Роль классного руководителя в системе социально-педагогического сопровождения учащихся

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный руководитель в системе социально-педагогического сопровождения учащихся.

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях,

то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»

Ушинский.

Мы все родом из детства. Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего - это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы. Проблемы здоровья, поведения, учебы, взаимоотношений с одноклассниками, учителями-предметниками, организация досуга школьников и многое другое являются сферами заботы классного руководителя. Поэтому можно сказать, что он - одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития ребенка, становления его мировоззрения.

Те, кто сегодня работает в школе, прекрасно понимают, что прежде всего самые большие затраты - психологические и физические - ложатся на классного руководителя. Мы все хорошо знаем предмет, и для нас не составляет труда провести урок, но эмоциональные составляющие классной жизни надо прочувствовать. Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители, - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.

Каким же должен быть современный классный руководитель? Какова его роль в современном воспитательном процессе?
Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности, - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе.
Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями.

Воспитание нового поколения представляет собой отдельную, особо сложную проблему, которая становится национальным делом. Сегодня подростка нужно защитить от агрессивной пропаганды вседозволенности и насилия, научить достойно жить в меняющемся социуме, создавая «островки безопасности» в различных объединениях и проектировать дружественную социальную среду. С другой стороны, молодого человека надо ввести в практику личностного самоопределения, формирования собственных взглядов и позиций. Объединить эти два важнейших направления в единую концептуальную задачу - основная обязанность классного руководителя.

На мой взгляд, главная задача воспитания и воспитателя - «формировать» мотивы и мотивационную сферу личности ребенка, т.е. его желания, стремления, потребность быть социальным, человечным, нравственным, которые подкреплены умом и чувством, волей и привычкой.

Уже здесь, в гимназии, я взяла третье классное руководство. Первый мой класс состоял в основном из ребят, которые пришли со мной из прежней школы и в который влились ученики местных школ. Они вместе здесь проучились всего один год, но я с гордостью могу сказать, что это был прекрасный выпуск надежных и успешных ребят. Все они закончили высшие учебные учреждения, такие как «Военная Академия», «Высшая школа ФСБ», МЭИ, Институт иностранных языков. Семь учеников закончили педагогический институт и работают в разных школах Москвы.

Второй выпуск, который я вела с 5 класса, тоже порадовал меня. Многие учатся в Высшей Школе Экономики, в медицинском институте, в МГИМО, в Бауманском, в Московском Университете, в Университете Внешней Торговли и.т.д.

После начальной школы дети нередко приходят с этаким клеймом, как то «Плохой ученик», «Хулиган» или, как было 2 года назад, пришли детки с комплексами развитыми в начальной школе, такими как неуверенность в себе, боязнью высказать свое собственное мнение, с некоторой забитостью одноклассниками. В своей работе классного руководителя я, уже не один год внедряю в практику принципа обучения и воспитания успехом. Успех рождает дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика. Это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду.

Всем нам ясно, что мы хорошо работаем только в том случае, если чувствуем себя эмоционально комфортно.

Вот составляющие элементы атмосферы эмоционального комфорта, которые используются в моей работе:

"Делай с нами…" (работа с родителями) От эмоционального комфорта родителей, от их уверенности в правильности своего поведения и от ощущения заинтересованности в жизни своих детей, во многом зависит эмоциональное состояние ребенка выработка единой системы требований.

"Я - слушаю, меня - слушают…" Ощущая свободу в выражении своих мыслей, желаний, стремлений, ребенок не боится быть услышанным, а значит и быть непонятым.

"Не ошибается тот, кто ничего не делает" Ошибка - это не факт уличения в незнании; ошибка - показатель необходимости доработки материала, дополнительной практики; терпеливое и доброжелательное исправление ошибок друг друга.

"Меня видят таким, какой я есть" Если ребенок чувствует, что он принят "обществом" таким, какой он есть, он рад принять законы, цели и задачи этого "общества". А значит, чувствует себя частью этого "общества", не ощущая при этом чувства одиночества.

"Я стремлюсь стать лучше" Тесная связь учебного процесса и воспитательного воздействия, диалог партнеров, каждое воспитательное воздействие - на эмоционально-положительном фоне. Учитель занимает позицию поддержки в стремлении ребенка стать лучше.

Основываясь на данных принципах я стараюсь проводить со своими детьми как можно больше различного плана мероприятий, и стараюсь, чтобы они организовывали их сами . Сначала я разрабатываю идею мероприятия, исходя их настроения класса и мимоходом говорю о ней на классном часе. Потом, если я вижу, что идея «пришлась по вкусу» ребятам начинаю ее реализовывать, но так, чтобы инициатива, в большинстве своем, исходила от учеников. Они сами с удовольствием советуются со мной и обсуждают планируемое мероприятие между собой. Но , при этом неотъемлемым требованием к организации является участие в нем всех желающих! Порой совершенно неожиданно открываются новые способности и таланты, возникают дискуссии, ребята находят компромиссные варианты.

Конечно, ни одно мероприятие не обошлось без сотрудничества с семьёй. Родители становятся непосредственными участниками воспитательного процесса в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома. Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школ. Введение ФГОС придает этому направлению работы принципиально новую значимость. Растет роль семьи как субъекта образовательной деятельности, расширяется участие родителей обучающихся в проектировании и развитии образовательной программы образовательного учреждения и условий ее реализации.

В Законе РФ «Об образовании» говорится: «Социальное партнёрство школы с семьёй (педагоги - дети - родители) есть стратегическая связь, обусловленная равностью миссии и равностью ответственности перед государством за воспитание будущего поколения».

В Федеральном государственном образовательном стандарте СЕМЬЯ обозначена как базовая национальная ценность. Школа призвана обеспечить единство педагогов и родителей, она обязана помочь семье каждого ребенка реализовать свой потенциал.

Усиление субъектной роли родителей в образовательном пространстве обусловлено модернизацией образовательных ориентиров, которые в первую очередь, направлены на формирование ученических компетентностей, способностей присвоить и применить в своей жизни знания и навыки, получаемые в урочной и внеурочной деятельности. Эти знания, умения и навыки способны перерасти в устойчивые компетентности только в случае соблюдения главных правил воспитания - единства и преемственности.

Интеграция родителей непосредственно в процесс реализации основной образовательной программы образовательного учреждения является, на мой взгляд, самой большой проблемой. Вовлечение родителей в жизнедеятельность образовательного учреждения остаётся весьма трудной и не всегда преодолимой задачей. Сейчас нынешнему поколению родителей требуется более глубокая психолого-педагогическая компетентность в вопросах воспитания. Практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Новое содержание образования и новые технологии обучения, недостаточно знакомые родителям учащихся, а главное, не пропущенные ими в своё время через собственный учебный опыт, вызывают дополнительную напряжённость в отношениях семьи со школой.

Для обеспечения гармонического развития подрастающего поколения, оказания помощи родителям в воспитании детей в современных условиях необходим поиск новых путей взаимодействия школы с семьей. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Для повышения педагогической культуры родителей и для совместной работы в воспитании подрастающего поколения в своем классе я стараюсь проводить работу по педагогическому просвещению родителей.

В начале нашего знакомства я провожу разные опросы, например: анкетирование «Удовлетворённость родителей учебно-воспитательным процессом в школе», которая помогает строить работу с классом.

После этого наступает «Этап обучения родителей».

Этот этап содержит различные формы деятельности:

Семинары: «Стили и методы воспитания в семье», «Психология ребёнка», «Возрастные особенности детей», «Учёт традиций семьи», где родители обмениваются опытом, анализируют воспитательный процесс в семье, обсуждают проблемы, которые ещё предстоит решить. Как правило эти семинары проводятся мной на родительских собраниях. Это занимает 30-40- минут, но, когда родители вникают в проблемы, для них это интересно.

Педагогические практикумы по решению педагогических задач на тему «Мой стиль воспитания ребёнка в семье», когда родителям предлагаются различные ситуации, необходимо найти выход, дать совет или рекомендацию, объяснить свою позицию.

Цикл обучающих родительских уроков, посвящённых ФГОС: «Родителям о ФГОС», «Новый закон об образовании», « Зачем нужна школьная форма?»

Вопросы мы заранее обсуждаем с родителями в нашем сообществе в интернете.

Наконец, третий этап:

Этап включения родителей в управление работой школы.

Работа родительского комитета.

Партнерское взаимодействие семьи и школы может принимать разные формы и осуществляется через включение родителей в разнообразные программы совместной деятельности : дети - родители-педагоги.

Включение родителей в познавательную деятельность:

Дни открытых уроков, на которых присутствующие родители - участники действия.

Включение в трудовую деятельность: организация участия родителей в акциях , проводимых школой. Например: участие в субботниках, в украшении класса к празднику.

Включение в организацию формы досуга: Мероприятия, посвящённые досугу учащихся, организуются совместно с родителями и они же являются активными участниками этих мероприятий. Родители помогают в оформлении, подготовке поощрительных призов, в оценке результатов, обязательно участвуют в экскурсиях.

В конце учебного гола я предлагаю ребятам и их родителям провести следующую диагностику: «Класс глазами ученика»

Предлагаю оценить 3 позиции:

Отношения с классом,

Организация мероприятий в классе

Обобщающая характеристика.

Отвечая на первый вопрос большинство ребят и родителей, отмечают, что Важным качеством является умение не довести ситуацию до конфликта, оказать поддержку при сложных ситуациях.

классный руководитель помогает при решении проблем в классе; заступается за нас; является хорошим примером в жизни и т.д.

Приоритетными для меня, как для классного руководителя являются принятие каждого ребенка, уважение его как личности.

На второй вопрос самая широкая палитра ответов: мы узнаем много нового, посещаем театры, музеи,и т.д.

Из высказываний учащихся и их родителей полученных на третий вопрос видно, что они придают большое значение личностным качествам классного руководителя. У каждого ребенка есть свое мнение на этот счет. Одни считают, что это надежный, искренний, честный, порядочный. Другие - модный, аккуратный, терпеливый, скромный, не слишком молодой и не слишком старый. Есть и замечания и некоторая критика, которую тоже необходимо учитывать. Как то излишняя требовательность или с точки зрения других, излишняя мягкость, нетерпеливость.

Воспитывать может любая деятельность: умственная, физическая, организаторская. Необходимо только, чтобы она развивала ребенка, его дарования и вместе с тем помогала ребенку чувствовать удовольствие, наслаждение, радость от того, что он делает и благодарности окружающих.

Сегодня работать очень сложно. Перед каждым классным руководителем стоит вопрос: как спланировать работу, как сбалансировать работу всех участников образовательного процесса.

Классный руководитель играет главную роль в воспитательном процессе. Но просто так, на пустом месте и ничего не делая, не вкладывая душу, ничего не получится

Сегодняшнее выступление хочу закончить так:

Ребенок - горящий факел! Это, то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя - поддерживать огонь в каждом ребенке.

© 2010-2022