Программа внеурочной деятельности Рукодельница

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«РУКОДЕЛЬНИЦА».


Направление: образовательное, декоративно-прикладной ориентации.

Срок обучения 1 год.

Возраст учащихся 12-16 лет.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Ручное вязание - один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, возраст которого около 5 тысячелетий. Основы его заложили кочевники-бедуины.

Попав в Европу, искусство вязания оставалось поначалу привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить длинные зимние вечера в своих замках за вязанием. С XIII века во Франции вязание становится уже весьма доходным занятием. Стать вязальщиком было совсем не просто. Учеников набирали из наиболее смышлёных мальчиков, которые 6 лет постигали секреты будущей профессии.

Веками отточенное мастерство вязания крючком актуально и по сей день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки, скатерти, шторы, одежду и элементы её украшения.

Благодаря возможности применения разнообразных ниток и выполнения изысканных моделей вязание стало любимым занятием многих.

Цель настоящей программы - нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении вязанию крючком. В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Образовательные:

    • познакомить с историей и развитием художественного вязания;

    • обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;

    • познакомить с основами цветоведения и материаловедения;

    • научить чётко выполнять основные приёмы вязания;

    • обучить свободному пользованию схемами из журналов и альбомов по вязанию и составлению их самостоятельно;

    • научить выполнять сборку и оформление готового изделия.

  2. Воспитательные:

    • привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;

    • воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;

    • привить основы культуры труда.

  3. Развивающие:

    • развить образное мышление;

    • развить внимание;

    • развить моторные навыки;

    • развить творческие способности;

    • развить фантазию;

    • выработать эстетический и художественный вкус.

Программа «Рукодельница» являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение учащимися основными приёмами и техникой вязания крючком. Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. Программа разработана на основе типовых программ для государственных внешкольных учреждений, с учётом учебных стандартов общеобразовательных школ России, программы образовательной области «Технология». Обучаясь по настоящей программе, учащиеся приобретают углублённые знания и умения по данному виду творчества.

В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая тему «Основы материаловедения» учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, биологии, физики, химии. При выполнении схем вязания, эскизов изделий, работе над орнаментом, определении плотности вязания, расчёте петель применяются знания из областей черчения, рисования, математики.

Средний возраст учащихся - 12-16 лет. У детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкреплённое научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки.

Программа рассчитана на 1 год обучения - часа занятий. В группы приходят дети, как не имеющие специальных навыков из области вязания крючком, так и умеющие вязать крючком. Программа разработана для учащихся 12-16 лет, количество детей в группе - 15 человек. Режим работы - 1 раз в неделю по 2 часа.

В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практический, обучающий контроль, познавательная игра.




ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.


Учащиеся должны знать

Учащиеся должны уметь

Правила поведения, ТБ.

Соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, булавками, электрическим утюгом.

Основы материаловедения: классификацию и свойства волокон.

Различать нитки из натуральных и химических волокон; шерстяную и х/б.

Инструменты и материалы.

Правильно пользоваться вязальными крючками, швейными иглами, булавками, подбирать соответствующие №№ крючков и ниток.

Основные приёмы вязания крючком, технику вязания.

Чётко выполнять основные приёмы: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбики с 1, 2, 3 и более накидами, рельефные столбики, рогатки из 2 столбиков с накидом, веер из нескольких столбиков с накидом, 2, 3 и более столбиков с накидом из одной вершины, пышный столбик, пико, вытянутая петля. Закреплять вязание, убавлять и прибавлять петли.

Основные способы вывязывания петель.

Вывязывать петли несколькими способами: за обе нити, за переднюю, заднюю нить петли, в середину ножки над перемычкой или под ней, перед ножкой, за ножкой, под перемычку, под продолжение перемычки сзади, подхватывая одну из нитей перемычки.

Условные обозначения, понятие «раппорт».

Свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по вязанию крючком, инструкционно-технологическими картами и составлять их самостоятельно. Вязать согласно раппорту узора.

Основы цветоведения.

Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий.

Способы вязания по кругу.

Вязать по кругу и по спирали плоские и объёмные изделия.

Основные мерки, правила измерения.

Снимать и записывать мерки.

Плотность вязания и порядок расчёта прямых и наклонных контуров.

Правильно определять плотность по горизонтали и вертикали; рассчитывать количество петель и рядов для вязания деталей изделий.

Виды ручных трикотажных швов, их применение.

Соединять детали трикотажных изделий с помощью швов «за иголку», «тамбурный».

Последовательность изготовления изделий.

Вязать салфетку, игрушки, шарфик, шапочку, варежки, носки, сумку, косынку, воротнички, кружева, элементы растительного орнамента.

Последовательность выполнения ВТО и заключительную отделку готовых изделий.

Выполнять ВТО и заключительную отделку готовых изделий.

Правила ухода за трикотажными изделиями.

Ухаживать за трикотажными изделиями и хранить их согласно правилам.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

п/п


Тема

Общее

кол-во

часов

В том числе:

Теор.

Практ.

1.

Вводное занятие.

1

1

-

2.

Основы материаловедения.

1

0,5

0,5

3.

Основные приёмы вязания крючком.

2

-

2

4.

Упражнения из столбиков и воздушных петель.

Условные обозначения.

2

-

2

5.

Основы цветоведения.

1

0,5

0,5

6.

Вязание узорного полотна.

3

1

2

7.

Игрушка, карандашница.

6

0,5

5,5

8.

Сувениры. Чехол для мобильного телефона.

3

0,5

2,5

9.

Шарфик.

5

0,5

4,5

10.

Шапочка.

6

0,5

5,5

11.

Варежки.

6

0,5

5,5

12.

Носки, тапочки.

6

0,5

5,5

13.

Сумка.

7

0,5

6,5

16.

Косынка или шаль для куклы.

6

0,5

5,5

17.

Кружева.

8

1

7

18.

Воротники.

10

2

8

20.

Итоговое занятие.

Выставка работ учащихся.

1

1

-

ИТОГО:

74

11

63

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.


ТЕМА 1.

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.

Теоретические сведения. Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития художественного вязания . Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, электрическим утюгом.


ТЕМА 2.

ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ.

Теоретические сведения. Происхождение и свойства ниток, приме­няемых для вязания . Виды волокон (натуральные и химические). Виды и применение химических волокон. Качества и свойства изделия в зависимости от качества ниток и от плотности вязано­го полотна. Свойства трикотажного полотна.

Практическая работа. Составление коллекции ниток с подписями под ними (вида ниток и сырья, из которого они изготовлены). Определение состава ниток органолептическим путём и по цвету пламени.


ТЕМА 3.

ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ.

Теоретические сведения. Положение рук во время работы. Основ­ные приемы вязания : начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбик с накидом.

Практическая работа. Отработка приемов вязания : начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбик с накидом.

I уровень. Вязание образцов.

II уровень. Вязание игрушек.


ТЕМА 4.

УПРАЖНЕНИЯ ИЗ СТОЛБИКОВ И ВОЗДУШНЫХ ПЕТЕЛЬ.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ.

Теоретические сведения. Зарисовка условных обозначений основных приемов вязания : воздушных петель и столбиков. Зарисовка схемы для выполнения прихватки.

Практическая работа. Вывязывание образца по схеме. Расчет петель для определения размера квадратной прихватки. Вязание и оформление прихватки.


ТЕМА 5.

ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ.

Теоретические сведения. Понятие о цвете. Свойства цвета: тон (светосила), цветовой оттенок, насыщенность. Теплые и холодные цвета, ахроматические и хроматические. Цветовой спектр. Колориметрический круг. Основные и дополнительные цвета. Символическое значе­ние цвета.

Практическая работа. Изображение колориметрического круга с обозначением основных, двойных (составных) цветов. Определение наиболее удачных цветовых сочетаний.


ТЕМА 6.

ВЯЗАНИЕ УЗОРНОГО ПОЛОТНА.

Теоретические сведения. Изменение фактуры вязаного полотна в зависимости от изменения способа вывязывания одних и тех же элементов. Правила вязания круга, квадрата, пятигран­ника (многогранника). Анализ схемы салфетки.

Практическая работа. I уровень. Вязание трех образцов столбиками без накида: образцов круга, квадрата, пятигранника.

II уровень. Вязание салфетки по схеме, оформление.




ТЕМА 7.

ИГРУШКА, КАРАНДАШНИЦА

Теоретические сведения. Анализ образцов игрушек и карандашниц. Выбор ниток. Правила вязания игрушек. Зарисовка схем вязания различных типов конечностей, деталей для оформления мордочки. Составление эскизов. Последовательность выполнения игрушек.

Практическая работа. Вязание образца, расчёт петель. Вывязывание основы для карандашницы, деталей игрушки. Сборка и оформление изделий.

ТЕМА 8

СУВЕНИРЫ.

Теоретические сведения. Анализ моделей. Зарисовка схем выполнения закладки в книгу, футляра для очков, чехла для мобильного телефона. Подбор крючка и ниток.

Практическая работа. Расчет петель. Вязание и оформление изделий.


ТЕМА 9.

ШАРФИК.

Теоретические сведения. Определение размера шарфика. Выбор узора с учётом имеющейся пряжи. Определение горизонтальной плотности вязания . Расчёт петель. Орнамент в изделии. Значение цве­та в построении орнамента.

Практическая работа Проработка узора из столбиков с накидом в виде резинки (выпуклые и плоские). Расчет петель для определения размера изделия. Вывязывание шарфика и оформление его кисточками.

I уровень. Вязание шарфика для куклы.

II уровень. Вязание шарфика на себя.


ТЕМА 10.

ШАПОЧКА.

Теоретические сведения. Построение чертежа для шапочки, выбор узора. Два способа вывязывания колпачка шапочки: с макушки и от ободка. Убавление и прибавление столбиков и мотивов. Геометрические узоры для отворота шапочки. Зарисовка схем выполне­ния узоров.

Практическая работа. Вязание образца и расчет петель. Упражнения по вязанию вытянутых петель «меха». Вывязывание и оформление шапочки.

I уровень. Вязание шапочки для куклы.

II уровень. Вязание шапочки на себя.


ТЕМА 11.

ВАРЕЖКИ.

Теоретические сведения. Способы вязания манжеты. Зарисовка схем выполнения узоров. Убавление петель.

Практическая работа. Вывязывание образца и расчет петель. Вывязывание варежек, вышивка их, отделка кисточками.

I уровень. Вязание варежек для куклы.

II уровень. Вязание варежек на себя.


ТЕМА 12.

НОСКИ, ТАПОЧКИ

Теоретические сведения. Два способа вязания носков. Зарисовка схем выполнения узоров. Последовательность выполнения изделия.

Практическая работа. Вязание образца, расчет петель. Вязание узоров для носков. Вывязывание и отделка изделий.

I уровень. Вязание изделий для куклы.

II уровень. Вязание изделий на себя.





ТЕМА 13.

СУМКА.

Теоретические сведения. Особенности вязания , сумки-кисета и сумок с донышком в форме прямоугольника, овала, круга. Сумки из отдельных мотивов. Зарисовка схем узоров.

Практическая работа. Вязание образца, расчет петель. Вывязывание сумки, оформление ее, выполнение застежки. Вязание узоров и мотивов.


ТЕМА 14.

КОСЫНКА ИЛИ ШАЛЬ ДЛЯ КУКЛЫ

Теоретические сведения. Вязание шали с угла и сверху из ниток одного и нескольких цветов. Вязание шали и косынки из отдельных мотивов и с вышивкой. Зарисовка схем выполнения узоров и мотивов.

Практическая работа. Выполнение образца и расчета петель.

Вязание косынки. Снятие узоров для косынки. Оформление изделий.


ТЕМА 15.

КРУЖЕВА.

Теоретические сведения. Крючки и нитки для вязания кружев. Два способа

выполнения кружев: на цепочке и по краю ткани. Зарисовка схем выполнения обвязки ткани и кружев для отделки трикотажных изделий. Правила вязания по кругу и в двух направлениях.

Практическая работа. Подготовка ткани для обвязывания. Вязание кружев по предложенной схеме. Составление собственных схем кружев.


ТЕМА 16.

ВОРОТНИК.

Теоретические сведения. Способы вязания воротников по выкройке в зависимости от узора. Зарисовка схем выполнения воротника. Запись выполнения воротника.

Практическая работа. Выполнение образцов для вязания воротников.

Вывязывание воротника.


ТЕМА 17.

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.

Организация выставки лучших работ уча­щихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.





















УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.


  1. Правила техники безопасности при работе с крючками, швейными иглами, булавками, ножницами, электрическим утюгом.

  2. Наличие инструментов:

    • вязальные крючки различной толщины;

    • ножницы;

    • швейные иглы;

    • булавки;

    • кисточки;

    • сантиметровая лента;

    • электрический утюг;

    • гладильная доска.

  3. Наличие материалов:

    • пряжа и нитки разной толщины и цветов;

    • фурнитура;

    • калька;

    • миллиметровая бумага;

    • акварельные краски;

  4. Специальная литература.

  5. Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы:

    • схемы изделий;

    • коллекции ниток;

    • образцы вязания ;

    • изделия;

    • инструкционные карты;

    • дидактические карточки.




ЛИТЕРАТУРА.

  1. Власова А.А. Вязание: от умения к мастерству. - С-Петербург,1992.

  2. Вяжите сами. - М., 1993.

  3. Журналы «Валентина», «Вязание», «Anna», «Diana», «Verena», «Sandra».

  4. Рукоделие. - Харьков, 1999.

  5. Тарасенко С.Ф. Забавные поделки крючком и спицами. - Москва,1992.

  6. Ханашевич Д. Р. Подруджки-рукодельницы. Альбом по вязанию спицами и крючком. 1-3. - Москва,1993.

  7. Фомичева Э.А. Начинаем вязать спицами и крючком. - Москва,1991.


8

© 2010-2022