Методические рекомендации Особенности подросткового возраста учащихся

Данная разработка для классных руководителей 6-8 классов. Здесь представлены особенности подросткового возраста учащихся и особенности их обучения.  Данные рекомендации помогут классным руководителям понять особенности поведения учащихся подросткового возраста, отношение к учебе и окружающему миру в этот сложный возрастной период. Рекомендации могут быть использованы на  родительских собраниях, классных часах, методических советах, совещаниях. Также могут быть использованы не только классными ру...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности учебной деятельности подростка

Учение для подростка, как и для младшего школьника, является главным видом деятельности. И от того, как учится подросток, во многом зависит его психическое развитие, становление его как гражданина.

В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые могут и должны опереться как учителя, так и родители.

Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы. Сложность подросткового периода состоит также и в том, что эту готовность он еще не умеет реализовать, ибо он не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности. Обучить этим способам, не дать угаснуть интересу к ним - важная задача учителя. В самом деле, подросток эмоционально реагирует на новый учебный предмет и как у некоторых эта реакция исчезает довольно быстро. Нередко у подростков снижается и общий интерес к учению, к школе, происходит «внутренний отход от школы» (А. Н. Леонтьев). Этот отход выражается в том, что школа перестает быть для ученика центром его духовной жизни.

В подростковом возрасте наблюдается снижение успеваемости, интереса к учению Причины этого явления:

- школа привлекает не столько учебной деятельностью, сколько возможностью общения со сверстниками;

- расширяется круг источников информации, жизненных связей;

- новые требования в средней школе - появление новых учителей, возрастают требования к самостоятельности в учебной деятельности;

- результате актуализации профессионального выбора подросток разделяет учебные предметы на \"важные и неважные\"

Отношение подростка к обучению в основном зависит от личности учителя, поэтому дифференцируется по различным предметам, которые ученик делит на \"интересные и неинтересные\" В лице учителя ученики ценят эрудированность, доброжелательность, тактичность, умение организовать работу учащихся.

Учение для подростка приобретает личностное содержание и порой появляются элементы самообразования:

Это проявляется в следующих фактах:

- Содержание учения расширяется, выходит за пределы школьной программы по собственной инициативе подростка.

- Появляются мотивы профессиональной подготовки, недовольство собственными знаниями; мотивы долга, ответственности и престижа без связи с познавательной мотивацией.

- Овладение основами наук (математика, физика, химия), которые требуют достаточного интеллектуального развития и самостоятельной учебной работы.

В подростковом возрасте познавательные процессы подвергаются важным изменениям, приближаясь в своих параметрах до \"взрослого\" уровня, получают дальнейшего развитие следующие виды познавательных процессов: внимание, наблюдательность, теоретическое мышление, словесно-логическая память. Совершенствуются познавательные процессы, сознательное отношение подростка к их использованию при решении сложных учебно-познавательных задач.

Важное влияние на познавательную сферу подростка оказывает мышление, вследствие чего происходит интеллектуализация познавательных процессов. Память построена на анализе и понимании материала и опирается на использование приемов запоминания:

Формирование мотивации обучения непосредственно связано с удовлетворением доминирующих потребностей возраста. Одна из таких потребностей подростка - познавательная. При ее удовлетворении у подростка формируются устойчивые познавательные интересы, которые определяют его положительные отношения к учебным предметам. Подростков привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-следственные связи. Подростки испытывают эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Им нравится делать самостоятельные открытия. Неудовлетворение познавательной потребности и познавательных интересов вызывает у подростков не только состояние скуки, апатии, безразличия, но порой и резко отрицательное отношение к предметам. При этом для них в равной степени имеет значение как содержание, так и процесс, способы, приемы овладения знаниями.

Наряду с познавательными интересами первостепенное значение при положительном отношении подростков к учению имеет понимание значимости знаний. Для них очень важно осознать, осмыслить жизненное значение знаний, и прежде всего их значение для развития личности. Это связано с усилением роста самосознания современного подростка. Многие предметы ему нравятся потому, что они отвечают его потребностям не только много знать, но и уметь, быть культурным, всесторонне развитым человеком. Важно поддерживать убеждение подростков в том, что только образованный человек может быть по-настоящему полезным обществу человеком. Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у них повышенный эмоциональный тонус, мотивацию к обучению и определяют их активное отношение к учению. Если же подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим учебным предметам.

Эмоциональное благополучие подростка во многом зависит от оценки учебной деятельности взрослыми. Оценка для него имеет различный смысл. В одних случаях оценка дает возможность подростку выполнить свой долг, занять достойное место среди товарищей, в других - заслужить уважение учителя и родителей. Нередко же смысл оценки для него выступает в стремлении добиться успеха в учебном процессе и тем самым получить уверенность в своих умственных способностях и возможностях. Это связано с такой доминирующей потребностью возраста, как потребность осознать, оценить себя как личность, свои сильные и слабые стороны. И в этом плане наибольшее значение имеет не только оценка деятельности учащегося и его умственных возможностей со стороны других, но и самооценка. Как показывают исследования, именно в подростковом возрасте доминирующую роль начинает играть самооценка. Для эмоционального благополучия подростка очень важно, чтобы оценка и самооценка совпадали. Только при этом условии они могут выступать как мотивы, действующие в одном направлении и усиливающие друг друга.

Таким образом, говоря об особенностях учебной деятельности подростка, важно отметить:

- содержание учебной программы значительно усложняется, что требует от учащихся большего времени и более напряженной умственной деятельности;

- может наблюдаться снижение успеваемости, интереса к учению;

- учения для подростка приобретает личностное содержание, появляются элементы самообразования.



© 2010-2022