Интеллектуальная игра Под шаныраком мира и добра

Раздел Классному руководителю
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеллектуальная игра

Под шаныраком мира и добра.

(7 класс)

Цель: расширить кругозор учащихся.

Задачи:

  • развивать познавательную активность учащихся,

  • формировать умение работать в команде.

Глубокий, острый, сильный, словно клык.
Своих детей заботливой рукою
К себе притягивает мой родной язык!
Любой язык по- своему велик,
Бесценное наследство вековое.

Так берегите свой родной язык,

Как самое на свете дорогое!

Здравствуйте! Сегодня наша встреча посвящена языкам разных народов, в основном народов проживающих на территории Казахстана.

«Жизнь народа в его языке» - это слова дагестанского поэта Расула Гамзатова. Каждый человек, к какой бы нации он ни принадлежал, должен знать, и любить свой родной язык. Но это вовсе не означает, что знать он должен только свой язык и относиться небрежно к другим. Нужно знать и уважать другие языки так же, как родной.

Фёдор Михайлович Достоевский говорил: «Только через родной язык можно познать и овладеть другими языками. Родной язык - духовное богатство каждого, в нём - нравственное начало и совесть народа». У каждого языка своя история становления, возмужания и расцвета. У каждого языка своя судьба, связанная неразрывными нитями с языками других народов. И язык любой нации для нас бесценен.

Как часто бывает, что рядом сердце другого народа. Чистый и трепетный родник, питающий его душу - язык. Люди хотят научиться языку друг друга, чтобы лучше понимать традиции и культуру народа. В интересах дальнейшего совершенствования межнациональных отношений, укрепления дружбы народов, предупреждения недоразумений в отношении национальных чувств и достоинства наций и народностей, проживающих на территории Казахстана.

В нашей Республике создаются условия для свободного, беспрепятственного развития языков. Языковая политика в Казахстане и пути её реализации зависят от каждого из нас, от общечеловеческой культуры, дружбы народов, утверждения национального согласия в нашем общем доме.

Словами великого казахского поэта Абая хочется начать

игру: «Под шаныраком мира и добра».

Казахи мы, русские, карелы и корейцы.

Мы чёрные, и русые, и смуглые, и белые.

В Казахстане - на земле родной

Живём мы все большой и дружной семьёй.

Ребята, в игре «Под шаныраком мира и добра» будут принимать участие две команды. Команды представьтесь, выберите капитана. Так как это игра, то у нас будет и жюри. (Представление жюри).

Напоминаю, как следует работать командам:

  1. Давать ответы нужно только после обсуждения в команде;

  2. Если затрудняетесь ответить, другая команда может дать ответ.

  3. Болельщики, даже если знаете правильный ответ, сдерживайте эмоции, а то жюри будет снимать баллы.

  4. За каждый правильный ответ - 1 балл, за неполный - 0,5 балла.

  5. Игра «Под шаныраком мира и добра» состоит из следующих конкурсов:

  • I Конкурс: «Разминка»

  • II Конкурс: ««Что мы знаем о языках»?

  • III Конкурс: «Пословицы».

  • IV Конкурс болельщиков «Угадай, о каком народе идёт речь»?

  • V Конкурс: «Национальные блюда».

  • VI Конкурс болельщиков «Век живи - век учись»

  • VII Конкурс капитанов.

Итак, мы начинаем:

1 конкурс: «Разминка». Каждой команде задаются 3 вопроса.

Мы часто употребляем различные выражения о языке, но сможете ли вы объяснить их значения. Напоминаю, команда думает, затем один из игроков встаёт и отвечает.

Вопрос команде «».

1) Держать язык за зубами. (Молчать, когда это нужно)

2) Злые языки. (Сплетники, завистники)

3) Что на уме, то и на языке. (Что думает, то и говорит)

4) Сорвалось с языка. (Сказал нечаянно, не подумал)

5) Язык проглотишь. (Очень вкусная еда).

6) Язык не поворачивается.

(У кого то нет решимости сказать, спросить о чём - либо, или не

хочется испортить отношения с кем-то).

2 Конкурс: «Что мы знаем о языках»?

Каждая команда должна ответить на 4 вопроса.

Вопросы команде «».

  • 1. «Толмач» - кого так раньше называли? (переводчик)

  • 2. Назовите наиболее распространённые языки мира.

(Английский, французский, немецкий, китайский, арабский,

испанский).

  • 3. Что обозначает понятие «мёртвый язык»? Как вы это понимаете?

И употребляются ли некоторые языки сейчас?

(Язык, вышедший из живого употребления и сохранившийся в

письменных либо употребляемый только в определённой отрасли

науки, (например: латинский - в медицине).

Вопросы команде «».

  • 1. Кого называют языковед (учёный, специалист по языкознанию).

  • 2. Официальный язык международной компьютерной сети?

(английский)

  • 3. Какие «мёртвые» языки вы знаете?

(латинский, древнеперсидский, скифский).

И, последние вопросы - необычные.

  • 7. Есть экстремальные ситуации, когда показывают язык.

(на приёме у врача).

  • 8. Его можно взять и допросить.

(«язык», взятый разведчиками).

3 Конкурс: «Пословицы».

Работа с карточками. На карточках написаны пословицы. Вставьте в пословицу пропущенное слово и переведите его на казахский и английский языки.

  • «Без труда не вынешь ……. из пруда» (рыбка, балык,fish) (балк, фиш)

  • «…. говорит в глаза, а недруг - за глаза» (друг, дос, friend) (дос,фрэнд)

  • «Делу время, потехе - ……. « (час, сагат,hour) ( сагат, ауэ)

  • «Кашу …. не испортишь» (масло, май, butter) ( май,батер) р - мягко

  • «На воре и ……. горит» (шапка, бэрик, cap) (борэк,кэп)

  • «…. рубят - щепки летят» (лес, орман, farest) ( орман,форэст)

Пока команды работают, я обращаюсь к болельщикам. Вы правильным ответом принесёте баллы своей команде.

4 Конкурс болельщиков «Угадай, о каком народе идёт речь»?

На территории Казахстана проживают народы более 100 национальностей. Вам нужно по описанию определить, о каком народе идёт речь.

Вопрос болельщикам команды «».

1. Древним богам этого народа уже никто не молится, но их имена,

благодаря сохранившимся до наших дней мифам, знают все. Силачей

сравнивают с Геркулесом, а красавиц все именуют Афродитами. (Греки)

2. Столицей государства этого народа на протяжении многих веков является

город, возникший ещё в 5 веке на берегу Днепра. У этого народа до сих

пор популярны кушанья из теста, сваренные в кипятке: галушки, вареники,

лапша. (Украинцы)

3. Важнейшей частью традиционного жилища этого народа - это каменные

дома-крепости с оборонительными башнями, - издавна живущего

на Кавказе, был открытый очаг кура, игравший важную роль в культуре

предков, олицетворяющей единство семьи. (Грузины)

4. В традиционной одежде этого народа преобладает белый цвет, за что он и

название получил. Главная еда, без которой праздничный стол у

представителей этого народа - не стол, это картофель. (Белорусы)

5. Когда говорят об этом народе, прежде всего, вспоминают зажигательные

танцы, в которых очень ярко отражается его характер - открытый, весёлый.

Это национальность сродни цыганам. (Молдаване)

6.Переселенцы этого народа, появившиеся на территории Казахстана

ещё три столетия назад, жили в острогах и крепостях, помимо охраны

границ империи занимались ещё и землепашеством, выращивали рожь,

пшеницу, просо.

Этот народ - крупнейший по численности в соседнем с Казахстаном

государстве. (Русские)

Молодцы, болельщики. Сейчас мы послушаем игроков команд, как они справились с пословицами. Один встает, проговаривает пословицу, называет пропущенное слово и перевод.

Хорошо. Эрудированные игроки. Мы переходим к следующему конкурсу.

5 Конкурс: «Национальные блюда».

Любой народ всегда славился гостеприимством и самобытностью национальной кухни. У казахского народа издревле бытует пословица: «Хочешь познать мир - имей коня, хочешь познать народ - будь щедрым на угощения».

Каждой команде даётся по 2 карточки, где указаны национальные блюда. Вам нужно догадаться, какому народу принадлежит данное блюдо или продукт, а так же записать, как подобное называется на русском языке.

1 команда:

Иримшик (казахское)- творог,

Бульба (белорусское) - картошка

таба нан (казахское) - пшеничный хлеб - каравай,

Чак-чак (татарское) - сладкий хворост (печенье) с мёдом

Палау (казахское)- плов,

Кымыз (казахское) - кисломолочный напиток из кобыльего молока,

Мамалыга (молдавское) - каша из кукурузной муки

2 команда:

Шубат (казахское) - кислое верблюжье молоко,

Драники (белорусское блюдо) - оладьи картофельные

Айран (казахское)- кефир,

Хачапури (грузинское блюдо) - лепёшка с сыром

Куймак (казахское) - оладьи,

Пицца с ветчиной (итальянское блюдо) - открытый пирог с мясом

Куырдак (казахское) - жареное мясо

Пока команды думают, я обращаюсь снова к болельщикам.

6. Конкурс болельщиков «Век живи - век учись».

Вам будет предложено несколько пословиц. Сможете ли вы определить, пословицы какого народа представлены. Как вы понимаете их смысл?

В некоторых пословицах есть подсказки, нужно внимательно слушать.

Вопросы болельщикам 1 команды:

  • «Ученье - знания родник, знания - жизни светильник» - казахская

(Нужно учиться, познавать новое, пригодиться в жизни).

  • «Друзья в беде познаются» - русская

(Друг выручит, если нужна будет помощь)

  • «Своя хатка - родная матка» - украинская.

(Свой край милее, дороже всего).

  • Лучше на родине быть чабаном, чем на чужбине султаном -

узбекская (Лучше жить на Родине, на родной стороне)

Вопросы болельщикам 1 команды:

  • Худой мир лучше доброй ссоры» - русская

(Лучше жить в добрых отношениях с людьми, чем постоянно враждовать и хвастаться этим).

  • Пока пальцы не сойдутся и иголку не ухватишь - казахская.

(Один много не сделает, только вместе с друзьями).

  • Волков бояться - в лес не ходить» - русская

(Нужно стараться не бояться совершать поступки)

  • Две горы не сойдутся, а два народа сойдутся - киргизская

(О дружбе людей разных национальностей).

Хорошо, общими усилиями справились с заданием.

Теперь послушаем игроков. Называйте по очереди блюдо, какой оно народности и подобное на русском языке.

Похвально.

Молодцы. А теперь настал черёд наших капитанов.

7 Конкурс капитанов.

Капитаны выходите к доске. Для вас вопросы будут посложнее. Если будете затрудняться, команда сможет помочь. Отвечаете по - очереди.


  • Что такое язык? Определение, как понимаете.

(орган вкуса, а у человека участвует в образовании звуков речи).

  • Главное назначение языка.

(Средство общения, средство выражения мысли).

  • Назовите автора трактата «Слова назидания»? (Абай)

  • Как называется наука о языках? (лингвистика, языкознание).

  • Как называют знатока многих языков? (полиглот).

  • Как вы знаете, яблоко на казахском языке - «алма», «алма» называют яблоко и жители Венгрии. В их языке много и других слов, одинаковых с казахским языком. Чем это объясняется?

(Много веков назад предки современных жителей Венгрии - Мадьяры - кочевали по степям Северного Казахстана, а затем перебрались в Причерноморские степи, а оттуда - за Карпаты)

Молодцы, капитаны. Возвращайтесь к своей команде.

На этом игра «Под шаныраком мира и добра» заканчивается.

Жюри подводит итоги.

Ребята, вам понравилась игра?

Обратите внимание на книги: «Волшебный хоровод» «Языки народов Казахстана» и «Народ Казахстана: история и современность», Абай «Книга слов», «Казахские пословицы и поговорки».



© 2010-2022