- Преподавателю
- Классному руководителю
- Доклад Клички и прозвища
Доклад Клички и прозвища
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Слушаева С.А. |
Дата | 08.02.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Филиал МБОУ Дмитриевской СОШ
Евгеньевская НОШ
Подготовила и прочитала
учитель Евгеньевской НОШ
Слушаева Светлана Андреевна
2014 год
Клички и прозвища
Каждый человек имеет личное имя, отчество и фамилию. Помимо имени, отчества и фамилии у многих людей имеются ещё прозвища и клички. Обидные, шуточные, иногда которые мы просто игнорируем словом - разные.
Разговоры о кличках, прозвищах и именах широко распространены в сети и в реальной жизни. Эта тема порождает множество рассуждений и споров.
В словаре С.И.Ожигова достоинство определяется как «совокупность моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе». На протяжении всей жизни человек стремится сохранить своё достоинство, защитить его от окружающих, противостоять унижению. Среди детей наиболее распространены словесные формы унижения достоинства: оскорбительные слова, реплики , фразы, обращения, клички и прозвища.
Начнем с вопроса: «откуда берутся различные прозвища и клички и что они означают?».
Изначально от прозвищ произошли нынешние фамилии, так как люди должны были каким-либо образом отличать одного Василия от другого, они называли одного «Василий - кузнец», а другого «Василий - пахарь».
Эти прозвища показывали значимость, нужность человека, говорили о его профессионализме и не подразумевали ничего оскорбляющего и обидного, чего не скажешь о нынешних кличках и прозвищах.
В словаре прозвище определяется как «название, данное человеку по какой-нибудь характерной черте, свойству» . В этом же словаре понятие кличка имеет два толкования, первое - «имя домашнего животного»; второе - «прозвище».
Прозвища - это второе личное имя человека, но дается оно ему без регистрации в юридическом документе: свидетельстве о рождении, паспорте.
Прозвище - своеобразное крещение, которое прочно бытует чаще всего в школьной среде, на улице, бывает очень живучим, если приклеится, то долго будет сопровождать человека. Некоторых людей прозвища сопутствуют всю жизнь: со школы до старости. Прозвища или клички порой выделяют названных среди других, так как могут быть люди с одинаковыми фамилиями, именами. Нельзя забывать и то, что прозвища чаще всего имеют негативный оттенок.
Нам зачастую интересно как прикрепляются и за что прозвища. Прозвища они были, есть и будут существовать.
Прозвища могут быть уважительными, если отмечается относительность того или иного человека (Ярослав Мудрый, Иван Грозный)
Образование прозвищ от фамилий в основном идет на уровне подростковой и молодежной среде. Создание прозвищ путем отбрасывания фамильных формантов -ов, -ев, -ин, -ын, -ский, -евский, -овский. Подобный тип отфамильных прозвищ составляет значительную часть общего числа прозвищ подобного рода.
Подобные прозвища относятся к числу нейтральных, обычно на них не обижаются, воспринимают практически как должное.
Часто кличка, особенно в семьях, имеет доброжелательный оттенок и необижает. В школу они приходят уверенными в том, что клички не представляют собой ничего предосудительного, но наполняют их почти всегда иным, недобрым содержанием на основе каких-то известных только им ассоциативных связей. Положительное эмоциональное поле уступает место отрицательному. Для примера можно привести несколько рядов, включающих имя ребенка (которым его называют друзья и родители), и кличку (которая получена в школе):
Вадим - Вадимчик - Baд - Блоха.
Таня - Танюша - Крыса.
Нина - Нинуська - Нинка-пинка.
Игорь - Солнышко - Рыба.
.
Прозвища и клички как форма унижения достоинства в детской среде очень живучи. Многочисленные примеры можно найти в произведениях художественной литературы.
Пример детской жестокости, гонений на одного из своих сверстников представляет собой история Лены, описанная в повести известного детского писателя В.К. Железникова «Чучело». В школе небольшого городка, где поселились Лена и ее дедушка, одноклассники девочку не приняли. Они постоянно подвергали ее насмешкам, придумав для нее обидную кличку - Чучело. У самих организаторов гонений тоже были клички: Лохматый, Рыжий, Железная Кнопка... Дело дошло до того, что дедушка принимает решение уехать из городка и тем самым избавить внучку от недетских издевательств.
Как правило, подвергаются осмеянию недостатки, причем не только реальные но и возможные, при этом возникают клички по какой -нибудь характерной черте, свойству
Клички могут отражать: физический недостаток (храмота, слабое зрение); внешний вид (отклонение от общепринятой нормы - полнота, худоба, большие уши, веснушки); стиль поведения (быстро говорит, быстро ходит, постоянно дерется); единичный поступок, который запомнился; фамилии (Козлов, Баранов). В большинстве случаев под «обстрел» попадают внешность и фамилии детей. Так, в одном классе встретились: Серый (Сергей), Славян (Слава), Сухарь (Сухарев), Рыжий, Жиртрест, Оглобля (высокая девочка), Шкаф.
В поисках ответа на вопрос, почему так меняется эмоциональное поле, можно предположить, что дети, взрослея, стараются избегать «нежностей» в отношении себя от своих сверстников. К тому же в классе учатся и дети из семей, где не принято ласковое обращение. Не получая положительного опыта общения дома, они могут привносить в обращение к своим одноклассникам элементы грубости и недоброжелательства.
В основе кличек и прозвищ лежит сравнение, обусловленное мотивацией их употребления. Родители прибегают к сравнениям по признакам: мягкий, пушистый, добрый, красивый, вкусный. Главный мотив - выразить свою любовь к детям. Дети же чаще находят сравнения по признакам: некрасивый, злой, неряшливый, трусливый. Близки к кличкам и оценочные слова-характеристики (неряха, лодырь, грязнуля), но они носят временный характер.
Возможно, беспощадная критика, заложенная в большинстве кличек, служит стимулом для размышлений, самоанализа и самооценки, то есть для преодоления ребенком того или иного качества.
В психолого-педагогической литературе причины присваивания кличек рассматриваются как способ самоутверждения и психологической разрядки, защитная реакция, инструментальная агрессия (обзывают, чтобы достичь какой-нибудь цели), честолюбивые мотивы, стремление выделиться, желание поддержать лидера, когда он преследует кого-то (проявление мнимого коллективизма), чтобы прикрыть свою беспомощность, стремление унизить другого, чтобы почувствовать силу.
Вот что об этом говорят сами дети:
«Мальчики сильнее девочек, поэтому девочки могут своих обидчиков только обозвать как-нибудь, придумать кличку».
Таким образом, одни дети с помощью кличек утверждаются в жизни, другие испытывают чувство дискомфорта. Клички травмируют ребенка, ранят его душу, могут влиять на развитие личности, вызывать комплекс неполноценности. У тех детей, которых постоянно обзывают, нередко вырабатываются тревожность, беспокойство. Придумывание кличек и прозвищ можно отнести к этической категории насилия, так как оно сопровождается подчинением воли одного человека воле другого.
Как бороться с обзыванием?
1. Проведите с детьми беседу на тему «Давать клички и прозвища - плохая привычка».
2. Познакомьте детей со «Словарем русских личных имен».
3. Порешайте с детьми коммуникативные задачи.
4. Заведите журнал «Хочу поделиться!» или «Друг».