Выступление на заседании методического объединения классных руководителей

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профилактика насилия в семье.

Методические рекомендации по вопросу защиты детей от жестокого обращения.

( Выступление на заседании методического объединения классных руководителей.)

«Наказание представляет собой акт ненависти. В акте ненависти учитель или родитель ненавидит ребенка - и ребенок понимает это» (Александр Нилл).

Цель: оказать методическую помощь по организации системы профилактики жестокого обращения с детьми и оказанию помощи детям, пострадавших от жестокого обращения.

Как бы нам не хотелось думать иначе, жестокое обращение с детьми является широко распространенным явлением. От 3,5 - 14 % всех детей подвергаются жестокому обращению со стороны своих родителей с применением физической силы. В 1/3 всех случаев физического насилия ребенок получает увечье. Каждый год тысячи детей погибают от рук своих родителей.

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики.

Результаты исследований психологов убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями. Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в семье.

Нормативно - правовая основа:

  • международные акты.

  • Декларация прав ребенка ООН от 20 ноября 1959г.

  • Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 и вступившая в силу в СССР 15.09.1990, ратифицированная СССР, предусматривает обязательства государства защитить детей от жестокого обращения: «Статья 37: Государства - участники обеспечивают, чтобы:

  • ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания».

Международные правовые акты не дают конкретного определения жестокого обращения с ребенком. Каждое государство разрабатывает свои механизмы защиты детей от жестокости, насилия и эксплуатации.

Формы жестокого обращения детьми, их влияние на ребенка

В настоящее время российское законодательство не дает четкого определения термина «жестокое обращение с детьми», но само понятие появилось в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1968 году. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав, но содержание самого понятия не раскрывалось.

Существует определение жестокого обращения с детьми, которое вмещает обобщающую точку зрения различных авторов, исследующих проблему жестокого обращения с детьми.

Жестокое обращение с детьми - это действия или бездействие родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психологическое (эмоционально дурное обращение) насилие, экономическое (отсутствие заботы, пренебрежение основными потребностями ребенка).

Насилие - такое физическое или психологическое действие в отношении личности, группы или общества в целом, которое направлено на ограничение всех форм свободы и носит явный или скрытый характер для объекта.

Насилие включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями, другими членами семьи ребенка, педагогами, представителями органов правопорядка, другими взрослыми, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.

Физическое насилие - это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку, приводящее к нанесению физических повреждений различной степени тяжести.

Формы физического насилия над ребенком:

  • побои;

  • увечья;

  • Убийства;

  • ограничение в еде и сне;

  • вовлечение в употребление алкоголя и наркотиков;

Сексуальное насилие (или развращение)

  • изнасилование,

  • сексуальное совращение;

  • вовлечение в проституцию, порнобизнес.

Психологическое (поведенческое, интеллектуальное, эмоциональное) насилие - преднамеренное манипулирование объектом, игнорирование его свобод, достоинства, прав, приводящее к различным деформациям и нарушениям психического (поведенческого, интеллектуального, эмоционального, волевого, коммуникативного, личностного) развития.

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

  • угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;

  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

  • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму;

  • угрозы запугивания;

  • оскорбление;

  • унижение;

  • ругань;

  • вмешательство в личную жизнь.

Экономическое насилие:

  • запрещение работать/подрабатывать;

  • лишение средств на повседневные нужды;

  • отказ в содержании детей;

  • утаивание доходов;

  • трата семейных денег.

Пренебрежение нуждами ребенка - отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его развитию или здоровью.

  • отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

  • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Признаки физического насилия:

  • раны и синяки;

  • разные по времени возникновения;

  • в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно) непонятного происхождения, имеют особую форму предмета (форму пряжки ремня, ладони, прута)

  • Ожоги (на стопах, кистях, груди, голове). Как правило, это контактные ожоги горячими, металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округлые контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр.

  • укусы (следы человеческого укуса характеризуется ранами, расположенными по контуру зубной арки, имеют элипсовидную форму, типично наличие кровоподтеков).

  • «синдром тряски ребенка» возникает тогда, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его взад и вперед, при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб головного мозга; у ребенка наблюдается кровоизлияния в глаза, тошнота, рвота, потеря сознания, одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия - синяки на плечах, груди, имеющие отпечатки пальцев.

Заметить физическое насилие над ребенком можно, если:

  • чаще всего дети, которые подвергаются жестокому обращению, ни с кем не делятся своими переживаниями;

  • ребенок неухожен, неопрятен; он апатичен, часто плачет или, напротив, агрессивен, вызывающе себя ведет;

  • ребенок плохо развивается - его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;

  • у ребенка могут быть проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания, общей несобранностью, усталостью, недосыпанием;

  • ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки;

  • ребенок судорожно реагирует на поднятую руку (сжимается, боясь удара);

  • для ребенка характерны повторяющиеся жалобы на недомогание - головную боль, боли в животе;

  • ребенок может демонстрировать изменчивое поведение: он то спокоен, то возбужден, что является причиной плохих контактов с другими детьми, приводит его к изоляции, отверженности в группе;

  • ребенок стремится к одобрению, к ласке любых взрослых, уходит от конфликтов, споров с другими детьми или сам проявляет заботу обо всем и обо всех.

Следует обратить внимание и на родителей таких детей:

  • родители часто переводят ребенка из одного учреждения в другое;

  • часто меняют участкового врача;

  • родители либо чрезмерно настороженны, озабоченны, либо безразличны;

  • на жалобы по поводу поведения ребенка реагируют бурно, эмоционально или холодно;

  • родители поздно обращаются за медицинской помощью или обращаются другие люди;

  • родители дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся;

  • обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений;

  • отсутствует обеспокоенность за здоровье ребенка или, напротив, демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь);

  • не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре;

  • повторные госпитализации в стационер с травмами различного характера;

  • отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка - невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре;

  • психическое насилие (эмоциональное дурное обращение с детьми);

  • обвинение в адрес ребенка (брань, крики);

  • отвержение ребенка;

  • принижение его успехов, унижение его достоинства;

  • длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

  • причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

Последствия жестокого обращения с детьми:

Любая ситуация насилия, в которой оказывается ребенок, носит негативный характер, тормозит и искажает развитие еще только - только формирующейся личности, является причиной многих психологических проблем, которые могут сопровождать человека всю жизнь. Вовлеченность ребенка в той или иной форме в ситуацию насилия приводит к развитию таких психологических свойств личности, с одной стороны, как хамство, грубость, хулиганство, неумение вести себя, неуважение и оскорбление другого человека, а с другой стороны - подхалимство, лицемерие, раболепствование. За этими симптомами скрывается психология человека, которого унижали, который сам себя не уважает и стремится компенсировать свое внутреннее неуважение унижением других людей или рабским подчинением другому.

Классный руководитель может проводить работу по данному направлению:

  • информационная работа с детьми по вопросам профилактики жестокости и насилия;

  • изучение нормативных документов, защищающих ребенка от жестокого обращения (семинары, консультации);

  • информирование родителей по проблеме профилактике жестокости и насилия.

Жестокое обращение с ребенком не может быть безнаказанным, в российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Гражданско - правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством:

- лишению родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации),

- ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации),

- отобрание ребенка при непосредственной угрозе ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации).

Дисциплинарная ответственность наступает, если должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допускают сокрытия или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми. При сокрытии фактов жестокого обращения с детьми, совершается должностное преступление.

Педагог может заметить изменения в поведении ребенка. Внимание педагогов к детям поможет своевременно оказать им необходимую помощь. Каждому взрослому, находящемуся рядом с детьми, важно не оставаться неравнодушным и информировать соответствующие службы.

Если замечен факт жестокого обращения с ребенком, то следует:

1. поговорить с ребенком наедине.

2. постараться «разговорить» ребенка, проявляя теплоту, доверие, защиту, искренность, интерес.

3. если педагогом замечены телесные повреждения, то ребенок должен пройти осмотр медицинским работником школы, для того, чтобы определить, может ли ребенок в таком состоянии заниматься в школе.

4. телесные повреждения фиксируются в медицинской документации.

5. о предположительном факте насилия следует сообщить директору школы.

6. директор школы обязан сообщить о данном факте в орган опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, если родители относятся к группе риска по алкоголизму, наркомании или психическим заболеваниям и невозможно их обучить родительским навыкам или в органы внутренних дел (полиция, прокуратура).

Педагогам необходимо быть внимательными к своим ученикам, отмечать их малейшие изменения в поведении, любые отклонения от нормы. Проявлять терпение, доброжелательность по отношению к ученику.

Таким образом, дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться не жестокому или небрежному отношению.

© 2010-2022