ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ-ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

I.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ (ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ)

СУББОТ

ЗИНАИДА

СЕМЁНОВНА

МОУ

«ООШ П.ЧИКШИНО»


Классный

руководитель

9 класса


37 ЛЕТ

II. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

НАПРАВЛЕНИЕ ОПЫТА:

  1. ТЕМА ИННОВАЦИОННОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В

ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.


  1. ИСТОЧНИК ИЗМЕНЕНИЙ

Произошли за последние годы в нашем обществе резкие изменения информационной и языковой среды, а также новые задачи по формированию коммуникативной компетенции учащихся в школе. Теперь компьютер - первый помощник и советчик НЕ ТОЛЬКО учителя, но и КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

То обстоятельство, что нашим детям придётся жить и реализовывать свои цели и планы в совершенно ином обществе, заставляет нас задуматься о формировании у наших выпускников способностей к саморазвитию и самотворчеству, которое должно не только идти в ногу с быстрыми темпами развития самого общества, но и опережать их.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года поставлена важная задача:

подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации.

И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ. В связи с этим учителю необходимо готовить обучающихся к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкой информации, в частности, освоении средств информатизации и ИКТ.

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом невозможно без изучения обширного спектра информационных технологий. За последние несколько лет ИКТ утвердили свои позиции, как в образовательном, так и в воспитательном процессе.

Использование компьютерных технологий - это не веяние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество».

( Из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года).

В современном обществе, многие со мной согласятся, учить детей легче, чем воспитывать. Процесс воспитания требует более тонкого подхода к ребенку, и это процесс постоянного творчества.

Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека.

Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с учащимися всего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы; создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.

И я считаю, что в решении воспитательных задач огромную роль играют информационно-коммуникационные технологии.

  1. ИДЕЯ ИЗМЕНЕНИЙ

XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Современный молодой человек, выйдя в "большую" жизнь из стен школы, должен легко ориентироваться в информационно-коммуникационных технологиях не только в рамках предмета информатики и ИКТ, но и в любой другой сфере жизнедеятельности, которая требует от каждого нестандартного мышления, самостоятельности, творческого видения мира.

Основная воспитательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать мультисенсорную интерактивную среду воспитания с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств воспитания, информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством понятий, но и развить интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Современное компьютерное оборудование выступает как средство организации и оснащения воспитательного процесса:

• как средство для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок и пр.);

• как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видеофильмы и другие демонстрационные формы);

• как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио);

• как средство обработки информации (фото и видеоизображений, текстовой, статистической информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в воспитательной деятельности).

В общеобразовательных школах широким полем для внедрения средств ИКТ является внеклассная работа. Все виды внеклассной работы направлены на нравственно-эстетическое воспитание учащихся, формирование вкусов и интересов. При правильной постановке внеклассные занятия могут играть огромную роль в общеобразовательном процессе, т.к. помогают учащемуся:

  1. выявить и развивать свои потенциальные творческие способности;

  2. достаточно рано определиться в своих интересах;

  3. удовлетворять свои образовательные потребности, выходящие за рамки школьной программы.

Широкое внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс позволило расширить арсенал методологических приемов:

появилась возможность создания зрелищных компьютерных средств воспитания с элементами графики, звука, видео, мультимедиа, гипертекста, что способствует повышению эффективности педагогического труда.

Программа воспитания, на основе которой строится работа, является примерной, именно поэтому каждый учитель находится в постоянном поиске, корректируя её для работы в своём классе.

Основными направлениями, по которым я работаю, являются :

1. Нравственно- правовое воспитание .

2. Художественная деятельность и эстетическое воспитание.

3. Формирование здорового образа жизни.

4. Познавательная деятельность.

5. Работа с родителями.

Работая по каждому направлению, невозможно обойтись без современных информационно-коммуникационных технологий. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор.

Достоинства мероприятий с использованием информационных технологий - создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Компьютер становится средством распространения и обмена информацией между учеником и учителем и способствует развитию у ребенка повышенного интереса к окружающему миру.

  1. КОНЦЕПЦИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

Современный ВОСПИТАТЕЛЬ И КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ должен уметь работать с новыми средствами воспитания хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика - право на качественное развитие. При этом следует твердо усвоить, что информационно-образовательные ресурсы не должны заменять педагогических технологий.

Они призваны оптимизировать затраты педагога, разгрузить его и помочь сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе - отвечать на непростые вопросы любознательных учеников и, наоборот, пытаться расшевелить пассивных. И, конечно, учить ребят видеть красоту слова, красоту окружающего мира, воспитывать гражданина, востребованную личность.

Трудоемкость подготовки к воспитательному мероприятию велика лишь на стадии разработки методических и технических его компонентов. В дальнейшем же применении разработок и их тиражировании трудоемкость становится минимальной.

Риски могут быть связаны лишь с нарушением инструкций по работе с компьютером.

Важно подчеркнуть, что очень хотелось бы больше «разбудить» коллективы классов в оказании помощи учителю в подготовке материалов, а также «развернуть» возможности материальной базы школы в вопросе работы с Интернетом-чтобы был непосредственный выход в сеть на самом внеклассном мероприятии .

В процессе творчества с использованием ИКТ ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают много нового. Таким образом, происходит формирование и сплочение классного коллектива и формирование творческой личности учащегося в информационной среде.

Я считаю, что возможности использования ИКТ технологий в воспитательной системе школы велики, т.к. они:

  • повышают и стимулируют интерес у обучающихся;

  • активизируют мыслительную деятельность и эффективность воспитания тех или иных качеств личности благодаря интерактивности;

  • позволяют моделировать процессы, явления, сложные для демонстрации в реальности, но необходимые для создания полноценного зрительного ряда;

  • предоставляют ученикам возможность самостоятельного поиска материалов, опубликованных в Интернете для подготовки докладов, рефератов, составления сценариев;

  • предоставляют помощь в поисках ответов на проблемные вопросы;

  • создают огромное поле для развития креативных способностей, формирования общей и информационной культуры.

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

Я , классный руководитель 9 класса, применяю компьютерные технологии во внеклассной деятельности. Сейчас, как и каждый классный руководитель ( просто на это надеюсь!) не мыслю свою воспитательную работу без использования ИКТ: беру информацию на классные часы из Интернета, использую за основу различные презентации по правилам дорожного движения, на уроки мужества, по профилактики вредных привычек и т.д.

Почему?

Вижу преимущества использования ИКТ:

  • Использование ИКТ существенно облегчает трудозатраты по ведению документации классного руководителя, а значит остается больше времени для работы с учениками.

  • При помощи ИКТ классный руководитель может готовить разнообразные материалы для использования непосредственно при проведении классного часа, родительского собрания, на выступлении ШМО и педсовете.

  • ИКТ позволяют разнообразить формы работы с учащимися.

Использование информационных технологий позволило видоизменить содержание, методы и формы воспитания. Результаты этих изменений можно увидеть в следующем:

  • происходит формирование личности в процессе приобретения знаний, умений, навыков;

  • тесное взаимодействие процессов обучения и воспитания;

  • познание мира осуществляется в результате создания его модели.

Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность - это повышение интереса многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях.

Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды. Компьютер позволяет усилить мотивацию ребенка. При этом компьютер может представлять: источник информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа).

Для успешной реализации представляемого ИПО воспитателю и классному руководителю необходимо свои отношения с учениками строить на основе демократичности, открытости, диалогичности, уважения, толерантности, а любой классный час или внеклассное или внешкольное мероприятие делать личностно значимым для ученика. Кроме того, важно понимание учителем «сверхзадачи» каждого момента общения с учеником, классом или группой школьников: не предложение готовой информации, а создание эвристической ситуации. Все это требует от учителя не столько большого опыта и высокого уровня профессионализма педагога, сколько стремления развивать и воспитывать уникальную личность ученика посредством всевозможных средств.

Ученикам очень нравятся диспуты, просмотры презентаций, видеоролики с живым для детей тематическим подбором бесед и классных часов с использованием компьютера. Применение компьютера сосредотачивает их внимание, активизирует их восприятие, внимание, расширяет кругозор, вовлекает в коллективное творческое дело…как на самом мероприятии, так и во время подготовки к нему, даёт возможность увидеть изучаемый и важный вопрос во всём великолепии, тем самым развивается интерес к поставленной задаче.

1) Заинтересованность педагога в результатах своего труда, готовность его к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства.

2) Эффективное использование на современном этапе воспитательного процесса ИКТ (презентации, видеоролики, слайд-шоу, музыкальное оформление).

3) Апробация инновационных методик, технологий, приемов и технологий воспитательной работы.

  1. РЕЗУЛЬТАТ ИЗМЕНЕНИЙ В воспитательном ПРОЦЕССЕ

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. Конфуций

Воспитательный же процесс строится не столько на усвоении информации и способов её получения и использования, но, в первую очередь, он предполагает личностное общение воспитателя с учеником, основывается на чувствах, переживаниях, эмоциях.

Наш выпускник может обладать, к примеру, следующими качествами:

  • активная жизненная позиция;

  • созидательная ценностная направленность;

  • стремление к личностному росту (волевые качества, способность к выбору в пользу роста, умение принять решение, способность к саморазвитию);

  • умение эффективно взаимодействовать с людьми;

  • творческое отношение к действительности.

С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии. Стремление применять ИКТ не только в учебной, но и в воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами ( ИКТ позволяет усилить мотивацию учения и вовлечь учащихся в активную деятельность) .

Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов. И не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей.

Опыт показывает, что создание единого информационного пространства класса и школы путём применения ИКТ в воспитательной работе способствует повышению интереса учащихся ко всему происходящему в школе, стимулирует познавательную и творческую активность детей. Всё сказанное выше подтверждает рост качества воспитательной работы в школе, повышение уровня её организации на качественно новый уровень, делает воспитательный процесс современным с точки зрения формы и содержания.

Основные «плюсы» в использовании ИКТ:

  • наглядность,

  • доступность

  • и относительно низкие затраты на оборудование.

Для внедрения ИКТ в воспитательный процесс в нашей школе имеются 2 мультимедийных кабинета, способных выполнять многие задачи, в том числе и стать школьной мультимедийной студией.

Вижу достоинства ИКТ в воспитательном процессе:

1. Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.

2. Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.

3. Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий.

4. Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.

5. Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.

6. Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.

7. Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса.

8. Повышают качество педагогического труда.

9. Способствуют эффективности воспитательных мероприятий. Грамотное, системное использование информационно- коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.

  1. ПУБЛИКАЦИИ О ПРЕДСТАВЛЕННОМ ИПО


III. Описание инновационного опыта классного руководителя.

Сегодня информация играет решающую роль во многих проблемах, связанных не только с познавательной, но и технологической, творческой, политической, социальной деятельностью человека. Резкое возрастание роли и значения информации требует глубокой подготовленности всех членов современного общества к использованию средств информационной технологии в своей профессиональной деятельности, а значит, востребован выпускник школы, владеющий навыками работы с информацией. Нельзя забывать и о высоком потенциале информационных технологий в формировании и удовлетворении индивидуальных духовных потребностей учащихся, развитии их творческих способностей.

Таким образом, использование ИКТ в воспитательной работе значительно повышает не только эффективность воспитания, но и помогает создать более продуктивную атмосферу внеклассных и классных мероприятий , заинтересованность учеников.

Кроме этого, владение и использование ИКТ - хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность - это повышение интереса многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является активное участие учащихся в жизни класса. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, я обеспечиваю эту активность. На сегодняшний день этим ресурсом можно пользоваться, так как интерес нового поколения к компьютерным технологиям возрастает. В связи с этим отмечается положительная тенденция повышения компьютерной грамотности и самих взрослых, самообразование педагогов, их стремление и способность применить свои умения на практике.

Области применения и возможности ИКТ в работе классного руководителя

1) План воспитательной работы;

  • Социальный паспорт класса;

  • Психолого-педагогические характеристики учащихся класса;

  • База данных учащихся и их родителей

2) Мониторинг

  • успеваемости по четвертям и за год;

  • уровня воспитанности.

Использование электронных таблиц Microsoft Excel, Электронного журнала

3) Диагностирование, анкетирование

Каждый классный руководитель в своей работе пользуется различными диагностиками, которые требуют больших временных затрат на обработку и анализ. Данные отчеты могут формироваться с помощью электронных таблиц Microsoft Excel, которые позволяют наглядно представить результаты обработки анкет, диагностик с помощью графиков и диаграмм. Такие наглядные результаты анкетирования интересны не только учащимся, но и родителям.

4) Коммуникации

  • Для непосредственного общения с учениками и их родителями большие возможности дает Интернет. Для коллективного (и личного, в том числе) общения мы используем социальные сети: Контакт, Одноклассники, Страна друзей.

  • Общение возможно через Гостевую книгу школьного сайта. Для личного общения иногда мы используем электронную почту.

5) Внеклассные мероприятия

Подготовка и использование презентаций при организации внеклассных мероприятий (соревнования, классные часы, диспуты и т.п.), которые позволяют красочно и наглядно представить любой материал, а также позволяют экономить время проведения мероприятия; проведены мною с использованием мультимедийных презентаций, которые позволили наглядно продемонстрировать дополнительные материалы: иллюстрации, музыкальное сопровождение, графики, таблицы.

Использование ИКТ на классных часах способствует:
1) развитию интереса ребенка к классному часу;
2) развитию умений и навыков работы с информационными ресурсами;
3) эффективному управлению вниманием учащихся;
4) активизации познавательной деятельности;
5) формированию навыков исследовательской работы;
6) повышению информационной культуры

7) ученики приобретают опыт публичных выступлений,

8) повышается самооценка,

так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Проведены классные часы с использованием ИКТ:

«Русское наследие» - об обычаях русского народа;

«О красоте и мужестве»;

«Урок доброты»;

«Страна вежливых слов»;

С использованием ИКТ проводились уроки Мужества:

«Деревья тоже воевали»,

«Памяти узников концентрационных лагерей».

Создан школьный сайт, на котором размещается информация о внеклассной работе школы - сценарии, о победителях соревнований и конкурсах.

При подготовке и проведении внеклассных мероприятий с учащимися мы используем и другие прикладные программы, такие, как

- проигрыватель Windows Media,

-графический редактор Photoshop,

- текстовый редактор Word;

-Microsoft PowerPoint;

-Microsoft Office Access;

-Microsoft Office Publisher;

-Microsoft Excel,

-Windows Movie Maker,

которые делают внеклассную работу яркой и запоминающейся.

7) Творческая работа с учениками

  • Оформление классного уголка,

  • Творческие отчеты в виде презентации о праздниках, походах, поездках, экскурсиях.

8) Работа с родителями

  • для коммуникаций;

  • для проведения родительских собраний.

Новые современные возможности помогают мне в работе не только с детьми, но и с их родителями. Ведь одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Привлекаю родителей к участию в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Также организую работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность. Использование ИКТ позволило мне эту работу сделать более успешной.

Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность - это повышение интереса многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях.

Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является активное участие учащихся в жизни класса. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, я обеспечиваю эту активность.

На сегодняшний день этим ресурсом можно пользоваться, так как интерес нового поколения к компьютерным технологиям возрастает.

Итак, я считаю, что возможности использования ИКТ технологий в воспитательной системе школы велики, т.к. они:

  • повышают и стимулируют интерес у обучающихся;

  • активизируют мыслительную деятельность и эффективность воспитания тех или иных качеств личности благодаря интерактивности;

  • позволяют моделировать процессы, явления, сложные для демонстрации в реальности, но необходимые для создания полноценного зрительного ряда;

  • предоставляют ученикам возможность самостоятельного поиска материалов, опубликованных в Интернет для подготовки докладов, рефератов, составления сценариев;

  • предоставляют помощь в поисках ответов на проблемные вопросы;

  • создают огромное поле для развития креативных способностей, формирования общей и информационной культуры.

При использовании ИКТ в духовно-нравственном воспитании детей я ставила перед собой задачи:

  • формирование первоначальных представлений о духовно-нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро, совесть, верность), ознакомление с ними на основе противопоставления позитивного и негативного поведения людей;

  • воспитание положительного отношения к духовно-нравственным ценностям и желания поступать в соответствии с ними;

  • формирование нравственных умений и привычек (справедливо оценить свои поступки и поступки людей, быть послушными, вежливыми, приветливыми со всеми, доброжелательными).

К коммуникативной функции ИКТ относится содействие общему благоприятному климату в классе. Становление доброжелательных межличностных отношений происходит в результате совместной деятельности учащихся класса.

К такой деятельности относятся

  • классные часы,

  • информационные часы,

  • ведение классного мультимедийного фотоальбома,

  • подготовка и проведение общешкольных мероприятий.

Классные часы сопровождаются компьютерными презентациями, составленными либо мной, либо учащимися, либо детьми совместно с родителями. Всё это помогает классному руководителю проводить тематические классные часы (собрана серия презентаций: о родном городе, о символах России, о дружбе, милосердии и др.). Ведение электронного классного фотоальбома сохраняет в памяти детей яркие моменты школьной жизни. Наиболее эффективно создание и пополнение такого альбома силами учащихся при поддержке классного руководителя.

В конце учебного года ребятам было предложено сделать творческий отчет о том, как они прожили этот год. В этот альбом вошли фотографии с мероприятий нашего класса: «День Знаний», «Как мы празднуем», «Наши спортивные успехи», «Наши будни и праздники», «По волнам школьной памяти» и т. д.

Неоспоримы преимущества эстетического оформления мероприятий при помощи качественного звука, оригинальных заставок и тематического видеоряда, выполненных с применением компьютера.

Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано.

На сегодняшний день мною собрана коллекция разработок классных часов, внеклассных мероприятий, игровой материал для часов досуга с применением ИКТ.

С помощью мультимедийного проектора демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point, что позволяет, во-первых, значительно сэкономить время на классном часе и т.п., во-вторых, увеличить яркость восприятия материала за счет предлагаемых словесных, наглядных и музыкальных образов, в-третьих, внести элементы занимательности, оживить прорабатываемую ситуацию и проблему;

с помощью программы Windows Movie Maker создаём фильмы о школьной и классной жизни.

Воспитательная работа, воспитательный процесс должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением богатого иллюстративного материала, аудио- и видеосопровождения . Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать классическую музыку, профессиональное, актерское прочтение стихов и прозы.

Сегодня на классном часе можно совершить виртуальную экскурсию на родину писателя или поэта, композитора или художника, космонавта или учёного, побывать в музеях и выставочных залах ( Мураново, Мелихово, Спасское-Лутовиново, Ясная Поляна, Тарханы, Болдино или Михайловское , Кижи и Царицыно, Переделкино и Пулково, Дубна или Байконур и др.), услышать мастерское чтение любимых классических произведений (собрала огромную фонохрестоматию, фонотеку и видеотеку), «заглянуть» на театральные подмостки различных театров -таким образом восполнить «нехватку» театров и концертных залов в нашем посёлке, что , естественно, их не заменяет…познакомиться с материалами, в Интернете найти нужную информацию, сведения по тому или иному вопросу. В школе хотелось бы собрать видеотеку шедевров советского и русского кинематографа… Просмотр фрагментов фильма заставил бы учащихся по-новому взглянуть на произведение, визуализация образов героев сделает их ближе, понятнее, у многих появилось бы желание перечитать произведение, сравнить фильм с текстом, т.к. печатное слово постепенно вытесняется из повседневной жизни наших школьников, фильмы такой тематики они вообще не смотрят или же просто их не понимают.

Использование ИКТ во внеклассной работе помогает сделать классные часы «живыми», наглядными. Просмотр презентаций о вреде наркотиков, табакокурения, алкоголя, видеоряд об ужасных проявлениях СПИДа никого не оставил равнодушным. Видеоряд фотографий военного времени, показанный под музыкальное сопровождение, нашел глубокий отклик в сердцах подростков.

Умение заботиться об укреплении здоровья - требование ко всем, кто занимается воспитательной работой с детьми. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению учащимися функций в оптимальных для здоровья условиях. Целью работы в этой сфере направления творческой деятельности является использование технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости его физического и психического здоровья. Решению этих задач способствуют беседы по темам с использованием таких медиаобъектов, как слайды с фотографиями, диаграммы, видеоролики.

Приняли учащиеся 9 класса участие в Республиканском конкурсе-смотре школьных презентаций «Мы за здоровый образ жизни!».

Сегодня невозможно представить внеурочную деятельность без использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамер. Любое мероприятие фиксируется, обрабатывается и собирается в фото и видео копилку.

Таким образом, использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление.

За счёт чего же это происходит? Прежде всего - аудио- и видеоряд помогают воссоздать ситуацию, погружая нас в определённые состояния. Именно этот механизм - эмоциональное погружение - и лежит в основе новых возможностей. Компьютерные технологии позволяют информации быть краткой, и в то же время - яркой.

Добавлю к этому интерес школьников к компьютерам, и мы получим включение эмоциональной сферы, которая и формирует особое отношение к миру, то самое «ценностное сито».

Можно подвести итог и сделать вывод, что в воспитательной работе:

  1. Ни одно школьное мероприятие не обходится без применения ИКТ;

  2. Растет интерес школьников к участию в районных и школьных конкурсах с использованием ИКТ;

  3. Педагог используют ИКТ в проведении классных часов, родительских собраний и внеклассных мероприятий;

  4. Каждый учитель работает над созданием методической копилки;

  5. Расширяется использование ИКТ в профилактической работе.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Занятия с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся школы, а для учителей становятся нормой работы - это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы педагога.

Таким образом, внеурочную деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает добрые чувства, сопереживание. В развитии творчества у детей с использованием информационных технология заложены большие и подчас нераскрытые возможности. Совершенствование этого процесса - почетная и важная задача воспитателя.

Использование ИКТ внесло изменения во все стороны жизни нашей школы. В первую очередь, изменилась роль ученика. Он стал активным участником образовательного процесса, превратился в партнёра учителя (помогает в подготовке и проведении уроков и внеклассных мероприятий). Особенно это важно в подростковом возрасте, когда учебная деятельность перестает быть ведущей. Также изменилась и роль учителя. Использование ИКТ дало толчок к его самосовершенствованию. Если ранее при подготовке уроков и внеклассных мероприятий учитель в основном использовал печатные материалы и средства ТСО, то сегодня он имеет возможность использовать электронные учебники, электронные энциклопедии и Internet-ресурсы.

Сегодня я -учитель - способна свободно, уместно и адекватно использовать современные технологии в своей профессиональной деятельности. Поиск и подготовка информации к беседам, тренингам, круглым столам стали намного проще с помощью ИКТ.

«Земные чувства все отдайте постиженью новизны», - эти слова великого Данте теперь звучат для меня девизом на пути освоения как мультимедийных технологий, так и педагогических.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ- ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ- ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА.





ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ- ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П.ЧИКШИНО»









ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

ТЕМА:

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

/ «Информационные технологии в воспитательном процессе»/





Классный руководитель 9 класса

Суббот Зинаида Семёновна





ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ- ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА.

ЧИКШИНО

2012








ЧИКШИНО

2012ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ- ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА.

© 2010-2022