Внеклассное занятие на тему Лесная аптека на службе человека

Тема:  «Лесная» аптека на службе человека. Цель: Познакомить детей с лекарственными растениями. Задачи: ·         Способствовать развитию: экологического мышления на основе представлений о царстве   лекарственных растений; умений  рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни; творческого мышления и коммуникативного общения в процессе игры; умения и желания активно беречь и защищать природу.   Оборудование:  Изображение дуба, вывеска «Лесная аптека», иллюстрации лек...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Лесная» аптека на службе человека.

Цель: Познакомить детей с лекарственными растениями.

Задачи:

  • Способствовать развитию:

экологического мышления на основе представлений о царстве лекарственных растений;

умений рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни;

творческого мышления и коммуникативного общения в процессе игры;

умения и желания активно беречь и защищать природу.

Оборудование: Изображение дуба, вывеска «Лесная аптека», иллюстрации лекарственных растений, карточки с названиями растений, человечки для игры в «скорую помощь».

Участники: Ведущий, Доктор Айболит, Дети, с подготовленными вопросами.

Ход занятия.

Ведущий:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о лекарственных растениях. Тема нашего разговора: «Лесная» аптека на службе человека.

Мы узнаем о том, как могут помочь обыкновенные травы нашему здоровью. К нам в гости пришёл известный доктор. А как его зовут, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Добрый врач, бывалый врач,

Чуть услышит детский плач

В ранний час и полночь

Поспешит на помощь.

(Появляется Айболит)

Айболит: - Здравствуйте, ребята!

В лесу, в поле и даже у пыльной дороги растут лекарства в большом количестве. Насчитывается около 600 видов растений, используемых в медицине. Только надо, ребята, их знать и уметь ими пользоваться. Ещё в давние времена народ пользовался травами для лечения разных болезней. Есть в травах и цветах целительные силы для всех, умеющих их разгадать.

Я узнал, что у вас в классе есть дети, которые хотят подлечиться, и решил им помочь.

1 больной: - Доктор, у меня болит сердце, чем его вылечить?

(Больной подходит к доктору. Он его осматривает. )

Айболит: - При болезнях сердца помогают капли из ландыша. (показ)

Родился ландыш в майский день

И лес его хранит.

Мне кажется, его задень -

И этот звон услышит луг,

И птицы и цветы вокруг.

Цветы ландыша идут на изготовление капель, которые употребляют, как средство успокаивающее сильное сердцебиение. А ещё цветы используют для изготовления духов, одеколона, мыла.

Также при болезнях сердца используют корень валерианы в качестве успокоительного средства. (показ)

2 больной: - Доктор, у меня плохой аппетит. Что мне делать?

(Больной подходит к доктору. Он его осматривает. )

Айболит: Вам поможет корень одуванчика. (показ)

Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.

Подрастёт, нарядится в беленькое платьице.

Лёгкое, воздушное, ветерку послушное.

- А как вы думаете, почему этот цветок так называют. (ответы детей)

3 больной: - Доктор, а какое растение поможет вылечиться от болей в желудке?

(Больной подходит к доктору. Он его осматривает. )

Айболит: Вам поможет тысячелистник. (показ)

Каждый лист разбит на дольки.

Посчитайте долек сколько?

8, 10, 20, 30.

Тут легко и ошибиться.

У кого желанье есть

Дольки снова перечесть?

Препараты из этого растения применяют при различных заболеваниях желудка, для остановки внутренних кровотечений.

А ещё при заболеваниях желудка можно применять зверобой. Его ещё называют травой от 99 болезней.

4 больной: Доктор, я часто болею ангиной. Какие лекарственные растения могут помочь?

(Больной подходит к доктору. Он его осматривает. )

Айболит: - Отгадайте загадку:

Золотая серединка и лучи идут кругом.

Это может быть картинка. Солнце в небе голубом?

- Правильно! Это ромашка. Но не простая, а лекарственная.

(Показ. Разъяснение отличий лекарственной ромашки от обыкновенной.)

Лекарственная ромашка используется при ангине для полоскания горла. А ещё при ангине используется календула. В народе это лекарственное растение называют ноготки. (показ)

А ещё полезно полоскать горло при ангине и заболеваниях дёсен корой дуба.(показ)

5 больной: - Доктор, а у меня сильный кашель!

(Больной подходит к доктору. Он его осматривает. )

Айболит: - А вам поможет мать-и-мачеха. (показ) Ещё не успел сойти снег. А на пригретых солнцем местах появляются жёлтые цветки с чешуйчатыми стебельками. А когда цветки отцветут, на их месте разворачиваются крупные листья. С одной стороны мягкие пушистые, как мамины руки, а с другой жёсткие и холодные, как мачеха. Поэтому растение так и назвали мать-и-мачеха.

- Ребята, на нашей полянке есть ещё растения. Давайте рассмотрим их и узнаем, когда их используют.

- Какое растение поможет при ссадинах и мозолях? (подорожник)

Путника друг подорожник (показ)

Скромный невзрачный цветок.

Ты на порезанный палец

Влажной заплаткою лёг.

Подорожник используется как лекарственное растение. Свежие листья подорожника прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых.

- А почему его так назвали? (ответы детей)

- А теперь отгадайте загадки.

Бусы красные висят

Из куста на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

- Правильно! Это малина.

- Используют малину при простуде

- А ещё здесь есть витаминные средства. Это растения, в которых много витамина С. Он помогает укрепить организм при простуде. Отгадайте эти растения.

Он шипы свои выставил колко.

Шипы у него, как иголки.

Но мы не шипы у него соберём

Полезных плодов для аптеки нарвём.

Шиповник!

В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за ягодка?

Рябина.

- Она используется при простуде. Содержит так же витамин С. (показ)

- А какая ягода может заменить лимон?

Клюква. Её так и называют «северный лимон». (показ)

- Мы с вами узнали о пользе лекарственных растений. А давайте вы тоже станете на минуту докторами. У меня есть 4 больных человечка. Надо им помочь. Сейчас разделимся на 4 бригады скорой помощи.

(деление на команды)

- У каждого человечка кружком обозначен орган который у него болит. Из набора лекарственных трав выберите те, которые ему помогут.

(Названия трав записаны на карточках. Нужные растения дети подчёркивают. )

Выступление детей.

- Молодцы! С помощью лекарственных растений можно лечить и предупреждать различные болезни. Лекарственные растения разнообразны. Их собирают и сдают в аптеки.

Но собирать их надо так, чтобы не нанести вред природе. А некоторые лекарственные растения люди специально выращивают.

Существуют правила сбора и сушки лекарственных растений.

- Давайте с ними познакомимся.

Правила сбора и сушки лекарственных растений.

- собирать растения надо только в ясные солнечные дни;
- следует собирать только здоровые растения;
- нельзя собирать растения в местах рядом с промышленными предприятиями, хозяйственными постройками, около дорог;
- не рекомендуется собирать во время грозы, дождя, в полдень - с 10 до 12 часов;
- рекомендуемое время для сбора целебных трав, плодов - с 8 до 9 часов утра;
- листья, кору и корни собирают ближе к закату - с 16 до 18 часов.
ВНИМАНИЕ! При сборе лекарственных растений не забывайте, что большинство из них содержат ядовитые вещества. При их сборе надо быть очень осторожными: ни в коем случае во время сбора лечебных растений не дотрагивайтесь руками до глаз.

Сушка собранного материала производится обычно или на чердаках, или в специальных сушильных сараях, но не на солнце, в тени, где есть сквознячок.

- В заключении я предлагаю вам попробовать напиток и определить из какого растения он приготовлен!



© 2010-2022