- Преподавателю
- Классному руководителю
- 4. 9. Воспитательная работа. Работа классного руководителя
4. 9. Воспитательная работа. Работа классного руководителя
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тафийчук Ю.Ю. |
Дата | 03.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
4.9.Воспитательная работа. Работа классного руководителя
Главная роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы класса отводится классному руководителю. Для того чтобы учащиеся класса отличались активностью и самостоятельностью, классный руководитель должен занимать активную жизненную и педагогическую позицию.
-
люблю детей;
-
люблю свою профессию;
-
оптимистка;
-
стараюсь быть честной и правдивой;
-
люблю читать все, что меня заинтересует.
Непосредственно отвечая за успешность проектирования учебно- воспитательного процесса в классе, классный руководитель оказывается самым заинтересованным лицом в построении эффективной воспитательной системы в своем классе. На мой взгляд, «мерилом» эффективности функционирования воспитательной системы должны быть следующие критерии:
-
воспитанность учащихся;
-
защищенность и комфортность ребенка в классе;
-
удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;
-
соответствие реального образа школьника - модели выпускника школы.
Самой значительной и важной составной частью всей воспитательной системы в целом являются учащиеся класса. Я, как классный руководитель, должна увидеть и понять специфические черты классного коллектива, определить уровень развития ученического коллектива, сформированность межличностных отношений и совместной деятельности.
Мои действия:
-
веду психолого-педагогическую карту ученика «Личность ребенка как развивающая система отношений» (краткая характеристика семьи, отношения к знаниям, функции в школе и классе, положительные качества личности, взаимоотношения в классном коллективе, влияние семьи на воспитание, отношение к замечаниям);
-
веду индивидуальную работу с учащимися:
(профилактическую работу: беседы, классные часы,
встречи на дому );
-
организую самоуправление в классе;
-
провожу классные часы по профориентации;
-
ежедневно контролирую пропуски и опоздания, самочувствие учащихся;
-
один раз в неделю с учащимися подводим итог успеваемости; проверяю дневники.
-
контролирую занятость учащихся во внеурочное время;
-
организую досуг учащихся.
Каждая семья представляет явление особое,
Индивидуальное, и воспитательная работа
В одной семье вовсе не должна быть точной
Копией такой же работой в другой.
Проблемы создания и функционирования воспитательной системы класса не могут не волновать родителей. Родительское слово, как правило, имеет большую значимость в формировании личности сына или дочери. Следовательно, родители не должны оставаться вне процесса воспитательной системы.
Я веду большую работу с родителями:
-
собираю общие сведения о семье учащихся;
-
повышаю психолого-педагогические знания родителей;
-
вовлекаю родителей в учебно-воспитательный процесс;
-
приглашаю родителей участвовать в управлении классом;
-
провожу тематические родительские собрания;
-
дни открытых дверей в школе;
-
встречи на дому; беседы по телефону, беседы-консультации.
Ценностно-ориентационный компонент
Воспитание без цели не бывает, так как сущностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремленность, целенаправленность.
Классный руководитель должен об этом помнить и уделять более пристальное внимание целеполаганию.
целью моей воспитательной системы будет:
Формирование экологической культуры на основе внедрения воспитательных технологий в начальных классах.
«Воспитать человека, - подчеркивал А.С.Макаренко, - значит воспитать у него перспективные пути».
Задачи воспитания:
-
создать условия для проявления творческих способностей учащихся;
-
развить у учащихся потребность в самосознании и самовоспитании;
-
создать положительную мотивацию к учению;
-
готовить учащихся к самостоятельной жизни.
Основные принципы воспитательной системы класса являются:
-
Соответствие целей и задач запросам и ожиданиям учащихся и их родителей;
-
Воспитание учащихся на духовных и материальных ценностях, формирование экологической культуры, патриотическое воспитание учащихся;
-
Индивидуализация и дифференциация образования и воспитания;
-
Гуманизм и демократизация жизнедеятельности коллектива класса.
Все эти принципы способствуют росту целенаправленности и эффективности влияния субъектов педагогического процесса на личность школьника. На пути к достижению целевых ориентиров происходят изменения в жизнедеятельности классного сообщества, построении воспитательного процесса. Постепенно появляются и устанавливаются нормы и правила, которые принято соблюдать в данном коллективе. Эти нормы и правила, отражающие ценностные ориентации классного сообщества, являются принципами построения жизнедеятельности и воспитательной системы класса.
Единое воспитательное пространство
Каждая воспитательная система имеет среду - свое жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного коллектива, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации.
Основным «местом жительства» класса, как правило, является учебный кабинет. В нем происходит главные события классной жизни, специально создаются или стихийно возникают ситуации, которые существенно влияют на становление личности ребенка и формирование коллектива. Моя задача - создать уютную и комфортную обстановку в учебном кабинете. Создать в классном коллективе духовно богатую и нравственную чистую атмосферу, чем в окружающем обществе. Но это не означает, что воспитательная система класса с ограниченными внешними связями и отношениями. Наоборот, я забочусь об установлении и укреплении связей класса с другими учебными коллективами, возрастными отношениями внутри школы и за ее пределами.
Воспитательная программа
Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных элементов и связей.
Осмысливание своего труда ведет к его совершенствованию, к более эффективной работе в дальнейшем:
-
каждый год я анализирую воспитательную работу и вижу результаты решения воспитательных задач прошедшего года;
-
составляю характеристику класса;
-
ставлю новые цели и задачи воспитательной деятельности;
-
осуществляю целевые тематические программы;
-
систематизирую воспитательные дела и мероприятия по направлениям, связанным с развитием таких потенциалов личности ребенка, как познавательный, нравственный, коммуникативный, художественный, физический;
-
формирую годовой круг традиционных дел в классе, позволяющий оптимально распределить усилия членов классного коллектива.
Диагностико-аналитический компонент
«Мерилом» эффективности функционирования классной воспитательной системы мною были признаны следующие критерии эффективности воспитательной системы:
-
способность эффективно и целенаправленно влиять на развитие личности школьника;
-
защищенность и комфортность учащегося;
-
степень соответствия реального образа школьника- модели выпускника начальной школы;
-
удовлетворенность родителей жизнедеятельностью в данном классе;
-
сформированность классного коллектива;
-
эффективность реализации индивидуальных образовательных навыков;
-
сформированность индивидуальности класса.
Вся деятельность по построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы учащиеся в течение 4 лет смогли развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учениками и родителями модели выпускника начальной школы.
Требования к выпускнику начальной школы:
Личностные качества (черты характера):
-
сознательная дисциплинированность;
-
умение дружить;
-
порядочность
-
честность, правдивость
Отношение к окружающим:
-
уважение, гуманность
-
забота о других; милосердие
-
интерес к людям, общительность;
-
доброжелательность, склонность к сотрудничеству;
-
толерантность, уступчивость;
Интеллектуальное развитие
-
информационный кругозор
-
потребность применять знания на практике
Отношение к труду, деятельности, обязанностям:
-
добросовестность
-
старательность
-
осознанность
Человек - творец самого себя:
-
"любящий себя" - значит уважающий себя и других;
-
стремление к саморазвитию.
Культура поведения:
-
умение жить вместе с другими;
-
культура речи.
Здоровый образ жизни:
-
отношение к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности;
-
любовь и интерес к спорту
-
отсутствие вредных привычек
-
знание способов поддержания здоровья;
Эстетическая культура
-
умение видеть прекрасное в природе и жизни.
Отношение к природе:
-
готовность охранять и защищать природу;
-
бережное отношение к окружающей среде
Модель выпускника начальной школы
Это творческая личность, умеющая жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.