Внеклассное мероприятие Культура во время ВОВ

Цель мероприятия: Воспитание интереса к героическому прошлому своей страны. Задачи мероприятия: Развивать чувство сострадания, сопереживания; умение понимать и правильно реагировать на исторические факты и события. Углубить знание истории Великой Отечественной войны. Ожидаемые результаты. Повышение чувства ответственности за свою страну. Уважительное отношение в людям старшего поколения. В связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне, мы снова и снова возвращаемся к осмыслению тех г...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2 III и IV вида»

г. Оренбурга

Культура в годы ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.

Выполнила и провела: учитель Холопова Ирина Васильевна





2014-2015 уч.г.

Культура в годы

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.

Цель. Воспитание интереса к героическому прошлому своей страны.

Задачи.

  1. Развивать чувство сострадания, сопереживания; умение понимать и правильно реагировать на исторические факты и события.

  2. Углубить знание истории Великой Отечественной войны.

Ожидаемые результаты.

  1. Повышение чувства ответственности за свою страну.

  2. Уважительное отношение в людям старшего поколения.

Слайд 1.

В связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне, мы снова и снова возвращаемся к осмыслению тех героических и трагических лет, стремимся еще раз проанализировать причины начала войны, ее ход и итоги. Это важно не только для исторической науки, но и для правильного понимания и осмысления многих политических, социальных и культурных проблем современности.

Всемирно-историческая победа нашего народа над фашистской Германией в войне 1941-1945 гг. явилась результатом героических усилий всего советского народа, совершившего подвиг, равного которому не знало человечество. Определенную роль в этом сыграла русская культура.

Слайд 2

В годы Великой Отечественной войны наша культура понесла огромные потери. Всего было уничтожено свыше 82 тысяч школ, около 2 тысяч высших и средних специальных учебных заведений, более 60 научно-исследовательских институтов, 44 тысячи Дворцов культуры и библиотек, украдено 180 миллионов книг, утрачено 564 тысячи художественных произведений, разграблено 430 музеев. Были осквернены и разграблены дома-музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.С. Пушкина в Михайловском, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, П.И. Чайковского в Клину.

В результате боевых действий и бомбардировок пострадали древние русские города Новгород, Псков, Смоленск, Ржев, Вязьма, Киев. Громадный ущерб был нанесен Ленинграду. В Сталинграде было разрушено 85% жилого фонда. Более 80% жилых, общественных и производственных зданий было уничтожено гитлеровцами в Минске. Больших средств потребовало проведение эвакуации и реэвакуации культурных ценностей. Многие культурные потери восполнить было невозможно. Безвозвратно утраченными для отечественной культуры оказались фрески 12 века в Софийском соборе в Новгороде, уничтоженные фашистами, рукописи П.И. Чайковского, погибли в Сталинграде картины И.Е. Репина, В.А. Серова, И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского. Невосполнимы были и людские потери. Гитлеровцы проводили целенаправленную политику по уничтожению населения. Все это сказалось на развитии культуры после войны.

К картине « Дорога во ржи. (Рожь)» середина 1890-х
Работа утрачена во время Великой Отечественной войны, находилась в собрании Симферопольской картинной галерее.
Зреет рожь в широком поле,
Золотятся колоски,
По какой-то странной воле
С ней смешались васильки.
Будто в дождик брызги неба
Расплескались в волнах ржи,
Как фантазия и небыль
Это поле сторожит.
И немыслимо представить
Русь без этих васильков…
Снова небо рассыпает
Брызги вечные цветов.

Слайд 3,4

Наука и техника

С первых дней Великой Отечественной войны на службу победе, защите Родины были поставлены все достижения отечественной науки и техники. В 1943 году фронт получил новейшие самолеты ИЛ-5, ЯК-9, ТУ-2, созданные выдающимися конструкторами С.А. Лавочкиным, А.Н. Туполевым, С.В. Илюшиным, Н.Н. Поликарповым, А.Н. Микояном, А.С. Яковлевым и другими. Инженерно-технический персонал танковой промышленности совместно с конструкторами Ж.Я. Котиным, С.Н. Махониным, А.А. Морозовым и другими создали новые модели танков, превосходившие аналогичную технику противника.

Конструкторы В.А. Дегтярев, Ф.В. Токарев, П.Я. Горюнов и другие совершенствовали и создали новые образцы стрелкового автоматического оружия. Ученые И.В. Курчатов и А.П. Александров разработали новый метод зашиты кораблей от мин.

Слайд 5

Художественная культура. Литература

В годы Великой Отечественной войны искусство стало идейным оружием борьбы советского народа с фашистскими захватчиками. Многие писатели, поэты, художники ушли сражаться на фронт, в партизанские отряды и народное ополчение. Военными корреспондентами работали М.А. Шолохов, А.Т. Твардовский, К.М. Симонов, Н.С. Тихонов, А.А. Фадеев. 10 писателей были удостоены звания Героя Советского Союза. В годы войны были опубликованы быстро ставшие популярными повести М.А. Шолохова "Наука ненависти" и главы его романа "Они сражались за Родину", поэма А.Т. Твардовского "Василий Теркин", стихи Н.С. Тихонова, К.М. Симонова, О.Ф. Берггольц, А.А. Суркова, М.В. Исаковского и другие. В это тяжелое для страны время советская драматургия создала подлинные шедевры театрального искусства. Речь идет о пьесах Л.М. Леонова "Нашествие", К.М. Симонова "Русские люди", Е.Е. Корнейчука "Фронт" . Для культурного обслуживания фронтовиков создавались бригады артистов, даже специальные фронтовые театры.

Слайд 6,7,8

Киноискусство

В области кино особое внимание уделялось производству киножурналов документальных фильмов. Кинодокументалисты наиболее оперативно откликались на события. Всего за годы войны советские кинематографисты создали почти 400 журналов и 34 полнометражные картины, среди которых "Секретарь райкома" И.А. Пырьева, "Два бойца" Л.Д. Лукова, "Она защищает Родину" Ф.М. Эрмлера.

Фрагмент из кинофильма «Два бойца»

Слайд 9

Музыка

В годы войны было создано одно из самых великих музыкальных произведений 20 века - седьмая симфония Д.Д. Шостаковича. Шостакович начал писать седьмую симфонию спустя месяц после начала Великой Отечественной войны и продолжал работу в осажденном фашистами Ленинграде. Победоносный финал симфонии был завершен в декабре, когда фашисты стояли на подступах к Москве. "Моему родному городу Ленинграду, нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе посвящаю эту симфонию" - таков был эпиграф к этому произведению.

Видеоролик 7 симфония шестоковича

Одним из ведущих жанров в музыке во время войны стала лирическая песня. "Землянка", "Вечер на рейде", "Соловьи", "Темная ночь" и другие песни военных лет вошли в золотой фонд советской песенной классики. Подлинным гимном народной войны стала песня В.И. Лебедева-Кумача и А.В. Александрова "Священная война".

Слайд 10

Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны - «Священная война». 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»

Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:
- Будем разучивать новую песню - «Священная война».
Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни - печатать не было времени! - а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день - на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.
С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь - пять раз подряд! - пел ансамбль «Священную войну».

Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду - на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.

В летописи Отечественной войны есть немало героических эпизодов, рассказывающих о том, как вступала в бой эта песня-гимн. Один из них относится к весне 1942 года. Небольшая группа защитников Севастополя заняла оборону в пещере, выдолбленной в скале. Гитлеровцы яростно штурмовали эту естественную крепость, забрасывали ее гранатами. Силы защитников таяли... И вдруг из глубины подземелья послышалась великая песня. Потом раздался сильный взрыв и обломки скалы завалили пещеру... Не сдались советские воины ненавистному врагу.

А. В. Александров в свое время писал: «Я не был никогда военным специалистом, но у меня все же оказалось могучее оружие в руках - песня. Песня так же может разить врага, как и любое оружие!»

Видеоролик Священная война

Слайд 11,12

Выступали на фронтах Великой Отечественной войны и эстрадные исполнители Л. Утесов, К. Шульженко, , Л. Русланова Л. Орлова. Большой популярностью в то время пользовалась лирическая военная песня. Вся страна пела знаменитые произведения «Темная ночь», «Вечер на рейде», «В лесу прифронтовом», «Катюша». Знаменитая симфония Д. Шостаковича Ленинградская Симфония, написанная композитором во время блокады, стала символом мужества ленинградцев и одой для погибших.

Слайд 13,14

Как и в годы революции, первое место в графике военных лет занимал плакат. Прослеживаются два этапа в его развитии. Первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. Очень популярны были плакаты М.И. Тоидзе "Родина-мать зовет" (1941) и В.Г. Корецкого "Воин Красной Армии, спаси!" (1942). На первом изображена аллегорическая женская фигура на фоне штыков, держащая в руках текст военной присяги. На плакате Корецкого изображена женщина, в ужасе прижимающая к себе ребенка, на которого направлен штык со свастикой. На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется настроение и образ плаката; он проникнут оптимизмом, народным юмором. Л.А. Голованов в плакате "Дойдем до Берлина!" (1944) создает образ героя, близкий Василию Теркину. С первых дней войны по примеру "Окон РОСТа" начинают выходить "Окна ТАСС". Из мастеров старшего поколения в "Окнах ТАСС" сотрудничали М.М. Черемных, Б.Н. Ефимов, Кукрыниксы союз трех художников, М.В. Куприянова, П.Н. Крылова, Н.А. Соколова. Кукрыниксы много работали и в журнально-газетной карикатуре. Весь мир обошла их знаменитая карикатура "Потеряла я колечко..." (а в колечке 22 дивизии) - на разгром немцев под Сталинградом (1943).

Слайд 15

Важность задачи работников культуры, прежде всего, состояла в том, чтобы искусство поднимало моральный дух народа, взывало к патриотическим чувствам и вдохновляло его на победу. Всем театральным и концертным организациям было предложено подготовить коллективы к работе в передвижных поход ных условиях, то есть небольшие группы с портативным оформлением и соответствующим репертуаром.

Обсудив задачи, вставшие перед творческими работниками, пленум обратился к деятелям культуры с призывом сплотиться вокруг партии, встать на защиту Родины, подчинить свою работу интересам фронта, пересмотреть свой репертуар и создать бригады для выступлений в частях Красной Армии, сформировать бригады художников для выпуска фронтовых плакатов

Наиболее распространенной формой культурного обслуживания действующей армии были концертные фронтовые бригады, так как обладали мобильностью и не требовали специальной сцены.

Великая Отечественная война резко изменила все сферы общественной жизни страны, кардинально перестроив их одной задаче - разгрому врага. Культурная жизнь страны стала важнейшей составной частью всей идеологической работы.


© 2010-2022