Выступление на педагогическом совете

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Взаимодействие классного руководителя с образовательным процессом.

Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде. В этой связи педагогическим советам общеобразовательных учреждений при определении функций классного руководителя необходимо в первую очередь четко обозначить его права, обязанности и ответственность, соотнося их с должностными обязанностями других участников образовательного процесса. В процессе своей деятельности классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями - предметниками: совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения; представление интересов своих воспитанников в педагогическом совете; привлечение учителей к работе с родителями; включение обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам: разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.

Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников, стимулирования их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения; поддерживает допрофессиональную подготовку учащихся. Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей.

В организации внеучебной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятиях классный руководитель активно взаимодействует с педагогом - организатором. Согласуя совместную деятельность, классный руководитель привлекает его к проведению мероприятий внутри класса, организует участие обучающихся своего класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время. При поддержке педагога - организатора классный руководитель привлекает к работе с классом представителей культуры, спорта, общественности.

Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.

В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Он координирует усилия по образованию и самообразованию ребенка, изучая информацию о наклонностях воспитанников, материально - бытовых условиях, психологическом климате в семье, требования родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение перспектив развития ребенка. Классный руководитель также организует работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность

Во взаимодействии с учителями-предметниками, классный руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом. Он знакомит учителей с результатами изучения детей, привлекая и классный коллектив, и учителей, работающих в классе, к обсуждению программы педагогической помощи ребенку и его семье. Он организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность учебной деятельности ребенка, его самореализацию на уроке и во внеучебное время. Классный руководитель систематически информирует учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у ребенка и его родителей, связанных с обучением, он стремится привлечь учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и помогает педагогам скорректировать их действия, предварительно познакомив их с особенностями психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, со специальными способами педагогического влияния на таких детей. Классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей ребенка. Он информирует педагогов о состоянии воспитания, особенностях родителей, организует встречи родителей с учителями-предметниками с целью обмена информацией об успехах обучения и воспитания ребенка, оказания помощи родителям в организации домашней работы с учащимися. Классный руководитель привлекает учителей-предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе, способствует закреплению знаний и умений, учету профессиональных интересов школьников; привлекает учителей к подготовке и проведению собраний с родителями. Одной из форм взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающих единство действий и способствующих выработке единых подходов к воспитанию ребенка, является педагогический консилиум. Здесь дается целостная характеристика ребенка. Все, кто работают с учеником, получают информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях. Педагоги анализируют результаты наблюдений за учеником, обмениваются информацией, договариваются о способах решения возникающих проблем и распределяют функции в работе с ребенком. Классному руководителю целесообразно выявлять типичные проблемы в работе с коллективом, отдельными группами учащихся, проводить специальные семинары для педагогов. Полезно организовать посещение учебных занятий с последующим обсуждением действий учителей по отношению к конкретному ребенку и способов взаимодействия педагогов с коллективом. Основной формой работы классного руководителя с учителями-предметниками являются индивидуальные беседы, которые возникают по мере необходимости и планируются так, чтобы предупредить возможные трудности и конфликты. Важно проводить такие беседы как совместные размышления, поиск решения той или иной проблемы. Классный руководитель изучает стиль, основные методы и приемы работы своих коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы работы учителей со школьниками и родителями, организует обмен опытом педагогической работы, поддерживает, стимулирует стремление учителей оказать педагогическую поддержку ребенку, установить сотруднические отношения с родителями. В то же время он заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их инициативы, реагирует на замечания, проблемы, поставленные учителями.

Таким образом, классный руководитель, реализуя свои функции, есть тот человек, который непосредственно организует воспитательный процесс и обеспечивает решение проблем как у учителя, так и у родителей, детей.

Я третий год являюсь классным руководителем, у меня 7 «а» класс, в котором мальчишки и девчонки с удовольствием приходят в школу. И передо мной, как перед классным руководителем стоит задача воспитать ребят дружными, доброжелательными людьми, людьми которые будут строить будущее нашей страны.

К приходу ребенка в школу, у родителей уже заранее складывается стереотипное мышление как и о самой школе, так и об учителе. «Учителя - это люди, которые вынуждены справляться с нашими детьми. Они не в состоянии заниматься индивидуально проблемами лично нашего ребенка, им важен общий порядок в классе и успеваемость. Они нередко бывают несправедливы к детям, нервничают и кричат. Им, по сути дела, все безразлично, а мы - мучайся». У учителей также сложилось устойчивое мнение о родителях. «Какие родители - такие и дети. Отправляют ребенка в школу со всеми проблемами, которые сами не решили, а нам - разбираться. На собрание не дозовешься, дневники не подписаны, все требуют от школы, а сами детьми не занимаются.

Но важно понимать, что мы вместе - учителя и родители - делаем в равной степени одно общее дело, что нам доверено самой жизнью обучить, воспитать, вырастить из детей достойных людей, ответственных, творческих, инициативных, компетентных граждан, принимающих судьбу отечества, как свою собственную. Для всякого классного руководителя общение с родителями - неизбежная и не всегда простая часть работы. От этой работы, по сути дела, нередко зависят и объем нагрузки классного руководителя, и эффективность всей его деятельности.

Классы бывают разные, и дети в них разные и родители, но работать нужно уметь со всеми. Нередко приходится слышать разговор между коллегами: "О, ну тебе повезло, там такие родители, помогут, все сделают…" А бывает и наоборот: "У, там такие родители, слово сказать не успеешь - бегут жаловаться…"

Получая 5 класс, я всегда задаю себе вопрос: «Как же сделать так, чтобы несколько лет моей работы с классом прошли в обстановке сотрудничества и взаимопонимания с родителями?»

Все согласятся с тем, что важную роль в формировании личности ребенка играет то, какую работу проведет учитель с родителями. Ведь никто не знает больше о своих детях, чем мама и папа. Но я, как классный руководитель должна помнить, что не могу и не должна перевоспитывать родителей и преобразовывать семью - это лежит за пределами моих профессиональных полномочий. Однако могу содействовать наиблагоприятнейшим условиям личностного становления ребенка путем педагогического влияния на семейное воспитание. Ведь семья это фундамент нашего общества, первый коллектив и естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Семья возникает, когда в ней появляется ребенок. Значит дети - главный признак семьи. И чтобы семья в сознании людей стала величайшей нравственной ценностью начинать надо с детства, со школы. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель - ученик - родитель). От того, как сложатся мои отношения с учащимися и их родителями, зависит достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, и я считаю, что семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.

Опираясь на опыт признанных педагогов - В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко В.А. Караковского, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова можно выделить несколько направлений работы классного руководителя с родителями:

- Установление и поддержание постоянной связи с родителями.

- Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребёнка.

- Привлечение родителей к организации работы с классом.

Сам классный руководитель должен обладать большой психологической «гибкостью», интуицией. При общении с родителями необходимо позволить им выразить все желания, знания о своих детях. А умение выслушать тех, кто вместе с нами формирует личность ребёнка, - это обязательное условие укрепления связей, условие понимания самих родителей. Вхождение классного руководителя в семью позволяет родителям увидеть в наставнике своего ребёнка, прежде всего Человека, которому можно доверить самое дорогое. Завоевать доверие со стороны родителей очень важная задача для классного руководителя. Во взаимодействии с ними необходимо хорошо представлять себе, в чем, собственно, цель нашего общения. И если исходить из того, что мы встречаемся как коллеги, то, вероятно, наша задача - обмен опытом, совместная выработка каких-то решений.

Для себя я определила некоторые принципы общения с родителями:

● Помнить, что их дети - самое дорогое в жизни. Быть умной и тактичной. Постараться не обидеть и не унизить их достоинство.

● Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения и воспитания.

● Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.

Отсюда вытекают следующие задачи:

1. Создать атмосферу взаимопонимания между мной, детьми и родителями в образовательной и воспитательной среде;

2. Создать условия для благополучного взаимодействия всех участников учебно- воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей;

3. Прививать культуру быть родителями, владеть приёмами воспитания и взаимодействия с детьми;

4. Установить тесную и плодотворную связь с родителями, привлекать их к учебной деятельности детей и к внеурочной, внеклассной работе;

5. Способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогами и родителями;

6.Воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи;

7. Развивать интерес к истории своей семьи, ее традициям.

Для воплощения данных задач использую различные формы и методы. Прежде всего, конечно же, это родительские собрания, на которые мои родители ходят с удовольствием. Темы для родительских собраний подбираю в зависимости от необходимости и обстоятельств: «Режим дня в жизни школьника», «Почему наши дети обманывают», «Надо ли ругать за плохую успеваемость», «Различные стили воспитания», «Навыки культуры поведения, формирование сознательной дисциплины», «Как сохранить здоровье ребёнка», «Пирамида здорового питания», «Семья - здоровый образ жизни», «Наши ошибки в воспитании детей».

Индивидуальные консультации - еще одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, как я считаю, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация несет ознакомительный характер и способствует созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Здесь я даю возможность родителям рассказать все то, с чем они хотели бы познакомить меня в неофициальной обстановке, что поможет мне для дальнейшей работы с ребенком:

особенности здоровья ребенка;

его увлечения, интересы;

предпочтения в общении в семье;

поведенческие реакции;

особенности характера;

мотивация учения;

Для того, чтобы родители могли лучше понять возможности детей, требования к ним, следить за их интеллектуальным ростом, провожу открытые уроки для пап и мам. На открытых уроках родителям представляется возможность убедиться, что игровая деятельность очень помогает в учебе. Наблюдения за детьми на уроках позволяют родителям понять, на что следует обратить особое внимание. К этому дню тщательно готовлюсь. Особенно приветствую спонтанные желания родителей «посидеть на уроке». Считаю это очень эффективно. Так как родители видят своего ребенка на уровне остальных детей. Более адекватно оценивают способности, знания и умения своего малыша.

Еще одна форма взаимодействия - это общая коллективная деятельность (учитель- ученик - родители). Проживая вместе с детьми определенные отношения в ходе праздника, концерта, беседы, игры, трудового дела, спортивного состязания и других форм совместной деятельности, родители переносят данное отношение в дальнейшую историю семейной жизни, привносят невольно новые отношения, которых раньше не было в семье, тем самым изменяя поле семейных отношений.

Работа классного руководителя - интересная, захватывающая, но отнимающая много времени и сил. Вместе с родителями она становится легче и конструктивнее.

"Только вместе с родителями, общими усилиями,

учителя могут дать детям большое человеческое счастье."

(В.А. Сухомлинский)

Успехов и терпения вам, коллеги!

© 2010-2022