Статья: Создание коллаборативной среды

Рейзвих Наталья Васильевна учитель начальных классов   КГУ «Опорная школа (ресурсный центр) на базе гимназии №9 п.Осакаровка», Карагандинская обл. Успешность обучения и преподавания заключаются в создании атмосферы, позволяющей личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения. Этого можно достигнуть  создав коллаборативную среду в классе. Хотелось бы поделиться своим опытом внедрения новых технологий обучения. Хорошо ли я знаю своих учеников? Я могу с уверенностью сказать о том...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рейзвих Наталья Васильевна учитель начальных классов

КГУ «Опорная школа (ресурсный центр) на базе гимназии №9 п.Осакаровка», Карагандинская обл.

Создание коллаборативной среды.

Успешность обучения и преподавания заключаются в создании атмосферы, позволяющей личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения. Этого можно достигнуть создав коллаборативную среду в классе. Хотелось бы поделиться своим опытом внедрения новых технологий обучения.

Хорошо ли я знаю своих учеников? Я могу с уверенностью сказать о том, какими ЗУН они владеют, либо овладели на определенном этапе урока. Определить с каким заданием ученик может справиться самостоятельно, а где ему нужна помощь моя или более способного одноклассника. Проводя внеклассные мероприятия я определила, какими талантами и способностями обладают некоторые из моих учеников. Но ведь школьная жизнь это небольшая частица жизнедеятельности учеников. Их увлечения чаще всего остаются для нас неизвестными. Проводя на уроках Круг Радости «Что у нас общего?», «Я люблю ….. , а ты?», «Я могу тебя научить …..» мы можем больше узнать о своих учениках информации не касающейся учебной деятельности и познакомить с этим других детей. Данная стратегия не только позволила узнать ученикам больше об увлечениях одноклассников, но и сблизила их.

На первом уроке работы в группах ребята вели себя не так смело, как в работе «учитель-ученик», присматривались друг к другу, не всегда решались предложить свою идею, ждали помощи и подсказки учителя кому поручить какую обязанность в группе. Как они сами впоследствии оценили свою работу, написав на стикерах, что учились работать в группе. Многим группам трудно было соблюдать правила работы в группе, часто приходилось напоминать о разговоре шепотом, смене спикера и обязанностях председателей. Почему- то слово «председатель» моим ученикам сразу не понравилось и они решили, что надо назвать «организатор». Вот такие неожиданные решения были у моих детей, пусть простит нас за это Жигсо. Если председателем никто не хотел быть, то звание организатора было среди них очень почетно, и каждый стремился быть организатором или спикером.

На втором и третьем уроке ученики себя чувствовали намного комфортнее в новых группах, могли с уверенность определить, кто из них может прекрасно справиться с ролью секретаря, организатора или спикера, чтобы группа обязательно справилась с заданием лучше всех. Ученики привыкли к тому что независимо от того с кем они попали в группу им надо скоординировать работу так, чтобы задание было выполнено. Это говорит о развитии саморегуляции учеников, о том что применяемые стратегии достигли своей цели.

Наблюдая за учениками, которые работали в паре с менее знакомыми им учениками я пришла к выводу, что выполняя работу в группе все ученики стараются быть активными и обязательно принимать участие в работе группы, но когда задание было для работы в паре не все справились с задачей работать вместе и выполняли работу отдельно друг от друга. Это показала и рефлексия «Мое зеркало». Например, один очень активный, любознательный и открытый на контакты с другими детьми ученик, оценил свою работу в паре на 3 уроке одними минусами, это означало, что он все выполнял сам и без интереса к деятельности. Оказалось, что он попал в пару с девочкой, которая не желала работать с ним. Девочка также не получила удовольствия от деятельности на уроке, отметив в стикере, что всему научилась, тему усвоила, но стикер прикрепила на грустный смайлик, и действительно ее настроение на уроке было испорченно. В начале урока я предполагала такой исход работы в их паре, но намеренно не стала пересаживать их в группе, чтобы как то изменить пары учеников. В дальнейшем думаю надо учитывать несовместимость некоторых ребят для работы в паре и найти причину изменить состав пары, так как ситуация успеха должна быть у каждого ребенка.

При планировании урока я старалась, чтобы ученики сами ставили перед собой цели и задачи урока. Этому помогали задания на сравнение, работа с иллюстрациями и карточками с выражениями. Такая работа детям понравилась, они стремились как можно точнее определить тему урока и цель которую должны достигнуть. Затруднения ученики испытывают только на первом уроке, и данная работа займет чуть больше времени чем планировалось, но в дальнейшем они будут с интересом и быстротой решать такие задания.

Результат создания коллаборативной среды на уроке я вижу в том, что мои дети научились разговаривать друг с другом правильно строя предложения, узнали какие обязанности может выполнить любой из них, чтобы их группа работала лучше. А самый главный результат - они подружились. То что учитель в детском коллективе можнет безуспешно пытаться сделать в течении 2-3 четвертей, дети смогут сделать за один месяц работы в группах.. Да, есть еще над чем работать учитывая рефлексию некоторых ребят, но дальнейшая работа по Программе семи модулей эти барьеры преодолеет.

© 2010-2022