Классный час Быть добрым нужно по привычке

Классный час на нравственные темы Цель: формирование нравственных качеств личности.  Задачи: 1.учить высказывать и отстаивать собственную точку зрения, 2. развивать умения работать в группах, логическое мышление, умение добывать информацию, используя различные источники   3. расширять кругозор школьника.  Философ Сенека, живший в 1 веке до н. э. в Риме, написал: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем только собственной выгоды, не может быть счастлив».  Сколько бы ни существовал че...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час «Быть добрым нужно по привычке»

Цель: формирование нравственных качеств личности.

Задачи:

1.учить высказывать и отстаивать собственную точку зрения,

2. развивать умения работать в группах, логическое мышление, умение добывать информацию, используя различные источники

3. расширять кругозор школьника.

Оборудование: ( напиши сам, когда отберёшь материал из особенностей класса)

Класс разбить на группы и усадить полукругом каждую так, чтобы все были видны и не сидели к тебе спиной

Музыка: из мультфильма про кота Леопольда «Если добрый ты»

Классный руководитель:

1. Вводное слово

-Ребята, мы собрались, чтобы поговорить на тему, которая на первый взгляд может показаться простой и легкой.

О чём пойдёт речь? Как вы догадались?

Речь пойдет о человеческих отношениях, о доброте, которая избавляет от одиночества, исцеляет горечь обид, дарит радость. Актуальна ли эта тема? Почему? Как вы думаете, какого человека мы можем назвать добрым?

2. Словарная работа.

-Что такое доброта? Кому нужна доброта? (Ответы детей.) (добрый человек - это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.)

Задание 1 Классный руководитель - Вам (2 группе ) было дано задание - найти определение слова в словаре Ожегова.

Доброта ~ это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Давайте теперь вспомним слова с корнем «добро». (Дети называют слова и словосочетания, а учитель вывешивает соответствующие им карточки на стен или сделай презентацию)

доброта

добродетельный

добросердечный

Добропорядочный

Добросовестный

Доброжелательный

Добрососедство

добронравный

Доброхотный

Добродушный

- Что означают эти слова?

Задание 2

Какие положительные нравственные ценности вы могли бы назвать? Представьте, что добро - это яркое солнышко.

(на доске желтый круг, обозначающий солнечный диск, у ребят приготовленные лучики) Напишите на лучиках этого солнышка те ценности, которые включает в себя понятие добра (сострадание, душевность, честность, участливость, бескорыстность). Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.

Классный руководитель:

Философ Сенека, живший в 1 веке до н. э. в Риме, написал: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем только собственной выгоды, не может быть счастлив».

Сколько бы ни существовал человеческий род, такое качество, как доброта, всегда будет высоко цениться. Недаром именно о доброте, вежливости и почитании старших писал великий князь Владимир Мономах* в завещании сыновьям: «. . .Куда ни пойдете, где ни остановитесь в пути, везде накормите и напоите всякого просящего... Вы же, поступая хорошо, не ленитесь на все доброе, не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите каждому при встрече доброе слово.

Говорят: «Красота спасет мир». Я бы сказал иначе: «Доброта спасет мир .

Задание 3 Вам (1 группе) было дано задание- найти изречения , высказывания знаменитых людей о доброте

Мигель Сервантес: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта». Жан Жак Руссо: «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям». Вильям Шекспир: «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе». Блез Паскаль: «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях». Лев Толстой: «Доброта - вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других». Михаил Пришвин: «Лучшее, что храню в себе, это живое чувство к добрым людям». Максим Горький: «Как хорошо отнестись к человеку человечески, сердечно».

3. Работа в группах

Задание 1 ( разрезать по 5 пословиц) Классный руководитель: Вам даны карточки с пословицами, вы к началу пословицы должны подобрать продолжение. Прочтите, что у вас получилось

1. Доброе слово

и кошке приятно.

2. Не одежда красит человека,

а его добрые дела.

3. Торопись на доброе дело,.

а худое само приспеет

4. Не хвались серебром,

а хвались добром.

5. Кто добро творит.,

того Бог отблагодарит.

6. В ком добра нет,

в том и правды мало.

7. Не ищи красоты -

ищи доброты.

8.Час в добре пробудешь -

все горе забудешь.

9. Худо тому,

кто добра не делает никому.

10. Зла не верши,

чтобы тебя не погубило зло.

Задание 2. (Написать или на слайд каждой группе своё)

Классный руководитель: Прочтите изречения о силе добра и придумайте собственное

«Когда будешь делать какое-нибудь добро, заметь, что во время свершения доброго дела получаешь такое же удовольствие, какое получает и тот человек. (Аль-Маали)

«Когда кто-нибудь совершает для другого доброе дело, радуйтесь! Сразу два человека стали счастливы.» (К. Пеппер)

Задание 3. ( по очереди)

Классный руководитель: - Мне кажется, в вашей жизни были случаи, когда вас обижали. (ответы детей) Скажите, какие чувства вы при этом испытывали? (Боль, горечь, обиду, досаду, чувство одиночества, несправедливость к вам, незащищенность.) - Как вы считаете, справедливо ли с вами поступили? (Ответы детей.) - А сейчас расскажите, были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то? (Ответы детей.) - А теперь поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?

- В Евангелии от Матфея сказано: "...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними".

Задание 4 (оно на группу) Рассмотрите ситуацию. Есть два человека. У каждого - десять хороших друзей.

1. Один из них каждый день просит своих друзей помочь ему: одолжить деньги, еду, оказать другие услуги. Обращаясь к ним, он говорит, что если они действительно его друзья, то не откажут ему в этом и, в конце концов, просто обязаны ему помочь. Через некоторое время - продолжите рассказ ……..(все друзья отворачиваются от него. Они перестают звонить и навещать его.)

2. Другой каждый день встает пораньше, чтобы все успеть. Он всем сердцем предан своим друзьям, поэтому часто навещает их, помогая им, чем может. Через короткое время- продолжите рассказ ………..(все знакомые считают его лучшим другом, стараясь быть ближе к нему. Они рассказывают о нем другим, и он становится всеобщим любимцем.)

- С кем из этих двух людей вы хотели бы дружить? (ответы детей) Вывод учителя - Все люди очень разные…. Одни готовы отдать последнее своему другу и просто знакомому; у других и снега зимой не допросишься.

Задание 5

Послушайте рассказ Марии Скребцовой и ответьте на вопросы.

Юноша и морские звезды

Как-то на рассвете старик шел по берегу моря и увидел юношу, который подбирал на песке морских звезд и бросал их в воду. Старик спросил, для чего он это делает. Юноша ответил, что звезды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого солнца.

- Но ведь побережье тянется на многие мили, а морских звезд миллионы. Что толку в твоих усилиях! - сказал старик.

Юноша взглянул на морскую звезду, которую держал в руках, бросил ее в море и тихо произнес:

- Толк есть для этой морской звезды.

Вопросы:

1. Почему юноша бросал в воду морских звезд? Что лежало в основе его поступка?

2. Что бы вы ответили на слова - всем все равно не поможешь, а если поможешь нескольким, то это ничего не изменит в жизни других, так как всегда будет много несчастных и нуждающихся?

3. Перечислите, какие добрые дела вы сегодня совершили,или кто либо делал добрые поступки? Кого сделали счастливее своими поступками? Как люди реагировали на проявление доброты? Приятно ли делать добрые дела? (информация из новостей, прессы, худ литературы и т.д.)

4.Коллективная игра ( лучше для всех сразу, встать в один круг)

Далее с детьми проводится игра «Спеши обрадовать друга»

У меня есть волшебные предметы. Я дам тебе первый из них, и ты передашь его дальше из рук в руки. По моему сигналу вы остановитесь, тот, у кого оказался предмет, скажет доброе слово тому, кому хотел бы его сказать, но до сих пор не решался, и дарит ему этот предмет. Затем я вынимаю новый предмет, и игра продолжается...

(Нужно следить, чтобы всем достались добрые слова и пожелания, можно использовать тихую спокойную музыку)

(стихи раздай заранее, можно сократить, если много)

Быть добрым надо по привычке

Ч-1

Сумей преодолеть преграды,

И боль, и призрачный успех.

Живи, не требуя награды

За свой поступок ради всех.

Еще печалью мир простужен,

Исподтишка разит беда,

Ты должен быть кому-то нужен -

Всегда - как хлеб или вода.

Быть добрым надо по привычке,

Не по расчету. Пригодись

Хотя бы маленькой синичке -

Пусти ее из клетки ввысь.

Классный руководитель: Человек доброжелательный ведет себя соответственно. Ему трудно быть злым, грубым, жестоким. Его отношения со всеми окрашены приветливостью, улыбкой, вниманием и заботой. Почему не у всех получается быть добрым? (Ответы детей.)

Да, изменить свой характер непросто. Иногда проще выдрессировать бессловесное животное, научив считать до трех, сидеть на стуле и носить тапочки, чем свои собственные нетерпеливость и грубость заменить на терпение и вежливость. Как же быть? По-моему, человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих поступках.

Ч-2

Хочется крикнуть людям:

Будьте щедрей на ласку.

Путь человека труден -

Мало похож на сказку.

В мире без ласки, знайте, -

Слезы, дожди, морозы.

Взрослым и детям, знайте, -

Ласка нужна, не угрозы.

Стремитесь открыть хоть однажды

Звезду человечности в каждом.

Ч-3

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

Ч-4

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

То день не напрасно был прожит,

Значит, живёшь ты не зря.

5. Рефлексия:

1. Игра. Вы обратили внимание, что рядом с добром часто употребляется зло. Добро всегда противодействует злу, борется с ним. Чего же больше в людях: добра или зла?

Перед вами конверты с жетонами, символизирующими добро и зло.(белые, чёрные) . По очереди дети берут жетоны, называют положительные и отрицательные качества человека Жетоны собираются и кладутся на чашечки весов. Всем наглядно видно чего же больше в людях добра или зла.

(Если зла больше, то нужно сделать вывод о необходимости борьбы со злом, а если добра- то добрых и хороших людей на земле больше, чем злых).

(Можно и так) А какие добрые дела совершаются в нашем классе? А давайте теперь все то, о чем вы сейчас рассказали, нарисуем в наших картах добрых дел. А как вы оформите их, это ваша фантазия и ваше творчество.

Может, у одних это будет ромашка, и на лепестках вы запишите свои добрые дела, у других - березка с листочками добрых дел, у третьих - горный ручеек с камешками добрых дел. Словом, ваша выдумка и находчивость.

Но главное, ребята, чтобы в наших группах была сплоченность, взаимопонимание, каждому нашлось дело: одни рисуют, другие вырезают лепестки, листочки, камушки, делают надписи.

2. Коллективная оценка мероприятия: у вас на столе сигнальные карточки(можно цветные магниты разного цвета или ещё что ни будь) Ваше отношение к происходящему : красный- было полезно; зелёный - заставило задуматься, Синий- об этом не нужно говорить, чёрный - разговор не понравился и был бесполезным.

6. Заключительное слово учителя:

Представьте себе, если бы каждый из нас был внимателен к окружающим, скольких бед можно было бы избежать! А сколько новых друзей могло бы быть у каждого из нас! У добра много лиц: кто-то помог дойти до дома заблудившемуся слепому человеку. Кто-то в дни террористического акта помчался сдавать кровь, не дожидаясь громкого призыва. А этот немолодой, одинокий человек, не считаясь со своими скромными расходами, берет на праздники малыша их детдома и радуется вместе с ним подаркам. Иные, прочитав рубрику «Поможем» о пожаре, который сделал скромную семью «бомжами», спешат на почту с одеждой, собранной у себя дома и у друзей…

Давайте будем учиться любви, пониманию и доброте. Неправда, что этому нельзя научиться! Можно. Надо только захотеть этого очень сильно. Надо много и напряженно думать. Надо слушать свое сердце. А самое главное - надо смотреться в глаза ребенка. Именно смотреться - как в зеркало. И в них черпать любовь, радость и веру в себя.

Ч-1

Желайте людям доброты,

Желайте людям счастья

дарите девочкам цветы

И теплое участье.

Пусть завтра будет, как вчера,

Кто сердце не остудит!..

Спешите день начать с добра,

И день ваш добрым будет.

Пусть только радость входит в дверь -

Откройте двери эти!..

И горьких не было б потерь

Совсем на белом свете!

Пусть миром властвуют любовь

И помыслы святые,

И свадьбы празднуются вновь,

И свадьбы - золотые!

Пусть чьи-то сбудутся мечты

И сгинут все напасти,

Пусть будет много доброты,

Пусть будут мир и счастье!

Музыка: « Дорогою добра»,

можно петь всем вместе, в лагерях все разучивают, многие знают, можно разучить заранее.


Выполнение теста. (Можно дать домой)

Тест "Какой я"

Каждый из вас сможет проверить : «Какой вы, всегда ли вы внимательны и добры к окружающим?»

Вам предлагаются вопросы и бланк ответов, в котором против каждого номера вопроса нужно указать "да" или "нет" Бланк для ответов.

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Ответ



Баллы



1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
3. Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?
5. Часто ли ты используешь злые шутки?
6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
8..С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?
10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?
12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

- Теперь давайте посмотрим как правильно подсчитать баллы:

Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за отрицательный ответ на вопросы 2, 5,6,8,9, 10,12.

Результаты:

Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.

От 4 до 8 очков. Твоя доброта - вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.

Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.

8

© 2010-2022