- Преподавателю
- Классному руководителю
- Методическая разработка для внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Тема: «Сестринская помощь при заболеваниях эндокринной системы у детей»
Методическая разработка для внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Тема: «Сестринская помощь при заболеваниях эндокринной системы у детей»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ким Н.В. |
Дата | 23.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство здравоохранения РФ
Министерство здравоохранения Сахалинской области
ГОБУ СПО «Сахалинский базовый медицинский колледж»
«Утверждаю»
Зам. Директора по УВР
Дубкова Л.В.________
«___»_________2014г.
Методическая разработка
для внеаудиторной самостоятельной работы студентов
ПМ02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
МДК 02.01.«Сестринская помощь пациентам детского возраста»
060501 квалификация «медицинская сестра/медицинский брат»
специальность «Сестринское дело»
уровень базовый
Преподаватель: Ким Н.В.
Тема: «Сестринская помощь при заболеваниях эндокринной системы у детей».
Рассмотрено на заседании ЦМК
клинических дисциплин
«_____»_______________2014 г.
Протокол №________________
Председатель ЦМК__________
г. Южно-Сахалинск
2014 г.
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 2.1.
Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств
ПК 2.2.
Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса
ПК 2.3.
Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами
ПК 2.4.
Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования
ПК 2.5.
Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса
ПК 2.6.
Вести утвержденную медицинскую документацию
ПК 2.7.
Осуществлять реабилитационные мероприятия
ПК 2.8.
Оказывать паллиативную помощь
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество
ОК 3
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации
ОК 9
Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности
ОК 10
Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия
ОК 11
Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку
ОК 12
Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности
ОК 13
Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей
На лекции мы уже говорили с Вами, что диабет у детей имеет характерные клинические проявления, и от своевременного вмешательства специалиста сестринского дела будет зависеть здоровье детей. Особое значение имеют профессиональная компетентность и высокая ответственность специалистов сестринского дела при выполнении своих обязанностей. Важным звеном в работе является организация просвещения и профилактики. На плечи медицинской сестры ложится трудная задача оказания доврачебной помощи, внимательная и четкая организация самоконтроля пациента и эффективной диетотерапии, наблюдение за ребенком, создание лечебно-охранительного режима.
Несвоевременно распознанное заболевание, поздно начатое лечение влияет на здоровье детей, приводит к задержке физического и нервно-психического развития ребенка.
Данное пособие предназначено для оптимальной самоподготовки к занятию.
Цель Вашей самоподготовки: усвоить основные вопросы темы на уровнях знаний и умений, систематизировать и углубить теоретические знания, видеть симптомы заболевания и уметь оказать помощь в пределах своей компетенции; знать роль среднего медицинского работника в профилактике заболеваний эндокринной системы, приблизиться к реализации практических задач, используя полученные знания.
После изучения темы обучающийся должен:
Знать:
-
АФО эндокринной системы у детей.
-
Причины, факторы риска, проблемы, ранние клинические признаки, особенности течения сахарного диабета у детей.
-
Методы лабораторной диагностики сахарного диабета.
-
Осложнения (специфические и неспецифические).
-
Причины, факторы риска, ранние клинические признаки, осложнения, принципы лечения, особенности течения врожденного гипотиреоза у детей в зависимости от возраста.
-
Неонатальную диагностику врожденного гипотиреоза.
Уметь:
-
Уметь распознавать заболевание на основании клинических симптомов.
-
Уметь составлять примерное меню для ребенка больного сахарным диабетом.
-
Вести контроль за лечебным питанием.
-
Оценивать физическое развитие.
-
Брать кровь из вены на биохимический анализ.
-
Готовить системы для внутривенного капельного введения жидкости.
-
Ввести п/к инсулин с использованием инсулинового шприца;
-
Ввести п/к инсулин с использованием шприц-ручки;
-
Выявлять ранние признаки коматозных состояний.
-
Оказывать доврачебную неотложную помощи при комах.
-
Выполнять методики экспресс - диагностики.
-
Подготовить ребёнка к лабораторным исследованиям мочи и крови на сахар (проба на толерантность к глюкозе, гюкозурический профиль)
-
Осуществлять сестринский процесс.
Основная литература для студентов:
-
Лекционный материал по данной теме
-
Методическое пособие для самоподготовки студентов.
-
Тульчинская В. «Сестринское дело в педиатрии», Р.-на-Дону, 2011 г.
-
Н.В.Ежова. Педиатрия. Учебник. - Минск. «Вышэйшая школа», 2012.
Дополнительная литература для студентов:
-
Н.П. Шабалов. Детские болезни. - Санкт-Петербург. «Сотис», 2012 г.
Алгоритм подготовки к практическому занятию:
-
Ознакомьтесь с темой и целью занятия.
-
Ознакомьтесь с вопросами по теме.
-
Изучите указанную литературу и материалы данного пособия. Работая с конспектом лекции и предложенным в пособии материалом, главные моменты выписывайте в дневник. Если по ходу изучения встретятся неясные вопросы, выпишите их, а затем обратитесь за помощью к преподавателю.
-
Проведите самоконтроль усвоения материала, выполнив предложенные для этого задания.
I. Вопросы для самоподготовки:
-
Анатомо - физиологические особенности эндокринной системы.
-
Основные функции инсулина.
-
Факторы, предрасполагающие к нарушению углеводного обмена у ребенка.
-
Классификация сахарного диабета.
-
Клиническая картина сахарного диабета (первые симптомы, специфические жалобы), диагностика и методы самоконтроля.
-
Лечение сахарного диабета (диетотерапия, инсулинотерапия).
-
Виды инсулинов, режимы введения, осложнения инсулинотерапии
-
Осложнения СД. Клинические проявления гипергликемической и гипогликемической ком, принципы неотложной помощи.
-
Сестринский уход при сахарном диабете.
-
Диспансерное наблюдение. Прогноз заболевания.
-
Школа сахарного диабета.
-
Причины, ранние клинические признаки врожденного гипотиреоза у детей в зависимости от возраста.
-
Осложнения, принципы лечения врожденного гипотиреоза у детей.
-
Неонатальная диагностика врожденного гипотиреоза.
II. Составьте схему сестринского ухода:
-
При сахарном диабете;
-
При врожденном гипотиреозе.
III. Решите задачи:
-
В отделение доставлен ребенок 10 лет. Из анамнеза известно, что ребенок в течение трех лет страдает сахарным диабетом. Последнюю неделю нарушал режим питания. Последние три дня состояние ухудшилось, стал жаловаться на головную боль, появилась слабость, рвота, жажда.
-
Чем можно объяснить такое состояние ребенка?
-
Какую помощь ему надо оказать?
-
В отделение доставили ребенка в бессознательном состоянии. Мальчик страдает сахарным диабетом. При обследовании обнаружено следующее: кожа сухая, черты лица заострены, пульс частый, АД снижено, дыхание шумное, запах ацетона изо рта.
-
О каком осложнении диабета можно думать?
-
Какую помощь нужно оказать?
-
В детском отделении наблюдается мальчик 13 лет. Диагноз: сахарный диабет, первого типа, тяжелый, кетоацидоз.
При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: общая слабость, жажда, головная боль, полиурия, кожный зуд, повышение аппетита, запах ацетона изо рта.
Из анамнеза: 1,5 месяца назад была травма головы (упал, ударился головой), не госпитализировался. Затем в течение месяца чувствовал себя плохо - общая слабость, головная боль, жажда, выделение больших количеств мочи. Поводом для госпитализации послужила потеря сознания. Находится в отделении четвертый день. У бабушки, по мнению мамы СД II типа.
Объективно: в сознании, ориентирован во времени и пространстве. Жалуется на усталость, много спит. В контакт вступает неохотно, не верит в успех лечения, выражает опасение за свое будущее. Кожные покровы бледные, на ощупь сухие. Румянец на щеках. Множественные расчесы на коже конечностей, туловища. Жажда, запах ацетона в выдыхаемом воздухе. Слизистые полости рта яркие. Зрачки сужены, реагируют на свет. Живот мягкий, безболезненный. ЧДД 20 в мин, пульс 96 уд в мин, АД 90/50 мм рт ст.
-
Выявите, удовлетворение каких потребностей нарушено, проблемы пациента, их обоснование.
-
Определите цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.
IV. Перепишите в тетрадь правила введения инсулина и выучите их. (Вспомните из курса сестринского дела, изучите материал учебника).
V. Заполните таблицу:
«Продукты»
содержащие в основном белки
содержащие в основном жиры
содержащие в основном углеводы
богатые йодом
VI. Самостоятельная работа:
-
Составление кроссвордов, графических диктантов, немых схем, ситуационных задач по теме.
-
Составление таблицы «Дифференциальная диагностика гипо - и гипергликемической комы».
-
Создание мультимедийной презентации по теме.
-
Заполнение сестринской карты.
VII. Критерии оценки:
«Отлично» - все задания выполнены в полном объеме, своевременно, без ошибок.
«Хорошо» - все задания выполнены в полном объеме, своевременно, при выполнении заданий допущены неточности.
«Удовлетворительно» - выполнены задания своевременно, при выполнении заданий допущены неточности.
«Неудовлетворительно» - задания выполнены с грубыми ошибками, несвоевременно
6