- Преподавателю
- Классному руководителю
- Внеклассное мероприятие на тему «В гостях у самовара»
Внеклассное мероприятие на тему «В гостях у самовара»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сушко Л.А. |
Дата | 03.03.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Внеклассное мероприятие : В гостях у самовара.
Цели: знакомство с традициями русского народа и историей самовара; воспитание уважения к русской культуре и традициям; формирование культуры общения; воспитывать чувство патриотизма, сплоченности,ответственности.
Оборудование: уголок « стол с самоваром»; выставка детских рисунков и поделок; слова: самовар, тулово, кувшин - труба- жаровня.
Сценарий занятия.
Учитель.
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи
Вспомним нашу старину.
Сегодня мы поговорим о том , как жили люди в старину.
Приглашаю вас в гости к самовару. Сегодня разговор пойдет о самоваре.
Любили наши дедушки и бабушки посидеть у самовара, попить ароматного чайку после трудового дня или после бани. Без него нельзя представить жизнь русского народа.
А что такое самовар, если без него нельзя было обойтись ни в праздники, ни в будни, ни к жару, ни в холод?
Работа в группах. ( каждая группа представляет свое домашнее задание)
1-я группа.
1-й ученик. Я нашел в словаре В. И. Даля определение значения слова. « Самовар- водогрейный для чая сосуд ,большей частью медный, с трубкою и жаровнею внутри»
2- ученик . Самовар- русское народное устройство для кипячения воды и приготовления чая.
Самовар является символом России, как балалайка и матрешка.
Впервые появление самовара отмечено в Туле в 1778 году братьями Лисицыными. К середине 19 века Тула стала настоящей самоварной столицей. Там около 80 фабрик делали самовары. Самовары были маленькими- дорожными и огромными- трактирными, самовары были скромные и богато украшенные -купеческие. Тульские самовары всем нравились.
3-й ученик. Самовар устроен очень просто. Сначала на специальных наковальнях из медных листов формировали фигурное тулово. В него заливалась вода, обычно ведро. Потом в тулово
Помещали кувшин- жаровую трубу. Токарь полировал самовар, приделывал ручки ,кран, украшал его. И самовар готов.Клади в трубу горячие угли, шишки, березовые щепки, заливай в тулово воду,
И готово! Вода закипит- открывай кран и разливай чай.
Учитель. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. За чаепитием нередко решались серьезные деловые вопросы, проходили семейные праздники и просто обычные обеды. Самовар был необходим и в доме аристократа, и в трактире, и в простой крестьянской избе.
2-я группа.
Исполняют песню ( сл. М. Пляцковского, муз. Е. Птичкина)
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка,
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поет- гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.
Самовар пыхтит, искрится-
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица Он своею добротой.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку.
3-я группа.
Дети по очереди читают стихи о самоваре Ю. Коренца.
У меня есть друг зеркальный,
Сроду не был он печальный.
И хотя он очень рыжий,
Он не немец, не поляк.
В мире нет мне друга ближе.
Он из Тулы, он туляк!
Говорят ему, сто лет.
Но совсем он не скелет:
И румян он, и пузат,
Как сто лет тому назад.
Все его, кто с ним знаком,
Почитают остряком.
Кто взглянуть в него захочет, Непременно захохочет.
Ну-ка, быстро посмотри:
Узнаешь себя внутри?
Если нос у вас курнос-
Расплывется, как поднос!
Ну а если длинный нос,
Он повиснет, как вопрос!
Вы на друга дуться бросьте.
Заходите чаще в гости.
Все мальчишки здешних мест
Знают, что он шишки ест.
Он сперва воды напьется,
А потом глотнет огня,
А потом вдруг как займется
На крылечке у меня,
Засипит и забормочет,
Запоет и закипит.
Всех, кто чаю выпить хочет,
Он до сыта угостит.
Утром чай, в обед и ужин-
Вот каков его товар.
Он всегда нам очень нужен.
Ну, спасибо, самовар!
4-я группа.
Показывает сценку.
У стола сидит хозяйка , прядет. Заходят гости.
Гости ( низко кланяются). Здравствуй, хозяйка.
Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие!
Гость на порог - хозяину радость.
Прошу в избу, во светлицу. Будьте как дома, присаживайтесь угощенья откушатьда речи послушать. Милости прошу.
Гости и хозяйка говорят о погоде. Вспоминают народные приметы:
Длинные сосульки- к долгой весне.
Ранний прилет жаворонков- к теплой весне.
Входят две девушки.
Хозяйка( их встречает). Добро пожаловать , подруженьки мои.
Девушки. Мы пришли на беседки с сушками да ватрушками. У самовара посидеть, чайку попить да песню попеть.
Поют песню « Со вьюном я хожу…»
Гости и хозяйка водят хоровод.
Учитель. Вот как интересно можно провести время у самовара!
Учащиеся смотрят фрагмент из м. фильма « Простоквашино».
Рефлексия.
Учитель. У кого из вас дома есть самовар? Часто ли вы им пользуетесь? Иностранцы, побывав в России , называли самовар « русской чайной машиной». Давайте и мы с вами не будем забывать эту чудесную « чайную машину» и сегодня наше классное чаепитие проведем у самовара.
Звучат русские народные песни. Мальчики приглашают девочек к столу.