Формирование различных компетенций в ходе экологических экскурсий

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Формирование различных компетенций

в ходе экологических экскурсий

Зав. отделом

агроэкологии

ГБОУСоДОД «ОДЭЦ»

Лебедева Л.В.


Компетентностный подход в образовании предполагает освоение обучающимися реальных личностно значимых объектов и обязательный опыт деятельности по отношению именно к этим объектам. Биологические экскурсии - основная форма изучения живой природы, когда учащиеся не в классе , а непосредственно в природе наблюдают и исследуют живые объекты, процессы жизни. Они позволяют расширить рамки лабораторного занятия и реализовать программы дополнительного образования.

Основной целью экскурсий остается формирование знаний при непосредственном контакте обучающихся с объектами и явлениями живой природы в естественной среде , в развитии у детей ценностного отношения к живой природе, экологической культуры , приобретения опыта творческой деятельности.

Одной из первых и важных компетенций, формируемых в процессе экскурсий, является соблюдение правил поведения в природе и участие в акциях по охране природы. Доминирование практической деятельности способствует эффективному формированию экологически грамотного поведения в природе. Низкий уровень экологической культуры населения остается серьезной проблемой ведущей к ухудшению состояния окружающей нас природы. В ходе экологических экскурсий дети наблюдают антропогенное влияние на природные объекты, учатся бережно относиться к природе, а участвуя в акциях по уборке территорий, пополняют жизненный опыт, формируют ответственную экологически грамотную личность.

На первом этапе экскурсий формируется компетенция репродуктивного уровня, а именно умение вести наблюдения в природе. Обучающиеся узнают, как определять виды или охарактеризовать экосистему. Самостоятельность дети могут проявить, выполняя задания в ходе экскурсий по описанию встречающихся объектов, различных компонентов экосистемы. В результате работы на этом этапе формируется умение наблюдать, распознавать, описывать объекты и явления живой природы.

На следующем, частично-поисковом, этапе формируются компетенции анализа биологических объектов или процессов, сравнения и обобщения, установления причинно-следственных связей в биологических процессах. Движущей силой мышления и условием активности обучающихся становится затруднение в поиске ответа на проблемный вопрос. Находя общие черты и различия между природными объектами, дети учатся основам анализа, перенесения знаний и известных способов деятельности в необычную проблемную ситуацию.

Дополнительное образование позволяет формировать, еще одну мало применяемую в основном образовании компетенцию, находящуюся на более высоком уровне деятельности, это - исследовательскую работу, проводимую в ходе экологических экскурсий. Специфика обучения в природе по своей сути уже является исследованием. Учебная исследовательская задача, стоящая перед обучающимися, должна быть реально существующей экологической проблемой, решение которой опирается на уже сформированные ранее компетенции. Решая предложенные педагогом задачи, обучающиеся самостоятельно проходят все этапы научного исследования:

  • наблюдение и изучение биологических и экологических фактов и явлений;

  • установление непонятных явлений, подлежащих исследованию - постановка проблемы;

  • выдвижение гипотезы, как научного предположения о решении проблемы;

  • построение плана исследований;

  • выяснение связей изучаемого явления с другими;

  • формирование решения и его объяснения;

  • проверка решения;

  • выводы о возможности и необходимости практического применения полученных знаний.

Биологические и экологические экскурсии позволяют формировать компетенции различного уровня, способствующие личностной самореализации, ведущие к активной жизненной позиции, осознанию собственной значимости.



© 2010-2022