Формы проведения рефлексии во внеурочной деятельности, как способ формирования регулятивных УУД младшего школьника

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя. Элберт Хаббард Одной из задач начального обучение является освоение нового вида деятельности – учебной, поэтому в процессе обучения ребенок должен овладеть способами и приемами, которые помогут ему продолжить обучение самостоятельно.  Учителю бывает сложно понять, почему ребенок испытывает затруднение при выполнении задания. Одной из причин неуспеваемости ребенка становиться не непонимание материала,...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Формы проведения рефлексии во внеурочной деятельности, как способ формирования регулятивных УУД младшего школьника»

Учитель нач.классов: Сморкалова К.А.

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя.

Элберт Хаббард

Одной из задач начального обучение является освоение нового вида деятельности - учебной, поэтому в процессе обучения ребенок должен овладеть способами и приемами, которые помогут ему продолжить обучение самостоятельно. Учителю бывает сложно понять, почему ребенок испытывает затруднение при выполнении задания. Одной из причин неуспеваемости ребенка становиться не непонимание материала, а неумение с ним работать.

Приведем практический пример: вы взяли рецепт нового блюда, в нем записаны не только продукты, которые нужны для него, но и обязательно способ (алгоритм) приготовления. Успех приготовления зависит от того, насколько подробно и четко будет описан способ приготовления и последовательность действий, а после нескольких раз вы будете готовить его без подсказки. То же происходит и в учебном процессе. Чем четче и подробнее мы будем объяснять, как выполняется задание, тем лучше наши ученики будут его выполнять.

Большую роль в формировании рефлексивной способности играют учебные действия контроля и оценки. Установлено, что у младших школьников можно сформировать не только контроль внимания, но и рефлексивный контроль.

Выделяют несколько классификаций рефлексии:

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния

  2. рефлексия деятельности

  3. рефлексия содержания учебного материала

На уроках я постоянно использую три ключевые вопроса: ЧТО? КАК? ПОЧЕМУ? Именно они помогают ребенку осознанно подойти к созданию алгоритма способа действия, используя который они потом смогут произвести контроль выполнения задания.

С первого класса ввела оценочную шкалу. Такая оценка:

  • Позволяет любому ребенку увидеть свои успехи, так как всегда есть критерий, по которому можно оценить успешность обучающегося;

  • Носит информативный характер;

  • Способствует формированию позитивной самооценки.

На каждом этапе внеурочного занятия обучающийся оценивает себя. Оценка позволяет школьникам определить, усвоен или не усвоен результат учебных действий их конечной цели. Именно оценка сообщает школьникам о том, решена или не решена ими данная учебная задача.

Итог занятия можно подвести, как на индивидуальных листах самооценивания, так и на общем. Я использую различные композиции (дерево, ваза с цветами, цветочный луг).

Еще один прием, довольно простой и быстрый- это оценивание рукой по методике Евгения Евгеньевича Шулешко.

Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса. Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.

Важно закончить занятие на положительной ноте:

  • Комплимент-похвала;

  • Комплимент в деловых качествах;

  • Комплимент в чувствах.

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке - это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.



© 2010-2022