Программа кружка Давайте поиграем в театр

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Школьный театр - особый мир в пространстве образовательного учреждения.

В педагогической литературе 19-20 веков неоднократно поднимались вопросы возможности использования сценического искусства в школе. Особый интерес представляют работы великого русского педагога Н.Н.Бахтина. В публикации «Театр и его роль в воспитании» Н.Н.Бахтин убедительно раскрыл и «обучающую», и «воспитывающую», и «облагораживающую» роль школьного театра. Этот эффект связан с тем, что театральное действие по своей психологической природе близко детской творческой игре, имеющей огромное значение для воспитания многих ценных свойств личности ребенка. О наличии такой близости неоднократно говорил и великий русский режиссер К. С. Станиславский.

Действительно, мы - учителя - на практике убеждаемся в том, что психологические особенности детской игры сближают ее с природой сценического искусства. Тем самым создаются естественные предпосылки для занятий с детьми актерским мастерством. Характерной особенностью сценической игры является способность к перевоплощению, которая позволяет исполнителю-ребенку не притворяться действующим лицом, а с помощью воображения, фантазии ставить себя мысленно в положение этого лица. Н. Н. Бахтин отмечал, что «дети-то и способны чрезвычайно быстро переходить от действительности к воображаемой и разыгрываемой ими роли». Специфика сценической деятельности, работа над пьесой, по мысли Н.Н. Бахтина, «представляет дисциплинирование этой способности, подчинение ее воле, определенному плану, и такую природную способность надо не глушить, а с помощью театральных занятий поддерживать и развивать в детях». Участие детей в творческом процессе воплощения пьесы на всех его этапах имеет большой воспитательный смысл.

Психологи особо подчеркивают, что детей младшего школьного возраста характеризует синтетический взгляд на мир. Учет этого фактора позволяет педагогам, в частности, использовать синтезное воздействие театрального искусства на овладение детьми навыками творческого чтения литературных текстов. Образная сила художественного слова литературного произведения (пьесы) при чтении далеко не всегда воспринимается детьми младшего школьного возраста в должной мере, а на сцене, благодаря звучащему слову и действию, может быть выявлена с наибольшей полнотой и яркостью. Очень важно, что театр, требуя пристального внимания к интонационной, смысловой выразительности слова, может способствовать развитию интереса к чтению, большей чуткости к изобразительным средствам литературы.

Главной характеристикой этого возраста применительно к педагогической практике является понимание воспитания как создания условий для становления духовной жизни ребенка. Психологи называют возраст семи лет кризисным, ибо это начало дифференциации внутренней и внешней жизни ребенка, переживание приобретает смысл, происходит обобщение переживаний. Новообразованием являются самолюбие и самооценка. Детей надо направлять на добрые дела - сострадание, терпение, сопереживание…

Мы полагаем, что именно в этом сензитивном периоде жизни ребенка, как ни в одном другом, ребенок, живя в мире ролевых игр, должен не только открыть для себя театр, но и стать активным участником сценической деятельности. Театральная деятельность создает условия для более успешной социализации личности.

Программа рассчитана на 4 года обучения (с 1 по 4 класс) и основывается на следующем предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей и социализации личности младшего школьника является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не только конечный результат. Л.С. Выготский писал: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».

Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и, прежде всего, теории ведущего вида деятельности А.Леонтьева, и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Игра для ребенка - способ познания и освоения окружающего мира, а театральная игра - шаг к искусству, начало художественной деятельности.

Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания присваиваются в поле проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.

Цель программы - создание условий для социализации личности младших школьников, их эмоционально-эстетического развития.

Задачи программы:

  • развитие общей культуры ребенка средствами театральной деятельности;

  • формирования умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности ученика;

  • выявление и развитие индивидуальных природных способностей детей;

  • развитие устойчивого интереса к таким видам искусства, как театр, музыка, хореография;

  • формирование базовых психологических качеств: самостоятельность, уверенность, эмпатия, толерантность;

Принципы и подходы:

  • концентрический принцип;

  • художественно-эстетический принцип;

  • принцип гуманитаризации образования;

  • коммуникативно-деятельностный подход;

  • личностно-ориентированный подход.

Режим занятий

1. Оптимальное количество учащихся на занятиях не более 12-13 человек, что позволяет педагогу выработать индивидуальную стратегию работы, включая специальные коррекционные и развивающие занятия. Состав группы переменный, при наборе максимально учитываются желания детей.

Занятия с каждой подгруппой проводятся 1 раз в неделю по 35 (1 класс) - 45 минут (2-4 классы).

Всего 34 часа в год.

Сроки реализации программы

Продолжительность реализации программы составляет 4 года обучения детей в начальных классах.

I ЭТАП (1 класс) - мотивационно-ориентировочный

Цель: создание условий, способствующих активизации интереса младших школьников к театрально - игровой деятельности.

Задачи:

  1. Адаптация ребенка в коллективе.

  2. Создание разнообразной учебной среды.

  3. Развитие личностных и творческих способностей детей. Снятие внутренних зажимов.

  4. Формирование умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции. Обучать детей адекватному эмоциональному реагированию.

  5. Развитие инициативы и самостоятельности детей в выступлениях на сцене.

II ЭТАП (2 -3 классы) -- операционально-исполнительный

2 класс

Цель: создание условий, способствующих овладению начальными навыками актерского мастерства.

Задачи:

  1. Воспитание устойчивого интереса к театрально - игровой деятельности.

  2. Подведение детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, в песенных и танцевальных импровизациях.

  3. Закрепление знаний о правилах поведения на сцене.

  4. Стимуляция внимание, память, мышление, воображение детей. Развитие представления о нравственных качествах человека, эмоциональное осознание самого себя.

3 класс

Цель: создание условий, способствующих проявлению активности младших школьников в театральной деятельности, их творческому самовыражению и самореализации.

Задачи:

  1. Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально- игровой деятельности.

  2. Совершенствование исполнительских умений детей в создании художественного образа с использованием игровых, песенных и танцевальных импровизаций.

  3. Совершенствование интонационной выразительности речи, развитие диалогической и монологической формы речи.

  4. Побуждение детей к импровизации на тему знакомых сказок, рассказов, историй собственного сочинения индивидуально и коллективно с использованием игры - драматизации.

  5. Стимулирование желания искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией.

III ЭТАП (4 класс) - рефлексивно-оценочный

Цель: создание условий, способствующих развитию творческой самостоятельности в создании художественного образа и формированию базы рефлексивно-оценочных суждений младших школьников.

Задачи:

  1. Совершенствование творческих способностей детей средствами театрального искусства.

  2. Побуждение детей к сочинению песен в определенном жанре и характере своего героя.

  3. творческой самостоятельности детей, умения передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, театральными куклами, создавая яркий танцевальный образ героя.

  4. Воспитание устойчивого интереса к театрально - игровой деятельности, желания играть на сцене.







Формы занятий

  1. Практические занятия.

  2. Проведение экскурсий в кукольный, драматический театр, ТЮЗ, театр оперы и балета (ознакомление с театральными профессиями, с оформлением сцены, игрой актёров).

  3. Открытый урок для родителей.

  4. Открытый урок для родителей проводится для ознакомления их с процессом занятий, в который вовлечены дети, как правило, это генеральная репетиция спектакля. Кроме этого предполагается самое активное участие родителей в подготовке спектакля, их помощь в изготовлении костюмов, декораций.

  5. Премьеры спектаклей на школьных мероприятиях.

Большое значение придается индивидуальной и групповой работе. Программа составлена с учетом и использованием современных инновационных приемов и методов. Используется дыхательная и артикуляционная гимнастика, развивающие игры, упражнения и тренинги. Эти задания предлагаются в начале каждого занятия с обязательным обоснованием: что именно развивают эти упражнения (память, внимание, артикуляционный аппарат, мелкую моторику и т.д.), зачем эти качества нужны в работе актера и как они могут пригодиться в жизни людей других профессий. Почти в каждое занятие включается хотя бы одно упражнение на развитие произвольного внимания, памяти, фантазии, согласованности коллективных действий.

Прогнозируемые результаты:

  • повышение уровня общей культуры;

  • приобретение умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности ученика;

  • развитие индивидуальных способностей, появление устойчивого интереса к таким видам искусства, как театр, музыка, хореография;

  • формирование базовых психологических качеств (самостоятельность, уверенность, эмпатия, толерантность), потребности в самопознании и саморазвитии, культуры общения и поведения в социуме.

  • в перспективе планируется выход со спектаклями в детские сады.







Учебно-тематический план

1 класс

Тема

Кол-во часов

Дата

Основы театральной культуры

  1. Особенности театрального искусства. Мир театра.

  2. Виды театрального искусства. Театр снаружи и изнутри (экскурсия).

  3. Культура зрителя. Мы - зрители (игра).

1


1



1


Культура и техника речи

  1. Речь и дыхание.

  2. Говорим правильно и четко.

  3. Скороговорки.

  4. Творческие игры со словом.


2

2

2

1

Театральная игра

1. Общеразвивающие игры.

2. Игры на превращение.

3. Игры на память физических действий.

4

3

1

Ритмопластика

1. Освобождение мышц.

2. Музыка и ритм.

3. Мимика.

1

1

3

Работа над мини-спектаклями

11

ИТОГО

34




Учебно-тематический план

2 класс


Тема

Кол-во часов

Дата

Основы театральной культуры

1.Особенности театрального искусства (презентация).

2.Виды театрального искусства.

Театры моего города (обзорная экскурсия). ТЮЗ.

3.Рождение спектакля.

Театральные профессии (экскурсия в ТЮЗ).

4.Театр снаружи и изнутри.

Зрительный зал.


1



2


2


1


Культура и техника речи

1.Речь и дыхание.

2. Говорим правильно и четко. Интонация.

3.Творческие игры со словом.


1

2

1

Театральная игра

1. Общеразвивающие игры.

2. Игры на превращение.

3. Игры с воображаемыми предметами.

4. Этюды.


4

1

1

4

Ритмопластика

1. «Мышечный контролер»

2. Музыкально-пластические импровизации.

3. Жесты.


1

1

3

Работа над спектаклем

10

ИТОГО

34





Учебно-тематический план

3 класс


Тема

Кол-во часов

Дата

Основы театральной культуры

1.Особенности театрального искусства.

Театр - особое искусство.

2.Виды театрального искусства.

Драматический театр.

3.Рождение спектакля.

Театральные профессии.

4.Театр снаружи и изнутри.

Мир кулис (экскурсия за кулисы театра).


1


1


1


1


Культура и техника речи

1.Дыхание и артикуляция.

2.Дикция и интонация.

3.Творческие игры со словом.


2

2

1

Театральная игра

1. «Круг друзей»

2. Сценическое внимание.

3. Сочинение этюдов.


1

3

5

Ритмопластика

1. Мимика и пантомимика.

2. Музыкально-пластические импровизации.


5

2

Работа над спектаклем

10

ИТОГО

34






Учебно-тематический план

4 класс


Тема

Кол-во часов

Дата

Основы театральной культуры

1. Особенности театрального искусства (презентация).

2. Виды театрального искусства.

Музыкальный театр (экскурсии в драматический театр, театр оперы и балета).

3.Рождение спектакля.

Спектакль глазами актера и зрителя.


1


1



2

Культура и техника речи

1.Дыхание и артикуляция.

2.Дикция и интонация.

3.Творческие игры со словом.


1

1

1


Театральная игра

1. Сочинение этюдов.

2. Общение с партнером.

3. «Эстафета импровизаций».


4

3

5

Ритмопластика

1. Релаксация.

2. Музыкально-пластические импровизации.

3. Хореография.


1

2

2

Работа над спектаклем

10

ИТОГО

34





Список литературы


1) Ганелин Е. Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр».

2) Генералов И. А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д. И. Фельдштейна М.: Баласс, 2008.

3)Кидин С. Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии.- Волгоград: Учитель, 2009.

4) Анатолий Гин Сценарии мини-спектаклей для начальной школы.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012

5)Детско-юношеский театр мюзикла: программа, разработки занятий, рекомендации/ авт.-сост. Е. А. Гальцова. - Волгоград, 2009.

6).Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. - М.: Просвещение, 1981.

7) Антонова Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. -Ярославль: Академия развития, 1997. -2. Козлянинова И. П. Произношение и дикция. - М.,1977.

8) Кохтев Н. Н. Риторика. Учебное пособие для уч.-ся общеобр. учрежд. -М.: Просвещение, 1996.


© 2010-2022