Методическая разработка родительского собранияДуховно-нравственное воспитание детей

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГУ «Гимназия №45»

.


Родительское собрание

на тему «Духовно-нравственное воспитание детей»


Класс:8

Классный руководитель:

Малышева Л.Н.






















Г.Караганда 2015

Предварительная работа:

1.Опрос учащихся

А)Что значит духовность?

Б)Что значит нравственный человек?

В)Какими качествами должен обладать духовно-нравственный человек?

2.Распечатать на формате А1 солнце с лучами, в центре разместить лицо ребенка.

3.Цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры, бумага формата А4-10 шт.

4.Распечатать высказывания.

Собрание начинается с видеоролика. Парадокс нашего времени. youtu.be/mv7wgGXH9VA

Современное общество имеет набор следующих характеристик -нравственная деградация, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм. Данные характеристики свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности, что приводит к противоречиям в обществе.

Высокая степень проявления противоречий, выливающихся в конфликты, отражает наличие духовного раскола общества, отсутствие в нем единой общенациональной цели, неспособность его обеспечить решение возникших проблем на основе социальной справедливости, проводить необходимую воспитательную политику, прежде всего по отношению к молодому поколению.

Несложно представить к чему может прийти такое общество примером является ситуация на Украине, когда все национальные ценности, ценности общества потеряны, нет.

дополнение

Существуют два вида моральных конфликтов: межличностный (например, когда в повести А. С. Пушкина «Дубровский» помещик Троекуров наносит личное оскорбление своему бывшему приятелю-соседу) и внутриличностный (драма Анны Карениной в одноименном романе Л. Н. Толстого; трагическая раздвоенность Екатерины из драмы А. Н. Островского «Гроза» и др.).

Решение моральных конфликтов тесно связано с проблемой воспитания и самовоспитания личности. В любом обществе оно всегда являлось одной из наиболее сложных и трудоемких задач, которые связаны не только с субъективными желаниями и представлениями молодых людей, но определяются и многими объективными факторами и трудностями в жизни молодежи. Это и длительный период социализации, приобретения самостоятельности (обучение и воспитание), и отсутствие жизненной закалки, и психологическая неустойчивость и ранимость, и преувеличение роли внешних факторов и форм бытия (например, понятие «быть» зачастую подменяется понятием «иметь») и т. д. Но в любом случае необходимо находить нужные формы влияния и убеждения, избегать крайностей. Нельзя систему воспитания превращать в жесткую систему запретов или, наоборот, занимать позицию попустительства неблаговидным делам. Основные качества, которые требуются от людей, претендующих на роль воспитателей и представителей общественного мнения в морали, - это доброжелательность к людям и в то же время твердость по отношению к нарушителям моральных норм. Воспитательный процесс должен быть осмысленным для воспитуемых. Провалы в моральном воспитании опасны, поскольку они ведут к разрыву духовных связей между поколениями, приводят к потере «духовного кода» в воспроизводстве всей системы общественных отношений. Основные качества, которые сегодня особенно важно воспитывать у нового поколения, - это духовность, надежность, порядочность (14, с. 167).

Поэтому Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного общества и человека не случайно.

ДУХО́ВНОСТЬ, духовности, мн. нет, жен. (книжн. устар.). Отрешенность от низменных, грубо чувственныхинтересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа.( толковый словарь Ушакова).

Духовность - духовно-практическая деятельность по самосозиданию, самоопределению, духовному росту человека. Без нее невозможны ни самостоянье человека, ни величие его..(Выгодский Л.С. в психологии).

Значение слова Нравственность по Ожегову:Нравственность-внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Высказывания наших детей.( опрос проведен предварительно).

1.Что значит духовность.

Худшие высказывания:

Без ответа, отношение к религии, это душа, душевное спокойствие,

Лучшие:

Внутренний мир человека, гармония человека.

2.Что значит нравственный человек.

Худшие высказывания.

Без ответа,всем нравиться.

Лучшие.

Человек с душой,душевный,иметь честь и долг, обладает качествами, чтобы яв-ся хорошим человеком.

3.качетва духовно-нравственного человека.

Худшие.

Молчаливый,сильный

Лучшие

Честность,доброта,исренность,красивый внутренний мир,совершает хорошие поступки,сочувствие.вежливый.порядочный,

Духовный кризис и духовно-нравственное воспитание личности

С одной стороны, духовный кризис - глобальное явление, которое связывают с преобладающим характером цивилизационного развития человечества. Современное постиндустриальное общество, ориентированное на максимальное потребление материальных благ и преобразование окружающего мира для более полного их удовлетворения, породило особый тип технократической личности - «кибернетического человека» (Э.Фромм), интеллектуально развитого и технически образованного, но неспособного к подлинно человеческим отношениям и духовно отчужденного от мира природы и человеческой культуры. Последствия данного явления отчетливо проявляются в системе социальных, межличностных отношений, в экологическом кризисе, который является ярким показателем духовной ограниченности современного технократа, зачастую лишенного чувства ответственности и осознания своего человеческого долга перед окружающим миром.

С другой стороны, духовный кризис, характеризующийся бездуховностью и безнравственностью - явление отечественное, которое особенно стало явным, начиная с 90-х гг. XX века. Это связано не только с реалиями социальной жизни, но прежде всего с утратой прежних основ и ценностей воспитания, порожденной долгими годами идеологической неопределенности и аксиологическим кризисом.

Безусловно, поиск тех идеалов и ориентиров, которые служили бы основой воспитания, осуществлялся на протяжении всех этих лет. Радует то, что сегодня, во-первых, эта проблема перестала быть делом небольшой группы энтузиастов, что формирование духовно-нравственной культуры подрастающего поколения стало одним из приоритетов государственной образовательной политики. Во-вторых, эта проблема перестает быть преимущественно делом различных, подчас чуждых нам конфессий и деструктивных сект. Обнадеживает, что ее разрешение осуществляется в сотрудничестве, объединении усилий государства, общественности, системы образования и представителей религий.

Изначально сущность, основное назначение воспитания заключается в формировании духовного стержня человека - его внутреннего, духовного мира, который проявляется в системе его эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру и к самому себе. Разложив воспитание на отдельные составляющие (интеллектуальное, эстетическое, нравственное, трудовое, физическое и т.д.), педагогическая наука сослужила плохую службу педагогу-практику, побудив его поверить в возможность формирования и развития человека «по частям», в то время как целостность человека и проявление его человеческой сущности в любых видах деятельности возможны только на основе становления его целостного духовного мира.

Сущность духовно-нравственного воспитания

В чем же заключается сущность духовно-нравственного воспитания? И почему мы настаиваем на единстве духовного и нравственного, а не обращаемся к одному из этих понятий?

Существуют разные точки зрения на этот счет. Одна из них заключается в том, что в их объединении проявляется стремление соединить религиозное и светское понимание духовности (духовность - понятие религиозное, нравственность - светское). По мнению А. Лихачева, «в наше время, когда говорят о смысловых, идейных исканиях отдельного человека или целого культурного течения, но при этом желают подчеркнуть их автономность от религиозной сферы, термины "духовный" и "нравственный" зачастую соединяют, образуя новое слово: духовно-нравственный. ... Речь в подобных случаях идет все о том же поиске Истины и Смысла, который осуществляется и в религии, но при этом с опорой на интуитивный поиск самого человека, его совести, а не на то или иное религиозное учение или Откровение».

Согласно другой точки зрения, нравственность распространяется на повседневную жизнь, а духовность - на жизнь в ее высшем качестве - бытии человека. Но думается, что причины здесь более глубокие. Надо, прежде всего разобраться, что такое духовность и нравственность? И всегда ли духовное воспитание может быть нравственным, а нравственное - духовным?

Духовность, на наш взгляд, - качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми, в основе которых - чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии. Недаром значение слова «дух» - (лат. spiritus) - дуновение, тончайший воздух, дыхание.


Второе понятие, важное для осознания сущности духовного воспитания, - «духовная жизнь», или «духовное бытие» человека. «Духовность» и «духовное бытие» - взаимопроникающие, но не синонимичные понятия. Духовное бытие личности проявляет ее духовность, а духовность выступает основой и результатом ее духовного бытия.

Если религиозная традиция чаще всего рассматривает духовное бытие как трансцендентный выход человека за пределы своей реальной жизни, то светская включает в нее всю сферу духовно-практической жизнедеятельности личности: поиск и обретение смысла жизни, своего призвания; духовное самосовершенствование и обогащение внутреннего мира посредством приобщения к культуре, духовного общения между людьми; духовно-практическую деятельность, направленную на служение и помощь окружающим.

Было бы неоправданно сводить процесс становления человека как существа духовного лишь к способности совершенствовать свою духовную сущность на основе выхода за пределы собственного «я» и подготовки к иной, высшей цели своего бытия. Духовные искания могут привести человека как к просветлению, к совершенствованию своей человеческой природы, так и разрушению, фанатизму, отвержению всего человеческого, нарушению нравственных связей с близкими и другими людьми. Не случайно говорят о двойственном характере духовного становления, о светлой и темной духовности.

По мнению русских философов (И. Ильина, В. Соловьева, Г. Федотова и др.), истинная духовность не существует вне нравственности. Высшая духовность невозможна без душевности - эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему.

Анализируя различные философские подходы к определению сущности человека, Г. Федотов пишет: «Сам человек становится предметом отрицания, унижения, подавления в передовых явлениях современной культуры. Он подавляется во имя мира идеального (кантианство) и мира социального (марксизм, фашизм), ради духа и ради материи, во имя Бога и во имя зверя. Свободно и окружено почетом тело, освобождается, хотя и в очень ограниченной степени, и дух; гибнет только душа. Но это «только»! Телесный человек живет звериной жизнью, духовный - ангельской. Лишь душевный остается человеком... Духовность, оторванная от разума и чувства, бессильна найти критерий святости: смотря на многих современных "духоносцев", трудно решить, от Бога они или от дьявола? Внеэтическая духовность и есть самая страшная форма демонизма» [6, с.46]. Человек реализует себя как личность, лишь развивая в себе душевную духовность: способность к состраданию и сопереживанию, чуткость и отзывчивость, совестливость, готовность прийти на помощь другому человеку, ответственность за все, что совершается вокруг него.

Понимание Другого, взаимодействие с Другим рассматривается в качестве сущностных характеристик духовного воспитания как в светской, так и в педагогике любого вероипсповедания, где постоянно подчеркивается направленность человеческого бытия на благо ближнего и на приближение к Всевышнему как абсолютно значимому Другому. Итак, истинно духовное воспитание всегда нравственно ориентировано.

Практическая часть.

Уважаемые родители Вы разделены на команды, вам предстоит выполнять задания и презентовать их всей командой.

1.Первое задание для каждой команды - нарисовать эмблему каждой команды, которая бы раскрыла суть духовно-нравственного человека. затем его презентовать. Время выполнения 5 минут.

2.Обратимся к опыту прошлых лет, т.е. к мудрым высказываниям людей, живших до нас

Задание второе- прочитайте его внимательно и поделитесь с тем, согласны вы с таким утверждением или нет и почему?

«Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии... нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами...» А. П. Чехов

«Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». В. А. Сухомлинский

Нет ничего хуже, чем воспитывать детей в однобоком ключе: таким ключом не открывается ни одна дверь в этом мире, полном замков и запоров.

Борис Кригер


«Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А. С. Макаренко

З. Каждый из нас имеет представление о тех качествах, которые должен иметь его ребенок. Ваша задача из цветной бумаги вырезая полоски, построить дом духовно-нравственного человека, затем написать качества вашего ребенка и разместить людей, которые должны воспитать в нем эти качества. Выбор цвета стен, крыши и т.д. нужно пояснить.

Время 10-15 минут.

Вашему вниманию предлагается просмотр ролика, чтобы еще раз вспомнить человеческие ценности.

4.Ролик.Интервью с Богом.youtu.be/zZsdTrvBuKM

Мы хорошо представляем набор тех качеств, которыми должен обладать наши дети, чтобы по праву каждый из них мог считать себя человеком с большой буквы.

5.Душа ребенка светла и чиста. Она напоминает солнце, которое вы видите на доске .Давайте же наполним его необходимыми качествами. Ваша цель написать их на лучах солнца, на каждом по качеству.

Для того, чтобы человека в его повседневной жизни были ориентиры, на которые он может полагаться, была написана книга «Дорога к счастью». Вашему вниманию предлагается просмотр двух роликов.

Заключение.

Наша задача тесно сотрудничать, чтобы сегодняшняя работа не осталась только на словах. В этом деле я желаю нам всем иметь огромное терпение и любовь.

Родительское собрание я хотела бы закончить словами великого физика.

«Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизнь других людей красивее и благороднее».

Альберт Эйнштейн

7


© 2010-2022