«Формирование правовой компетенции учащихся - предупреждение подростковой преступности и правонарушений»

Работа по профилактике правонарушений среди подростков является актуальной проблемой сегодняшнего дня. Целью работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних является профилактика правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, осуществляемая путем: 1.                  обеспечения целенаправленной работы по формированию у несовершеннолетних правосознания и правовой культуры; 2.                  содействия физическому, интеллектуальному, духовному и нравств...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на педагогическом совете

«Формирование правовой компетенции учащихся - предупреждение подростковой преступности и правонарушений»


















  1. Содержание работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Под профилактикой правонарушений несовершеннолетних понимается целенаправленная социально-педагогическая деятельность семьи и образовательных заведений, государственных и общественных учреждений и организаций, направленные на предупредительное устранение риска возникновения отклоняющегося поведения несовершеннолетних посредством формирования у них правовых знаний, социально-полезных навыков и интересов.

По сравнению со специальной профилактикой правонарушений концепция профилактики правонарушений несовершеннолетних обладает четырьмя отличительными признаками.

Во-первых, проведение предупредительных мероприятий должно осуществляться задолго до появления опасности совершения правонарушения или возникновения общественно-опасного поведения.

Во-вторых, «объектами» профилактики является все несовершеннолетнее население, а не только те из них, которые находятся в социально-опасном положении.

В-третьих, в соответствии с этой концепцией элементы профилактики такие, как ограничение, устранение, нейтрализация криминогенных факторов, дополняются в профилактике элементом замещения их негативного действия путем целенаправленного воспитания у детей правосознания, социально-полезных навыков и интересов, создание условий для формирования устойчивого законопослушного поведения.

В-четвертых, активными субъектами профилактических мероприятий являются, прежде всего, семья и образовательные учреждения.

В соответствии со статьей 4 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Целью работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних является профилактика правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, осуществляемая путем:

  1. обеспечения целенаправленной работы по формированию у несовершеннолетних правосознания и правовой культуры;

  2. содействия физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей, воспитания в них патриотизма, гражданственности и миролюбия, а также воспитания личности ребенка, совмещенного с интересами общества, традициями народов государства, достижениями национальной и мировой культуры;

  3. повышение правовой культуры родителей учащихся образовательных учреждений;

  4. организация индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними находящимися в социально опасном положении;

  5. выявления семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.

Основными целевыми группами, в отношении которых проводится профилактическая работа в образовательном учреждении, являются:

  1. учащиеся;

  2. педагогические работники;

  3. члены семей учащихся.

1) Работа с детьми и подростками по формированию правовой грамотности строится с учетом дифференцированного подхода, возрастных и индивидуальных особенностей.

Работа с детьми младшего школьного возраста направлена на воспитание у детей общей культуры правового поведения.

Работа с детьми среднего школьного возраста направлена на развитие личностных качеств и социальных навыков. Подросток учится общаться с окружающими, понимать их поведение, разрешать конфликтные ситуации, принимать собственные решения.

Работа с подростками старшего школьного возраста направлена на формирование жизненных ценностей, препятствующих вовлечению подростков в социально-опасную среду, воспитание у подростков ответственности за свое поведение.

нарушения закона, это один из наиболее популярных методов на уроке.

Но мало проводить работу только с несовершеннолетними, ведь важным фактором, влияющим на их поведение, является семья.

Многие родители не задумываются о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребёнок. Однако, каждый взрослый, и в первую очередь родитель, в ответе за то, что происходит с его ребенком, поэтому воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии - это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил, терпения и выдержки. И если у родителей или лиц заменяющих родителей и других членов семьи возникают проблемы в воспитании несовершеннолетнего, то педагогический коллектив школы может помочь справиться с появившимися трудностями.

Работа с родителями по профилактике и предупреждению правонарушений и преступлений среди учащихся в МОУ СОШ №2 г.Кирово-Чепецка Кировской области распределяется следующим образом:

Информационно-просветительская деятельность (ответственные: социальный педагог, психолог, завучи):

1.Проведение родительского клуба для неблагополучных семей и трудных подростков; 2.Проведение родительских собраний (по приглашению классного руководителя); 3.Проведение лекций и бесед для родителей (по запросу); Выпуск информационных листов, оформление стендов в помощь родителям; 4.Обследование жилищно-бытовых условий семьи, проведение рейдов в неблагополучные семьи; 5.Приглашение родителей неблагополучных семей на совет профилактики школы; 6.Организация общешкольных род. собраний с привлечением медицинских работников, специалистов правоохранительных органов, социального педагога и психолога; 7.Оказание материальной помощи через Центр помощи семьи и детям;

Психолого-педагогическая деятельность (ответственный - психолог):

1.Исследование детско-родительских отношений в рамках психолoго-педагогического мониторинга; 2.Проблемное и тематическое консультирование; 3.Проведение родительских собраний, круглых столов, психопрофилактических занятий в тренинговом режиме, ролевых и деловых игр для детей и их родителей; 4.Оказание психолого-педагогической поддержки семье (индивидуальная работа); 5.Организация взаимодействия педагогов, медработников, медработников, родителей в вопросах оказания помощи детям;

Досуговая деятельность (ответственные: завуч по УВР, социальный педагог, учитель физкультуры):

1.Проведение занятий по пропаганде ЗОЖ, проведение Дня здоровья; 2.Участие в городских конкурсах и проектах; 3. Организация совместного досуга: спортивных соревнований, праздников, конкурсов, диспутов, походов в театр, на экскурсии;

Данные виды деятельности помогут родителям получить информацию в области права, социальной защиты, психологии, а также лучше узнать своего ребенка и проводить с ним больше времени.

Цель серии мероприятий по праву: не давать рецептов, как воздержаться от той или иной вредной привычки, а увлечь поиском собственного пути жить без зависимости от пагубных явлений и саморазрушения.

Создавая оптимальные условия для проведения досуга школьников, библиотеки становятся центрами проведения разнообразных мероприятий - познавательных, развлекательных игровых программ; литературных конкурсов, гостиных, встреч с писателями; виртуальных путешествий и т.д.

Библиотеки проводят мероприятия по повышению правового сознания подростков, организуют декады, дни, часы правовых знаний, круглые столы, интерактивные игры и тренинги, на которых поднимаются вопросы по защите прав несовершеннолетних на образование; их обязанностей по отношению к друзьям, учителям, родителям; вопросы здорового образа жизни; профилактики употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ; курения.

Это способствует формированию общей правовой, читательской и образовательной культуры; эстетического вкуса; нравственно- патриотического воспитания; развитию творческих навыков.

Детские и юношеские библиотеки стараются максимально охватить несовершеннолетних детей содержательным досугом, приобщить их к чтению; помочь с пользой провести свободное от уроков время.

Несовершеннолетним и их родителям оказывается своевременная квалифицированная социальная, правовая, психолого-педагогическая помощь в виде консультаций, групповых и индивидуальных бесед специалистов; предоставлением необходимых адресов реабилитационных служб; информационных пособий, списков документов, периодических изданий, методических материалов.

1.классное собрание на тему «Наш класс на перемене»

2.нравственный классный час «О невежах и вежливости»

3.индивидуальные беседы с учащимися.

Классный руководитель совместно социальным педагогом проводили индивидуальные беседы с родителями учащихся на дому и в школе (Ваганина Е.Ю., Ивановой Е.С, Магушова И.В.)

Совместно с работниками РДЦ организована адекватная помощь ученику 1 класса Ваганину Е. Ю. в обучении на индивидуальной основе.

2 класс. (кл.руководитель Гарилова Г.Н.) беседы:

1. «Об обидах и причинах обид», «Как не стать жертвой преступления», «Скромный не хвастается добрыми делами и поступками», «Сопереживания в радости и горе товарища»

1.классное собрание на тему «Наш класс на перемене»

2.нравственный классный час «О невежах и вежливости»

3.индивидуальные беседы с учащимися.

Классный руководитель совместно социальным педагогом проводили индивидуальные беседы с родителями учащихся на дому и в школе (Ваганина Е.Ю., Ивановой Е.С, Магушова И.В.)

Совместно с работниками РДЦ организована адекватная помощь ученику 1 класса Ваганину Е. Ю. в обучении на индивидуальной основе.

2 класс. (кл.руководитель Гарилова Г.Н.) беседы:

1. «Об обидах и причинах обид», «Как не стать жертвой преступления», «Скромный не хвастается добрыми делами и поступками», «Сопереживания в радости и горе товарища»

На уроках кроме объяснения нового материала, у нас часто возникают диалоги по вопросам которые, остро интересуют учащихся, они увлеченно обсуждают такие темы как рост преступности, детскую преступность, пытаются разобраться в причинах этих явлений. Могу точно сказать, что уровень интереса детей к таким темам как предотвращение правонарушения, мера ответственности несовершеннолетних очень высок. На уроках мы решаем ситуационные задачи, в которых обыгрываются те или иные


  1. Содержание работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Под профилактикой правонарушений несовершеннолетних понимается целенаправленная социально-педагогическая деятельность семьи и образовательных заведений, государственных и общественных учреждений и организаций, направленные на предупредительное устранение риска возникновения отклоняющегося поведения несовершеннолетних посредством формирования у них правовых знаний, социально-полезных навыков и интересов.

По сравнению со специальной профилактикой правонарушений концепция профилактики правонарушений несовершеннолетних обладает четырьмя отличительными признаками.

Во-первых, проведение предупредительных мероприятий должно осуществляться задолго до появления опасности совершения правонарушения или возникновения общественно-опасного поведения.

Во-вторых, «объектами» профилактики является все несовершеннолетнее население, а не только те из них, которые находятся в социально-опасном положении.

В-третьих, в соответствии с этой концепцией элементы профилактики такие, как ограничение, устранение, нейтрализация криминогенных факторов, дополняются в профилактике элементом замещения их негативного действия путем целенаправленного воспитания у детей правосознания, социально-полезных навыков и интересов, создание условий для формирования устойчивого законопослушного поведения.

В-четвертых, активными субъектами профилактических мероприятий являются, прежде всего, семья и образовательные учреждения.

В соответствии со статьей 4 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Целью работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних является профилактика правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, осуществляемая путем:

  1. обеспечения целенаправленной работы по формированию у несовершеннолетних правосознания и правовой культуры;

  2. содействия физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей, воспитания в них патриотизма, гражданственности и миролюбия, а также воспитания личности ребенка, совмещенного с интересами общества, традициями народов государства, достижениями национальной и мировой культуры;

  3. повышение правовой культуры родителей учащихся образовательных учреждений;

  4. организация индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними находящимися в социально опасном положении;

  5. выявления семей, находящихся в социально опасном положении, и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.

Основными целевыми группами, в отношении которых проводится профилактическая работа в образовательном учреждении, являются:

  1. учащиеся;

  2. педагогические работники;

  3. члены семей учащихся.

1) Работа с детьми и подростками по формированию правовой грамотности строится с учетом дифференцированного подхода, возрастных и индивидуальных особенностей.

Работа с детьми младшего школьного возраста направлена на воспитание у детей общей культуры правового поведения.

Работа с детьми среднего школьного возраста направлена на развитие личностных качеств и социальных навыков. Подросток учится общаться с окружающими, понимать их поведение, разрешать конфликтные ситуации, принимать собственные решения.

Работа с подростками старшего школьного возраста направлена на формирование жизненных ценностей, препятствующих вовлечению подростков в социально-опасную среду, воспитание у подростков ответственности за свое поведение.

нарушения закона, это один из наиболее популярных методов на уроке.

Но мало проводить работу только с несовершеннолетними, ведь важным фактором, влияющим на их поведение, является семья.

Многие родители не задумываются о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребёнок. Однако, каждый взрослый, и в первую очередь родитель, в ответе за то, что происходит с его ребенком, поэтому воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии - это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил, терпения и выдержки. И если у родителей или лиц заменяющих родителей и других членов семьи возникают проблемы в воспитании несовершеннолетнего, то педагогический коллектив школы может помочь справиться с появившимися трудностями.

Работа с родителями по профилактике и предупреждению правонарушений и преступлений среди учащихся в МОУ СОШ №2 г.Кирово-Чепецка Кировской области распределяется следующим образом:

Информационно-просветительская деятельность (ответственные: социальный педагог, психолог, завучи):

1.Проведение родительского клуба для неблагополучных семей и трудных подростков; 2.Проведение родительских собраний (по приглашению классного руководителя); 3.Проведение лекций и бесед для родителей (по запросу); Выпуск информационных листов, оформление стендов в помощь родителям; 4.Обследование жилищно-бытовых условий семьи, проведение рейдов в неблагополучные семьи; 5.Приглашение родителей неблагополучных семей на совет профилактики школы; 6.Организация общешкольных род. собраний с привлечением медицинских работников, специалистов правоохранительных органов, социального педагога и психолога; 7.Оказание материальной помощи через Центр помощи семьи и детям;

Психолого-педагогическая деятельность (ответственный - психолог):

1.Исследование детско-родительских отношений в рамках психолoго-педагогического мониторинга; 2.Проблемное и тематическое консультирование; 3.Проведение родительских собраний, круглых столов, психопрофилактических занятий в тренинговом режиме, ролевых и деловых игр для детей и их родителей; 4.Оказание психолого-педагогической поддержки семье (индивидуальная работа); 5.Организация взаимодействия педагогов, медработников, медработников, родителей в вопросах оказания помощи детям;

Досуговая деятельность (ответственные: завуч по УВР, социальный педагог, учитель физкультуры):

1.Проведение занятий по пропаганде ЗОЖ, проведение Дня здоровья; 2.Участие в городских конкурсах и проектах; 3. Организация совместного досуга: спортивных соревнований, праздников, конкурсов, диспутов, походов в театр, на экскурсии;

Данные виды деятельности помогут родителям получить информацию в области права, социальной защиты, психологии, а также лучше узнать своего ребенка и проводить с ним больше времени.

Мы, педагоги, должны рассказывать учащимся о существующих нормах поведения- моральных и правовых, должны контролировать их выполнение и предъявлять к ним соответствующие требования. Учащимся важно не только объяснить целесообразность той или иной нормы, но и убедительно показать ее жизненное значение. Причем делать надо это не навязчиво, без менторства.

Воспитание законопослушания необходимо не только в младшем школьном возрасте. Особенно остра эта проблема у подростков. Закон всегда стоит на страже справедливости. Справедливость- основа закона. Чувство справедливости присуще подросткам. Это одна их ярких, наиболее отличительных черт этого возраста. Борьба подростка за справедливость иногда приобретает нежелательный характер, граничит с правонарушением.

Подросток эмоционально возбудим, он еще не научился глубоко проникать в смысл жизненных явлений и понимать их, а стремление к самостоятельным поступкам, суждениям у него велико. Без должного знания дела он зачастую вступает в грубый по форме спор со взрослыми, дерется с одноклассниками, отстаивая справедливость. В каждом из этих случаев он руководствуется самыми добрыми побуждениями, но формы их проявления недопустимы. Здесь налицо и незнание определенных нравственных и юридических норм, и неумение владеть собой. Запрет, окрик, наказание в подобных случаях, как правило, пользы не приносит. Даже если подросток подчинился, что он думает при этом? Действительно ли он готов выполнить требование взрослых или ждет удобного случая, чтобы отомстить им?

Важно, чтобы учащемуся были присущи внутренняя дисциплинированность (он не может поступить иначе), организованность, умение предъявлять к самому себе бескомпромиссные требования и выполнять их. Таким образом, воспитание моральности и законопослушания обязательно должно прейти на уровень самовоспитания как важнейшего компонента саморазвития личности.

Требовательность в работе с детьми да и с людьми вообще необходима. Подчинение младшего старшему, вообще всякому, кому дано право требовать, обязательно. Но педагогу необходимо уважать того, к кому предъявляются те или иные требования. Уважение проявляется в должной форме требования, в доступности его пониманию учеников, в посильности его выполнения. К сожалению, так бывает не всегда. Одна из самых распространенных ошибок взрослых- подчеркивание своего возраста, авторитета, положения. Требовательность предполагает и наказание. В системе правового воспитания наказание занимает значительное место. Трудно согласиться, что без них можно обойтись.

Наказание- это акцентированная отрицательная оценка поступка ребенка или его действия. Оно должно обязательно вызывать отрицательные переживания у нарушителя. Но какие? Обиду? Чувство оскорбленного достоинства? Мысли о несправедливости? Нет. Эти эмоции возникают лишь в тех случаях, когда игнорируются индивидуальные особенности провинившегося, когда наказание не соответствует проступку, когда виновный не осознает своей вины. Здесь велика роль коллектива. Если коллектив не поддерживает наказывающего и не осуждает совершившего проступок, наказывать просто нельзя. В лучшем случае наказание не принесет пользы, в худшем- обидит, озлобит провинившегося. Наказание должно разрешать конфликт, а не создавать новый.

Конечно, без наказаний не обойтись. Сознательно совершившего проступок надо наказать обязательно. Но для воспитания детей нужен прежде всего личный пример взрослых, единство слова и дела, как можно более ранее приобщение ребят к самостоятельному труду и деятельности в коллективе. Нужен также контроль за поведением детей. Если этого нет, ребенок становится неуправляемым, совершает проступок за проступком. Потом мы его называем трудным.

Вступая в подростковый возраст, многие дети поразительно меняются. Из ласковых, спокойных, послушных детей они вдруг превращаются в неуправляемых , грубых, агрессивных, что ранит и обижает родителей.

В чём же причина возникновения этого зла? Как понимать наших взрослых детей? Как вести их из сегодня в завтра, чтобы они жили не только эгоистическими интересами, а обретали общественно - политическую, профессиональную зрелость, росли патриотами своей Родины. Об этом шла речь с родителями уч-ся на родительских собраниях. Темы родительских собраний: «Характер моего ребёнка», «Пока не поздно! Права и обязанности родителей, права и обязанности подростка», «Закон и ответственность», «Курение и статистика», «Как сформировать положительные привычки у подростка» и др.

Нередко я напоминаю родителям мудрое напутствие известного американского педиатра Бенджа мина Спока: «Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет... Результат воспитания зависит не от степени строгости или мяг кости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете».

Современное воспитание школьников осложнено многими нега тивными процессами, которые происходят в нашем обществе: обострение политической ситуации; социальная на пряженность; нарастание экономической не стабильности; криминализация жизни; ухудшение экологической обста новки; падение нравственности и др.

Такая ситуация, в которой оказалось наше общество, объек тивно порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрес сию, жестокость, борьбу, конкуренцию. Все это приводит к снижению ценности человеческой жизни.

Почему подростковый возраст считается трудным?

Взрослея, подростки тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением,

чувствами и разумом, планами и возможностями. Разрыв между познанием мира и самопознанием лишает ребенка возможности саморегуляции и самовоспитания. Интересы гаснут, безответственность преобладает, праздный образ жизни торжествует. В этот период личность и собственное «Я» ещё не сформированы. Именно в этом возрасте и появляются страшные девизы: «Лишь бы не было скучно», «Живём один раз, бери от жизни всё, пока ты молод - и никаких проблем».

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная ситуация, и прежде всего то, что в сферу организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних. Криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и правонарушения. Преступность молодеет. И такая криминализация молодежной среды лишает общество перспективы установления в скором будущем социального благополучия.

Сегодняшний подросток находится в плену романтического ореола блатной «карьеры», поэтому взрослым главное не закрывать на это глаза. В поединке с рекламой, призывающей к роскоши, и блатным шансонам, педагог выйдет победителем и спасет жизнь ребенка, если поймет: рассказать - значит показать, а вести за собой - значит являться хорошим наставником и знающим другом, за которым хочется идти. Очень важно не быть дидактом, который буквально отрицает девиантное поведение, а стать знающим собеседником, который может многое сказать подростку, даже уже идущему по пути к девиантному образу жизни.

Чтобы предостеречь несовершеннолетнего и помочь ему во многих школах, создаются программы по профилактике и предупреждению преступлений и правонарушений среди учащихся, и каждое учебное заведение старается найти свой подход к этой работе и использовать те методы, которые будут эффективны для данной школы. Например, программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних «Мы вместе» (МОУ Каракулинская СОШ, Удмуртская Республика, 2008-2009г.) Орловой О.А. направлена «на совместную деятельность как детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так и детей, легко адаптирующихся в социуме».[3] Программа по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ «Дороги, которые мы выбираем…» (ГОУ СОШ №1253, Москва, 2007г.), Зольниковой З.М. и Никитовой М.Б. направлена «на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, повышения качества их жизни, а также на формирование потребности вести здоровый образ жизни». [2]

Представленная нами программа имеет свои особенности, она позволит найти подход к несовершеннолетнему и его семье, а также поможет педагогам в работе с детьми, совершившими правонарушения и преступления. Цель нашей работы: стабилизация и дальнейшее снижение уровня правонарушений и преступлений, совершаемых учащимися школы. Для достижения цели программы поставлены следующие задачи:

Воспитание у учащихся нравственно-правовой убежденности, законопослушного поведения и основ толерантности.

Профилактика и ликвидация педагогической и социальной запущенности.

Усиление роли семьи в социализации школьников, сближение интересов родителей и педагогов по формированию гармонично развитой личности.

Координация деятельности всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Представим практическое описание системы работы по профилактике и предупреждению правонарушений и преступлений среди учащихся в МОУ СОШ №2 г.Кирово-Чепецка Кировской области.

Работа ведется со следующими участниками образовательного процесса: это учащиеся школы их родители, а также педагоги.

Наша страна провозглашена демократическим правовым государством. Но в массовом сознании граждан право не является безусловной ценностью и общественной нормой жизни. Помимо этого, современная социально - экономическая ситуация создает все условия для попадания детей и подростков в «группу риска», как одной из самых незащищенных категорий граждан. С одной стороны, несовершеннолетние часто подвергаются насилию, нарушаются их права, а с другой стороны они большую часть времени предоставлены сами себе. И как результат - повальное употребление психотропных и психоактивных веществ, алкоголизм, табакокурение, нежелание учиться и работать, проявление жестокости, агрессии, совершение преступлений и правонарушений.

Поэтому работа по профилактике преступлений и правонарушений среди учащихся должна предполагать целый комплекс социально - профилактических мер, направленных на оздоровление условий жизни детей, на индивидуальную психолого - педагогическую коррекцию личности несовершеннолетних, а также формировать правовую культуру и повышать правовую грамотность учащихся, способствуя тем самым правовому воспитанию.

Далее представлены индивидуальные и групповые формы работы с учащимися по профилактике и предупреждению правонарушений и преступлений, проводимых в МОУ СОШ №2 г.Кирово-Чепецка Кировской области.

Индивидуальные формы работы с учащимися по профилактике и предупреждению правонарушений

Групповые формы работы с учащимися по профилактике и предупреждению правонарушений

1.Проведение психолого-педагогической диагностики, выявление причин по которым совершаются преступления и правонарушения;

1.Традиционное проведение классных часов на тему: «Уголовная ответственность несовершеннолетних» - (7-11кл.); «Административная ответственность несовершеннолетних» - (5-6кл.);

2.Проведение индивидуальных консультаций по желанию учащихся и запросам классных руководителей и родителей;

2.Вовлечение учащихся в занятия, кружки, спортивные секции, факультативы, а также в работу Школьного Музея Боевой Славы во внеурочное время;

3.Проведение педагогического расследования по каждому случаю жестокого обращения с детьми и по каждому правонарушению в школе и вне её

3.Организация досуга учащихся во внеурочное время в городских УДО, осуществление контроля за их посещаемостью;

4.Организация трудоустройства и отдыха трудных подростков;

4.Организация ролевых игр и тематических бесед с учащимися 1-11кл.

5.Приглашение учащихся, склонных к совершению правонарушений на совет профилактики школы;

5.Проведение коррекционно-развивающих занятий в группах;

6.Участие в городских акциях и операциях, посвященных профилактике и предупреждению правонарушений и преступлений среди учащихся;

6.Планирование и организация досуга учащихся в дни школьных каникул;

7.Проведение совместных рейдов с социальным педагогом, психологом, классным руководителем и инспектором ПДН в неблагополучные семьи;

7.Проведение дня Правовых знаний, дня здоровья, декад по борьбе с ПАВ (употреблением наркотиков, спиртных напитков и курением);

8. Защита интересов учащихся на КДН и ЗП, в следственных органах, при оформлении опеки, усыновлении, лишении родительских прав, при продаже и обмене жилья;

8. Проведение организационных и дисциплинарных линеек;

9.Определение дальнейшего жизнеустройства учащегося, в случае лишения родителей родительских прав (опека, детский дом, школа - интернат);

9.Оформление информационного стенда «Куда я могу обратиться за помощью»(номера телефонов горячих линий и прочих организаций);

10. Отслеживание влияния учебных нагрузок на физическое состояние учащихся;

10.Контроль за успеваемостью и поведением, формирование микроклимата в коллективе;

11. Направление несовершеннолетних на консультации психиатра-нарколога; Периодическое пролечивание несовершеннолетних у психиатра;

11. Использование здоровьесберегающих технологий в организации учебно-воспитательного процесса; Создание благоприятного лечебно-оздоровительного режима в ОУ

12. Плановое пролечивание учащихся в центре реабилитации;

12.Соблюдение санитарно-гигиенических норм и режима рационального питания; Проведение профилактической работы: организация ЛФК, закаливание, витаминизация. Периодический осмотр детей у психиатра (2 раза в год);

Данные формы работы в комплексе с другими профилактических мерами направлены на: изучение прав ребёнка, формирование у подростков правовой культуры и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства и справедливости, формирование законопослушного поведения и основ толерантности, воспитание чувства ответственности за свои поступки, развитие умения определять свою личностную позицию и делать правильный выбор, что в целом формирует правовую культуру и способствуют профилактике правонарушений и преступлений среди учащихся.

Но мало проводить работу только с несовершеннолетними, ведь важным фактором, влияющим на их поведение, является семья.

Многие родители не задумываются о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребёнок. Однако, каждый взрослый, и в первую очередь родитель, в ответе за то, что происходит с его ребенком, поэтому воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии - это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил, терпения и выдержки. И если у родителей или лиц заменяющих родителей и других членов семьи возникают проблемы в воспитании несовершеннолетнего, то педагогический коллектив школы может помочь справиться с появившимися трудностями.

Работа с родителями по профилактике и предупреждению правонарушений и преступлений среди учащихся в МОУ СОШ №2 г.Кирово-Чепецка Кировской области распределяется следующим образом:

Информационно-просветительская деятельность (ответственные: социальный педагог, психолог, завучи):

1.Проведение родительского клуба для неблагополучных семей и трудных подростков; 2.Проведение родительских собраний (по приглашению классного руководителя); 3.Проведение лекций и бесед для родителей (по запросу); Выпуск информационных листов, оформление стендов в помощь родителям; 4.Обследование жилищно-бытовых условий семьи, проведение рейдов в неблагополучные семьи; 5.Приглашение родителей неблагополучных семей на совет профилактики школы; 6.Организация общешкольных род. собраний с привлечением медицинских работников, специалистов правоохранительных органов, социального педагога и психолога; 7.Оказание материальной помощи через Центр помощи семьи и детям;

Психолого-педагогическая деятельность (ответственный - психолог):

1.Исследование детско-родительских отношений в рамках психолoго-педагогического мониторинга; 2.Проблемное и тематическое консультирование; 3.Проведение родительских собраний, круглых столов, психопрофилактических занятий в тренинговом режиме, ролевых и деловых игр для детей и их родителей; 4.Оказание психолого-педагогической поддержки семье (индивидуальная работа); 5.Организация взаимодействия педагогов, медработников, медработников, родителей в вопросах оказания помощи детям;

Досуговая деятельность (ответственные: завуч по УВР, социальный педагог, учитель физкультуры):

1.Проведение занятий по пропаганде ЗОЖ, проведение Дня здоровья; 2.Участие в городских конкурсах и проектах; 3. Организация совместного досуга: спортивных соревнований, праздников, конкурсов, диспутов, походов в театр, на экскурсии;

Данные виды деятельности помогут родителям получить информацию в области права, социальной защиты, психологии, а также лучше узнать своего ребенка и проводить с ним больше времени.

© 2010-2022