Особенности патриотического воспитания в школе

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль школы в патриотическом воспитании учащихся. Особенности, содержание и основные направления патриотического воспитания в школе.



Вопросы патриотического и гражданского воспитания являются актуальными для современного общества. Наступило время чёткого осознания того, что отсутствие положительных ориентиров для молодого поколения, отсутствие системы патриотического воспитания может привести к серьёзным проблемам в государстве. Несомненно, правы авторы крнцепции, что пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Детство - это наиболее благоприятное время для осуществления гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Патриотическое воспитание является разноплановым, системным, целенаправленным и скоординированным действием государства. В рамках государственной деятельности произошло обновление содержания образования, основой которого является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. При формировании личности предполагается сочетание гражданской, правовой, политической культуры. Вклад в данный процесс может внести современная школа, которая сочетает в себе развитую нравстаенную, правовую и политическую культуру. Вместе с этим важно понимать, что школа является сложной системой и отражает характер, проблемы и противоречия общества, в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу обеспечивает формирование конкретной личности, отвечает за успешную социализацию обучающихся и является важнейшим инструментом в деле воспитания гражданина и патриота.

Особенности патриотического воспитания в школе

Содержание патриотического воспитания в образовательном учреждении реализуется через две главные функции. Первая функция - организационно-деятельная. Вторая функция - организационно-ценностная.

Организационно-деятельная функция патриотического воспитания состоит из двух последовательных этапов:

I этап. Постановка цели и планирование.

II этап. Организация деятельности.

Организационно-деятельное содержание гражданственности и патриотизма определяет организационные и технологические требования, создаёт объективные предпосылки для их выполнения.

Организационно-деятельная функция содержания патриотического воспитания базируется на конкретных требованиях, правилах и нормах, которых должны придерживаться педагоги. Кроме того, для действенной реализации данной функции, педагоги должны обладать рядом компетенций (см. табл. 1).

Таблица 1.

Название компетенции

Где используется?

1. Предметная компетенция.

Позволяет педагогу использовать знания в сфере патриотического воспитания

2. Правовая компетенция

Необходима для использования в воспитательном процессе правовых знаний, основанных на государственных законах, нормативных актах.

3. Социально-психологичес- кая компетенция

Даёт возможность принимать самостоятельные решения для организации образовательного процесса.

4. Нравственная компетенция

Помогает педагогу делать правильный выбор нравственных ценностей, которые будут использованы для достижения результата.

5. Информационно-коммуни-

кативная компетенция

Обеспечивает педагогу способность и готовность вести диалог и конструктивно решать проблемы.




Организационно-ценностное содержание патриотического воспитания обеспечивает условия необходимые для усвоения и понимания стратегии патриотизма, признания идеалов и ценностей, которые составляют основу обучения и воспитания.

Организационно-ценностная функция содержания патриотического воспитания может реализовываться через информационно-просветительские технологии. Эти технологии дают возможность педагогам образовательных учреждений формировать положительный образ России, патриотические чувства и сознание граждан на основе общенациональной идеи, исторических ценностей, чувства гордости россиян за свою страну, веры в её великое будущее, понимание роли России в судьбах мира.

Своё выступление я хочу закончить словами великого педагога В. А. Сухомлинского : "Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества, ранней юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота. Это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием."

Спасибо за внимание! С уважением, Акулова Надежда Егоровна.







© 2010-2022