Программа развития класса

Программа развития классного коллектива «Стать гражданином» рассчитана на 5-9 классы.   Цель программы: создание условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.     Программа состоит из трех ступеней:   1-я ступень: 5-6 класс   2-я ступень: 7-8 класс   3 ступень: 9 классВоспитательная деятельность осуществляется по трем моделям:1. Модель «Наша Родина - Россия»2. Модель «Молодые граждане России»3. Модель «Граждан...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа №2»


Согласовано:______________ Утверждаю:______________

Зам.директора по ВР Директор школы

Пучнина С.А. Чалова Л.Г.








ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КЛАССА


«Стать гражданином»




Кл.руководитель: Кайгородова Надежда Леонидовна









КАРАГАЙ, 2013

Информационная справка

7 «а» класс.

Классный руководитель: Кайгородова Надежда Леонидовна

  • Общие сведения о классе

7 класс - общеобразовательный класс МБОУ «Карагайская СОШ №2» Обучается в нем 23 человека, из них 9 девочек и 14 мальчиков.

  • Социальный паспорт класса

Дети в классе из благополучных семей, поэтому очень ценят семейные традиции.

Из 23 учащихся только 2 человека из неполной семьи.

Большинство родителей интересуется жизнедеятельностью класса, достижениями своих детей. Особенно активны члены родительского комитета. Родители одобряют выбранное направление работы, а также ценностные приоритеты данной воспитательной системы.

  • Уровень воспитанности учащихся

Учащиеся класса имеют достаточно хороший уровень воспитанности. Особенно ярко проявляют ребята такие качества, как активность, доброжелательность, любознательность.

Но еще нужно развивать в детях прилежание и самостоятельность.

  • Уровень сплоченности и развития классного коллектива

По результатам проведенной диагностики можно констатировать высокий, но недостаточный уровень сплоченности детского коллектива.

Ребята достаточно ответственно относятся к своим обязанностям. Совершенно равнодушных к делам класса и школы нет. Каждый ученик пытается по мере своих возможностей оказывать помощь своим одноклассникам. Это свидетельствует о том, что необходимо продолжать развивать в детях такие качества, как чуткость, милосердие, дружелюбие.

Яркого лидера в классе нет, хотя можно выделить небольшую группу учащихся, которые обычно стараются занять лидерскую позицию в микрогруппах.

Учащиеся любят проводить вместе время и в школе, и вне ее, стремятся к общению (мальчики и девочки дружат между собой).

  • Предпочтительный вид деятельности: самостоятельная работа, где педагог является наставником и помощником. Многие учащиеся могут самостоятельно ставить цели своей деятельности, но не все выдерживают учебную нагрузку. Необходимы моменты релаксации, систематический отдых. Не все учащиеся умеют распределить время рационально.

  • Мотивы участия детей в деятельности класса: проявление лидерской позиции, социальная значимость в классе, проявление самостоятельного творчества

  • Характеристика занятости учащихся во внеурочное время

100 % ребят заняты в сфере дополнительного образования.



Характеристика класса

В 7 классе обучается 23 человека: 14 мальчиков и 9 девочек.

В начальных классах их обучала и воспитывала Григорьева Лариса Борисовна.

Деятельность класса направлена на все стороны общественной жизни. Потребности и интересы ребят очень разносторонние. В классе имеется актив, который положительно влияет на всех учащихся. Благодаря крепкому активу, класс проявляет себя с положительной стороны и в учебе, и в труде, и в общественной работе.

Основная задача - это учеба. Отношение к учебе в классе серьезное.

9 человек класса успевает на «4» и «5». Организована взаимопомощь в учебе. Более сильные по отдельным предметам обучающиеся помогают своим товарищам в приготовлении домашних заданий, объясняют трудные темы. Все в классе заинтересованы в том, чтобы не было отстающих в учебе.

Активистами в классе являются Борчанинова Татьяна, Чалова Анастасия, Кайгородова Анна, Коновалов Алексей, Кайгародов Георгий, Деменев Антон. Они часто участвуют в предметных олимпиадах, конкурсах, викторинах, проводимых в школе, в районе, в крае и даже в международных конкурсах. Борчанинова Татьяна и Кайгородова Анна - победители школьного конкурса «Одаренные дети» в номинации «Экология» в 2012-13 учебном году.

Кроме основной задачи учащиеся сильны и в других общественных делах. Некоторые ученики класса посещает спортивную секцию и показывают неплохие результаты в спортивных соревнованиях. Щукин Владислав- победитель школьного конкурса «Одаренные дети» в номинации «Спорт» в 2011-12 и 2012-13 учебных годах.

Результативность трудовой деятельности в классе тоже высокая. Это характеризуется заинтересованностью детей в успехе совместной деятельности. Класс сплоченный, дружный. Отношения в классе
доверительные. В классе можно наблюдать примеры длительной
дружбы ребят друг с другом. В этом возрасте у ребят
развиваются и укрепляются такие качества как:
целеустремленность, решительность, настойчивость,

самостоятельность, инициатива, умение владеть собой.

В классе преобладает всегда веселое настроение, юмор, доброта в отношении окружающих, во взаимоотношениях. К учителям и старшим ребятам относятся с уважением.





Паспорт воспитательной Программы


1. Наименование воспитательной программы

«Стать гражданином»

2. Сведения об авторе

Кайгородова Надежда Леонидовна - классный руководитель 5 «а» класса МОУ «Карагайская СОШ №2» Карагайского района Пермского края

3. Срок реализации

2011- 2016 год

4. Год разработки

2011

5. Цель: создание условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

6. Задачи:

- воспитание любви к школе, селу, родному краю, Отечеству;

- стремление сохранить лучшие традиции семьи, уважение и любовь к родителям;

- создание условий для личностного принятия каждым учеником общечеловеческих норм

и образцов ценностей;

- развитие способностей к взаимопониманию и сотрудничеству в классном коллективе;

- организация интеллектуально-познавательной деятельности учащихся;

- сохранение и укрепление здоровья школьников;

- укрепление ученического самоуправления в классе.

- расширение представлений об истории малой Родины, России;

- физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе

жизни;

- сплочение коллектива для совместной творческой деятельности.

7. Программа состоит из трех ступеней:

1 ступень -5 - 6 класс;

2 ступень - 7 - 8 класс;

3 ступень - 9 класс

8. Воспитательная деятельность осуществляется по трем моделям:

Модель «Наша Родина - Россия»

Модель «Молодые граждане России»

Модель «Гражданином быть обязан…»

9. Ожидаемые результаты

В результате должна быть личность -

- имеющая представление о социальных и гражданских компетентностях;

- понимающая, что приобретение гражданства и совершение гражданских поступков

никак не связаны с возрастом человека и уже сейчас они являются гражданами и могут

проявить свою гражданскую позицию;

- знающая, на что они в общественной жизни и как могут влиять, даже не будучи

совершеннолетними;

- способная выразить свое отношение к возможности и важности своего участия в жизни семьи, родного края, страны.



Оглавление

стр.

1. Пояснительная записка 6

2. Актуальность проблемы 7

3. Цель и задачи Программы 8

4. Основные принципы Программы 8

5. Механизм реализации Программы 9

6. Основные этапы реализации Программы 10

7. Мероприятия по реализации Программы 10-14

8. Модель «Наша Родина - Россия» 5-6 класс 12

9. Модель «Молодые граждане России» 7-8 класс 13

10. Модель «Гражданином быть обязан…» 9 класс 14

11. Условия реализации Программы 15

12. Ожидаемые результаты 15

13. Заключение 16

14. Информационные источники 17









Пояснительная записка

Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества.

Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться работать на благо ее и встать на защиту. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.

Воспитательное пространство объемно, оно включает в себя семью, школу, средства массовой информации, учреждения дополнительного образования. Школа - важнейший фактор воспитания. Большую часть времени школьник проводит в образовательном учреждении, поэтому школа должна стать важнейшим фактором формирования истинного патриота своей страны. Ведущую роль играет здесь классный руководитель, так как первым, зачастую раньше родителей, распознает поведение того или иного ребенка, знает его характер и первым может установить так называемую педагогическую диагностику воспитания.

Для реализации учащимися собственной гражданской позиции необходимы также условия включения детей и подростков в деятельность органов школьного самоуправления, проигрывание модели социально-экономического взаимодействия людей, предоставление школьникам опыта политических дискуссий, личное участие в социальнозначимой деятельности школьных творческих объединений, взаимодействие с детскими общественными объединениями и организациями.







Обоснование актуальности Программы

Гражданственность традиционно рассматривают как качество, присущее истинному гражданину и означающее активную жизненную позицию, заключающуюся в использовании своих прав и свобод, отстаивании законных интересов и помощи в этом другим, неукоснительном соблюдении своих обязанностей перед обществом, государством и другими людьми, заботе об общем благе как основе благосостояния каждого, нетерпимости к нарушению прав человека и ущемлению общественных и государственных интересов. Гражданственность не дается сразу, она формируется постепенно, по мере складывания и развития личности.

Одним из основных инструментов формирования гражданственности является воспитание. Позиция Министерства образования и науки Российской Федерации по

данному вопросу наиболее полно отражена в Программе духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования (ФГОС) «… построенная на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на обеспечение воспитания высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению в процессе последовательного освоения им базовых национальных ценностей российского общества, общечеловеческих ценностей и воплощения их в социальной практике; саморазвитие и самореализацию обучающихся в процессе их участия в общественной жизни, в решении общественно значимых задач, сознательное усвоение принципов и правил выбора путей построения собственной жизни, определение перспектив дальнейшего профессионального и личностного роста; сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования как одной из ценностных составляющих личности обучающегося; формирование уважительного и ответственного отношения к созданию семьи; экологического мышления, культуры и поведения обучающихся; формирование отношения к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации как почетной обязанности гражданина России».


Цель Программы - создание необходимых условий по формированию гражданственности как значимого личностного качества у учащихся, гражданской компетентности как условия формирования гражданственности.

Данная цель обеспечивается решением следующих задач:

- воспитание любви к школе, селу, родному краю, Отечеству;

- стремление сохранить лучшие традиции семьи, уважение и любовь к родителям;

- создание условий для личностного принятия каждым учеником общечеловеческих норм

и образцов ценностей;

- развитие способностей к взаимопониманию и сотрудничеству в классном коллективе;

- организация интеллектуально-познавательной деятельности учащихся;

- сохранение и укрепление здоровья школьников;

- укрепление ученического самоуправления в классе;

- расширение представлений об истории малой Родины, России;

- физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе

жизни;

- сплочение коллектива для совместной творческой деятельности.

Основные принципы

В основу Программы положены следующие принципы:

Принцип нравственного примера педагога.

Принцип индивидуально-личностного развития.

Уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его

мыслям, чувствам, ожиданиям, к его духовной жизни.

Принцип природосообразности.

Принимать ребенка таким, каков он есть. Природа сильнее, чем воспитание.

Природа - корни, воспитание - крона. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.

Принцип целостности учебно - воспитательного процесса.

Целостно все: образ окружающего мира, образ себя, урочная и внеурочная

деятельность. Нельзя делить мир на уроки литературы, физики, математики.

Деятельный подход.

В деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками,

меняется отношение к самому себе - растет самоуважение.

Принцип социально-педагогического партнёрства.

Работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия.

Принцип дифференциации.

Принцип системности.

Принцип толерантного поведения.


Механизм реализации Программы

Программа реализуется в классном коллективе в условиях воспитательной системы школы, а также предполагает сотрудничество с социально-психолого-педагогической службой школы, с родителями, с администрацией школы, с общественностью, с учителями, работающими в классе, с педагогами дополнительного образования.

Программа построена ступенчато, в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Я разделяю мнение психолога Марковой А.К. о том, что мотивы деятельности с учетом возраста меняются в следующей последовательности:

- в младшем возрасте ведущей деятельностью является учение, поэтому на первом месте стоят познавательные мотивы, на втором социальные, на третьем - личностные;

- в подростковом возрасте на первое месте становятся социальные мотивы, на второе место - личностные и на третье - познавательные;

- в старшем возрасте ведущая деятельность - самоопределение личности ребенка, поэтому на первое место выходят личностные мотивы, на второе - познавательные, на третье - социальные.

Поэтому работа ведется поэтапно - их всего 3 и охватывает период с 5 по 9 классы.

На первом этапе (5 - 6 класс) реализуется:

  1. Потребность быть здоровым.

  2. Потребность в труде.

  3. Потребность в оказании помощи.

  4. Умение замечать отрицательные и положительные моменты.

  5. Умение анализировать свои поступки.

На втором этапе (7 - 8 класс) реализуется:

  1. Потребность в защите и безопасности.

  2. Потребность в творчестве.

  3. Потребность в смысле жизни.

  4. Потребность в уважении, признании, в необходимом социальном статусе.

  5. Умение отвечать за свои поступки.

На третьем (9 класс) реализуется:

  1. Потребность быть здоровым.

  2. Потребность в защите и безопасности.

  3. Потребность в творчестве.

  4. Потребность в смысле жизни.

  5. Потребность в уважении, признании, в необходимом социальном статусе.

  6. Потребность в самореализации.

Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет классный руководитель.

Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их родители.

Основные этапы реализации Программы

1 этап - подготовительный (1 четверть 5 класса, 1 четверть 7 класса, 1 четверть 9

класса);

2 этап - практический (5-6 класс, 7-8 класс , 9 класс);

3 этап - обобщающий. (конец 6, 8, 9 классов)

Цель первого этапа: выявить ценностные ориентиры, общественную позицию учащихся.

На этом этапе необходима работа по выявлении у учащихся ценностных ориентиров; для классного руководителя, учителя важно выяснить мнение детей о гражданской ответственности.

Диагностика

5-6 класс

Критерии

Показатели

Методы

1

Сформированность

Классного коллектива

Состояние эмоционально-

психических отношений в коллективе. Сформированность

индивидуальности

классного коллектива

Социометрия.

Методика «Мы -

коллектив? Мы -

коллектив... Мы -

коллектив!»

(разработка М.Г.

Казакиной, модификация

Е.Н. Степанова).

Сравнительная оценка

классных КТД.

2

Развитость креативных способностей

Развитость оригинальности

мышления, фантазии.

Стремление к творчеству

Тест П. Торренса.

Творческие этюды.

Методика диагностики

уровня творческой

активности учащихся

(М.И. Рожков)

3

Сформированность коммуникативной культуры

Коммуникативность.

Проявление внимания к

другим людям

«Совет другу»

(характеристика-

пожелание).

Викторина «Как правильно

поступить».

стандартизированная

характеристика школьника

(по Б,П. Битинасу).

Сочинение-рассуждение

«Воспитанный человек...

Какой он?».


7- 8 класс

Критерии

Диагностические средства

1

Сформированность потребности в самопознании

Тест «Знаю ли я себя»

2

Индивидуально-личностный рост учащихся

Методика «Репка»

3

Нравственное самоопределение учащихся

Тест Н.Е.Щурковой

«Размышляем о жизненном опыте». Методика «Пословицы»

4

Творческая активность

Методика диагностики творческой активности учащихся. Анализ личностных достижений учащихся

5

Сформированность желания ребенка вносить свой вклад в общее дело

Авторская методика С. В.Заваденко

6

Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью класса и своим положением в коллективе

Методика «Наши отношения».

Методика «Символический

портрет класса». Сочинения «Я

и мой класс».

9 класс

Критерии

Показатели

Диагностические средства

1

Самоактуализированность

личности учащихся

Активность участия

учащихся в

общественной жизни

школы и класса.

Креативность старшеклассников.

Наличие положительной

самооценки и высоких

личностных достижений

Методика М.И. Рожкова для изучения

социализированности

личности учащихся.

Методика Ю.И.Киселева

«Самооценка личности».

Тест П. Торренса для

исследования творческого мышления. Дневник личностных

достижений

2

Сформулированность

познавательного, нравст-

венного,коммуникативного,

эстетического и физического потенциала

личности

Сформированность

учебной деятельности

учащихся. Нравственная

направленность личности.

Сформированность

коммуникативной

культуры.

Развитость чувства пре- красного.

Состояние здоровья

учащихся.

Развитость физических

качеств

Школьный тест умственного

развития (ШТУР).

Тест Н.Е.Щурковой

«Размышляем о жизненном

опыте». Методика Р. В.

Овчаро-

вой для выявления

коммуникативных

склонностей учащихся.

Тесты для оценки физической подготовки

Школьников

3

Сформированность

благоприятного климата

в коллективе класса

Сформированность

деловых и

эмоционально -

психологических

отношений в

коллективе класса.

Удовлетворенность

учащихся и их родите-

лей

жизнедеятельностью в

классе и школе

Социометрия.

Методика Л. Г. Жедуновой

«Психологическая

атмосфера в коллективе».

Тесты А. А. Андреева и

Е.Н. Степанова для

исследования

удовлетворенности детей и взрослых

жизнедеятельностью в школе и классе

2 этап - практический (5-9 классы)


Модель «Наша Родина - Россия»

(5-6 классы)

В данной модели раскрываются понятия Родины, малой Родины; рассматриваются государственные символы, праздники; ценностные ориентиры: патриотизм, уважение к своей истории; сопричастность к настоящему и прошлому страны, ответственность за ее будущее. Именно через любовь к малой Родине видится любовь к Отечеству. Только человек, горячо любящий свою страну, не безразличен к ее судьбе.

Задачи:

1. Объяснить значение понятия «Родина», «моя малая Родина».

2. Довести до детей важность личного участия в делах во благо Родины.

3. Раскрыть значимость государственных праздников.

4. Проводить самооценку своих личностных качеств.

5. Прививать любовь к своей малой Родине и к стране, к ее духовному наследию и

культуре.

Название мероприятий

Форма проведения

Ответственные

1.

О государственной символике России.

Творческая

презентация

Учащиеся

2.

Кого можно считать патриотом?

Интервью

Классный

Руководитель

3.

Мы рисуем Родину…

Конкурс рисунков

Учащиеся

4.

Почетные граждане села

Буклет

Учащиеся

5.

По лесным тропам малой Родины

Поход

Классный руководитель, родители

6.

О государственных праздниках…

День народного единства


Внеклассное

мероприятие


Классный

руководитель, учащиеся

7.

Выпускники, прославившие наши

село

Творческая

презентация


Учащиеся

8.

Памятные места моего села, района


Конкурс фоторабот

Учащиеся

9.

Наша улица самая чистая


Трудовая акция

Учащиеся

10.

«Мой дом»


Творческий проект

Учащиеся, родители





Модель «Молодые граждане России»

(7-8 классы)

Рассматривая главную цель гражданского воспитания как содействие становлению гражданской личности, необходимо отметить, что гражданственность в большей степени формируется в опыте гражданского поведения, позволяющего проявлять важнейшие человеческие качества.

Задача: формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих моральных качеств.

Данная модель предполагает работу по формированию таких понятий, как: достоинство личности, уважение к себе и другим, толерантность, честь, ответственность за происходящее вокруг, трудолюбие - как ключевых качеств личности, на основе которых формируется гражданственность.

Название мероприятия

Форма проведения

Ответственные

1.

«Мы - граждане великой России»

Классный час- рассуждение

Классный

Руководитель

2.

Составление синквейна со словами «гражданин», «гражданственность»,

«гражданский поступок»,

«ответственность» и др.


Групповая форма

работы

Учащиеся

3.

Знакомимся с законом

Круглый стол

Социальный педагог

4.

Толерантная и интолерантная

личность: основные черты и отличия


Тренинг

Психолог


5.

«Будущее района»


Конкурс сочинений,

рисунков

Учащиеся

6.

«Духовность - это…»

Классный час

Классный

руководитель

7.

«Государственные символы в истории России»


Викторина

Классный

Руководитель

8.

«Не надо ждать, когда проблемы решат за тебя другие. Надо действовать»


Беседа

Классный

Руководитель

9.

4. Закончить фразу: «Я-гражданин России, потому что …»


Социологический опрос

Учащиеся


10.

Как стать патриотом?


Деловая игра

Классный

руководитель


Модель «Гражданином быть обязан…»

(9 класс)

Формирование гражданской позиции начинается с целостного восприятия человеком мира и себя в нем. Такого рода отношение индивида к миру влияет на активность, общую направленность личности. Поэтому содержание педагогического процесса формирования гражданской позиции личности включает в себя овладение школьниками социальноценным жизненным опытом. Процесс передачи социального опыта ориентируется на естественные интересы молодых людей, а содержание облекается в особые формы, предусматривающие эмоциональную насыщенность самого процесса освоения жизненного опыта, и обращается к высокому смыслу человеческой жизни.

Исходя из этого, задачами являются:

- способность проявления гражданских ценностей в любых жизненных ситуациях;

- развитие общественной активности учащихся;

- формировать у школьников стремление к сочетанию личных и общественных интересов.


Название мероприятия

Форма проведения

Ответственные

1.

Что значит быть россиянином?

Диспут

Классный

Руководитель

2.

Великие люди России

Петр 1

Буклет


Учащиеся

3.

Родному селу - моя помощь


Мини-проекты,

направленные на

решение

конкретных

проблем своего

села

Классный

Руководитель

Учащиеся

4.

Оценка своей роли в жизни общества

Анкетирование

Классный

Руководитель

5.

«Что я сказал бы, если бы в моей власти было изменить мир»


«Открытая кафедра»


Классный

Руководитель

6.

«Поверь в себя»


Психологическая ролевая игра

Психолог школы

7.

«Как стать успешным?»


Конкурсная программа

Классный

Руководитель

8.

«Толерантность и мы»


Ситуативный практикум

Социальный

педагог школы









Условия реализации Программы

  • создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и школьного самоуправления;

  • совместная деятельность с родителями, с учреждениями дополнительного образования.



Прогнозируемые результаты I ступени

  • приобщение к истории своей семьи, школы, села;

  • приобретение знаний, умений и навыков для сохранения здоровья;

  • устойчивые положительные результаты обучения;

  • приобщение к исследовательской деятельности;

  • повышение уровня социальной комфортности в коллективе.


Прогнозируемые результаты II ступени

  • воспитание чувства гордости, любви к родному краю;

  • знание экологических проблем района, республики, способов выхода из них;

  • повышение интереса к исследовательской деятельности;

  • проявление уважительного отношения к страшим;

  • формирование негативного отношения к вредным привычкам;

  • расширение кругозора;

  • активное участие родителей в жизни класса, школы;


Прогнозируемые результаты III ступени

  • испытание чувства гордости за свою страну;

  • владение методами самовоспитания, самоконтроля;

  • повышения интеллектуального уровня;

  • проявление самостоятельной творческой активности;

  • повышение степени удовлетворения родителей результатами работы школы, классного руководителя.
















Заключение

«Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.» - говорится в Программе духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в Стандартах второго поколения.

Данная программа направлена на воспитание патриотизма, гражданской ответственности и активности, правовой культуры школьников, ведь именно воспитательная работа должна способствовать личностному развитию и формированию гражданских качеств. В свою очередь, гражданская позиция проявляется и формируется в конкретных делах. Возможность проявить свое отношение к людям, обществу, найти способы практической реализации себя во взаимодействие с окружающим миром человек получает в деятельности. Через нее человек познает мир, себя, формирует свое самосознание,

нравственные и социальные установки, реализует свое я. В соответствии с тем, на какие сферы жизнедеятельности направлены интересы ребенка, в каких формах и насколько социально ценно и личностно значимо он реализует себя, можно говорить об успешности и социальной значимости проявления гражданской позиции личности.





Информационные источники

1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт общего образования. Среднее (полное) общее образование. Москва, 2011

2. Великородная В.А. и другие. Классные часы по гражданскому и правовому

воспитанию: 5-11 классы.- М.:ВАКО, 2006.Дереклеева Н.И. и другие.

3. Иоффе А.И., Крицкая Н.Ф., Мостяева Л.В. Я - гражданин России. Книга для учителя. -М., 2009.

4. Научно - методический журнал «Классный руководитель», №2, 2010, с.2.

5. Научно - методический журнал «Классный руководитель», №3, 2010, с. 64.

6. Научно - методический журнал «Классный руководитель», №4, 2010, с. 2

7. Справочник классного руководителя (5-9 классы).- М.:ВАКО, 2005

8. Читаем, учимся, играем, № 11, 2008 , стр. 3.

9. pedsovet.org/ /






Основные направления воспитательной работы

Программа развития класса







Направление «Интеллект»

Цель: способствовать развитию самостоятельности и активности детей в учебном процессе.

Задачи:

  • изучение особенностей учебной деятельности класса в целом и возможностей каждого ученика в частности с последующей коррекцией;

  • на основе диагностики интеллектуальных умений учащихся совместно с педагогами определить приёмы, формы индивидуальной работы с учащимися на уроке и во внеурочное время.

  • изучать и влиять на кругозор учащихся, на их познавательный интерес, увлечения;

  • организовывать просветительскую и консультативную помощь семье в данном направлении.

Формы работы:

  • познавательные классные часы

  • экскурсии

  • участи в предметных неделях, олимпиадах, конкурсах

  • проектные дни

  • экспедиции

  • беседы по правилам дорожного движения.




Направление «Труд»

Цель: способствовать развитию навыков обслуживающего труда.

Задачи:


  • способствовать воспитанию коллективизма;

  • способствовать формированию ответственного отношения к труду;

  • способствовать развитию аккуратности и взаимовыручки.

Формы работы:


  • генеральные уборки класса

  • участие в оформлении кабинета

  • дежурство по классу

  • дежурство в столовой






Направление «Спорт и здоровье»

Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:

  • приобщение детей к здоровому образу жизни;

  • обучение конструктивным способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков и тобакокурения;

  • сохранение и укрепления здоровья детей;

  • формирование у детей и родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни;

Формы работы:

  • участие в спортивных мероприятиях

  • дни здоровья

  • экскурсионно-туристическая работа

  • пропаганда физической культуры

  • встречи с работниками здравоохранения

  • конкурсы плакатов и газет

  • участие в туристических слетах

  • работа спортивных секций.

  • общешкольные спортивные соревнования по различным видам спорта

  • профосмотр учащихся школы (фельдшер школы).

  • классные часы «Мое здоровье в моих руках».




Направление «Экология»

Цель: содействовать формированию у школьников ценностного отношения к окружающему миру

Задачи:

  • способствовать формированию экологической культуры,

  • содействовать вовлечению детей в природоохранную деятельность.

  • способствовать развитию у школьников ответственного и грамотного отношения к природным богатствам.

Формы работы:


  • участие в гуманитарных акциях «Береги берега»

  • экологическое просвещение

  • экологическая пропаганда

  • проектные недели «Черное море»

  • участие в экологических конкурсах и конференциях





Направление «Творчество»

Цель: Создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности

Задачи:

- создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности

- использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся

- изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности

- просвещение и консультация учащихся в выборе кружков, клубов, секций, обществ

Формы работы

  • праздники

  • конкурсы и балы

  • экскурсии

  • шоу-программы

  • викторины





Направление «Семья»

Цель: Максимальное сближение интересов родителей и интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности

Задачи:

-Организация и совместное проведение досуга детей и родителей

- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед

- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса- педагогов, детей и родителей

-организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности

Формы работы:

  • родительские собрания

  • лекции

  • беседы

  • тестирование

  • консультации









  1. Работа с одаренными детьми:

  • собеседование с учителями, работающими в классе, построение индивидуальной образовательной траектории.

  • организация участия детей в школьных олимпиадах.

  • мониторинг уровня интеллектуального развития детей (психолог)


  1. Работа с детьми, проявляющими лидерские качества:

  • организация работы по системе чередующихся традиционных поручений.

  • организация индивидуальной творческой деятельности

  • включение в общешкольное воспитательное пространство


  1. Работа с детьми, имеющими проблемы в общении:

  • собеседование с родителями.

  • собеседование с психологом.

  • наблюдение и особое внимание, коррекция.

  • организация деятельности, способствующей расширению круга

общения и повышению статуса детей в классе.

При оценке качества своей деятельности как классного руководителя я ориентируюсь на определенные критерии:

  • Повышение уровня воспитанности и общей культуры учащихся;

  • Взросление классного коллектива, возрастание его сплоченности и удовлетворенности учащихся своим коллективом;

  • Возрастающая упорядоченность жизнедеятельности классного коллектива;

  • Общий устойчивый эмоционально-положительный психологический климат в классе;

  • Активное участие класса в школьных воспитательных мероприятиях;

  • Социальная защищенность каждого члена коллектива и его комфортность;

  • Степень вовлечения родителей в дела класса;



Эффективность работы системы с данным классом подтверждается следующими результатами:

  • все обучающиеся успевают, из них большинство учатся на "4" и "5";

  • все обучающиеся занимаются в кружках, спортивных секциях, факультативах;

  • нет детей, стоящих на учете в школе и ПДН;

  • класс занимает призовые места в спортивных соревнованиях, конкурсах;

  • ребята являются участниками и организаторами общешкольных дел; в классе есть хороший актив;

  • найден тесный контакт с родителями; родительские собрания посещают все родители.









Законы классного коллектива

Закон уважения: Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.

Закон дружбы: В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.

Закон храбрости: Будь храбрым и не бойся препятствий.

Закон любви: Люби своих друзей, Родину и все то, что тебя окружает.

Закон доброты: Доброта - это сила. Не бойся быть сильным: дари людям

добро.

Закон трудолюбия: Труд сделал из обезьяны человека. Трудись, чтобы не вернуться назад!

Закон дисциплины: Дисциплинированному человеку не страшны трудности и препятствия.

Закон милосердия: Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. Помоги!!!















Заповеди учеников Класса
Школа - твой родной дом. Ты пришел в этот дом получить образование, профессиональные умения и навыки, эти заповеди твои.

1. Учись, потому что учение - твой главный труд, приложи все усилия, чтобы учиться по способностям. Не нарушай дисциплину на уроках и не мешай товарищам.

2. В общем доме ты можешь и имеешь право участвовать в управлении жизнью ученического коллектива через Совет самоуправления.

3. Ты имеешь право участвовать в общественной жизни класса и школы. Если критикуешь - предлагай, предлагаешь - выполняй. Относись с уважением к мнению других.

4. Ты имеешь право на уважение человеческого достоинства и защиту от унижения, оскорбления, но помни, что это право имеет каждый, не только ты. К друзьям относись с добротой и искренностью.

5. Выбирай дополнительные занятия согласно своим интересам, возможностям, состоянию здоровья, с учетом желания. Не оставайся в стороне от общих дел класса.

6. Ты имеешь право на доверительное, товарищеское, партнерское общение со сверстниками и учителями и их поддержку в добрых поступках и делах.

7. В твоем доме не принято нарушать установленные правила: нельзя курить, сквернословить, обижать других, не держать собственное слово.

8. Сберечь школьное имущество - твоя обязанность. После окончания тобой школы на твое место придут другие.

9. Приходи в школу с деловым отношением. Будь собран, опрятен, приходи в школу за 15 минут до начала первого урока, а в кабинет - за 5 минут до звонка, не пропускай занятий без уважительной причины. Береги труд технических работников школы и своих товарищей дежурных - соблюдай чистоту и порядок в школе, носи в школе сменную обувь.

10. Дежурные отвечают за порядок в школе - выполняй их требования.

11. Работай на уроке. Отдыхай на перемене, не мешай другим.















29

© 2010-2022