Аналитичекая справка Технология оценки качества реализации Программы воспитания и социализации учащихся через работу классного руководителя

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология оценки качества реализации

программы воспитания и социализации учащихся

через работу классного руководителя

Путь самоопределения, открытия истины всегда сложен для любого человека. Школа - это дом, где не просто преподносят истину, а учат её находить, открывать, учат вживаться в реальность, социализироваться как личность.

Социализация - непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения. Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние.

Воспитание - это целенаправленный процесс, способствующий развитию и формированию нравственных качеств личности и тем самым влияющий на социализацию ребенка. В процессе воспитания учитывается также индивидуальная самобытность каждого ребенка. Следует помнить, что воспитание занимает вполне определенное место среди других социальных факторов и не может их ни заменить, ни исключить.

Согласно ФГОС, воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей.

«Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги». А.С. Макаренко

Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан. Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения.

Считаю необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее - ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что определяет смысл жизни человека как непрерывное нравственное его совершенствование.

В современной педагогике живут идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактуализации личности, динамичности, эмпатии и толерантности. Следовательно, встает задача создания ребенку

условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно

более разнообразной, вариативной.

В своей работе как классный руководитель ориентируюсь на принципы сотрудничества, заложенные в Программе воспитания и социализации личности:

  • Принцип ориентации на идеал

  • Аксиологический принцип (включение различных общественных субъектов)

  • Принцип следования нравственному примеру

  • Принцип диалогического общения

  • Принцип идентификации (персонификации)

  • Принцип полисубъектности воспитания

  • Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем

  • Принцип системно-деятельностной организации воспитания (А.Н. Леонтьев, один из основателей системно-деятельностного подхода, определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения.

Уровни воспитательных результатов

Первый уровень - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Достигается во взаимодействии с педагогом.

Второй уровень - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Достигается в дружественной детской среде (в коллективе).

Третий уровень - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.

Результаты по 8а классу (моему классу, с которым мы открываем 4-ый год совместной работы)

1 уровень - 7 % обучающихся

2 уровень - 32 % обучающихся

3 уровень - 61 % обучающихся

Мониторинг удовлетворенности состоянием воспитательной работы школы глазами учащихся 8а класса показал, что:

100 % учащихся ходят в школу с хорошим настроением,

83 % обучающихся активно участвуют в классных и общешкольных мероприятиях, считают себя активными участниками общественной жизни класса и школы; с нетерпением ждут интересных творческих дел,

93 % воспитанников имеют удовлетворительные отношения со сверстниками,

100 % учащихся имеют удовлетворительные отношения с классным руководителем, учителями-предметниками, администрацией школы.

Школа, классный руководитель, ученический коллектив должны формировать человека с достаточно хорошей ориентацией в окружающей жизни. Как оценить качество реализации программы воспитания и социализации обучающихся?

Мною была проведена диагностика уровня воспитанности по внешнеповеденческому аспекту: внешний вид; речь, общение; отношение друг к другу, взрослым; отношение к школьному имуществу.

МЕТОДИКА «ОЦЕНКА УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ»

Критерии оценки

Высокий уровень (все­гда) 3 б.

Средний уровень (в боль­шинстве случаев) 2 б.

Низкий уровень (всегда) 1 б.

Внешний вид (прическа, одежда, украшения и пр.)

Нераздражаю­щий, невызы­вающий, неот­влекающий

Общение, речь

Вежливые, дели­катные, уважи­тельные

Отношение к одноклассникам

Дружелюбное, со­переживающее, с симпатией

Отношение к учителям

Вежливое, ува­жительное, поч­тительное

Отношение к другим со­трудникам школы

Вежливое, ува­жительное

Дисциплинированность, организованность

Всегда выполня­ет (или всегда можно убедить выполнить)

Отношение к школьному имуществу, к труду других

Бережное

АНАЛИЗ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ В 8а КЛАССЕ

№ п/п

ФИО учащегося

Внеш­ний вид

Обще­ние, речь

Отно­шение к одн-кам

Отно­шение к учи­телям

Отно­шение к др. со­труд­никам школы

Дисци-плини-рован-ность

Отно­шение к школь­ному иму­ществу

Общий балл

8а класс

2,7 б.

2,5 б.

2,8 б.

3 б.

3 б.

2,4 б.

2,7 б.

Ср. балл

2, 7 б.


Средняя оценка равна 2, 7 балла, что указывает на достаточно хороший уровень воспитанности учащихся. Этому способствует система классных дел

(На экране некоторые формы мероприятий по 2 направлениям: нравственно-этическому и воспитанию ценностного отношения к прекрасному).

Изучив уровень воспитанности, можно проводить коррекцию, стремясь к запланированному результату, управлять воспитанием и самовоспитанием школьников.

Уровень взаимоотношений с одноклассниками и самооценку личности помогает определить психологическая игра «Мы выбираем - нас выбирают». Учащиеся могут сравнить предположения (как к ним относятся одноклассники) с истинной картиной. Каждый получает только свой результат. Чем ближе предположения к реальной ситуации, тем ближе ученик к нормальной самооценке.

Отслеживать результаты воспитания и социализации личности помогает следующая методика

Критерии

Показатели

1. Критерий, отражающий результат (динамику изменений обучающихся)

1.1. Ученик умеет….. 1.2. Ученик проявляет…… 1.3. Ученик владеет…,способен … 1.4. Ученик может успешно и самостоятельно действовать в различных ситуациях

2. Критерий, отражающий качество процесса

2.1. Удовлетворённость обучающихся содержанием и формами деятельности, характером взаимоотношений

По показателю 1.4.: от 17 % учащихся (в 5 классе) до 54 % (конец 7 класса)

Хорошим мониторингом, самооценкой обучающегося является портфолио ученика, где он может самостоятельно отслеживать результаты своей деятельности, успешность работы, творческий уровень. (Пример: портфолио Сараевой В. и Суворовой Т)

В меняющихся социально-экономических условиях современному человеку не обойтись без самостоятельности, самотворчества. Поэтому столь важно побудить личность к саморазвитию, непрерывному самовоспитанию, социализации.

Определить уровень социальной адаптации подростка может помочь мониторинг социализации личности учащегося.

МОНИТОРИНГ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

(Разработан И. Рожковым)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень согласия с их содержанием по 5-балльной шкале.

4 - всегда 3 - почти всегда 2 - иногда 1 - очень редко 0 - никогда

1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других

3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха

4. Я умею прощать

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав

8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие

10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение

11. Если я что-то задумаю, то обязательно сделаю

12. Мне нравится помогать другим

13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили

14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться

15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать

16. Переживаю неприятности других, как свои

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие

19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения может быть поставлена оценка.

1.

4

5

1

9

3

13

4

17 4

2.

2

6

3

10

4

14

1

18 3

3.

3

7

4

11

4

15

3

19 4

4.

4

8

4

12

4

16

3

20 3

ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают путем сложения всех оценок первой строчки и делением этой суммы на 5.

Оценка автономности - вторая строчка;

Оценка социальной активности - третья;

Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) - с четвертой.

Если получаемый коэффициент больше 3-х, можно констатировать высокую степень социализированности ребенка. Если он больше 2-х, но меньше 3-х - это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше 2-х баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеют низкий уровень социальной адаптированности.

_________________________________________

Результаты по 8а классу:

Социальная адаптированность - 3, 2

Автономность - 2, 6

Социальная активность - 3, 6

Приверженность гуманистическим нормам жизнедеятельности - 3, 6

Некоторым учащимся очень тяжело осваивать социальные нормы, вживаться в социум в силу объективных жизненных причин. Что может помочь кл. руководителю заметить предрасположенность у ребёнка к нарушению жизненных правил? В своей работе я использую методику диагностики склонности к нарушению соц. норм и правил.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СКЛОННОСТИ К НАРУШЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ

(Разработка Н.Г. Скобцевой)

Цель методики: выявить предрасположенность к нарушению социаль­ных норм и правил в поведении детей.

Опросник

1. Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.

2. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.

3. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.

4. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.

5. Правы люди, которые в жизни следуют поговорке «Если нельзя, но очень хочется, то можно».

6. Иногда я говорю неправду.

7. Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбой­ником.

8. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.

9. Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживани­ям - это нормально.

10. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел
от преследования.

11. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушать некоторые правила и запреты.

12. Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в жизни.

13. Я не получаю удовольствия от ощущения риска.

14. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.

15. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.

16. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остал­ся безнаказанным.

17. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои по­ступки.

18. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.

19. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.

20. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.

Ключи и процедура подсчета тестовых баллов

Каждому ответу при совпадении с ключом присваивается один балл. По количеству набранных баллов определяется уровень склонности к преодоле­нию социальных норм и правил.

Ключ: 1 (нет); 2 (нет); 3 (да); 4 (да); 5 (да); 6 (да); 7 (да); 8 (да); 9 (да); 10 (да); 11 (да); 12 (да); 13 (нет); 14 (да); 15 (да); 16 (нет); 17 (да); 18 (да); 19 (да); 20 (нет).

Результаты:

0-4 балла - низкий уровень склонности к нарушению социальных норм и правил.

5-15 баллов - средний уровень склонности к нарушению социальных норм и правил.

16-20 баллов - высокий уровень склонности к нарушению социальных норм и правил.

__________________________

Одной из задач системы воспитания является организация профилактики и преодоления учащимися школьной и в дальнейшем социальной дезадаптации.

Мною разработан тренинг формирования социальных навыков подростков «Я и мой мир», построенный на использовании игровых технологий.

Цель тренинга - содействовать формированию адекватной самооценки ребенка и важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации подростка в обществе:

  • готовности к решению проблем,

  • технологической компетентности,

  • готовности к использованию информационных ресурсов,

  • готовности к социальному взаимодействию,

  • коммуникативной компетентности.

Система занятий «Я и мой мир»

Блок «Я - личность»

Блок «Я и другие люди»

Помогает ребенку в познании самого себя, осмыслении сильных и слабых сторон своей личности, принятии себя и выстраивании программы самовоспитания.

Темы занятий:

  • Индивид - личность - индивидуальность

  • Мои потребности

  • О ценностях и целях

  • Самооценка личности. Как меня оценивают другие

  • Мое лучшее «Я»

  • Мой темперамент и мой характер

  • Я и мое здоровье

Содержание определяет общая мотивация подростка, которая смещается к общению. Происходит переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и стремление к самоутверждению.

Темы занятий:

  • Как управлять собой

  • Я и моя социальная роль

  • Воспитание самого себя

  • Как жить в гармонии с окружающими

  • Я отвечаю за окружающий мир

  • Основы общения

  • От взаимопонимания - к самому себе

Чтобы учить ребенка соотносить свои «хочу» и «надо», понимать, оправдана ли его потребность, выполнимо ли желание, при проведении занятия «Мои потребности» можно воспользоваться групповой игрой «Хочу» и «Надо».

Условия игры: учащиеся делятся на две команды (команда «Хочу» и команда «Надо»). Игрокам команды «Хочу» выдаются карточки 2 цветов. На них они записывают свои желания:

  • на белых карточках - желания, связанные с материальными ценностями (хочу иметь большой красивый дом; хочу, чтобы родители подарили мне кожаную куртку; хочу, чтобы летом мы поехали в Швейцарию - хочу, чтобы пенсия у бабушки была побольше; хочу, чтобы на столе всегда были шоколадные конфеты);

  • на синих карточках - желания, связанные с духовно-нравственными ценностями (хочу быть интересным собеседником; хочу, чтобы у меня было много отзывчивых и преданных друзей; хочу, чтобы маме хватало денег на приобретение любимых книг; хочу, чтобы у дедушки перестала болеть спина)

Карточки перемешиваются и поочередно вытягиваются игроками команды «Хочу», озвучиваются.

Команда «Надо» совещается и выдвигает ряд требований: что нужно сделать, чтобы желание исполнилось. (Повременить с покупкой компьютера, отдать все накопленные тобою средства).

Команда «Хочу» решает, справится ли с этими условиями, выполнимо ли его желание или его стоит отложить. Если желание пока не выполнимо, оно отправляется в коробочку под названием «Область мечты».

Рефлексия: - карточки какого цвета чаще вытягивались,

- каких желаний больше оказалось в «Области мечты»,

- на какие «хочу» труднее было выдвигать требования.

Игра «Калоши счастья»

Игра получила название по одноименной сказке Г.Х. Андерсена.

Перед игрой обязательно педагог ведет беседу с учащимися о противоречивости нашего мира, о сочетании противоположностей в одном явлении, о тесной связи добра и зла, радости и неприятности, удовольствия и огорчения. Противоречивость мира всегда требует от человека выбора, который определяется способностью разрешать эти противоречия. Таким образом, человек отчасти становится строителем своей судьбы.

Ход игры:

Выбираются фея Счастья и фея Печали. Фея Счастья сообщает фее Печали, что у неё есть калоши счастья, и тот, кто их наденет, станет самым счастливым человеком. Фея Печали возражает: надевший такие калоши непременно захочет их снять, потому что счастье - это тяжелый груз, появится забота.

Ведущий предлагает играющим выбрать карточку и узнать, какое счастье он приобретает:

  • тебе подарят собаку

  • у тебя будет самая модная одежда

  • станешь очень богатым

  • все предметы в школе будут тебе даваться без труда

  • у тебя появится новый друг, интересная и умная личность

Фея Счастья начинает говорить, какие блага ожидают играющего, если он примет это счастье. А фея Печали торопится объявить, какие сложности и неприятности выпадут на долю играющего. (Учащиеся могут помогать с выдвижение аргументов). Играющий делает выбор, чью сторону он принимает: феи Счастья или феи Печали. Таким образом, формируются команды.

Рефлексия: - сложно ли было делать выбор и почему,

- от чего проще отказаться,

- что еще, по-вашему, входит в понятие счастья.

Упражнение на самопринятие

и гармонизацию отношения к себе

с использованием метода психодрамы (по В.Г. Маралову)


Один из участников тренинговой группы играет самого себя, свое «Я» (корона, трон), другие дети играют роли его положительных и отрицательных качеств.

Положительные качества продумываются командой и отмечаются на карточках, рабираются в качестве ролей каждым членом команды.

Для представителей другой команды сам игрок называет свои отрицательные качества. Они также фиксируются на карточках и распределяются между исполнителями ролей.

Задача главного игрока состоит в том, чтобы рассадить свои качества по местам в тронном зале, где он - король. Участники, играющие роли свойств личности ведут борьбу за места, которые находятся ближе к трону: убеждают, приводят жизненные примеры, поют. Игрок выслушивает всех и производит расстановку. Комментирует (дана реальная картина или ему бы хотелось, чтобы определенное качество занимало это место в его характере)

Рефлексия: - совпадает ли представление человека о себе самом с вашим,

- легко ли защищать отрицательное качество,

- не переходит ли какое-либо качество из отрицательных в по-

ложительные и наоборот, в зависимости от ситуации.

Объективным критерием степени сформированности социальных навыков будут являться те умения, которые подросток проявит не только в условиях игры, но и в жизненной ситуации.

Необходимым шагом воспитательной работы, условием её гуманизации являются изучение ценностных ориентаций участников воспитательного процесса. Конечная цель процесса воспитания и социализации - сформированная у человека потребность и способность к самовоспитанию, к саморазвитию. Человек, способный к этому, по мнению учащихся 8а класса, в идеале должен обладать следующими качествами:

• Свободная личность (высокий уровень самосознания, гражданственность, чувство собственного достоинства, честность, ориентация в духовной жизни, ответственность, самоуважение и т.п.)

• Гуманная личность (милосердие, доброта, способность к состраданию, готовность оказать помощь, терпение не, доброжелательность, стремление к миру, толерантность а т.п.)

• Духовная личность (потребность в познании и самопознании,, поиск смысла жизни, стремление к красоте и т.п..)

• Творческая личность (развитые способности, потребность в знаниях, умениях, развитый интеллект, интуиция и т. п.)

• Практическая личность (трудолюбие, хозяйственность, знание народных и региональных обычаев и особенностей, владение языками, компьютером, хорошие манеры, обеспечение благосостояния семьи, здоровый образ жизни, забота о здоровье)

Роль педагога, классного руководителя - вести ребенка по пути восхождения от воспитания к самовоспитанию, помочь подростку в выстраивании осознанного, целенаправленного эффективного общения с другими людьми, бережного отношения к себе, близким, в осознании смысла жизни, ответственности за себя и других людей.

Если технологии воспитательной работы ведут к тому, что учащиеся могут применять полученные навыки в жизненных ситуациях, воспитательную работу можно считать успешной.


© 2010-2022