• Преподавателю
  • Классному руководителю
  • ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ ГСУВУ «КЕМЕРОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ ГСУВУ «КЕМЕРОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Данна статья рекомендована педагогам работающим с подростками группы риска.Проблема девиантного поведения подростков – актуальна для образовательных учреждений. Решение многих задач в развитии и обучении девиантных подростков возможно при организации комплексного сопровождения в условиях специализированного образовательного учреждения. В ГСУВУ "Кемеровская специальная общеобразовательная школа" поступают подростки 12-14 лет с девиантным поведением на различные сроки пребывания.Развитие их происх...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ

ГСУВУ «КЕМЕРОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


Проблема девиантного поведения подростков - актуальна для образовательных учреждений. Решение многих задач в развитии и обучении девиантных подростков возможно при организации комплексного сопровождения в условиях специализированного образовательного учреждения.

В ГСУВУ «Кемеровская специальная общеобразовательная школа» поступают подростки 12-14 лет с девиантным (криминогенным) поведением на различные сроки пребывания (от полугода до 3 лет.). Развитие их происходило в неблагоприятных жизненных условиях, детских домах, интернатах, семьях, ведущих асоциальный образ жизни, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками. Проблемы воспитанников, как правило, обусловлены наложением семейных проблем, социальных ситуаций на индивидуальные патохарактерологические особенности. Вследствие эмоциональной и социальной депривации у них наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы. Вспыльчивость, неуверенность в себе, ощущение отсутствия жизненной перспективы, искаженные нормы, правила жизни и поведения, низкий образовательный уровень, отставание в обучении на один, два или три года - типичны для воспитанников специальной школы. Попадая в специальную школу, подростки сталкиваются с большим количеством правил и ограничений закрытого образовательного учреждения, в связи с этим у многих из них проявляются невротические реакции и субдепрессивные состояния. Особую группу составляют воспитанники, прибывшие из специальных коррекционно-образовательных учреждений. Кроме интеллектуальных нарушений эти воспитанники имеют патохарактерологическое развитие личности. Выявленные психологические особенности контингента воспитанников определяют специфику их сопровождения в условиях специальной школы. Модель психолого-педагогического сопровождения в специальной школе основывается на идеях М. Р. Битяновой.

Цель сопровождения - создание социально-психологических условий в специальной школе, благоприятных для максимально успешного обучения и развития личности каждого воспитанника, изменение девиантных, дезадаптивных форм поведения на адаптивные, социально приемлемые.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • оказывать помощь воспитанникам в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: преодоление трудностей в учебной деятельности, коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы, переориентации девиантного поведения;

  • отслеживать изменения в динамике развития воспитанников;

  • осуществлять психологическое обеспечение образовательных программ для воспитанников школы;

  • повышать профессиональную и психологическую компетентность педагогов.

  • развивать психолого-педагогическую компетентность воспитанников и родителей (законных представителей);

  • создавать условия для сохранения и укрепления психоэмоционального и личностного здоровья воспитанников и педагогов;

  • создавать и поддерживать благоприятный психологический климат на уроках и во внеурочное время.

Создание и поддержание благоприятного психологического климата на уроках и вне их подразумевает наличие следующих взаимосвязанных составляющих:

  • эмоциональная компетентность педагога и воспитателя в общении с воспитанниками;

  • реализация общения с воспитанниками по типу стратегии поддержки;

  • навыки грамотного экстренного педагогического воздействия в сложных ситуациях;

  • профилактика развития у подростков мотивации избегания неудачи и неблагоприятных эмоциональных состояний.

Сопровождение в условиях специального воспитательно-образовательного учреждения основывается на следующих принципах:

  1. Реалистичность - постановка задач и выбор стратегий работы с учетом сроков пребывания воспитанника в специальной школе.

  2. Комплексность - согласованное взаимодействие различных специалистов школы (воспитателей, учителей, педагогов дополнительного образования, врачей, психиатра, логопеда, социальных педагогов, педагогов-психологов, работников службы режима, администрации) в организации сопровождения.

  3. Многоаспектность - соединение различных направлений коррекционно-реабилитационной (воспитательной, образовательной, психологической, правовой, социальной) работы в единую стратегию сопровождения воспитанника в течение срока пребывания в школе.

  4. Дифференцированность - дифференциация задач, средств и планирование результатов с учетом возраста, проблем в развитии и поведении воспитанников.

  5. Последовательность - работа с каждым воспитанником строится с учетом его предыдущей социально-образовательной ситуации и возможной последующей.

  6. Индивидуальный подход при реализации образовательно-воспитательного процесса.

  7. Приоритет педагогических средств воздействия (коррекции и развития).

  8. Учет гендерного аспекта.

Психолого-педагогическое сопровождение процесса воспитания и обучения воспитанников специального учреждения осуществляется в основном педагогами и преимущественно педагогическими средствами.

Направления деятельности по психолого-медико-педагогическому сопровождению.

Целе-вая груп-

па

Направления и содержание сопровождения

Формы и методы

Исполнители


В

О

С

П

И

Т

А

Н

Н

И

К

И

Диагностическая работа.

Отслеживание психолого-педагогического статуса воспитанника

1.Выявление психобиологических предпосылок отклоняющегося поведения

Медосмотры, психологическая диагностика

Врачи, психологи

2.Диагностика алкоголизации, наркозависимости, склонности к суициду.

Опрос, анкетирование

Врачи, психологи

3.Исследование ситуации, провоцирующей нарушения поведения

Изучение личных дел, наблюдения, социометрия, референтометрия

Социальные педагоги, психологи, воспитатели

4.Выявление индивидуальных особенностей характера, личности воспитанника, уровня обученности и обучаемости

Тестирование, наблюдение, анализ продуктов жизнедеятельности

Психологи, воспитатели, учителя

5.Диагностика выраженности устойчивости социально-психологической личности подростка

Учет и анализ нарушений, допущенных в спецшколе

Социальные педагоги, воспитатели, учителя, служба режима

6.Комплектование классов компенсирующего обучения

ПМПк

7.Мониторинг развития воспитанника

Заполнение карты развития воспитанника

Социальные педагоги, психологи, воспитатели

8.Работа ПМПк

Разработка индивидуального маршрута реабилитации и адаптации воспитанника

Председатель ПМПк

Коррекционно-развивающая работа.

Создание условий для успешного обучения, коррекции и развития личности

1.Социально-психологическая защита

1.1.Обеспечение психофизической безопасности жизнедеятельности воспитанника в период пребывания его в спецшколе

Социально-правовая защита, контроль за соблюдением внутреннего распорядка школы, профилактика и конструктивное разрешение конфликтов

Администрация школы, социальные педагоги, педагоги-психологи, педагоги, работники службы режима

1.2.Подготовка условий для жизнедеятельности подростка после выпуска

Восстановление семейных отношений, обеспечение необходимых условий для проживания, передача подростков под наблюдение учреждений социальной поддержки населения, установление преемственности в работе с социальными педагогами тех учреждений, где будет обучаться выпускник спецшколы, групповые занятия « «

Администра-

ция школы, социальные педагоги, психологи, воспитатели

2.Психологическая коррекция и развитие

Развитие когнитивных процессов.

Обучение эффективным способам общения.

Развитие эмоционально-волевой сферы.

Формирование социально приемлемых форм поведения.

Индивидуальные занятия с воспитанниками «группы риска» Групповые занятия по программам, составленным педагогами-психологами школы:

«Психология общения»;

«Жить в мире с самим собой»;

«Помоги себе сам»;

«Искусство достигать»;

«Наши чувства»;

«Думая о будущем»;

«Учись властвовать собой»;

«Раскрой свои возможности

Педагоги-психологи

Часы психологической разгрузки

Консультации

3.Образовательное направление

3.1. Восстановление и развитие способности воспитанников к учению.


3.2.Недирективное формирование (восстановление) учебной мотивации.

Индивидуальные и групповые занятия по предметам с целью ликвидации пробелов в знаниях и развития универсальных учебных действий

Учителя-предметники, воспитатели

Занятия по ускоренной программе бучения для воспитанников с большим отставанием в образовании

Работа предметных кружков.

Лекторий «Учись учиться!»

Проведение тематических праздников, предметных недель, экскурсий, конкурсов, олимпиад т.д.

Учителя

4.Воспитательное направление

Расширение сферы социального взаимодействия подростка, восстановление связей с окружающим миром (экскурсии, участие в выставках, встречи с интересными людьми и учащимися других школ, конкурсы и соревнования)

Педагоги дополнитель-

ного образования,

воспитатели,

учителя

Повышение значимости общечеловеческих ценностей.

Патриотическая работа. Дискуссии по проблемам нравственности, морали, культуры.

Проведение традиционных народных праздников.

Формирование школьных традиций

Работа клубов по интересам, занятия духового оркестра

Профориентационная работа

Учителя, воспитатели,

социальные педагоги

Трудовое обучение (автодело, столярное электротехническое и слесарное дело.);

Работа в швейном цехе;

Работа на подсобном хозяйстве, в теплице и пришкольном участке

Воспитатели, учителя трудового обучения

)

5.Лечебно-оздоровительное направление

Углубленные осмотры

Врачи

Лечебные процедуры, фитотерапия

Лечебная физкультура для воспитанников с нарушением осанки

Учителя физкультуры, инструктор по физкультуре

Работа спортивных секций (футбол, баскетбол, волейбол)

Занятия в тренажерном зале

Спортивные игры, соревнования

Мероприятия по сохранению и укреплению здоровья (уроки здоровья, тематические недели, акции, групповые занятия)

Учителя, воспитатели, медики, социальные педагоги, педагоги-психологи

П

Е

Д

А

Г

О

Г

И

Консультативно просветительское

Лекции, психолого-педагогические семинары, практические занятия, индивидуальные и групповые консультации по вопросам развития, обучения, сохранения здоровья, применения средств и способов его укрепления.

Плановое повышение квалификации.

Администра-

ция, педагоги,

педагоги-психологи,

врач

Р

О

Д

И

Т

Е

Л

И

Консультативно просветительское

Беседы, консультации, родительские собрания по вопросам обучения и развития воспитанников

Воспитатели, учителя, социальные педагоги, психологи

Деятельность по психолого - медико-педагогическому сопровождению включает кроме традиционных организационных, диагностических, консультационных, обучающих, развивающих и коррекционных направлений еще и следующие направления:

  • формирование позитивной самоидентичности, в т.ч. принятие своего физического и психологического «Я» (тела, потребностей, влечений, переживаний и т.д.);

  • позитивное принятие современных мужских социальных ролей;

  • формирование адекватной самооценки как залога успешности в отношениях с представителями своего и противоположного полов;

  • развитие навыков толерантного (терпимого, принимающего), ассертивного (уверенного, отстаивающего свои права и интересы), антивиктимного, исключающего позицию жертвы физического или психологического насилия, и безопасного поведения воспитанников в отношениях со сверстниками и взрослыми, специальная психотерапевтическая работа с воспитанниками, пережившими психотравмы;

  • работа по планированию позитивных вариантов отношения к жизни и выбора профессии

В организации сопровождения воспитанников особая роль отводится учителю. Он разрабатывает индивидуальный маршрут педагогической реабилитации воспитанников (ликвидацию пробелов в знаниях, развитие и формирование универсальных учебных действий, восстановление утерянного интереса к учебной деятельности, формирование

адекватного социального взаимодействия подростка с окружающим миром, духовно-нравственное развитие).


5


© 2010-2022