- Преподавателю
- Классному руководителю
- Важность психолого-педагогической диагностики в работе классного руководител
Важность психолого-педагогической диагностики в работе классного руководител
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Старикова Т.В. |
Дата | 26.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МОУ Курашимская СОШ
Важность психолого-педагогической диагностики учащихся в работе классного руководителя
(классный руководитель: Старикова Т.В.)
Курашим, 2014 г.
Многие классные руководители считают своей основной задачей при работе с классом - это воспитание подрастающего поколения и контроль как учебных достижений, так дисциплины, так и личностных качеств. При этом нужно понимать, что все процессы взаимосвязаны. Тогда как же выявить, что особенно влияет на тот или иной критерий. Немаловажное влияние оказывает климат в учебном коллективе и каждый классный руководитель, безусловно, за этим следит и ведет свою работу, приобщая детей к спорту, труду, отдыху, совместным посещениям театров, музеев, выставок, и т.д. Также многие раздают обязанности, чтобы прививать ребятам чувство ответственности, заботы, самоконтроля.
К сожалению, иногда, работа такого рода бывает малоэффективной и от классных руководителей можно часто услышать: «Я с ними работаю постоянно, и в походы мы ходим, и отдыхать ездим все вместе, и участвуем вместе во всех мероприятиях, но их совет никак не берет, они все время ссорятся, ругаются, не дружные».
С чем связано такое явление? Ответ очень прост. Многие классные руководители работаю с коллективом «вслепую», думая раз они не дружные нужно просто организовать совместное дело или поручить тому, кого в коллективе отвергают самую главную роль и все сразу встанет на свои места. Нет, так не пойдет.
Многие классные руководители забывают о важности психолого-педагогической диагностики, которая помогает выявить не только отношение в коллективе, а самоотношение детей через этот коллектив. Выявить, почему тот или иной ученик не участвует в общественной жизни класса. То есть, психолого-педагогическая диагностика позволяет «копнуть глубже» того, что мы видим. Ведь «видеть» - это одно, а наблюдать и анализировать это совсем другое.
В прошлом году я стала классным руководителем 5 класса. Каждый по отдельности ребенок - просто замечательный. Они добрые, отзывчивые, искренние, приветливые, веселые. Но, к сожалению, коллектива не было. В этом году, подумав, я решила понять, в чем же дело и, выбрав методики, решила начать психолого-педагогическую диагностику. Результаты моей работы, проделанной на первом этапе, вы можете прочесть ниже.
Цель: провести исследование психологического климата в 6-ом классе
Задачи: 1. Провести наблюдение группового взаимодействия;
2. Провести метод социометрии;
3. провести тест Томаса для выявления предпочитаемой стратегии поведения в конфликтной ситуации;
4. дать индивидуальные рекомендации и составить план по улучшению психологического климата в классе.
Список класса дан номерами с целью конфеденциальности:
-
Девочка № 1
-
Девочка № 2
-
Девочка № 3
-
Мальчик № 4
-
Мальчик № 5
-
Мальчик № 6
-
Девочка № 7
-
Девочка № 8
-
Мальчик № 9
Протокол № 1
Метод: наблюдение
Дата: 08.10.2013г.
Имя, возраст: исследуемая группа, 12-13 лет
Исследователь: Старикова Т.В.
Исследуемая группа входит в кабинет. Первой входит № 1, за ней № 2, № 3, № 7, а затем входят все остальные. Все учащиеся располагаются по своим местам. № 4 что-то объясняет № 9. В это время № 5 спокойно усаживается на свое место. Звенит звонок на урок, все учащиеся встают около своих мест. Вбегает № 8 и не извинившись за опоздание встает около своего места. № 4 громко начинает критиковать за опоздание № 8, при этом использует ненормативную лексику. № 1 бросает укоряющий взгляд на № 4, но он не умолкает. № 8 начинает пререкаться с № 4, при этом также использует ненормативную лексику. После замечания учителя, учащиеся успокаиваются.
Протокол № 2
Метод: наблюдение
Дата: 09.10.2013г.
Имя, возраст: исследуемая группа, 12-13 лет
Исследователь: Старикова Т.В.
Начинается урок. Учащиеся на своих местах. Атмосфера в группе в начале урока благоприятная. Учащиеся сидят на своих местах:
-
№3 и №7
№ 5 и №9
№1 и №2
№ 8
№4
№ 4 сидит, развалившись на стуле, при этом на парте не лежит ни учебника, ни тетради, №1 и № 2 о чем-то тихонько разговаривают. № 3 и № 7 также что-то обсуждают. № 5, № 9 ждут, когда учитель начнет урок. № 4 не успокаивается, теребит плечо № 5 и о чем-то громко смеется. Учитель начинает урок с проверки домашнего задания. № 1, №2, № 3, № 5 и № 7 тянут руки, чтобы ответить. Учитель спрашивает № 9, учащийся начинает доставать учебник и тетради, затем говорит. Что он домашнее задание не выполнил. Отвечает № 1, все внимательно слушают, при этом № 4 что-то пытается быстро записать за № 1. Отвечает № 5, все его слушают, только № 8 начинает тянуть руку и кричать, что он отвечает неверно. Дают возможность ответить № 8, после того, как заканчивает ответ № 5. При ответе № 9, класс начинает шуметь, громко говорить, что она неверно выполнила задания. № 4 начинает обзываться в ее адрес. К нему подключается и № 9. В классе начинается галдеж, так как № 8 также начинает защищаться и обзываться в адрес № 4 и № 9. Учитель прекращает спор, сообщив и объяснив верный ответ.
Протокол № 4
Метод: наблюдение
Дата: 16.10.2013г.
Имя, возраст: исследуемая группа, 12-13 лет
Исследователь: Старикова Т.В.
Классный час. Класс распределяет обязанности на следующую учебную неделю. Староста № 2 сообщает о мероприятиях школы, № 3 и № 7 о чем-то шушукаются, поглядывая на № 1. № 4 и № 9 недовольны объемом предстоящей работы и начинают громко возмущаться. № 5 делает замечание № 4, чтобы он успокоился и дал выслушать задание. № 4 успокаивается, за ним успокаивается и № 9. № 5 берет часть обязанностей на себя, а также предлагает кандидатуры для остальных заданий, а именно № 9. № 9 сообщает, что ничего делать не будет, с предложением чтобы данное задание выполнили № 3 и № 7, они соглашаются. № 1 высказывает свое недовольство о том, что мальчики класса всегда остаются в стороне, на что № 9, № 4 начинают громко высказывать недовольство. № 1 и № 5 просят всех успокоиться, чтобы была возможность продолжить разговор. № 1 также берет на себя часть выполнения заданий, к ней присоединяется № 2. После распределения обязанностей № 9 сидит довольный, что-то кивает № 4.
Протокол № 3
Метод: наблюдение
Дата: 15.10.2013г.
Имя, возраст: исследуемая группа, 12-13 лет
Исследователь: Старикова Т.В.
Перемена. № 1,№2,№3 и № 7 сидят вместе и что-то тихо обсуждают. № 8 бегает в коридоре с учащимися другого класса. № 4, № 5, №9 разговаривают о компьютерных играх, при этом № 4 стоя жестикулирует руками, смеется, остальные №5, и №9 сидят, но поддерживают разговор и также громко смеются. Жестикуляцию подхватывает № 9, показывая, как ездит гоночная машина в компьютерной игре. Все с восторгом смотрят на него. Девочки, сидят, прижавшись друг к другу, а именно № 1,№2,№3 и № 7 бросают недовольные взгляды на мальчиков, при этом рассуждают, что мальчики класса ведут себя как дети. № 4 отвлекся от разговора и толкает № 2 в плечо, при этом бросает на него вызывающий взгляд. № 2, не подняв голову на № 4, отворачивается в другую сторону и продолжает разговаривать. Тогда № 4 с довольной, хитрой улыбкой бросает взгляд № 9, на что тот, говорит в адрес № 9 не лестные слова. После чего, группа снова начинает активно обсуждать компьютерные игры.
Протокол № 5
Метод: наблюдение
Дата: 18.10.2013
Имя, возраст: исследуемая группа, 12-13 лет
Исследователь: Старикова Т.В.
Урок. Учитель дал учащимся задание работать в группах. Первая группа: № 5, № 3, № 7, и № 9, а вторая группа № 1, № 2, № 8, № 4. Сразу после объявления групп, № 4 начинает кричать о том, что не хочет работать в одной группе с № 8, которая также начинает громко возмущаться. Учитель настаивает, что они вместе должны выполнить учебную задачу и помочь друг другу. Неохотно № 4 садится в круг. № 9 бросает недовольный взгляд на учителя и нехотя поворачивается к № 3 и № 7, на что они реагируют довольно добродушно и улыбаются ему. Первая группа начинает работать, при этом № 8 все равно остается в стороне, на замечание учителя, она говорит, что будет работать одна. Учитель объясняет, что работать нужно в группе, чтобы они могли друг другу помочь справится с заданием, № 1 и № 2 принимают № 8 в группу. В это время № 5 также присоединяется ко второй группе. Наступает рабочая атмосфера. Ребята в группах бурно обсуждают задачу. № 9 мешает № 3 и № 7, отвлекая их шутками, они улыбаются, но продолжают работать. № 7 пытается уговорить его помочь в выполнении задания, но он говорит, что ничего не знает и поэтому ничего делать не будет. Во второй группе работе мешает № 4, так как начал толкать и обзывать № 8. В это время № 5 пытается утихомирить № 4, объясняя, что тот мешает, просит его сесть и начать выполнять задание. № 4 садится, и все спокойно начинают работать.
Анализ полученных данных методом наблюдения группового взаимодействия
В ходе наблюдения было выявлено, что девочки и мальчики 12-13 лет 6 класса не общаются друг с другом без надобности. Они общаются только тогда, когда перед ними ставится общая задача, при этом мальчики стараются показать свое недовольство. Провокаторами нарушений дисциплины и рабочей атмосферы являются № 4 и № 9. На их провокацию чаще всего реагируют № 8, которая чаще оказывается в оппозиции мальчикам, что также приводит к нарушению дисциплины и атмосферы. Стараются наладить отношения в группе и успокоить ребят № 1 и № 5, причем № 5 успокаивает только мальчиков, а № 1 пытается успокоить как мальчиков так и девочек. № 2, № 3 и № 7 активно общаются друг с другом и прислушиваются к № 1. При этом иногда № 3 и № 7 остаются в стороне от № 2 и № 1 и бросают в их адрес недовольные взгляды. № 5 старается общаться со всеми, при этом никогда не комментирует поведение и внешность одноклассников, т.е. ко всем относится довольно объективно, не осуждая, а замечания делает в корректной форме. Когда начинаются споры, роль примирителя на себя берут № 5 и № 3. Во время споров, все начинают друг на друга кричать и высказывать недовольство. Бурно на все споры реагируют № 4, № 8 и № 9. Они чаще всего используют в своей речи ненормативную лексику и обзываются. № 4 также любит без причины обижать других, а именно № 8, или подсмеиваться над другими с № 9. В целом в классе атмосфера чаще напряженная.
Протокол № 6
Методика: диагностика межличностных и межгрупповых отношений («Социометрия») Дж.Морено
Дата: 09.10.2013г
Имя, возраст: исследуемая группа, 12-13 лет
Исследователь: Старикова Т.В.
Инструкция: перед вами бланк - социометрическая карточка, в которой вы можете видеть 4 блока по 2 вопроса в каждом. Ваша задача, отвечая на каждый вопрос, вписать три имя ваших одноклассников справа от вопроса в свободных графах.
Бланк, предлагаемый исследуемой группе:
№
Тип
Критерии
Выборы
1
Школа
А) Кого бы вы хотели выбрать старостой класса?
Б) Кого бы вы не хотели выбрать старостой класса?
2
Контрольная работа
А) С кем бы вы хотели писать контрольную работу?
Б) С кем бы вы не хотели писать контрольную работу?
3
Мероприятие школьное
А) С кем бы вы хотели участвовать в школьном мероприятии?
Б) С кем бы вы не хотели участвовать в школьном мероприятии?
4
Отдых вне школы
А) С кем бы в хотели пойти в поход?
Б) С кем бы вы не хотели пойти в поход?
Анализ полученных данных методикой «Социометрия»
Социоматрица
№, кто выбирает
№, кого выбирают
1
2
3
4
5
7
8
9
Выборов +
Выборов -
1
+
_
_
_
+
+
_
3
4
2
+
+
_
+
+
+
_
5
2
3
+
+
+
+
+
+
+
7
0
4
_
_
_
+
+
+
+
4
3
5
+
+
+
+
+
+
+
7
0
6
_
+
+
_
+
_
+
+
5
3
7
_
+
+
+
+
+
+
6
1
8
_
_
_
_
_
_
_
0
7
9
_
_
+
+
+
+
_
4
3
Выводы, полученные с помощью методики «Социометрия» Дж.Морено
В ходе анализа полученных данных с помощью «Социометрии» было выявлено, что звездами данной группы являются девочка № 3 и мальчик № 5. Их выбирают все учащиеся класса. Причем, № 3 чаще всего выбирали и мальчики и девочки по интеллектуальному критерию, так как хотели бы сидеть с ней на контрольной работе. № 5 девочки выбирали по критерию школьных мероприятий, а мальчики хотели бы видеть его старостой класса. Из чего следует, что № 5 имеет авторитет перед мальчиками данной группы и они готовы прислушиваться к нему. Кроме того, он зарекомендовал себя перед девочками как неплохой руководитель при подготовке к школьным мероприятиям.
К сожалению, отвергнутой исследуемой группы оказалась девочка № 8. Скорее всего, это связано с тем, что № 8 все перемены проводит со старшеклассниками и почти не общается со своими одноклассниками. Кроме того, очень часто ее провоцируют на ссоры № 4 и № 9, на что она начинает кричать, употребляя ненормативную лексику. Девочки на это реагируют недовольством, так как они на подобные провокации реагируют реже и не так эмоционально, в связи с чем мальчики не конфликтуют с ними. Можно предположить, что одноклассникам не нравится поведение № 8 и ее эмоциональная речь во время ссор и споров, а также взрывной характер. Но тем ни менее, № 8 выбирает всех, кроме № 9, а это говорит о том, что она готова пойти на контакт, желает общаться с одноклассниками.
Во втором кругу, то есть принятыми оказались девочки класса № 2 и № 7, причем не смотря на то, что № 1, № 2, № 3 и № 7 все время проводят вместе и общаются как в классе, так и вне школы, тем ни менее № 3 взаимно выбирает № 7 и № 2, но не выбирает № 1, которая выбирает и № 2, но не выбирает № 7. Таким образом, № 2 сплачивает данную микрогруппу, так как она выбирает всех, из-за чего № 3и № 7 общаются с № 1. Также № 1, № 2, № 3 и № 7 выбирают взаимно лидера № 5. Причем № 5 не выбирает № 1 и №8. Также во втором кругу оказался мальчик № 6. Его отвергают № 4, № 1 и № 7, а все остальные выбирают. Он же, к сожалению на момент исследования отсутствовал. В третьем круге оказались мальчики № 4 и № 9. Причем № 9 выбирает №6 и выбирает № 4, а № 4 выбирает №9, но отвергает №6. При этом все выбирают лидера № 5. Также № 9 и № 4 выбирают девочек только под № 3 и № 7 и отвергают № 1 и № 2. В третьем кругу оказалась и девочка № 1. Как уже было сказано ее отвергают некоторые мальчики, а также лидер № 3. Кроме этого, замечено, что мальчики выбирают девочек, опираясь на интеллектуальный критерий, девочки же выбирают мальчиков для отдыха вне школы.
Протокол № 8
Методика: оценка предпочитаемой стратегии поведения в конфликтной ситуации, тест Томаса
Дата: 16.10.2013г
Имя, возраст: исследуемая группа, 11-12 лет
Исследователь: Старикова Т.В.
Инструкция: Перед вами ряд утверждений, здесь не может быть ответов правильных или ошибочных. Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Имеются два варианта (А и В), из которых Вы должны выбрать один, в большей степени соответствующий вашим взглядам. В строке для ответов (А и В) поставьте отчетливый крестик соответственно номеру вопроса и одному из вариантов.
Бланк, предлагаемый исследуемой группе:
-
№
В О П Р О С
А
В
А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
В. Чем обсуждать, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
В. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих соб- ственных.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
В. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
А. Я пытаюсь избежать неприятностей для себя.
В. Я стараюсь добиться своего.
А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
В. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
В. Я первым делом стараюсь ясно определить, в чем состоят все. затронутые интересы.
А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
В. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
В. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые вопросы.
В. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом; сохранить наши отношения.
А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он тоже идет мне навстречу.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
В. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему
А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
В. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
В. Я стараюсь сделать так, чтобы избежать напряженности.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
В. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
В. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
В. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы и интересы.
В. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
В. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для обеих сторон.
А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
В. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблем и их совместному решению.
А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
В. Я отстаиваю свои желания.
А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
В. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
А. Если позиция другого кажется мне очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
В. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу
А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
В. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям
другого.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
В. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас.
А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
В. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
В. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
В. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
В. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе; при которой мы совместно с другим человеком можем добиться успеха.
Ключ
№
Соперни-чество.
Сотрудни-чество
Компромисс
Избегание
Приспособ-ление
А
В
В
А
А
В
А
В
А
В
В
А
В
А
А
В
В
А
А
В
А
В
В
А
В
А
В
А
В
А
В
А
А
В
В
А
А
В
А
В
В
А
В
А
А
В
В
А
А
В
В
А
А
В
А
В
А
В
В
А
Результаты
№ 1
Соперничество - 4; сотрудничество - 6; компромисс - 7; избегание - 5; приспособление - 8.
№ 2
Соперничество - 0; сотрудничество - 6; компромисс - 9; избегание - 8; приспособление - 7.
№ 3
Соперничество - 3; сотрудничество - 9; компромисс - 10; избегание - 4; приспособление - 4.
№ 4
Соперничество - 4; сотрудничество - 9; компромисс - 3; избегание - 8; приспособление - 5.
№ 5
Соперничество - 7; сотрудничество - 5; компромисс - 6; избегание - 5; приспособление - 7.
№ 6
Соперничество - 1; сотрудничество - 5; компромисс - 6; избегание - 7; приспособление - 11.
№ 7
Соперничество - 4; сотрудничество - 9; компромисс - 8; избегание - 5; приспособление - 4.
№ 8
Соперничество - 1; сотрудничество - 5; компромисс - 9; избегание - 6; приспособление - 9.
№ 9
Соперничество -1; сотрудничество - 8; компромисс - 5; избегание - 6; приспособление - 10.
Выводы, полученные с помощью методики оценки
предпочитаемой стратегии поведения в конфликтной ситуации,
тест Томаса и описания конфликтной ситуации
По результатам теста Томаса было выявлено, что преобладающей стратегией поведения в конфликтной ситуации в классе являются приспособление, компромисс и сотрудничество. Из этого следует, что основная часть класса старается приспособляться в решении конфликтов, пренебрегая своими интересами. Но они также могут пойти на уступки друг другу, найдя такое решение, которое будет удовлетворять интересам обеих сторон. Многие конфликтные ситуации в классе возникают из-за начинающегося соперничества сторон, когда ни одна из них не желает уступить друг другу.
Кроме этого ребята способны не обсуждать преимущества каждой из сторон, а найти то, с чем будут оба согласны. Иногда они способны жертвовать своими интересами ради интересов другого и готовы пойти на уступки, если видят, что это очень важно для одной из сторон.
Также на основе полученных данных можно сделать вывод, что наиболее ярко сотрудничество выражено у № 3 и № 4, № 7. Для № 3 это говорит о том, что она занимает позицию лидера и потому, что умеет найти решение в сложившейся ситуации. Также № 4 в ходе наблюдения не показал своей заинтересованности в решении конфликтов. Можно предположить, что в классе он старается выглядеть другим, а потому скрывает нежелание ссориться и наоборот провоцирует на конфликт.
Особенно избегать конфликтов старается № 2, поэтому она старается мирными методами успокоить ребят, призвать их к порядку. Также избегание конфликтов характерно и для № 4.
Из всего вышесказанного следует, что большинство ребят класса не любят создавшихся конфликтных ситуаций, но, если таковые имеются, то они способны их решить самостоятельно с помощью лидеров.
Для того, чтобы наладить социально-психологический климат в классе, необходимо проведение внеклассных мероприятий, тренингов для сплочения. Также необходимо проведение беседы по поводу разрешения конфликтных ситуаций, так как у класса есть потенциал разрешения конфликтов мирным путем, удовлетворив интересы друг друга. Классному руководителю следует обратить внимание на № 8 и помочь ей адаптироваться в классе, давая различные задания, выполнение которых будет важным для всего класса, а также проведение с ней бесед по поводу поведения в конфликте. Классному руководителю следует подключить родителей, психолога и социального педагога для настраивания совместной комплексной и системной работы над психологическим климатом в классе. Полезным будет проведение различных психологических игр на классных часах, таких как игра «Тух - тиби -дух» для снятия негативного настроения и восстановления сил, «друг к дружке» для формирования умений взаимодействия детей друг с другом, «хвасталки» для преодоления застенчивости и др. Важным является нахождение общих интересов, привлечение к совместному отдыху, создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий, поощрение открытости, создание условий для повышения комфортности, развитие коммуникативной культуры. Кроме этого в классе можно создать службу примирения из № 3 и № 5, к которым могут за помощью обращаться конфликтующие стороны, но сначала службе примирения нужно ознакомиться со способами и методами разрешения конфликтов, чтобы их работы была более эффективной.
Таким образом, прошло уже полгода с момента диагностики и нужно сказать, что в классе нет отвергнутых детей! Проведя психолого-педагогическую диагностику, я поняла. С кем стоит работать наиболее плотно и над чем именно. Более того, ребята стали гораздо дружнее и нет деления на две половины: мальчики и девочки. Сейчас я с радостью наблюдаю, как они общаются между собой и поддерживают друг друга! Дерзайте, классные руководители!