Внеурочная деятельность 5 класс

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Ленино-Кокушкинская средняя общеобразовательная школа»


«Согласовано» «Утверждаю»

Зам. директора школы по УВР Директор школы

______ Закирова Л.А. _______Шаронова И.В.

От « » ___ 2015 г Приказ № от « » 2015г.


Программа внеурочной деятельности

«История родного края»

для 5-х классов





Составила:

Учитель истории и обществознания Сафина Л.А.


Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков; способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями.

  1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Мой родной край!» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.Тимофеева и др., Москва Просвещение» 2010. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию).

Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и вырос. Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Мой родной край » призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история с.Ленино-Кокушкино, Пестречинского района и Республики Татарстан. Программа направлена на формирование гражданских и нравственных ориентиров, воспитание чувства гордости за своих земляков. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

Программа не только расширит знания учащихся о своих земляках, поможет ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, а также привьет начальные навыки работы проектной и исследовательской деятельности.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Основные направления внеурочной деятельности - изучение истории родного края.

Цели программы:


• формирование нравственных ориентиров, патриотического сознания школьников на примерах героической истории нашего края.

Образовательные задачи:


• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
• овладение начальными навыками исследовательской работы;

Воспитательные задачи:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

Развивающие задачи:


• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия:


1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Программа предназначена для учащихся 5 -х классов.

Основные принципы реализации программы - доступность, добровольность, субъектность, личностный подход, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.





2. Содержание программы


Направленность данной внеурочной образовательной программы: экскурсионная деятельность.

Классы: 5-е. Наполняемость группы - 7 человек.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 2 часа в неделю. Всего: не более 70 часов.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

1 четверть - __18__ занятий,

2 четверть - __16__ занятий,

3 четверть - __20__ занятий,

4 четверть - ___16_ занятий.

Занятия проводятся в музее, библиотеке для знакомства с источниками, вне школы, проведение экскурсий, встречи с интересными людьми села, запись воспоминаний, и т.д.

Форма и режим занятий:

  • Индивидуальная работа;

  • экскурсии;

  • беседы, викторины;

  • коллективные творческие дела;

  • смотры-конкурсы, выставки;

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести монолог на заданную тему;

  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

  • участвовать в работе конференций, научных обществ по патриотической теме.

Программой предусмотрена деятельность, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по заданной теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.

Источники информации-воспоминания участников исторических событий, рассказы родственников, родителей. Организация бесед, встреч с ветеранами ВОВ, боевых действий.

После того как собраны сведения по историческим событиям села и района. Учитель предлагает выполнить творческую (проектную работу) по выбранной теме.

Творческими работами могут быть, например: рисунки, открытки, поделки, скульптуры, макет, рассказ, концерт, спектакль, викторина, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, электронная презентация, праздник и т.д.

Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

Занятия проводятся в виде игр, экскурсий, практикума. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, овладевать навыками сбора и оформления найденного материала; навыками овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

По окончании курса проводится итоговое занятие.

Личностные и метапредметные результаты

Результаты

формируемые умения

средства формирования

личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные результаты

регулятивные

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

  • приобретать навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализ информации.

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе - экскурсовода и слушателя.

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия







Тематическое планирование.

п/п

Название раздела.

Тема занятия

Общее

кол-во час.

Часы занятий в музее

Часы экскурсий (вне школы)

1-2

1.Вводные занятия

Что такое краеведение и каково его назначение в духовно-нравственном развитии ученика.

2

1

-

3

Знакомство с программой будущих занятий, форм и направлений деятельности.

1

1

-

4

Что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) родина. Границы края, их формирование, условность, подвижность.

1

1

-

5-6

2.Источники изучения прошлого, настоящего и будущего своего края.

Знакомство с источниками знаний о своей местности. Виды источников изучения родного края.

2

1

-

7-8

Экскурссия на местности. Памятники села: музей В.И. Ленина .

2

-

2

9-12

Занятие в музее. Знакомство с предметами быта, орудиями труда, их зарисовка и описание.

4

2

2

13-14

Письменные источники. Рукописные памятники (экскурсия).

2

-

1

15-21

Занятие в библиотеке. Устные источники: былины, предания, сказки, песни, поговорки, загадки. Печатные материалы: газеты и журналы.

6

6

2

22-28

Подготовка проекта "Моё открытие родного края" (на основе сбора воспоминаний и вещественных источников у населения своей местности с по- следующим описанием).

6

2

2

29-37

3. Организация поиска, сбора и изучения материалов краеведения

Как работать с книгой, библиографией, указателями, энциклопедиями, источниками. Знакомство с творчеством местных поэтов, писателей.



8

-

6

38-42

Как вести переписку с краеведами, работниками музеев. Правила фиксирования воспоминаний.

4

-

2

43-49

Встречи с участниками исторических событий. Запись их рассказов. Обработка материалов.

Как подготовить проект к защите

6

-

6

-

50-54

Защита проекта «"Моё открытие родного края"

4

2

-

55-59

4.Легенды и были родного края. Интересные страницы истории родного края. Становление села Ленино-Кокушкино предистория

4

2

-

60-62

Пестречинский район в предвоенные годы и послевоенные годы, встречи с ветеранами

2

1

1

63

Подготовительная беседа (куда идём, зачем идём, как себя ведём, что смотрим, что обсуждаем после экскурсии) перед экскурсией в музей.

1

1

-

64

Пробуем себя в роли экскурсоводов. Памятки для экскурсоводов. Практикум (запоминание маленького текста).

1

-

1

65

Итоговая беседа о проведённой экскурсии (что запомнилось, что понравилось, что сделать лучше).

1

1

66-67

Подготовка к празднованию Великой Победы.

Работа экскурсоводов. Отчетное мероприятие.

2

1

1

68

День Победы.

1

-

1

69

Защита проектов по программе

Оформление альбома «Ветераны, работавшие в нашей школе»

1

1

70

Краеведческая олимпиада

1

1

Содержание деятельности.

5 класс

1.Вводное занятие . Что такое краеведение и каково его назначение в духовно-нравственном развитии ученика. Школьное краеведение. Его цели, задачи, предмет исследования. Что изучают юные краеведы. Значение этой работы для её участников, местного населения, развития науки. Что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) родина. Границы края, их формирование, условность, подвижность.

2.Источники изучения прошлого, настоящего и будущего своего кра. Знакомство с источниками знаний о своей местности. Понятия: источники изучения края, первоисточник, подлинник, копия, реликвия. Виды источников изучения родного края: вещественные, изобразительные, письменные, устные, записи. Вещественные источники. Памятники, созданные для увековечивания исторических событий.

Экскурсии на местности и в краеведческий музей. Знакомство с предметами быта, орудиями труда, их зарисовка и описание.

Письменные источники. Рукописные памятники. Памятники природы. Устные источники: былины, предания, сказки, песни, поговорки, загадки. Печатные материалы: газеты и журналы.

Подготовка проекта "Моё открытие родного края"(на основе сбора вещественных источников у населения своей местности с последующим описанием).

3.Организация поиска, сбора и изучения материалов краеведения. Как работать с книгой, библиографией, указателями, энциклопедиями, источниками. Как вести переписку с краеведами, работниками музеев. Правила фиксирования воспоминаний. Встречи с участниками исторических событий. Запись их рассказов. Знакомство с творчеством местных поэтов, писателей.

4.Легенды и были родного края). Интересные страницы истории родного края: начиная с 16 века. Год образования с.Ленино-Кокушкино. Пестречинский район в годы Великой Отечественной войны и т.п. Герои Советского Союза - наши земляки.

Работа в музее. Знакомство с музейными понятиями «музейный предмет - экспонат», «музейное собрание - экспозиция».

Документирование истории, культуры и природы родного края, села , путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов. Краеведческая олимпиада.

Ожидаемые результаты реализации программы.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности младших школьников по краеведению распределяются по трём уровням.

1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам природы, истории и культуры, о рисках нарушения этих норм; о нормах отношения к людям других поколений; о российских традициях памяти героев ВОВ; о фашизме; о действенных способах изучения своего края, способах сбора и обработки собранной информации; об истории и культуре родного края; об основах организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработке информации; о логике и правилах проведения научного исследования.

2.Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения к природе и культуре своей малой родины, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к знаниям, к другим людям.

3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления при защите проекта; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опроса общественного мнения; опыт общения с участниками и очевидцами ВОВ; приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта общения с людьми разного возраста, заботы о них; опыта актуализации краеведческой деятельности в социальном пространстве.

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

- иметь представление об истории родного края, источниках раскрытия темы родного края, сбор информации по теме.

- уметь выбрать тему для исследования;

- давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

Предполагаемые результаты обучения.

•Изучение истории родного края.
• Сбор богатого материала об известных и безымянных героях Великой Отечественной войны.
• Усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.

Список литературы для обучающихся


  1. Книга памяти

  2. документальные источники музея на выбор.

  3. 1.yandex.ru

Список литературы для учителя


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.

  2. Хусаинов З.А. Краеведение : учебное пособие. Казань. 2011г. -224с.

  3. Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения. - М.: Глобус, 2007. - 140 с.

  4. Даринский А.В., Краеведение. - М.: Просвещение, 1987. - 245 с.

  5. Шагинян.М., Семья Ульяновых М.,1988г.

6.Байдерин В., «Володя Ульянов в Казани и Кокушкине»,рассказы для детей

7. Юность Ленина, трилогия. Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая Гвардия» 1969 г.

16


© 2010-2022