Оценка практической значимости и актуальности для современной школы педагогических концепций и учений Л. С. Выготского

Лев Семёнович Выго́тскийокончил юридический факультет Московского университета и одновременно — историко-философский факультет Университета им. Шанявского, посветил всю свою недолгую жизнь педагогике и психологии.   Основная педагогическая концепция Выготского гласит: "Пассивность ученика является величайшим грехом с научной точки зрения, так как берет за основу ложное правило, что учитель - это все, а ученик - ничто...». "Если учитель хочет, чтобы что-либо было хорошо усвоено, он должен позабот...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 924

Департамента образования города Москвы















Оценка практической значимости и актуальности

для современной школы педагогических концепций

и учений Л. С. Выготского

подготовила

учитель информатики и ИКТ

Долженкова Владлена Игоревна





Москва 2015

Лев Семёнович Выго́тский окончил юридический факультет Московского университета и одновременно - историко-философский факультет Университета им. Шанявского, посветил всю свою недолгую жизнь педагогике и психологии1.

Основная педагогическая концепция Выготского гласит: "Пассивность ученика является величайшим грехом с научной точки зрения, так как берет за основу ложное правило, что учитель - это все, а ученик - ничто... Поэтому традиционная европейская школьная система, которая процесс воспитания и обучения всегда сводила к пассивному восприятию учеником предначертаний и пояснений учителя, является верхом педагогической несуразности. …В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность"2.

Хочется полностью согласиться с автором, однако сразу же на ум приходит заповедь великого врачевателя Востока Абу Али Хусейн ибн Абдаллаха ибн Сины (Авиценны): «Не навреди»3. Мне кажется, что именно эта заповедь применима к педагогической деятельности современного учителя. Ведь в нынешнем темпе жизни и загруженности, как учителя, так и ученика очень важно за форматом «ученик» разглядеть личность, найти понимание и «помочь ему научиться». Да, роль учителя вмешаться в социум ребенка, организовать образовательный процесс в соответствии с его потребностями и направлять его.

В этом смысле мне повезло, что в школе, в которой я работаю, вот уже второй год у старшеклассников проходит так называемый «режим обучения малыми группами». Ученики 10 и 11 классов поделены на группы по профилизирующим интересам и углубленно направлены в интересующую их отрасль знаний. Получается, что старшеклассники с математическим складом ума будут посещать гуманитарные и естественно - научные предметы только в отведенном Федеральным Стандартом количестве, достаточным для получения базовых знаний и, напротив: интересующие их предметы, тесно связанные с будущей специальностью предоставляются в углубленном варианте. Здесь же уместно привести следующие педагогические принципы Льва Семеновича: "Определяющим моментом в воспитательном процессе является сознание того, для чего производится то или иное действие, для чего заучивается материал. Знания, получаемые в школе, не должны быть "кладом в пустыне", мертвым грузом, оторванным от запросов жизни». Вот и выходит, что концепция Выготского, сформулированная в его книге 1926 года "Педагогическая психология", находит свое отражение в современной школе с учетом интересов ученика, его профориентации и личных предпочтений.

"Если учитель хочет, чтобы что-либо было хорошо усвоено, он должен позаботиться о том, чтобы это было интересно, потому что деятельность ("самодеятельность") школьника движется интересом, мотивом этой деятельности»- еще одна педагогическая идея Л. С. Выготского4. Действительно, скучно проводить урочное время означает выбросить его из жизни ученика. Даже теперь, когда московские школы оснащены компьютерной техникой, пассивное созерцание подготовленной учителем презентации быстро надоедает. Такой методический подход к проведению урока «облегчает жизнь» учителя, который, вдобавок ко всему, снабдит свое творение огромным количеством текста, предназначенным для списывания с доски. Либо сам будет скучным вещателем презентации.

В этой связи хочется заметить, что педагогу требуется развивать свои организаторские, коммуникативные способности для того, чтобы уметь управлять процессом усвоения учениками знаний, включая их в активные формы учебного взаимодействия, стимулирующего познавательную активность его участников. Это осуществляется при помощи психолого-педагогических знаний, системы самообразования и постоянного, систематического профессионального тренинга.

По Выготскому, "...В обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить, чем сообщить ему те или иные знания". Довольно сложный вопрос в свете принятого Закона о ЕГЭ5. Как правило, к величайшему сожалению, миссия учителя, ведущего подготовку к экзамену, по большей части сводится к тому, чтоб «натренировать» на различного рода тесты демо-версий ЕГЭ. Это как раз и приводит к заучиванию всех возможных вариантов заданий, а не к творческому мышлению. Честно говоря, подавляющее большинство моих коллег «скучают» по традиционным итоговым экзаменам, в которых проявлялось живое общение визави с учеником, его мышление в проблемной ситуации или задаче. Таким образом, у ученика было «затруднение», мотив его преодоления и интеллектуальное средство разрешения.

Еще меня, как врача (по первому образованию), привлекло внимание Л. С. Выготского к детям с ограниченными возможностями здоровья. Его экспериментальные и теоретические исследования, проведенные в области аномального детства, остаются основополагающими для продуктивной разработки проблем дефектологии. Работы Выготского коренным образом изменили технологию специального обучения идеей возможностей психического развития, а не только усвоения знаний и навыков. Он доказывал, что «социальное воздействие, и в частности педагогическое, составляет неиссякаемый источник формирования высших психических процессов, как в норме, так и в патологии».

Концепция Выготского предусматривала не только общие, но и специфические, действующие в патологии закономерности психического развития. В противовес "филантропически-инвалидным" взглядам и "социальному призрению" Выготский на первый план выдвигал вопросы социального воспитания и обучения аномальных детей.

Эта концепция стала особо актуальной в нашей стране в последние годы, когда Правительство РФ внедрило программу социализации инвалидов, адаптируя для их доступа общественные места. Выготский считает, что усвоение нового - это одна из разновидностей общественной деятельности. Эффективнее всего человек может обучаться в компании других людей, вступая во взаимодействие с ними. Среди этих людей: учителя, родители, одноклассники и ряд других, кто знает хотя бы немного больше о том, что изучает ученик. Усвоение нового материала не должно проходить в одиночестве, оно основывается на рефлективном обсуждении задачи, по меньшей мере, с одним партнером. Ограничение возможности общения с более знающими людьми, например, с одноклассниками, путем создания специальных школ может нанести только ущерб процессу усвоения новых знаний.

Что же касается детей с ограничением психосоматического здоровья,

то в Москве в 2003 году был открыт Центр образования "Технологии обучения" (проще говоря, i-школа). Ее контингент - дети с ограниченными физическими возможностями, которым рекомендована надомная форма обучения. В этой школе реализуется замысел Льва Семеновича относительно детей-инвалидов в новой, современной форме посредством дистанционного и очного обучения. Бесплатные поставки компьютерной техники и специального коммуникационного оборудования расширяют возможности ограниченных в подвижности детей, формируют широкий круг их общения не только с учителями, но и со сверстниками из множества регионов России, имеющих общие проблемы, интересы, увлечения.

Жизнь детей с ограничениями здоровья наполняется и общественными мероприятиями в виде выставок, творческих мастерских, тематических праздников, куда их доставляют на специальных школьных автобусах.

Пройдя курсы повышения квалификации на базе i-школы, я видела много воодушевленных детей с искрящимися глазами, которые с удовольствием демонстрировали свои художественные работы и творческие проекты, рассказывали о новых возможностях обучения и общения благодаря Центру образования "Технологии обучения" и возможностям бескрайних просторов Интернет.

Идеи Выготского мне близки по духу и смыслу и, не смотря на то, что Льва Семеновича не стало в 1934 году, его педагогическая концепция свежа и ныне. По моему мнению, страна в его лице утратила прогрессивного педагога и выдающегося психолога.









Список использованной литературы

  1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996.

  1. Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей / Под ред. Л.С. Выготского. М.: Изд-во СПОН НКП, 1924. 157 с.

  1. Выготский Л.С. Умственное развитие ребенка в процессе обучения . М. - Л., 1935.

  1. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. - 1136 с.

  1. Лев Семенович Выготский. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - Издательство "Лабиринт", М. , 1999. - 352 с.

  1. Методика рефлексологического и психологического исследования // Проблемы современной психологии. Л.: ГИЗ, 1926. Т. 2. С. 26-46. Докл. на Всерос. съезде по психоневрологии. 6 января 1924 г.; То же // Собр. соч.:В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. С. 43-62

  1. О психологических системах // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1. С. 109-131; То же // Выгот-ский Л.С. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995. С. 176-195.

  1. Основы педологии. М.: Изд-во 2-го Моск. мед. ин-та, 1934. 211 с. Стеногр. курса лекций. 2-й Моск. мед. ин-т. 1934 г.; То же. Л.: Изд-во Ленингр. пед. ин-та, 1935. 133 с.

  1. Структурная психология // Выготский Л., Геллерштейн С. и др. Основные течения современной психологии. М.; Л.: ГИЗ, 1930. С. 84-125; То же. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1972. 47 с.

Использованные Интернет-ресурсы

(encyklopedia.narod.ru/bios/nauka/avicenna/avicenna.html)

base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=113460

vocabulary.ru/dictionary/478

1 Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

2 Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996.

3 16 августа 980, Афшана, близ Бухары - 18 июня 1037, Хамадан, Иран. учёный, философ, поэт, врач, музыкант. Жил в Средней Азии и Иране, был врачом и везиром при разных правителях. В философии продолжал традиции арабского аристотелизма, отчасти неоплатонизма

4 Выготский Л.С. Умственное развитие ребенка в процессе обучения . М. - Л., 1935.

5 ПРИКАЗ от 24 февраля 2009 г. N 57 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА» (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 09.03.2010 N 170)


© 2010-2022