Слов русских золотая россыпь

Классный час «Слов русских золотая россыпь»   Цель: обогащение культурного уровня обучающихся.   Задачи:  образовательная: познакомить детей с малыми фольклорными жанрами, способствовать обогащению словарного запаса обучающихся;  развивающая: развивать творческие способности, речевые умения, умение рассуждать, делать выводы; воспитывающая: способствовать воспитанию уважительного отношения к народному творчеству.   Оборудование: карточка со словарным словом «фольклор»; индивидуальные карточки с п...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комитет образования и науки Курской области

________________________________________________________________________

Областное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №3» г. Курска













открытый классный час проведенный в рамках методической недели классных руководителей:


«СЛОВ РУССКИХ ЗОЛОТАЯ РОССЫПЬ»









классный руководитель 6 класса,

педагог-психолог:

Цапенко Ю.С.
















Курск 2014 г.

Классный час «Слов русских золотая россыпь»

Цель: обогащение культурного уровня обучающихся.

Задачи:

образовательная: познакомить детей с малыми фольклорными жанрами, способствовать обогащению словарного запаса обучающихся;

развивающая: развивать творческие способности, речевые умения, умение рассуждать, делать выводы;

воспитывающая: способствовать воспитанию уважительного отношения к народному творчеству.

Оборудование: карточка со словарным словом «фольклор»; индивидуальные карточки с пословицами, скороговорками, аудиозапись колыбельной песни «Ой люли…»; аудиозапись песни «Во поле берёза стояла»; самовар; сушки; рушники и наволочки вышитые гладью; презентация «Слов русских золотая россыпь».







Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей. Что за золото!

А.С.Пушкин

Народные пословицы и поговорки… служат отражением народного ума, характера, верований, воззрений на природу.

Н.А.Добролюбов

Вот как просто сочиняют наши мужики! Всё просто, слов мало, а чувства много!

Л.Н.Толстой

1.Организационный момент

Слайд 1


Учитель: Ребята, сегодня наш классный час будет немного необычным. Мы с вами будем беседовать о культуре русского народа. Постарайтесь быть внимательными, чтобы все запомнить и ответить на вопросы в конце урока.

Все мы, находящиеся в этом классе, живем в огромной прекрасной стране, которая носит гордое имя - Россия.

Россия - это не только огромные просторы, реки, моря, города, села. Россия - это еще своеобразные жизнь и быт населения, определенные отношения с другими странами, также это совместное проживание на одной территории людей разных народностей.

Да, наша Россия - это многонациональное государство. На территории нашей страны проживает множество народностей, отличающихся по своей численности, языку, национальным традициям и обычаям.

За сотни и десятки сотен лет у всех народов России сложились общие обычаи, традиции - одним словом, общая Российская культура. И в то же время каждый ее народ, как остров в океане, живет также своими традициями, своей национальной культурой, живет тем, что отличает и выделяет его из других народов.

Мы должны любить свою Родину, а значит знать и любить свою культуру. Без любви, без этих патриотических чувств мы не можем называться русскими людьми.

Один известный ученый писал: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре».

Национальная культура - это то, что создал народ, чем он может гордиться.

2Слов русских золотая россыпь

.Основная часть.

Учитель: Важной частью национальной культуры является устное народное творчество (или фольклор), которое сконцентрировало в себе мудрость русского народа, его духовную силу, красоту и богатство родного языка. Устное народное творчество многообразно по своему составу, к нему относят произведения разных видов и жанров: это сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни, загадки, и многое другое.

Устное народное творчество потешает, поет, развлекает, веселит, учит.

(Входят Скоморохи в русских народных костюмах под русскую народную музыку)

Слов русских золотая россыпь


Скоморох:

Вот на наш весёлый час

Наш фольклор придёт сейчас.

В старину он вас отправит,

Вспомнить многое заставит:

Поговорки, прибаутки,

Сказки русские и шутки.

Открывай пошире двери,

Приглашаем на веселье!

Скоморох:

Поудобнее садитесь.

Не спешите, соберитесь.

Приглашает вас фольклор

На старинный русский двор!

Скоморох:

И гостей, и всех ребят

Приглашаем на обряд.

Как давненько наши предки

Собирали посиделки.

Так бывало на Руси,

С шуткой ели калачи.

Скоморох:

На Руси все наши предки,

Чтобы вечер скоротать,

Собирали посиделки,

Поиграть и поболтать.

Скоморох:

Народ посмотреть

И себя показать.

Хороводы водить,

Песни - нескладухи петь,

Веселы потешки - небылицы сказывать,

Загадки хитроумные загадывать.

Скоморох:

Наш сундучок старинный

Полон загадок, коротких и длинных.

Учитель: Русские народные загадки - один из древнейших жанров русского фольклора.

Бытовали и записывались загадки преимущественно в крестьянской среде. Именно поэтому речь в них идёт главным образом о предметах, близких крестьянину. Здесь и явления природы, орудия труда и обихода, крестьянское жилище, животные и растения, его окружающие.

Древние люди относились к загадкам серьёзно. Когда юноша подрастал, его признавали зрелым мужчиной, воином только после того, как он разгадывал несколько загаданных ему загадок.

В сказках и легендах рассказывали о чудовищах, предлагавших героям самые хитроумные загадки: разгадаешь - останешься жить, а нет - пеняй на себя.

Древнегреческий миф рассказывает, что крылатый лев с головой женщины - сфинкс - задал царю Эдипу трудную загадку: «Утром на четырёх, в полдень на двух, а вечером на трёх. Кто это такой?». Эдип разгадал: «Ребёнок-ползун, взрослый человек, старец с костылём». Побеждённый сфинкс в отчаянии бросился со скалы и разбился.

Древние люди хотели этим сказать, что человек может разрешить любую тайну суровой природы. Загадка эта обошла весь мир.

Попробуйте и вы отгадать русские загадки, испытайте себя.

1. Что есть у всех? (Имя)

2. На дворе горой, а в избе водой. (Снег)

3. Голубой платок,

Красный колобок

По платку катается,

Людям усмехается. (Солнце и небо)

4. Сперва блеск,

за блеском треск,

за треском плеск. (Молния, гром, дождь)

Учитель: Потешки - короткие стишки (реже песенки), предназначены для развлечения детей младенческого возраста и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания.

Слайд 2

Ученик:

Раз, два, три, четыре, пять

Вышел зайчик погулять

Что же делать?

Как же быть?

Будем заиньку ловить!

Посчитаем мы опять,

Раз, два, три, четыре, пять!

Ученик:

Еду, еду, у бабе, к деду!

На лошадке, в красной шапке,

По ровной дорожке

На одной ножке

В старом лопоточке

По рытвинам, по кочкам

Все прямо и прямо

А потом вдруг…в яму..бух!

Ученик:

Егорушка-Егор

Полез через забор,

За гвоздь зацепился,

Висит - голосит:

Снимите с забора

Бедного Егора.

Учитель: Старинные русские пословицы являются самым распространённым видом устного народного творчества, глубоко проникшим в самую глубь народной жизни. Пословица - не зря молвится.

Слайд 3


Пословица - самый любопытный жанр фольклора, изучаемый многими учеными, но во многом оставшийся непонятным и загадочным. Пословица - народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Пословица всегда поучительна, но не всегда назидательна. Однако из каждой следует вывод, который полезно принять к сведенью.

Своеобразна и форма пословиц. Пословица кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно.

Владимир Иванович Даль - много лет своей жизни посвятил собиранию русских пословиц. Он же открыл удивительную поэтику русских пословиц, отметив, что есть пословица-стон, пословица-вздох, пословица-огорчение, пословица-улыбка. Слушаешь пословицу - и понимаешь, через какие испытания прошла душа русского человека, чтобы постичь премудрости жизни. Русские пословицы всегда с нами: учат жить, веселят, утешают в беде.

«Конкурс пословиц»

Слов русских золотая россыпь


А теперь я приглашаю несколько желающих поучаствовать в конкурсе пословиц.

Условия конкурса: участников игры должны составить пословицу, а затем объясняют его житейский смысл.

- Не спеши языком, торопись делом.

- Чужим умом жить - добра не нажить.

- Счастье дороже богатства.

Учитель: Частушка - народная песенка-четверостишие или двустишие лирического, злободневного, задорно-шутливого содержания». Словарь русского языка. Ожегов С.И

Слайд 4


Частушки появились в народе во второй половине XIX столетия. Это песенки повышенного общественного звучания. Они все обращены к людскому суду, людской совести. Частушка делает достоянием гласности всякую новизну.
Среди частушек можно выделить несколько разновидностей.

Особый вид частушек рассчитан на комический эффект. Это нескладухи и небылицы.

Нескладуха - это когда последний стих не вяжется с остальными ни по смыслу, ни по форме: ждешь рифмы к слову «упаду», а ее нет.

Частушка-небылица напоминает детский перевертыш:

Слов русских золотая россыпь


Ученик:

Сапоги сшил из рубашки,

А рубашку - из сапог,

Дом поставил из опилок -

Вышел славненький домок.

Ученик:

Вы послушайте, девчата,

Нескладуху буду петь:

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь.

Ученик:

Коля, Коля, ты отколя?

Коля из Америки.

Ты на чем, Коля, приехал?

На зеленом венике.

Ученик:

Прилетела птичка, села

Прямо на нос петуху.

Петуху обидно стало,

Он запел: ку-ка-ре-ку!

Ученик:

Илья ехал на лопате,

Таракана раздавил.

И за это преступленье

Три копейки заплатил.

Учитель: Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) - стихотворная, короткая, весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например всем известная:

Слайд 5

Ученик:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шёлкова бородушка,

Что ты рано встаёшь,

Что ты громко поёшь,

Ване спать не даёшь?

Учитель: Прибаутки всегда веселые, они нам дарят улыбку, смех. Посмотрите, как точно в них слово, как стремительно развивается действие. И звучат они красиво, и запоминаются легко.

Слайд 6


Ученик:

Тень - тень, потень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса: -

Всему свету я краса!

Похвалялся зайка:

- Поди, догоняй-ка!

- Похвалялися ежи:

- У нас шубы хороши!

Похвалялся медведь:

- Могу песни я петь.

Ученик:

Говорят, говорят у нас так:

Курочки на улочке - кудах-тах-тах,

Свиночки на нивочке - хрю-хрю-хрю

Овечки у речки - бе-бе-бе,

Козочки у лозочки - ме-ме-ме,

Коровки у дубровки - му-му-му,

Конюшки на волюшке - и-го-го.

Учитель: Первые фольклорные произведения мы слышим от бабушки и мамы в самом раннем возрасте. Из поколения в поколение бережно передаются в народе колыбельные песни. Слово колыбельные происходит от слов колыхать, качать. Отсюда и слова: колыбель, коляска.

Слайд 7


Колыбельные песни не бывают очень длинными, редко в них встречается более 8 стихов. Тексты как бы сотканы из существительных и глаголов. Рифма в них присутствует не везде. Обычно в запевах, припевах, концовках. Их легко понимает маленький ребенок.

Послушайте колыбельную песню.

(звучит аудиозапись колыбельной песни «Ой люли…»)

Учитель: Выразительной, замысловатой звукописью поражают нас скороговорки. Запомнить их непросто и выговорить нелегко - язык сломаешь! Но мы их любим и радуемся, когда наконец выговорим. Для скороговорки важно не только чтобы ее проговорили как можно быстрее, еще важнее - произнести скороговорку без запинки, чисто и красиво. Ведь недаром русский народ дал скороговоркам еще одно имя - чистоговорка.

Слайд 8


Скороговорки учат нас чётко, быстро и правильно говорить. Правильная, красивая, внятная речь нужна не только дикторам и актерам - она помогает в работе каждому человеку любой профессии.

«Конкурс скороговорок»

Я приглашаю несколько ребят принять участие в конкурсе скороговорок.

1. Сыворотка из - под простокваши.

2. У быка губа тупа.

3. Сидели, свистели семь свиристелей.

4. В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона.

Учитель: «В некотором царстве, в некотором государстве…» Эти слова - как позывные: только услышишь - сразу знаешь, что дальше будет сказка.

Слайд 9


Сказка - один из самых любимых народом жанров фольклора. И все от мала до велика знают большое количество сказок.

Первая запись русской сказки "О поселянине и медведице" сделана почти 450 лет назад. Древняя сказка учит добру, справедливости, верности, отзывчивости. Сказка волнует нас своим содержанием. Мы восхищаемся подвигам героев. Народное художественное слово навсегда остается с нами.

«Конкурс знатоков сказок»

Слайд 10

1.Теремок

Слайд 11

2.Колобок

Слайд 12

3.Три поросенка

Слайд 13

4.Гуси лебеди

Слайд 14

5.Курочка ряба

Слайд 15

6.Маша и медведь

Слайд 16

7.Репка

Слайд 17

8.Три медведя

Учитель: В старину люди много работали и создавали замечательные изделия.

Русские мастера, чтобы потешить своих деток, делали игрушки своими руками. Так появилась первая деревянная кукла - матрёшка.

Слайд 18

Люди для работы собирались в больших комнатах - мастерских за длинными столами. Кто - то вырезал из дерева, кто-то разрисовывал узорами готовые изделия из дерева, кто-то сплетал из бересты лукошки и короба.

Слайд 19

Девушки шили и вышивали. Вот, что у них получалось.

(показ рушников и наволочек вышитых в ручную гладью)

Чтобы не было скучно, девушки пели песни. Так появились русские народные песни.

Слайд 20

Одну из них мы сейчас послушаем.

(звучит аудиозапись песни «Во поле береза стояла»)

Слайд 21


3.Подведение итогов

Учитель: Заканчивается наш классный час, что же мы с вами узнали?

1.Скажете, что относится к устному народному творчеству?

(Песни, сказки, пословицы, загадки. былины, потешки, частушки, скороговорки)

2.Ребята, кто-нибудь знает, как одним словом можно назвать все эти произведения? (Все эти произведения называются фольклором.)

3.Как же передавались эти произведения? (Эти произведения передавались из поколения в поколение.)

4.Кто является их автором? (Автором этих произведений является народ)

Учитель: Эти произведения - живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое.

Очень важно понимать фольклорное своеобразие родной страны, прелесть её обычаев, порядков, языка. Невозможно жить в родной стране и не петь её песен, не читать её сказок, не любить родного языка, носителя великой русской культуры.

Ученик:

Культура русская богата, животворна,

Духовностью пропитана насквозь,

Как русская душа она бездонна,

Понять её нельзя пытаться вскользь.

От чувства совести она неотделима,

Славянской веры, ценностей её,

Она как воздух нам необходима,

Как благодатное целебное питьё.

Культура русская богата, животворна,

Духовностью пропитана насквозь,

Как русская душа она бездонна...

С ней никогда не буду жить я врозь.

Учитель: Мы благодарим всех, кто пришел к нам на классный час, всех, кто понимает русский фольклор, народное искусство слова. Спасибо за внимание!


© 2010-2022