- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час Конституция России
Классный час Конституция России
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кораблева Е.Ю. |
Дата | 18.12.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
МКОУ Александровская средняя общеобразовательная школа
Островского района Костромской области
Классный час
«Конституция России
о правах и обязанностях
граждан Российской Федерации»
Форма проведения: групповая работа с элементами игры
Участники: учащиеся 6 класса
Автор методической разработки:
Кораблева Елена Юрьевна,
учитель истории и обществознания.
п.Александровское
2013 год
Цели:
- Расширить представление обучающихся о Конституции России, её структуре и особенностях, изучить права и обязанности граждан Российской Федерации.
- Формировать у обучающихся умения: ставить познавательные цели, выбирать способы для их достижения, планировать свою деятельность, работать с дополнительной информацией, сотрудничество и инициативность.
- Воспитывать уважение к основному закону страны, правовую культуру обучающихся через знакомство с правами и обязанностями граждан России.
- Развивать логическое мышление, речь, умение применять знания на практике через моделирование и решение правовых ситуаций.
Предварительная работа: подготовка сценки из сказки «Золушка» (приложение №1), деление учащихся на три группы и определение руководителя каждой группы.
Оборудование: тексты Конституции РФ (у каждого учащегося), игра «Лото» для каждой группы учащихся (приложение №3), карточки со словами: права, обязанности, Конституция, государство, закон, гражданин.
Оформление: название классного часа, карта России, макет Конституции, государственные символы РФ, столы для трёх групп расставлены по полукругу, оборудовано место для ведущего, записи на доске:
- «Нет прав без обязанностей».
- ст.15, ст.38, ст.44, ст.57 - ст.60 Конституции
- «Я выполняю обязанности…..»
Ход классного часа.
1. Организационный момент. Актуализация и мотивация.
Ведущий:
2013 год завершается…
Вот уже месяц декабрь наступил.
А с ним грандиозная дата свершается:
Российский народ свой Закон утвердил!
- Как вы думаете, о каком событии декабря идёт речь в этом небольшом стихотворении?
- Когда была принята Конституция Российской Федерации?
- Что такое Конституция?
- В декабре 2013 года исполняется 20 лет Конституции Российской Федерации. Ещё 14 февраля 2013 года Президент России В.В.Путин подписал распоряжение «О праздновании 20-летия принятия Конституции Российской Федерации». В связи с этим был образован комитет по подготовке и проведению празднования 20-летия принятия Конституции Российской Федерации. У нас в школе прошли мероприятия, посвящённые этому событию. Мы с вами познакомились с историей российской Конституции, её структурой, особенностями. Давайте вспомним то, что мы уже знаем о Конституции нашей Родины.
- Чем отличается Конституция от других законов государства?
(1)Это главный закон. 2)Принимается в особом порядке на референдуме. 3)Закрепляет основы государственного строя, права и обязанности граждан. 4)Стабильный закон. 5) Основа всего законодательства государства.)
- Из каких частей состоит Конституция?
(Вступительная часть - преамбула, два раздела, которые подразделяются на главы и статьи)
- Какой раздел является главным в Конституции и почему?
(Главный - первый раздел, т.к. в нём содержатся основные главы: «Основы конституционного строя», «Права и обязанности человека и гражданина», «Федеративное устройство» и т.д.)
- Обратите внимание на тему нашего классного часа. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?......
Сценка из сказки Г.Х.Андерсена «Золушка» (Приложение №1)
- Как помочь Золушке?...
- Кто прав в этой ситуации с точки зрения Конституции России: Золушка, которой хочется сходить на бал, или Мачеха, которая даёт ей поручение по дому?....
- Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
(Прочитать в Конституции главу о правах человека, выяснить права человека, определить, может ли Золушка пойти на бал, есть ли у неё такое право….)
2. Основная часть.
- Да! Сейчас мы с вами изучим главу вторую Конституции России «Права и свободы человека и гражданина». Работать мы будем по группам, как уже разделились. Каждой группе будет дано своё задание, которое она должна выполнить. В каждой группе есть руководитель. Он будет координировать вашу работу. Запомните, именно от вашей согласованности и организованности будет зависеть результат вашей деятельности.
Работа групп. Каждая группа получает карточку - задание (Приложение №2)
Обсуждение вопросов. Выступление групп. Ведущий координирует выступления.
- Вспомним, что такое права? Что такое обязанности?
(представители от групп раскрывают эти понятия)
- Какие права и свободы предоставляет гражданину и человеку Конституция России?
(представители от групп называют права и свободы, которые предоставляет гражданам России Конституция РФ)
(Например:
Личные права:
- на жизнь
- на защиту чести и достоинства
- на невмешательство в личную жизнь
- на тайну переписки и переговоров
- на неприкосновенность жилища
- право не подвергаться пыткам
Гражданские права:
- на гражданство
- на свободу передвижений
- на свободу совести
- на выбор места жительства
Политические права:
- избирать и быть избранным
- на управление делами государства
- на политические объединения
- на политические убеждения
- право обращаться в различные инстанции
- на мирные собрания, шествия, митинги и пикетирования
Юридические права:
- на судебную защиту
- на равенство перед законом
- не подвергаться произвольному аресту
- не давать показания против себя и своих близких
- на презумпцию невиновности
Экономические права:
- на частную собственность
- на наследование
- на свободное предпринимательство
- на свободный и безопасный труд
Социальные права:
- на достойный уровень жизни
- на образование
- на охрану здоровья
- на социальное обеспечение
- на отдых и досуг
- на жилище
Духовные права:
- на свободу мысли и слова
- на свободу творчества
- на защиту интеллектуальной собственности)
- Как вы, учащиеся 6 класса, реализуете свои права и свободы?
(представители от групп приводят примеры реализации своих прав и свобод)
- Вижу, какие вы молодцы! Как вы хорошо поработали! С поставленной задачей вы справились и теперь знаете, как можно реализовывать права, данные вам Конституцией России.
- Но мы должны помочь Золушке… Кто же прав в этой ситуации? Чьи права были нарушены?
(Мачеха нарушила право Золушки на отдых. Конституция России предоставляет гражданам РФ такое право, а в сказке Золушка всегда работала и не отдыхала).
Физкультминутка.
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку (руки на поясе).
Руки в сторону согнули,
Вверх подняли, помахали,
Спрятали за спину их.
Оглянулись через правое плечо,
Через левое еще.
Дружно присели,
Пяточки задели,
На носочки поднялсь,
Опустили руки вниз.
- А теперь мы продолжаем.
- Есть такое выражение: «Нет прав без обязанностей».
- Как вы его понимаете?
- Давайте прочитаем ст.15, ст.38, ст.44, ст.57 - ст.60 Конституции (это написано на доске).
- Какие обязанности есть у граждан России?
(Гражданин РФ обязан соблюдать законы государства. Гражданин должен платить налоги и сборы.
Гражданин должен защищать Отечество. Гражданин должен сохранять природу.
Гражданин должен заботиться о детях и нетрудоспособных родителях. Гражданин должен беречь памятники культуры).
- Продолжите предложение: «Я выполняю обязанности…..» (на доске)
- А теперь давайте поиграем в игру «Лото». Каждой группе предлагается лист, на котором расположены разные картинки. Они отражают те или иные права и свободы граждан России или их обязанности. Нужно правильно определить, какие обязанности или права и свободы изображены на картинке и закрыть её карточкой с нужным названием обязанностей или прав и свобод.
Работа групп. Игра «Лото».
- Проверяем правильность выполнения заданий по игре: «Внимание! Правильные ответы!» (ведущий предлагает группам правильные ответы, учащиеся проверяют, выявляют свои ошибки, ведущий подводит итоги игры)
3.Заключительная часть.
- Какой вывод можно сделать из всего нашего сегодняшнего разговора?.....
- Сегодня мы с вами говорили о главном законе страны. Мы вспомнили особенности Конституции России, её структуру, изучили права и обязанности граждан России и сделали важный вывод о том, что каждый человек должен знать свои права и права других, выполнять обязанности, чтобы жить в мире и согласии. И от того, как знаем и соблюдаем Основной Закон государства, зависит наше будущее.
Рефлексия:
1) Сегодня я узнал……
2) Мне было интересно……
3) Мне было трудно…..
4) Я смог……
5) В жизни мне пригодиться…….
Использованная литература:
1) В.А Великородная, О.Е.Жиренко, Т.М.Кумицкая «Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию», М., ВАКО, 2006 год.
2) «Внеклассные мероприятия» 6 класс, автор - составитель О.Г.Черных, М., ВАКО, 2011 год.
3) Смоленский М.Б. "Конституция РФ. Постатейный комментарий ля школьников".Издательский центр "Март", Москва - Ростов-на-Дону, 2005.
4) Т.А.Корнева. Внеклассные мероприятия по обществознанию. 8-11 кл. М. «Глобус»,2008
5) Конституция Российской Федерации.
Рекомендации по использованию методической разработки:
1) Необходимо адаптировать содержание материала к возрастным особенностям учеников.
2) Материал можно разбить на два классных часа, в зависимости от подготовленности учеников.
3) Творческий подход к практическим заданиям. Можно приготовить презентацию и все вопросы, задания вынести на экран.
4) Продолжением классного часа можно объявить конкурс рисунков на тему: «Я имею право, я выполняю обязанности».