Статья Воспитательная система - залог успешной работы с группой

Мы живем в  непростое время, время -  крушения нравственных идеалов,  семейных устоев,  что  негативно влияет на развитие внутреннего духовного мира человека. В этих условиях педагог должен проявить свои  профессиональные знания и  житейскую мудрость, найти ту педагогическую изюминку, которая поможет осуществить задачу нравственного воспитания молодежи, раскрыть ее духовные качества,  развить способность к самоопределению в жизни и  в профессиональной деятельности.     Воспитывая, педагог обращ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ С ГРУППОЙ

Головач Ольга Владимировна, преподаватель химии,

ОГАОУ СПО «Белгородский техникум общественного питания»


Воспитание есть усвоение хороших привычек.

Платон

Все мы родом из детства……. Известно, что та среда, в которой рождается, растет и формируется человек, влияет на его становление и развитие как личности. На протяжении всех периодов человеческой жизни - детства, отрочества, юности - происходит усвоение социального опыта, духовно- нравственных ценностей предшествующих поколений. Поэтому, доминантой в процессе воспитания личности является его окружение: кто был рядом с ним в это время, чему он научился, что вошло в его сердце и разум из окружающего мира, определение нравственных категорий «добра » и «зла».

Перед педагогом, каждый раз, когда он встречается со своими очень разными и порой грубыми, вспыльчивыми, разнузданными, но все - таки добрыми, общительными и любознательными учащимися, возникает вопрос: « Как заинтересовать и увлечь их, как воспитать в них духовно- нравственные качества достойные слова - Человек?»

И этот вопрос возникает не случайно. Мы живем в непростое время, время - крушения нравственных идеалов, семейных устоев, что негативно влияет на развитие внутреннего духовного мира человека.

В этих условиях педагог должен проявить свои профессиональные знания и житейскую мудрость, найти ту педагогическую изюминку, которая поможет осуществить задачу нравственного воспитания молодежи, раскрыть ее духовные качества, развить способность к самоопределению в жизни и в профессиональной деятельности.

Воспитывая, педагог обращает их помыслы и поступки к вечным человеческим ценностям, таким как, любовь, семья, дети, дружба, добро, интересная работа. К сожалению, в современном процессе воспитания нет единства, нет целостной системы, и - это наша беда. Как правило, воспитательная работа сводится к проведению отдельных мероприятий, которые не всегда вызваны потребностями самих учащихся. А для этого необходимо каждому педагогу разработать воспитательную систему, основанную на мотивах, предпочтениях и интересах конкретной группы детей. Так как, воспитание представляет собой целенаправленную деятельность педагога, содействующую максимальному развитию личности учащегося, успешному вхождению во взрослый мир, мир искусства и красоты.

Практический опыт работы показывает, что с каждым годом в техникум приходят учащиеся, как правило, не отличающиеся любознательностью, эрудицией, учащиеся, ушедшие, по разным причинам, из школы, каждый со своей судьбой и порой не такой уж счастливой. И задача педагога состоит в том, чтобы создать благоприятную среду для их саморазвития и самовыражения.

Мы живем в такое время, когда без овладения научными знаниями и практическим опытом невозможна самореализация человека, как личностной, так и профессиональной направленности. Ввести учащегося в сложный мир человеческих отношений - важнейшая задача воспитания. Жить достойно, пользуясь уважением окружающих, желание каждого человека. Это возможно только тогда, когда сам уважаешь себя и своих соседей, знаешь свою культуру, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей.

Невозможно воспитать человека, любящего свою Родину без изучения истории его семьи, учебного заведения, родного края. Мир природы! Это завораживающие трели птиц, чарующие яркие краски цветов, свежий воздух, вселяющий в нас новые силы. Это и несметные богатства, которые людям надлежит постоянно беречь и приумножать. Воспитание у учащихся чувства ответственности за сохранение естественной природной среды, чувство бережного, гуманного отношения ко всему живому, что есть на Земле - одна из главных задач современного воспитания.

Благоустроенная территория учебного заведения, красивейшие газоны, клумбы, интерьер помещений, внешний вид учащихся, традиции и события жизни техникума, наряду с получаемой системой научных знаний, практического и профессионального опыта, и комфортным образовательным пространством являются основными слагаемыми воспитательной среды.

Так же учитывается роль и социальной среды в процессе воспитания. Взаимодействие личности, семьи, школы и общества становится сегодня глобальной проблемой. Социальное расслоение общества, приводит к тому, что в группе учатся дети из семей с разным уровнем материальных возможностей. К тому же, родители отстраняются от жизненных проблем и непосредственного воспитания своих детей, что откладывает свой отпечаток на их судьбы. Поэтому, необходимо создать такие условия, которые бы максимально включили учащихся в активную, творческую внеурочную деятельность, позволяющую каждому успешно самореализовать себя.

Мой практический опыт работы с такой категорией детей, привел к созданию эффективной воспитательной системы, приоритетным направлениям которой является создание благоприятной среды для саморазвития и самовыражения каждого учащегося, через реализацию поставленных задач:

-интеллектуальное развитие учащихся, организация их познавательной деятельности;

  • воспитание трудолюбивой и любознательной личности, знающего историю и традиции своего края и уважающего живущих рядом людей;

  • формирование творческой личности, обладающей, культурой общения и этическими нормами поведения;

  • сплочение коллектива, удовлетворение досуговых потребностей учащихся;

  • воспитание патриотических чувств;

  • укрепление здоровья, физическое развитие и совершенствование;

  • формировать жизненные позиции

Функционирование воспитательной системы происходит на основе гуманных принципов:

  • -Принцип ориентации на социальные и духовно- нравственные ценностные отношения .

  • Принцип субъектности - т.е., содействовать развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге - своей жизни.

  • Принцип принятия ребенка как данности - умение признавать права учащегося на уважение его личности, признавать особенности и уровень развития на определенном этапе его индивидуальной жизни.

Вся деятельность по разработке и реализации воспитательной системы направлена на формирование у учащихся ключевых компетенций, которые можно определить как: сформированность представления о человеке и окружающем мире; овладение набором культурных умений и навыков; четкая жизненная позиция- способность к индивидуальному выбору жизненного пути; умения сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Эффективность функционирования воспитательной системы подтверждаются практическими результатами деятельности ученического коллектива и диагностических мероприятий. Так, стало традицией, по окончанию учебного года проводить в группе «Фестиваль моих достижений», на котором учащиеся дают оценку своих успехов и определяют причины неудач. Важным воспитательным моментом является личностная самооценка позитивных изменений в учебной деятельности, участии в коллективных творческих делах, приобретении и обогащении социального опыта, личностных качеств, культуре общения. Диагностические мероприятия подтверждают высокий уровень активности учащихся в учебной, профессиональной и общественной деятельности учащихся. Сформировался единый дух группы, появилось желание достойно проявить себя в различных направлениях воспитательных мероприятий, проводимых на разных уровнях. Группа обрела своих спортсменов, артистов, исследователей, специалистов кулинарного искусства. Чувствуется сплоченность группы. К концу 1 курса, учащиеся становятся активными организаторами коллективных дел учебного заведения.

Таким образом, только целенаправленная, системная работа педагога, охватывающая все стороны воспитания гармоничной личности, позволяет добиться позитивных изменений в формировании и развитии успешной личности, способной адаптироваться и самореализоваться в условиях современного общества.


© 2010-2022