Классный час Конституция России

Классный час "Конституция России о правах и обязанностях граждан России" предназначен для проведения в 6 - 7 классах. Цель:- Расширить представление обучающихся о Конституции России, её структуре и особенностях,  изучить права и обязанности граждан Российской Федерации. - Формировать у обучающихся умения: ставить познавательные цели, выбирать способы для их достижения, планировать свою деятельность, работать с дополнительной информацией, сотрудничество и инициативность. - Воспитывать уважение к ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ Александровская средняя общеобразовательная школа

Островского района Костромской области







Классный час

«Конституция России

о правах и обязанностях

граждан Российской Федерации»


Форма проведения: групповая работа с элементами игры

Участники: учащиеся 6 класса




Автор методической разработки:

Кораблева Елена Юрьевна,

учитель истории и обществознания.
















п.Александровское

2013 год

Цели:

- Расширить представление обучающихся о Конституции России, её структуре и особенностях, изучить права и обязанности граждан Российской Федерации.

- Формировать у обучающихся умения: ставить познавательные цели, выбирать способы для их достижения, планировать свою деятельность, работать с дополнительной информацией, сотрудничество и инициативность.

- Воспитывать уважение к основному закону страны, правовую культуру обучающихся через знакомство с правами и обязанностями граждан России.

- Развивать логическое мышление, речь, умение применять знания на практике через моделирование и решение правовых ситуаций.

Предварительная работа: подготовка сценки из сказки «Золушка» (приложение №1), деление учащихся на три группы и определение руководителя каждой группы.

Оборудование: тексты Конституции РФ (у каждого учащегося), игра «Лото» для каждой группы учащихся (приложение №3), карточки со словами: права, обязанности, Конституция, государство, закон, гражданин.

Оформление: название классного часа, карта России, макет Конституции, государственные символы РФ, столы для трёх групп расставлены по полукругу, оборудовано место для ведущего, записи на доске:

- «Нет прав без обязанностей».

- ст.15, ст.38, ст.44, ст.57 - ст.60 Конституции

- «Я выполняю обязанности…..»

Ход классного часа.

1. Организационный момент. Актуализация и мотивация.

Ведущий:

2013 год завершается…

Вот уже месяц декабрь наступил.

А с ним грандиозная дата свершается:

Российский народ свой Закон утвердил!

- Как вы думаете, о каком событии декабря идёт речь в этом небольшом стихотворении?

- Когда была принята Конституция Российской Федерации?

- Что такое Конституция?

- В декабре 2013 года исполняется 20 лет Конституции Российской Федерации. Ещё 14 февраля 2013 года Президент России В.В.Путин подписал распоряжение «О праздновании 20-летия принятия Конституции Российской Федерации». В связи с этим был образован комитет по подготовке и проведению празднования 20-летия принятия Конституции Российской Федерации. У нас в школе прошли мероприятия, посвящённые этому событию. Мы с вами познакомились с историей российской Конституции, её структурой, особенностями. Давайте вспомним то, что мы уже знаем о Конституции нашей Родины.

- Чем отличается Конституция от других законов государства?

(1)Это главный закон. 2)Принимается в особом порядке на референдуме. 3)Закрепляет основы государственного строя, права и обязанности граждан. 4)Стабильный закон. 5) Основа всего законодательства государства.)

- Из каких частей состоит Конституция?

(Вступительная часть - преамбула, два раздела, которые подразделяются на главы и статьи)

- Какой раздел является главным в Конституции и почему?

(Главный - первый раздел, т.к. в нём содержатся основные главы: «Основы конституционного строя», «Права и обязанности человека и гражданина», «Федеративное устройство» и т.д.)

- Обратите внимание на тему нашего классного часа. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?......

Сценка из сказки Г.Х.Андерсена «Золушка» (Приложение №1)

- Как помочь Золушке?...

- Кто прав в этой ситуации с точки зрения Конституции России: Золушка, которой хочется сходить на бал, или Мачеха, которая даёт ей поручение по дому?....

- Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

(Прочитать в Конституции главу о правах человека, выяснить права человека, определить, может ли Золушка пойти на бал, есть ли у неё такое право….)

2. Основная часть.

- Да! Сейчас мы с вами изучим главу вторую Конституции России «Права и свободы человека и гражданина». Работать мы будем по группам, как уже разделились. Каждой группе будет дано своё задание, которое она должна выполнить. В каждой группе есть руководитель. Он будет координировать вашу работу. Запомните, именно от вашей согласованности и организованности будет зависеть результат вашей деятельности.

Работа групп. Каждая группа получает карточку - задание (Приложение №2)

Обсуждение вопросов. Выступление групп. Ведущий координирует выступления.

- Вспомним, что такое права? Что такое обязанности?

(представители от групп раскрывают эти понятия)

- Какие права и свободы предоставляет гражданину и человеку Конституция России?

(представители от групп называют права и свободы, которые предоставляет гражданам России Конституция РФ)

(Например:

Личные права:

- на жизнь

- на защиту чести и достоинства

- на невмешательство в личную жизнь

- на тайну переписки и переговоров

- на неприкосновенность жилища

- право не подвергаться пыткам

Гражданские права:

- на гражданство

- на свободу передвижений

- на свободу совести

- на выбор места жительства

Политические права:

- избирать и быть избранным

- на управление делами государства

- на политические объединения

- на политические убеждения

- право обращаться в различные инстанции

- на мирные собрания, шествия, митинги и пикетирования

Юридические права:

- на судебную защиту

- на равенство перед законом

- не подвергаться произвольному аресту

- не давать показания против себя и своих близких

- на презумпцию невиновности

Экономические права:

- на частную собственность

- на наследование

- на свободное предпринимательство

- на свободный и безопасный труд

Социальные права:

- на достойный уровень жизни

- на образование

- на охрану здоровья

- на социальное обеспечение

- на отдых и досуг

- на жилище

Духовные права:

- на свободу мысли и слова

- на свободу творчества

- на защиту интеллектуальной собственности)

- Как вы, учащиеся 6 класса, реализуете свои права и свободы?

(представители от групп приводят примеры реализации своих прав и свобод)

- Вижу, какие вы молодцы! Как вы хорошо поработали! С поставленной задачей вы справились и теперь знаете, как можно реализовывать права, данные вам Конституцией России.

- Но мы должны помочь Золушке… Кто же прав в этой ситуации? Чьи права были нарушены?

(Мачеха нарушила право Золушки на отдых. Конституция России предоставляет гражданам РФ такое право, а в сказке Золушка всегда работала и не отдыхала).

Физкультминутка.

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку (руки на поясе).

Руки в сторону согнули,

Вверх подняли, помахали,

Спрятали за спину их.

Оглянулись через правое плечо,

Через левое еще.

Дружно присели,

Пяточки задели,

На носочки поднялсь,

Опустили руки вниз.

- А теперь мы продолжаем.

- Есть такое выражение: «Нет прав без обязанностей».

- Как вы его понимаете?

- Давайте прочитаем ст.15, ст.38, ст.44, ст.57 - ст.60 Конституции (это написано на доске).

- Какие обязанности есть у граждан России?

(Гражданин РФ обязан соблюдать законы государства. Гражданин должен платить налоги и сборы.

Гражданин должен защищать Отечество. Гражданин должен сохранять природу.

Гражданин должен заботиться о детях и нетрудоспособных родителях. Гражданин должен беречь памятники культуры).

- Продолжите предложение: «Я выполняю обязанности…..» (на доске)

- А теперь давайте поиграем в игру «Лото». Каждой группе предлагается лист, на котором расположены разные картинки. Они отражают те или иные права и свободы граждан России или их обязанности. Нужно правильно определить, какие обязанности или права и свободы изображены на картинке и закрыть её карточкой с нужным названием обязанностей или прав и свобод.

Работа групп. Игра «Лото».

- Проверяем правильность выполнения заданий по игре: «Внимание! Правильные ответы!» (ведущий предлагает группам правильные ответы, учащиеся проверяют, выявляют свои ошибки, ведущий подводит итоги игры)

3.Заключительная часть.

- Какой вывод можно сделать из всего нашего сегодняшнего разговора?.....

- Сегодня мы с вами говорили о главном законе страны. Мы вспомнили особенности Конституции России, её структуру, изучили права и обязанности граждан России и сделали важный вывод о том, что каждый человек должен знать свои права и права других, выполнять обязанности, чтобы жить в мире и согласии. И от того, как знаем и соблюдаем Основной Закон государства, зависит наше будущее.

Рефлексия:

1) Сегодня я узнал……

2) Мне было интересно……

3) Мне было трудно…..

4) Я смог……

5) В жизни мне пригодиться…….

Использованная литература:

1) В.А Великородная, О.Е.Жиренко, Т.М.Кумицкая «Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию», М., ВАКО, 2006 год.

2) «Внеклассные мероприятия» 6 класс, автор - составитель О.Г.Черных, М., ВАКО, 2011 год.

3) Смоленский М.Б. "Конституция РФ. Постатейный комментарий ля школьников".Издательский центр "Март", Москва - Ростов-на-Дону, 2005.

4) Т.А.Корнева. Внеклассные мероприятия по обществознанию. 8-11 кл. М. «Глобус»,2008

5) Конституция Российской Федерации.

Рекомендации по использованию методической разработки:

1) Необходимо адаптировать содержание материала к возрастным особенностям учеников.

2) Материал можно разбить на два классных часа, в зависимости от подготовленности учеников.

3) Творческий подход к практическим заданиям. Можно приготовить презентацию и все вопросы, задания вынести на экран.

4) Продолжением классного часа можно объявить конкурс рисунков на тему: «Я имею право, я выполняю обязанности».


© 2010-2022