова - СПб: КАРО, 2014-156с.

  5. Выгодский, Л.С. Нравственное воспитание [Текст] / Л.С. Выгодский. - Пед. психология. - М.: 2011-138с.


© 2010-2022