Классный час Мы живем, чтобы оставить след

Классный час входит в систему духовно-нравственных часов "Лепестки моей души". Иллюстрирует применение методов и приемов гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили. Рассчитан на учащихся 8 класса общеобразовательной школы. Основные понятия, рассматриваемые на занятии: оставить след, жизненный путь, босоногие следы, след в истории, след в душе.Подобранный материал помогает ребятам задуматься о смысле жизни, о цели в жизни. На занятии ученик получит возможность научиться ценить доброту и видеть великое в...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Костина Ирина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

Мы живем, чтобы оставить след

классный час (8 кл)

Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Давайте начнем наше занятие. Надеюсь, вы все запаслись хорошим настроением?! Отлично!

Прежде, чем приступить к работе, хочу озвучить два правила, которые действуют сегодня. Во-первых, будь вежлив, уважай мнение другого, выслушай, не перебивай. Во-вторых, начинай свой ответ с одной из указанных фраз (я думаю, что…; я считаю, что…; мне кажется, что…).

«Найди подсказку». То, о чем мы сегодня будем говорить, находится в подсказках, размещенных в классе. Давайте поищем их и прочитаем (находят высказывания, читают вслух). Все затоптав с утра, не дали след оставить. Вошел в историю и, никем не замеченный, вышел. Извилист жизни путь и остаются лишь следы, стираемые временем. Хочешь оставить после себя след - не топчись на месте. Кто-то оставит след в душе, а кто-то наследит…. Оставлять свои следы нужно так, чтобы не было мучительно больно, если тебя по ним найдут. Каждый старается оставить след в истории, но у некоторых хватает воображения только на то, чтобы нагадить в лифте.

Итак, скажите, о чем пойдет речь сегодня? Потренируемся отвечать с фразы … «Я думаю, что мы сегодня будем говорить о том, какой след мы оставим после себя».

Формулировка темы. Я озаглавила наш классный час строчкой из стихотворения дагестанского поэта Расула Гамзатова «Мы живем, чтобы оставить след». Сегодня и мы вслед за поэтом задумаемся.

Целеполагание. Давайте определим для себя цели, помогут вам в этом глаголы: научиться, узнать, понять, поразмышлять.

Рисунок -погружение в тему «Линия жизни». Жизнь… Говорят, жизненный путь … Одинаковы ли мы проходим путь? Каждый свой. У кого-то он прямой, у кого-то извилистый, у кого-то бег по кругу: дом-школа-дом… Подумайте и создайте рисунок-ассоциацию «линия жизни». На листочке обвести ладонь, внутри нарисовать одну из линий, а потом дорисовать, чтобы получился образ). Гости тоже выполняют это задание.

Итак мы все идем по жизни. Там где есть путь, есть и следы.

Первичное осмысление темы. Что же вы понимаете под выражением «оставить след»? (Я считаю, что понятие «оставить след» - это…).

В толковом словаре «оставить след» значит, сделать что-либо значительное, добиться существенных результатов в чем-либо, сохранив за собой признание среди кого-либо. Значит ли это, что если мы не стали великими художниками, спортсменами, учеными, артистами, то мы не оставим след? (мнение учеников). Если мы будем опираться только на значение толкового словаря?! Согласны с таким положением дел?!

Беседа. Давайте разберемся. Поможет нам в этом ответ на вопрос, какой смысл вкладывается в понятие «след». След - отпечаток, оттиск на какой-либо поверхности; 2.результат, последствия чьей-либо деятельности, какого-либо события.

В словаре синонимов считаются близкими по значению слову «след» слова - клеймо, остаток, отблеск, отзвук, отметина, печать, последствие, результат, рубец и даже шрам! Получается, что практически все в этой жизни оставляет свой след.

С длинной тонкой травинки

Упала росинка,

Никому ведь не мешала,

А взяла и пропала.

Но не бесследно, нет.

Все в этой жизни оставляет свой след.

Каждый знает, след в истории

Оставляют даже инфузории

Только их невзрачные следы

Невидны под толщею воды.

А где же можно оставить след? (в истории, на земле, в памяти, в сердце, в душе, на поверхности чего-либо).

Наглядная демонстрация. Следы можно оставить разные. От чего это зависит? Натереть мелом руку, показать след ноги, следы на рисунке. Это зависит от того кто оставляет след, какой это человек.

Работа с текстом. Послушайте дневниковые размышления одного человека.

Босоногие следы

Каждый человек, появившийся в моей жизни, оставляет в ней свой след… Каждый… Независимо от того, общаемся мы с ними годами, или знакомы всего неделю…Следы разные, как и сами люди. Они могут быть… как от солдатских сапог - тяжелыми и давящими. От таких на душе щемящая тоска… Могут быть едва заметными - ничего не значащими, этакими «полуследочками» - прошел мимо человек на цыпочках, оставив в воздухе легкое облачко… От таких и на душе ни тепло, ни холодно - никак...

Бывают следы красивой правильной формы, припорошенные лепестками давно
увядших цветов…. Такие вызывают в памяти светлые воспоминания. Бывают следы от «шпилек» - это когда маленькая, казалось бы, ранка, а болит нестерпимо, кровоточит, бередит душу, не дает уснуть по ночам, да и днем от неё спасения нет…

Пройдет? Вряд ли, притупится немного…

А бывают следы… от босых ног… Они теплые, мягкие, открытые, добрые… Их оставляют люди, которых мы любим, которым доверяем, с которыми хорошо, даже если они не рядом… Очень хочется иметь в своей душе только "босоногие" следы...

И очень хочется верить, что и я нигде не топтался в сапожищах…

Объясните смысл этого послания. Что значит оставить след в сердце? Оставит после себя впечатления, память. Хорошие, добрые поступки - босоногие следы, жестокие - следы как от солдатских сапог, коварные - от женских шпилек. Возможно, мы не понимаем, что оставляем следы в чужих жизнях… Но оставляем…

Лишь добрые дела делают наш след на земле ярче и глубже.

Что важнее великие гениальные открытия или маленькие добрые дела?!

«Пойдем по следу». На следах босых ног напечатаны дела, оставившие след в душах людей, пусть мы не знаем их имен, но их поступки и в наших душах находят отклик (подборка историй). На другой стороне листа напишите, какая история вам больше понравилась.

Рисунок «След в сердце». Задумайтесь о своей жизни. Вспомните, какие поступки оставили след в вашем сердце, какой бы вы хотели оставить след. Нарисуйте на сердцах и поместите на дерево жизни. Оно символ наших поступков, которыми мы заполняем пространство сердец других людей. Уважаемые, гости, предлагаю и вам попробовать нарисовать ваши ассоциации на тему «след в сердце».

Обсуждение рисунков, размещение их на дереве жизни. Собираем «продукт» урока в папку «НаСЛЕДие».

Заключение. Какие выводы можем сделать.

Все в жизни оставляет след.

Какой ты человек, такие следы ты и оставишь.

Самый глубокий след оставляет доброта, она врачует раны, способна лечить то, что болело довольно долго, способна сотворить заново кем-то разрушенное.

Надеюсь, что занятие оставило след в ваших сердцах и душах. А теперь хочу оставить сладкий след.

«Корзина комплиментов»

Выбирают конфету с комплиментом, читают и дарят кому-либо из присутствующих.

Спасибо за урок. Спасибо за внимание.

© 2010-2022