Роль классного руководителя в формировании правовой культуры учащихся

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кызласова Тарина Гавриловна, учитель английского языка

МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» им.М.И.Чебодаева

Роль классного руководителя в формировании правовой культуры учащихся

«Воспитание детей - самая важная область нашей жизни.

Дети - это будущие граждане нашей страны.

Они будут творить нашу историю…

Это наши будущие отцы и матери.

Правильное воспитание - это наша счастливая старость,

Плохое воспитание - это наше будущее горе»

А.С.Макаренко

Построение правого государства немыслимо без воспитания у подрастающего поколения гражданских качеств личности. Сегодня школа становится местом, где ученик реально находит применение своим возможностям. Одной из важнейших задач перед нами на данном этапе является предупреждение совершений правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, воспитание правосознания, правовое информирование и правовая культура школьников. Правовое воспитание в совокупности с нормами нравственного поведения формирует социальную зрелость школьников.

Безусловно, развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Они должны быть способны к сотрудничеству, отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью, чувством ответственности за судьбу страны. Мы должны учить наших воспитанников воспринимать проблемы государства как свои собственные. Само время ставит жизненно важную задачу - формирование личности, создание условий для ее реализации, выработку в людях настоящих гражданских качеств. Важнейшими задачами школы и каждого классного руководителя являются: ознакомление учащихся с правовыми актами государства; воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения; привитие навыков законопослушного поведения, умения защитить свои права и свободы в установленном порядке; усвоение основных норм, касающихся прав ребенка, формирование умения применять в конкретных ситуациях полученные знания.

Главный период формирования правосознания - это школьный возраст. Ребенок узнает много о правовых отношениях между людьми: возникает осознание себя субъектом права, т.е. правосознание гражданина. В школьном возрасте ребенок вступает в межличностные отношения, новые для него и ему необходимо делать выбор. Этот выбор зависит от многих факторов. И от того, насколько человек способен делать выбор, зависит его гражданская позиция.

Социальная роль школьника - нормативный образ поведения с набором прав и обязанностей, которыми школьник овладеет постепенно, при постоянном усложнении их на каждом возрастном этапе.

Я хочу, чтобы в будущем вырос человек - созидатель, способный к реальным действиям и поступкам, человек, уважающий своих родителей, любящий свой дом, свою Родину. И здесь неоценима моя роль, как классного руководителя и поэтому была создана воспитательная система класса, которая активно реализуется через разнообразные формы и методы воспитательной работы по правовому направлению: серия классных часов «Я - гражданин России», цикл бесед «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних», анкетирование, профилактические беседы со школьным инспектором. Целью таких классных часов является закрепление на практике четкого знания основных правовых документов. В классе создан постоянно обновляющийся стенд, материал к которому подбирают сами ребята по своим интересам.

Ребята из моего класса принимали участие в мероприятиях, проводимые в рамках школьной декады по правовому воспитанию (Дебаты, игры, викторины). Неприятных происшествий, которые могут произойти со школьником, не счесть, мы учим их не только как действовать в той или иной ситуации, но и, самое главное, как их избежать, живя в ладу с законом. При проведении подобных мероприятий очень важно преподнесение материала. Я всегда ориентирую своих учеников на диалоговое общение, когда каждый ученик вовлечен в процесс обсуждения той или иной проблемной ситуации и имеет возможность рефлектировать по поводу того, что он думает. Ученики также принимают непосредственное участие в проведении тематических линеек, которые начинают учебную неделю и здесь классному руководителю необходимо применит творчество, чтобы все, что говорится было услышано другими детьми, особенно привлекают учащихся инсценировки, игры, диалог с залом. Наши линейки пропагандируют здоровый образ жизни, заботу об окружающей среде, направлены на профилактику и предупреждения употребления алкоголя, курения, наркомании, еще раз дают возможность задуматься о том, что здоровье составляет основную ценность человеческой жизни и человеческого общества.

Для меня, как классного руководителя очень важно каждого учащегося вовлечь в общественную жизнь класса, подобрать для него поручение согласно его интересам и способностям. Необходимо предоставить членам ученического самоуправления больше самостоятельности, создавать условия для проявления инициативы. Отрадно сознавать тот факт, что большинство детей в классе относятся к своим обязанностям ответственно, несут на своих плечах определенный груз ответственности за свои обязанности перед членами коллектива и классным руководителем, принимают активное участие в организации и проведении внеклассных мероприятий. Участие ребенка в общественной жизни класса и школы как зеркало отражает уровень развития сознания ребенка, его отношение к порученному делу, формирует степень ответственности каждого.

На пути воспитания наших учеников у каждого из нас много кропотливой ежедневной работы и хочется верить, что она принесет свои плоды.

Литература:

  1. Артюхова, И.С. Ценности и воспитание/И.С.Артюхова//Педагогика. - 1999. - №4.

  2. Макаренко, А.С.Воспитание гражданина, М.: Просвещение,1988.

  3. Степанов, П.В. Воспитание детей в духе толерантности//Классный руководитель. - 2002. - №2.



© 2010-2022