Внеклассное мероприятие на тему «В гостях у самовара»

В рамках реализации ФГОС большое внимание в своей работе я уделяю внеурочной занятости детей. Мне удалось заинтересовать учащихся и увлечь их исследовательской работой по изучению традиций, обычаев русского народа. В процессе исследования нам встретилось много незнакомых слов и выражений, и мы решили создать "«Словарик русского быта», в котором в алфавитном порядке разместили незнакомые слова и выражения. Для создания данного « словарика» дети находили информацию в словарях В. И. Даля и др. П...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие : В гостях у самовара.

Цели: знакомство с традициями русского народа и историей самовара; воспитание уважения к русской культуре и традициям; формирование культуры общения; воспитывать чувство патриотизма, сплоченности,ответственности.

Оборудование: уголок « стол с самоваром»; выставка детских рисунков и поделок; слова: самовар, тулово, кувшин - труба- жаровня.

Сценарий занятия.

Учитель.

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи

Вспомним нашу старину.

Сегодня мы поговорим о том , как жили люди в старину.

Приглашаю вас в гости к самовару. Сегодня разговор пойдет о самоваре.

Любили наши дедушки и бабушки посидеть у самовара, попить ароматного чайку после трудового дня или после бани. Без него нельзя представить жизнь русского народа.

А что такое самовар, если без него нельзя было обойтись ни в праздники, ни в будни, ни к жару, ни в холод?

Работа в группах. ( каждая группа представляет свое домашнее задание)

1-я группа.

1-й ученик. Я нашел в словаре В. И. Даля определение значения слова. « Самовар- водогрейный для чая сосуд ,большей частью медный, с трубкою и жаровнею внутри»

2- ученик . Самовар- русское народное устройство для кипячения воды и приготовления чая.

Самовар является символом России, как балалайка и матрешка.

Впервые появление самовара отмечено в Туле в 1778 году братьями Лисицыными. К середине 19 века Тула стала настоящей самоварной столицей. Там около 80 фабрик делали самовары. Самовары были маленькими- дорожными и огромными- трактирными, самовары были скромные и богато украшенные -купеческие. Тульские самовары всем нравились.

3-й ученик. Самовар устроен очень просто. Сначала на специальных наковальнях из медных листов формировали фигурное тулово. В него заливалась вода, обычно ведро. Потом в тулово

Помещали кувшин- жаровую трубу. Токарь полировал самовар, приделывал ручки ,кран, украшал его. И самовар готов.Клади в трубу горячие угли, шишки, березовые щепки, заливай в тулово воду,

И готово! Вода закипит- открывай кран и разливай чай.

Учитель. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. За чаепитием нередко решались серьезные деловые вопросы, проходили семейные праздники и просто обычные обеды. Самовар был необходим и в доме аристократа, и в трактире, и в простой крестьянской избе.

2-я группа.

Исполняют песню ( сл. М. Пляцковского, муз. Е. Птичкина)

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка,

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

Самовар поет- гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар.

Самовар пыхтит, искрится-

Щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица Он своею добротой.

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку.

3-я группа.

Дети по очереди читают стихи о самоваре Ю. Коренца.

У меня есть друг зеркальный,

Сроду не был он печальный.

И хотя он очень рыжий,

Он не немец, не поляк.

В мире нет мне друга ближе.

Он из Тулы, он туляк!

Говорят ему, сто лет.

Но совсем он не скелет:

И румян он, и пузат,

Как сто лет тому назад.

Все его, кто с ним знаком,

Почитают остряком.

Кто взглянуть в него захочет, Непременно захохочет.

Ну-ка, быстро посмотри:

Узнаешь себя внутри?

Если нос у вас курнос-

Расплывется, как поднос!

Ну а если длинный нос,

Он повиснет, как вопрос!

Вы на друга дуться бросьте.

Заходите чаще в гости.

Все мальчишки здешних мест

Знают, что он шишки ест.

Он сперва воды напьется,

А потом глотнет огня,

А потом вдруг как займется

На крылечке у меня,

Засипит и забормочет,

Запоет и закипит.

Всех, кто чаю выпить хочет,

Он до сыта угостит.

Утром чай, в обед и ужин-

Вот каков его товар.

Он всегда нам очень нужен.

Ну, спасибо, самовар!

4-я группа.

Показывает сценку.

У стола сидит хозяйка , прядет. Заходят гости.

Гости ( низко кланяются). Здравствуй, хозяйка.

Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие!

Гость на порог - хозяину радость.

Прошу в избу, во светлицу. Будьте как дома, присаживайтесь угощенья откушатьда речи послушать. Милости прошу.

Гости и хозяйка говорят о погоде. Вспоминают народные приметы:

Длинные сосульки- к долгой весне.

Ранний прилет жаворонков- к теплой весне.

Входят две девушки.

Хозяйка( их встречает). Добро пожаловать , подруженьки мои.

Девушки. Мы пришли на беседки с сушками да ватрушками. У самовара посидеть, чайку попить да песню попеть.

Поют песню « Со вьюном я хожу…»

Гости и хозяйка водят хоровод.

Учитель. Вот как интересно можно провести время у самовара!

Учащиеся смотрят фрагмент из м. фильма « Простоквашино».

Рефлексия.

Учитель. У кого из вас дома есть самовар? Часто ли вы им пользуетесь? Иностранцы, побывав в России , называли самовар « русской чайной машиной». Давайте и мы с вами не будем забывать эту чудесную « чайную машину» и сегодня наше классное чаепитие проведем у самовара.

Звучат русские народные песни. Мальчики приглашают девочек к столу.



© 2010-2022