Доклад на педагоггический совет Воспитание патриота

Значение воспитания патриотизма и гражданственности подрастающего поколения возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа. Формирование у молодежи гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей поколения российских гражд...
Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КАЛИНОВСКИЙ ТЕХНИКУМ МЕХАНИЗАЦИИ, СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ»









ДОКЛАД

«ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТА»






Подготовила

педагог-психолог

Рудюк Ольга Алексеевна












с.Калиновка

«___»___________2015г

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью...». В Законе РФ «Об образовании» говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье.[14]

Следует признать, что реально цели образования диктуются сегодня не культурой, а экономикой и политикой. Совершенствование, усложнение, модернизация учебного процесса в современных условиях невольно нарушает баланс основных функций образовательного учреждения - обучения, воспитания и развития. Как следствие, в стране и обществе разрушена система духовного воспроизводства, идёт процесс деградации в сознании новых поколений бесценных и дорогих для прошлых поколений символов, идей, концепций, идеалов.

Значение воспитания патриотизма и гражданственности подрастающего поколения возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа. Формирование у молодежи гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей поколения российских граждан, вступивших в третье тысячелетие - одна из основных целей воспитательной работы и системы каждой образовательной организации сегодня. [5,6,13,18]

Патриотизм относится к числу идеалов, утрата которых делает общество нежизнеспособным. Идея патриотизма, составляющая на протяжении тысячелетней отечественной истории консолидирующее начало российского общества, сегодня претерпела определенные изменения, может и должна стать тем стержнем, вокруг которого сформируется сознательно избираемая, активная, деятельная патриотическая позиция молодежи, обеспечивающая её готовность и способность к активным действиям во благо Родины. Сегодня мы должны понять, что патриотическое воспитание является необходимым условием существования страны.

Патриотизм - довольно сложный социально-исторический, культурный и духовный феномен, который включает в себя объективные и субъективные проявления, имеет свою структуру и динамику. Патриотизм - это особый «срез» бытия общества, в котором рождаются и сохраняются наиболее существенные стороны общественной жизни. [3,5]

В толковом словаре В.И. Даля значение слова «патриот» объясняется так: «Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб.[7] В «Словаре иностранных слов» В.В. Одинцова и др. «патриот - (гр. Patriotes - земляк, соотечественник). Тот, кто любит родину, предан отечеству. [20]

Авторы словаря предполагают, что впервые слово «патриот» употреблено Петром I. Однако до самого конца ХVIII века более распространѐнным был его синоним - словосочетание «сын отечества». «Патриот - говорится в другом словаре, - человек, любящий своѐ отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей родины». Более четко дано моральное содержание этого понятия в философском словаре: «Патриотизм (греч. Patris - отечество), - говорится в нем, - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины».[19] Патриотизм - качество нравственное. В нравственный кодекс патриота включаются такие критерии: любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Патриотизм - это чувство нравственное и природа его, как и любого чувства, иррациональна. Прививая это чувство молодому поколению, мы даём ему возможность прикоснуться к самым памятным страницам истории Отечества, своего края, рода, семьи. Именно с семейного альбома, с рассказов отцов и дедов прививается интерес к истории, прошлому. Патриотизм - сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе человека. О патриотизме судят не по словам, а по делам человека.[9]

Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации, т.е. направлены на объединение сограждан в целях достижения патриотических целей и совместного выполнения патриотических задач той или иной степени сложности и важности по обустройству и развитию своей Родины, по оздоровлению, умножению числа своих просвещенных соотечественников.

Выдающиеся люди нашей страны в прошлом считали патриотизм основой духовной жизни человека, его стремления к свободе и процветанию Родины. «… Истинный человек и сын отечества,- писал А. Н. Радищев,- есть одно и то же… Он скорее согласится погибнуть, нежели подать собою другим пример неблагонравия, преодолевает все препятствия, неутомимо бдит над сохранением честности, подает благие советы и наставления… и ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью. …Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени отечества…»

«Любить свою родину - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому»,- писал В. Г. Белинский.

Уясняя сущность и содержание патриотизма и его огромное значение в развитии и формировании личности, нельзя не привести полные глубочайшего смысла слова К. Д. Ушинского. «Как нет человека без самолюбия,- писал Константин Дмитриевич,- так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».[9]

Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью.

Гражданственность - одно из ведущих идейно-нравственных свойств личности. Гражданственность «подпитывается» патриотизмом, своей интеллектуальной ментальной российской спецификой. Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей. Патриот чувствует любовь к своей Родине, а гражданин знает свои обязанности перед ней.

По определению Г.Н. Филонова, «гражданственность - это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций - осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений».

Понятия «гражданственность» и «патриотизм» привлекают внимание социологов и педагогов. Такие термины как «гражданско-патриотическое», «гражданско-нравственное», «гражданско-правовое» воспитание можно всѐ чаще слышать в педагогической среде.

Историк и писатель Карамзин Н.М. акцентировал внимание на патриотической составляющей гражданственности. Выделив такие разновидности любви к Отечеству:

- физическую любовь, т.е. привязанность к месту своего рождения, малой родине;

- нравственную, т.е. любовь к согражданам, с которыми человек растёт, воспитывается, живёт;

- политическую т.е. любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях.

Человек не станет хорошим гражданином до тех пор, пока не поймёт. Что это означает и зачем ему это нужно. Гражданственность - это приоритетная ценность, обретение которой позволяет осознать человеческое достоинство и достигнуть человеческого совершенства. Американский политолог С. Шехтер рассматривает три роли, которые исполняет личность: зритель, потребитель, гражданин. Зритель - это пассивный наблюдатель мира. Он может быть хорошо информирован, а оттого враждебным, циничным и убеждённым, что невозможно влиять на ход событий. Потребитель рассматривает политическое общество как рынок, предназначенный для распространения общественных благ и услуг. Это активный манипулятор, торгующий своим участием в жизни общества в обмен на обещание увеличить его блага. Гражданин рассматривает общество как содружество, в котором он сам проявляется как личность и активный деятель. Это сложное чувство не возникает само по себе, а специально воспитывается, формируется.

Смысл образования состоит в том, чтобы воспитывать не только хорошо информированных людей, но и нравственных, ответственных добропорядочных граждан. Таким образом, говоря сегодня о ментальных основах подготовки будущего специалиста, мы должны осознавать, кого мы готовим: пассивного созерцателя, активного потребителя или деятеля, стремящегося к гармонии чувств и разума, т.е. гражданина-патриота.

Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где казалось бы при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, террористические акты, умирают женщины и дети.

Конституция Российской Федерации гласит:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».[10]

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» определяется «Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».[11] В этом же документе рассматриваются ступени формирования гражданина:

1-я ступень: Развитие и воспитание гражданина России начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

2-я ступень: Осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду, образование и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

3-я ступень: Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.

«Ступень российской гражданской идентичности - говорится далее в «Концепции» - это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России. Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами».

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» отмечается: «Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства».

В условиях нашего образовательного учреждения гражданственность и патриотизм традиционно формируются в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны.

Ведущее место в процессе становления гражданского, патриотического интернационального сознания студентов занимает содержание образования.

Содержание каждой учебной дисциплины наполнено возможностями формирования гражданственности. Оптимальный результат можно достичь при деятельностном подходе организации усвоения учебного материала. Одно из ведущих мест отводится внеурочной деятельности по предмету, в ходе которой расширяются и углубляются знания, формируются универсальные учебные действия и гражданская позиция обучающихся.[12]

Традиционными являются предметные недели, среди которых выделяется интегрированная неделя «Право на жизнь, или жизнь права», в ходе которой студенты могут участвовать в творческих конкурсах, викторинах, интеллектуальных играх, смотрах, состязаниях, проверяют знания прав и обязанностей, получаемых на уроках и во внеклассной деятельности по предметам.

Во внеурочной деятельности по предметам актуально широко использовать исследовательскую и проектную деятельность, в ходе которой у студентов формируется «желание открывать, делать, побеждать». Важно, чтобы большинство проектов, разработанных студентами, претворялись в жизнь.

Всё это будет давать возможность понять и прочувствовать «труд души, затраты ума и сердца, готовность, способность, желание и умение быть значимым, полезным, интересным для других, испытывая при этом высокое волнение от собственных благодетельных поступков или светлых деяний других».

В нашем техникуме успешно используется система классных часов по гражданскому и правовому воспитанию, при проведении которых важно использовать игровые методики и технологии, обеспечивающие деятельностный подход и расширение позитивного социокультурного опыта студентов.

С целью развития демократических начал в техникуме действует система активного включения в процесс образования и управления им самих студентов через участие в Студенческом самоуправлении.

Система патриотического воспитания техникума должна быть ориентирована на: экзистенциальные ценности (человек и его жизнь, свобода, выбор, мир); семейные ценности (семья и её традиции, дом, родители); нравственные ценности (любовь, добро, совесть, долг); познавательные ценности (истина, знание, мудрость); национальные ценности (родная земля, родной язык, национальная история, национальная культура); государственные ценности (Отечество, гражданственность, патриотизм); профессиональные ценности (профессия, ответственность, труд). При создании комплексной воспитательной программы патриотический компонент включается в содержание программ всех изучаемых дисциплин, спецкурсов национально-регионального компонента, перспективные планы научно-исследовательской, методической и воспитательной работы.

Патриотическое воспитание в нашем техникуме необходимо основывать на принципах: 1) служения Отечеству; 2) исторической и социальной памяти; 3) межпоколенной преемственности духовного опыта; 4) социокультурной и национальной идентификации; 5) гордости и великодушия в осмыслении социокультурной реальности исторического прошлого; 6) сакральности символов и смыслов Отечества; 7) соборности в воспитании духовных основ патриотизма; 8) опоры на культурные, исторические, боевые и трудовые традиции; 9) импликации традиций и инноваций в патриотическом воспитании. Данные принципы отражают требования к разработке структуры и содержания патриотического воспитания в учебном учреждении, позволяют обоснованно конкретизировать реализацию общей его цели в предметно-целевых задачах, что в наибольшей степени связано со становлением человека культуры, гражданина, патриота, личности современного специалиста.

Гражданско-патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательной системы школы по формированию у студентов свойств, присущих характеристике гражданина, патриота своей страны:

  • умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность;

  • способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений;

  • умение устанавливать контакты с другими людьми;

  • готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию;

  • неприятие агрессии, жесткости, насилия над личностью;

  • умение любить свою Родину.

В заключение, определяя основные педагогические условия формирования гражданственности и патриотизма, следует отметить:

  • необходимо объединить педагогические усилия семьи, техникума, органов государственно-общественного управления;

  • следует продумать, как обеспечить добродетельную мотивацию студентов, чтобы они проявляли сострадание, а не жестокость, гордость, а не воинствующую непримиримость;

  • надо чаще обращаться к образцу, примеру - этим традиционным для русского менталитета средствам гражданского воспитания, использовать в работе с детьми достойные примеры для подражания в повседневной жизни, литературе, наследии русских просветителей;

  • гражданственность созидательна, а значит, формировать её надо через деятельность;

  • нравственно-духовные ценности, в том числе чувство долга, совесть, любовь к Отечеству, закладываются культурой учебного процесса, формируются атмосферой образовательного учреждения, установившимися нормами взаимоотношения студентов с педагогическими работниками, духом техникума.

Строить здоровое общество и сильное государство может только человек с гражданским мироощущением. Человек, воспитанный в духе гражданственности, - это уникальная личность, способная самостоятельно анализировать события и явления, имеющая свою точку зрения, независимую от политической конъюнктуры, готовая сделать свой вклад в построение правового государства и гражданского общества.

Библиография.


  1. Азаров Ю. Ж. Педагогическое искусство патриотического воспитания [Текст] // Воспитание школьников. - 2008 - №6. - С. 3-11.

  2. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика профессии: миссия, кодекс, поступок. - Тюмень, 2005.

  3. Бузский М.П., Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Теоретические проблемы патриотизма и патриотического воспитания. - Волгоград, 2008.

  4. Выгодский Л.С. Нравственное воспитание [Текст] // Пед. психология. М.,1991.

  5. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Концептуальные основы патриотически-ориентированного образования. - Волгоград, 2004.

  6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы». - Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. - М., 2006.

  7. Даль В.И. Толковый словарь русского языка [Текст]. - М.: Эксмо, 2010. - 688с.

  8. Захаревич М.А. и др. Воспитательная система гражданского становления [Текст] // Заместитель директора по воспитательной работе. - 2009 - №4 - С.4-53.

  9. Ионов И. О. Российская цивилизация [Текст]. - М.,2000.

  10. Конституция Р.Ф. [Текст] - М.,1995.

  11. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст].А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад.образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 29 с. ― (Стандарты второго поколения).

  12. Лизинский В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] // Заместитель директора по воспитательной работе. - 2006 - №3 - С. 40-43.

  13. Молодое поколение России: Проект Доктрины. - М., 2008.

  14. Национальная доктрина образования.//Российская газета, 4 октября, 2000г.

  15. Никитин А.Ф., Соколов Я.В. Граждановедение [Текст]. - М., 1991.

  16. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова [Текст]. - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. - 944с.

  17. Рейнгардт Н.С. Программа патриотического воспитания [Текст] // Заместитель директора по воспитательной работе. - 2006 - №3 - С. 35-37.

  18. Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях (Текст): к IX Международной научной конференции «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 2008.

  19. Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона [Текст]. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1983. - 445 с.

  20. Школьный словарь иностранных слов: Пособие для учащихся / В.В. Одинцов, Г.П. Смолицкая, Е.И. Голанова, И.А. Василевская; Под. ред. В.В. Иванова [Текст]. - М.: Просвещение, 1983. - 207 с.

© 2010-2022