Классный час Курить или не курить для 5-9 классов

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













Интегрированное занятие

«Курить или не курить?»







Выполнила:

Фокина Елена Петровна,

учитель биологии высшей

квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа №93» г. Новокузнецка

























Оформление и оборудование: таблица «Органы дыхания», «Вредное воздействие табака на организм человека», прозрачная пластиковая бутылка, ватные тампоны, сигарета, спички; 5-6 листов бумаги с раскрасками, цветные карандаши, презентация «Курить или не курить», компьютер, мультимедийный проектор.


(Слайд 1)

Педагог. Курить или не курить? Вот в чем вопрос… Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

Мне хотелось бы начать нашу встречу с одной притчи. Послушайте.

(Слайд 2)

В далеком прошлом, когда табак только что был завезен в Армению из дальних стран, у подножия Арарата жил один старец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил это одурманивающее растение и убеждал людей не пользоваться им. Однажды старец увидел, что вокруг чужеземных купцов, разложивших свой товар, собралась огромная толпа. Купцы, расхваливая свой товар, кричали: «Божественный лист! Божественный лист! В нем средство от всех болезней!»

Подошел мудрый старец, сказал:

- Этот «Божий лист» приносит людям и другую пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится.

Купцы с радостью смотрели на него.

- Ты прав, о, мудрый старец! - сказали они. - Но откуда ты знаешь о таких чудесных свойствах «Божественного листа»?

И мудрец пояснил:

- Вор не войдет в дом курящему потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом бодрствующего человека. Через несколько лет курения человек ослабнет и будет ходить с палкой! И его станут бояться собаки. Наконец, он не состарится, ибо умрет в молодости…

Отошли крестьяне от купцов и задумались…

Давайте и мы с вами задумаемся над вопросом: почему же подросток начинает курить, хотя и знает, что курение опасно для здоровья?

Но сначала немного из истории.

(Слайд 3)

1 учащийся. Из истории табака. До XVI века в Европе не знали о табаке. Моряки из Испании - спутники Христофора Колумба привезли его из Америки (12 октября 1492г). Ритуал курения имел у индейцев символический смысл. Противники садились в кружок, вождь раскуривал трубку и передавал ее соседу. Тот после одной - двух затяжек передавал трубку своему соседу, а он своему. И так по кругу шла "трубка мира".

Несмотря на широкое распространение табака в Европе, курение через некоторое время было запрещено в разных странах. В Сант-Яго в 1692г. за курение были замурованы в стены 5 монахов. В Турции курение рассматривалось как нарушение законов Корана: человека избивали и возили на осле по улицам Константинополя, а после пожара состоялись массовые казни курильщиков. В Персии запрещали курение под страхом лишения губ и носа, а торговцев табака было приказано сжечь на костре.

(Слайд 4)

2 учащийся. Табак в России. В Россию табак был завезен через Архангельск, еще при Иване Грозном. При царе Михаиле Федоровиче - первом царе династии Романовых - за употребление "зелья табачища" рвали ноздри, били плетьми и ссылали в Сибирь, однако курильщики не переводились. В 16 - 17 веке Москва была деревянная, и из-за частых пожаров курение запретили. Во времена Петра I, внука Михаила Федоровича, курение даже поощрялось. Много сделавший прогрессивного, в данном случае он оказал жителям России плохую услугу. Очаровавшись этой диковинной заморской идеей - курить, он стал активно вводить ее в стране, и россий­ским подданным было приказано курить. Сам Петр I, злоупот­ребляя курением, подорвал свое здоровье. На его разрушенные легкие «села» простуда, развилось воспаление, переросшее в пневмонию, что и явилось причиной смерти царя.

Педагог. Почему же люди начинают курить? Если куриль­щика спросить: «Как ты начал курить? Зачем?», - он ответит: «По глупости». Наблюдения и исследования показывают, что громадное большинство начинающих курить не знает, в чем именно состоит вред курения. Обычно люди начинают курить в юном возрасте.

Результаты анкетирования (Приложение 1)

(Слайды 5, 6)


(Слайд 7)

Учащийся. Все начинается с одной затяжки,

А дальше стал ее рабом.

Спасенье видишь в ней от жизни тяжкой,

Но жжешь себя ты пепельным огнем.


Привычке зародиться ничего не стоит,

Но виноват ты в этом только сам.

Она попросит, а потом заставит,

Приказы, отдавая по часам.

Педагог. Действительно, начать - проще всего, а вот, при­выкнув, бросить... Марк Твен на вопрос: «Трудно ли бросить ку­рить?» - отвечал: «Совсем нетрудно, я раз сто бросал».

Давайте посмотрим и сопоставим, что позитивного и негативного подростки находят в курении. (2 учащихся фиксируют на доске то, что говорят де­ти.)

Позитив

  1. Элемент комфорта.

  2. Кокетство (игра красивой зажигалкой, пачкой сигарет).

  3. Похудение.

  4. Снятие нервного напряжения.

  5. Желание казаться взрослее.

Негатив

  1. Курильщик много и часто кашляет.

  2. Тяжело дышать.

  3. Желто-серый цвет лица, быстро стареет кожа.

  4. Желтеют, быстро разрушаются зубы.

  5. Плохой запах изо рта.

  6. Темные круги под глазами.

  7. Воспаляются голосовые связки. Голос становится хриплым, прокуренным (особенно у женщин).

  8. Склонность к простудным заболеваниям.

  9. Ухудшается работа сердца, учащается пульс.

  1. Пальцы рук, ногти желтеют.

  2. Замедляются рост и развитие некоторых органов.

  3. Рак легких, губ, горла.

  4. Страдают дети курильщиков (повышенная заболевае­мость бронхитом, пневмонией).

  5. Притупляются обоняние и вкус.

  6. Падает работоспособность.

  7. Плохой аппетит.

  8. Понижается острота зрения и слуха.

  9. Снижаются внимание и память.

  10. Лишняя трата денег.

  11. Причиной пожаров с человеческими жертвами (19% от всех пожаров).

(Делается вывод учениками)


(Слайды 8, 9, 10)

(Обсуждение с учащимися состава, температурного показателя тлеющей сигареты и табачного дыма.)

Состав горящей сигареты

  • Более 4000 соединений

  • 40 канцерогенных веществ

  • Ядовитые вещества

  • Тяжелые металлы

  • Радиоактивные вещества

Температура на кончике сигареты 600°С.

Температура тлеющего табака 300°С.

Температура табачного дыма 40-60°С.


(Слайд 11)

Болезни, вызываемые курением

(Работа в группах с таблицами. Приложение 2, 3. Обсуждение работы.)

(Слайды 12, 13)

По данным Министерства здравоохранения:

  • пульс курильщика в среднем на 10-20 ударов в минуту, чаще пульса некурящего, то есть у первого в три раза больше шансов заработать сердечный приступ;

  • курильщики в 2,5 раза чаще болеют простудными заболе­ваниями;

  • курение притупляет вкусовые ощущения и обоняние; ку­рение оказывает неблагоприятное влияние на слух; у ку­рящего человека шанс заработать рак поджелудочной же­лезы в 2-5 раз выше.

Педагог. Ребята, как вы себе представляете легкие курильщика? (Ответы детей). Почему они черного цвета?

Проведем опыт.

Представим, что прозрачная пластиковая бутылка - это лег­кие. Поместим в бутылку ватные тампоны, предположим, что это клетки легких. Сжав бутылку, выдавим из нее воздух. В крышке находится трубка, в которую мы вставим сигарету. За­жжем ее, и медленно будем ослаблять давление на бутылку. Наш прибор «выкурил» сигарету. Что вы наблюдаете? Ватный тампон стал коричневого цвета; на стенках бутылки появился коричне­вый налет: ощущается неприятный запах.

Такие изменения произошли только после одной выкурен­ной сигареты. Теперь мы точно можем представить, какие быва­ют легкие у курильщика.

(Слайд 14)

Если бы человек жил правильно, то он мог бы прожить до 120 лет.

Предлагаю составить портрет курильщика (Работа по группам. Приложение 4).

Понравился? (Обсуждение)

(Слайд 15)

А сейчас посмотрим небольшой видеоролик.

(Слайд 16)

Педагог. Никто не должен забывать, что многие болезни легче предупредить, чем лечить, ведь курение табака - это та же болезнь. Поэтому сейчас имеется единственный путь профилактики - никогда не пробовать курить табак.

В настоящее время существуют два способа борьбы с курением:

  1. Постепенное отвыкание путем медленного снижения количества сигарет.

  2. Полный отказ от курения. Избавление от вредной привычки - победа каждого человека над своей слабостью. Надо быть настойчивым и терпеливым. Если трудно это сделать самому, то необходимо обратиться к врачу, который может назначить медикаментозное лечение, психотерапию, рефлексотерапию.

(Слайд 17)

Информация для тех, кто решил бросить курить

...через 20 минут - после последней сигареты артериальное давление снизится до нормального, восстановится работа сердца, улучшится кровоснабжение ладоней и ступней.

… через 8 часов - нормализуется содержание кислорода в крови.

… через 2 суток - усилится способность ощущать вкус и запах.

… через неделю - улучшится цвет лица, исчезнет неприятный запах от кожи, волос, при выдохе.
… через месяц - явно станет легче дышать, покинут утомление, головная боль, особенно по утрам, перестанет беспокоить кашель.

…через полгода - пульс станет реже, улучшатся спортивные результаты - начнете быстрее бегать, плавать, почувствуете желание физических нагрузок.

… через 1 год - риск развития коронарной болезни сердца по сравнению с курильщиками снизится наполовину.

Известно, что курение дорого обходится здоровью человека - подлинную цену его последствий определить практически невозможно, ведь диапазон действия сигарет очень широк, и это может проявляться в самых различных формах. Зато стоимость сигарет, выкуриваемых конкретным человеком, вычислить несложно.

(Слайд 18)

Для этого нужно подсчитать, сколько курильщик затрачиваете на сигареты каждый день, и умножить эту сумму на 365 - в результате получится сумма, затрачиваемая курильщиком в год (не учитывая количества денег, потраченных на зажигалки).

Таким образом, человек, выкуривающий в день пачку сигарет стоимостью 40 рублей, в год тратит на свою привычку 14 600 рублей. На эту сумму можно было купить 145 кг пельменей, или 490 шоколадок, или 1460 рулонов туалетной бумаги, или один ЖК-телевизор, или 2-3 зимние коляски для детей.

Если в семье курят два человека, то полученное число удваивается. Соответственно, курящие супруги за год могли бы без ощутимых потерь приобрести одну шубу, или 46 г золота, или хороший ноутбук, или одну обычную лошадь (в роду которой не было призеров и племенных производителей).

За 10 лет супруги, не отказывающий себе в пагубном пристрастии, отказывают себе в покупке нового отечественного автомобиля, или подержанной иномарки, или 12 квадратных метров жилья в Новокузнецке.

В среднем россиянин тратит на приобретение табачных изделий 4% своей зарплаты. Для сравнения: на хлеб (по буханке в день) уходит около 1,5%.

Недаром среди многочисленных советов о том, как избавиться от вредной привычки, есть такой: ежедневно выбрасывать ровно ту сумму, которую затрачивается на табак.

Есть над чем задуматься!

(Слайд 19)

Обдумайте способы сказать «нет» на предложение закурить:

Мозговой штурм (Писать идеи на листе бумаги, а потом выбрать лучшие. Обсуждение.).

Варианты:

  • Я не курю.

  • Я не собираюсь загрязнять организм.

  • Я не думаю, что мне стоит это начинать до тех пор, пока я не буду иметь своих денег.

  • Нет, не хочу неприятностей.

  • А почему, как ты думаешь, эту штуку называют дурманом?

  • Эта дрянь не для меня.

  • Нет, спасибо, у меня и так хватает неприятностей с родителями.

  • Нет, спасибо, у меня на это аллергическая реакция.

  • Нет, спасибо, это опасно для жизни.

  • Я это пробовал, мне не понравилось.

  • Мне не хочется умереть молодым.

  • Я начинаю вести себя глупо, когда курю.

Педагог. Ну, что ж. Курить или не курить? Я думаю, что каждый из вас уже ответил для себя на этот вопрос.

Если вы все учли, уяснили, то сделайте еще одно усилие и решитесь никогда не прикасаться к сигарете.

(Слайд 20)

Помните: здоровье, радость жизни и счастье в ваших руках....

Спасибо за интересную встречу.












Литература


  1. Амосов Н. Здоровый образ жизни. Воспитание школьников. №3, 1998, с. 73.

  2. Бойко А. Как избавиться от курения. Воспитание школьников. №5, 1990, с. 72.

  3. Ватрушкина Н.И. Жизнь без сигарет/ Читаем, учимся, играем.-2006,-№3,-с.98-102.

  4. Гурьева Г.С. Нет - табаку, алкоголю, наркотикам! / Читаем, учимся, играем.-2009,-№1,-с.105-108.

  5. Жерлицына О.Н. Ваше здоровье в ваших руках/ Классныйруководитель.-2007,-№1,-с.67-69.

  6. Журнист Л.А., Лобанова Н.С. Протест против курения / Читаем, учимся, играем.-2004,-№8,-с.52-54.

  7. Как легко бросить курить / М. Андреева - С. - Пб. ООО «Издательство «Тригон», 2007 - 384 с.

  8. Классные часы. 8 класс. / Сост. Н.И. Ерёменко. - Волгоград: Учитель - АСТ, 2005.

  9. Лисицын Ю.П. Когда привычка приводит к болезни. Факультет здоровье. №10, 1986.

  10. Н. И. Дереклеева. Справочник классного руководителя. 10-11 классы. - М.: ВАКО, 2005. - 256 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

  11. Пластилина Ю.Л. Круглый стол «Береги здоровье смолоду» / Классный руководитель.-2007,-№5.

  12. Родительские собрания. 8 -9 классы. - Волгоград: Учитель, 2005. - 120 с.

  13. Сорокина О.И. Пожизненный плен/ Читаем, учимся, играем.-2006,-№10,-с.110-111.

  14. Татаринова Е.А. Не курю/ Читаем, учимся, играем.-2008,-№12,-с.99-103.

  15. Углов Ф. Открытое письмо курящей девушке. Воспитание школьников. №3, 1989.

  16. Хружина Н.В. Как прожить долго здоровым и молодым. Сценарий «Пресс-конференции». /Классный руководитель.-2007,-№5,-с.70-78.

  17. Шицкова А.П. Здоровье здоровых. Факультет здоровье. №3, 1987, с. 44.

  18. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.

  19. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде курения, алкоголя. М.: Просвещение, 1986.



























Приложение 1.

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ


Вопрос № 1. Курите ли вы?

  • 2 человека - 8,7%.

Вопрос № 2. Как вы считаете: по какой причине подростки начинают курить?

  • Из любопытства - 31%.

  • Заставляют друзья - 31%.

  • Желают казаться взрослыми- 31%.

  • Назло родителям - 6%.

  • Не хотят выглядеть хуже своих друзей - 6%.

  • Боятся показаться «белой вороной» в компании - 3%.

  • Курение успокаивает нервы - 9%.


Вопрос № 3. Нужно ли в школе говорить о вреде курения?

  • Да - 94%.

  • Нет - 0%.

  • Не знаю - 6%.


Вопрос № 4. От кого вы бы хотели слышать информацию о вреде курения?

  • От учителей - 62%.

  • От родителей - 62%.

  • От врачей - 56%.

  • От друзей - 12%.

  • СМИ - 6%.

Вопрос № 5. Какие формы борьбы с курением в школе вы бы предложили?

  • Во время учебного дня не выпускать учеников на улицу.

  • Вызывать родителей курильщиков.

  • Наказывать курильщиков физически.

  • Забирать сигареты.

  • Говорить о вреде курения.

  • Запретить курить на школьной территории.

  • Отвести место для курения.

  • Дежурить учителям на переменах и не разрешать ученикам курить.

  • Штрафовать родителей.

  • Оставлять курильщиков на второй год.

  • Запретить продавать сигареты школьникам.

  • Пусть курильщики стоят во время перемены в учительской.

  • Установить камеры слежения.

  • Проверять карманы и портфели у тех. кто курит, и забирать сигареты.

  • Отчислять из школы.

Приложение 2.

Характерные для табакокурения заболевания:

  • Воспаление носоглотки и гортани. Хронический бронхит.

  • Раковые заболевания легких, гортани.

  • Хронический гастрит, язвы в желудке и кишечнике.

  • Спазм артерий, инфаркт, инсульт, мигрень.

  • Угнетение нервной системы. Память и внимание ослабевают, работоспособность понижается.

  • Раздражительность, агрессивность.

  • Расстроена работа потовых и сальных желез.

  • Волосы истончены, секутся и выпадают.

  • Снижается репродуктивная функция (заячья губа).

  • Оголяются шейки зубов, развивается пародонтоз.

  • Нарушаются вкусовые ощущения, обоняние.

  • Понижается острота слуха.

  • Иногда возникает потеря зрения, нарушается цветоощущение.

  • "Синдром хронической усталости".

Приложение 3.

Классный час Курить или не курить для 5-9 классов












Приложение 4.


Классный час Курить или не курить для 5-9 классов

© 2010-2022