Внеурочная деятельность Друзья природы

          Рабочая программа по внеурочной деятельности «Друзья природы» для 4 класса составлена на основе: ·        федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.) ·        письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования ·        образовательно...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеурочная деятельность Друзья природы

Внеурочная деятельность Друзья природы

Внеурочная деятельность Друзья природы

Внеурочная деятельность Друзья природы


Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Друзья природы» для 4 класса составлена на основе:

  • федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.)

  • письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования

  • образовательной программы МБОУ «СОШ с.Чарли» Кукморского муниципального района РТ,

  • Учебного плана 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Чарли» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2014 - 2015 учебный год (Приказ №78 от 24 августа 2014 г.)

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.

Возрастная категория обучающихся: 7-10 лет

Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе - 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Возраст участников - 7-10 лет. Занятия проводятся 2 часа в неделю по 25 минут, всего на курс -68 часов.

Цель программы:

  • Развитие личностно-значимого отношения к природе детей школьного возраста.

Задачи:

  • Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

  • Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

  • Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

  • Воспитание ответственного отношения к здоровью, при роде, жизни.

  • Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

  • Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

  • Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

  • Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Основные методы работы:

1.Словесный метод:

  • Рассказ, беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников);

  • словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).

2.Метод наглядности:

  • Наглядные пособия и иллюстрации.

3.Практический метод:

  • Тренировочные упражнения;

  • практические работы.

4.Объяснительно-иллюстративный:

  • Сообщение готовой информации.

5.Частично-поисковый метод:

  • Выполнение частичных заданий для достижения главной цели.

Преобладающие формы занятий - групповая и индивидуальная.







Учебно-тематический план

Содержание курса

Количество часов

Перечень универсальных действий обучающихся

Введение

2

Личностные:

-устанавливать связи между целью деятельности и её мотивом.

Познавательные:

-устанавливать причинно-следственные связи;

- обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку) овладеть умением наблюдать и сопоставлять.

Регулятивные:

-в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения задачи

- формировать навыки самоконтроля;

Коммуникативные:

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- уметь излагать свою точку зрения;

-допускать существование различных точек зрения

Человек и природа

5

Неживое в природе

12

Живое в природе

9

Царство грибов

3

Сельскохозяйственный труд весной

3







Содержание курса.


«Введение» (2 часа)

Тема 1. Вводное занятие. Мы жители планеты Земля (1 час)

Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле.

Тема 2. Мир вокруг. (1 час)

Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.

Раздел 1 . « Человек и природа» (5 часов)

Тема 3. Экология и мы. (1 час)

Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.

Тема 4. Осенние работы в поле. (1 час)

Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница - озимая, яровая.

Тема 5. Практическое занятие «Пришкольный участок». (1 час)

Дать представление о пришкольном учебно-опытном участке; дикорастущие и культурные растения. Работа на участке, инструктаж по технике безопасности.

Тема 6. Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи (1 час)

Человек - верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу.

Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта.

Тема 7. Осень в лесу (экскурсия) (1 час)

Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени : расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе - желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.

Раздел 2 . «Неживое в природе» (12 часов)

Тема 8 - 9. Неживая природа ( 2часа)

Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня»

Тема 10. Солнце - источник тепла и света (1 час)

Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье

Тема 11. Вода, её признаки и свойства (1 час)

Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды».Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния,

круговорот воды

Тема 12. Берегите воду! (1 час)

Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги. Источники загрязнения. Работа над проектом « Сбережем капельку!»

Тема 13. Почва - святыня наша. (1 час)

Почва - необходимая среда для растений Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы».

Тема 14. Практическое занятие «Почва - состав и свойства почвы». (1 час)

Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране

Тема 14 - 15. Погода. Климат. (2 часа)

Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы»

Тема 17. Предсказание погоды по народным приметам (1 час)

Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью.

Тема 18. Почему нельзя..? (1 час)

Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль - враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения»

Тема 19. Практическое занятие «Диалоги с неживой природой» (1час)

Ролевая игра «Пойми меня». Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города. Акция «Мы, против мусора!»

Раздел 3. «Живое в природе» (9 часов)

Тема 20. Практикум «Хлебные крошки» (1 час)

Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки.

Тема 21. Кто улетает, а кто остаётся (1 час)

Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных (см.: Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. - Москва, 2001. - С. 23) и о перелетных птицах области. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц края

Тема 22. Экологические связи неживой и живой природы (1 час)

Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели

Тема 23. Вода и жизнь (1 час)

Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров.

Тема 24. Растения рядом (1час)

Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждение повреждений деревьев.

Тема 25. Комнатные растения (1час)

Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в детском саду, дома, классе с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив)

Тема 26. Размножение комнатных растений (1 час)

Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка

Тема 27. Дикорастущие растения луга, водоёма , ласа (1 час)

Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.

Тема 28. Практическое занятие «Растения луга и леса» (1 час)

Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями.

Раздел 4. «Царство грибов» (3часа)

Тема 29. Съедобные грибы (1 час)

Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ. Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки

Тема 30. Несъедобные грибы. (1 час)

Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным)

Тема 31. Микроскопические организмы (1 час)

Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру.

Раздел 5. «Сельскохозяйственный труд весной» (3 часа)

Тема 32. Сельскохозяйственные машины и орудия (1 час)

Закрепить представления о сезонности труда, представление о видах и значении труда людей весной в поле, в огороде.

Тема 33. Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке (1 час)

Разбивка грядок для посадки культурных растений. Изготовление лунок для посадки деревьев и кустарников на пришкольном участке. Побелка стволов Дежурство и наблюдение юных экологов за всходами. Акция с привлечением родителей

Тема 34. Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке (1час)

Посадка декоративных растений. Опыты:

1. «Влияние сроков посева на время цветения декоративных растений».

2. «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений». Изготовление колышков и этикеток.

Календарно-тематическое планирование


№ занятия

Тема занятия

Дата по

плану

Дата по факту

Исключение

Введение (2час)

1

Вводное занятие. Мы жители планеты Земля

02.09.13


2.

Мир вокруг.

09.09.13



Человек и природа (5 часов)

3

Экология и мы.

16.09.13



4

Осенние работы в поле

23.09.13



5

Практическое занятие «Пришкольный участок»

30.09.13



6

Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи

07.10.13



7

Осень в лесу

14.10.13



Неживое в природе ( 12часов)

8

Неживая природа

21.10.13



9

Неживая природа

28.10.13



10

Солнце - источник тепла и света

11.11.13



11

Вода, её признаки и свойства

18.11.13



12

Берегите воду!

25.11.13



13

Почва - святыня наша.

02.12.13



14

Состав и свойства почвы

09.12.13



15

Погода.

16.12.13



16

Климат.

23.12.13



17

Предсказание погоды по народным приметам

16.01.14



18

Почему нельзя..?

23.01.14



19

Диалоги с неживой природой

30.01.14




Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (9 часов)

20

Практикум «Хлебные крошки»

06.02.14



21

Кто улетает, а кто остаётся

13.02.14



22

Экологические связи неживой и живой природы

20.02.14



23

Вода и жизнь

27.02.14



24

Растения рядом

06.03.14



25

Комнатные растения

13.03.14



26

Размножение комнатных растений

20.03.14



27

Дикорастущие растения луга, водоема и леса

03.04.14



28

Практическое занятие «Растения луга и леса»

10.04.14




Царство грибов (3часа)

29

Съедобные грибы

17.04.14


30

Несъедобные грибы

24.04.14



31

Микроскопические грибы

01.05.14




Сельскохозяйственный труд весной (3часа)

32

Сельскохозяйственные машины и орудия

08.05.14



33

Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке

15.05.14



34

Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке

22.05.14








Классификация результатов освоения программы «Друзья природы":


Первый уровень

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества ( человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень

Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия, в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, человек действительно становится (а не просто узнает, как стать)социальным деятелем.


Литература

  1. Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. - Москва : Просвещение, 2001.

  2. Плешаков А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе / А. А. Плешаков// Начальная школа. - 1998. -№ 8.

  3. Плешаков А. А. Экологические проблемы и начальная школа / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1991. - № 5.

  4. Чернявский А.В., Ковальчук Д. А. Универсальный энциклопедический справочник./ Харьков, Белгород - 2010 .

  5. Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. / Москва 2008.

  6. Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных. Москва 2010.

  7. Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для любознательных. / Харьков, Белгород 2008.

  8. Роберт Коуп. / Мир насекомых. / Москва «Махаон» 2009


© 2010-2022