Программа воспитательной работы Дружные ребята

Целесообразность принятия программы обусловлена необходимостью особой работы с учащимися класса, а также особенностями младшего подросткового возраста. Это время, когда происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей, становление характера. Ученик рассматривается как целостная личность со всеми присущими ему талантами. Главная особенность подросткового возраста - широта познавательных интерес...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СоглаСо

Согласовано: Утверждаю:

ЗДВР: Директор школы:




«Дружные ребята»



Программа


ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

НА 2015-2020 ГОД

(5-9 классы)









МОУ «Школа №27»


Классный руководитель - Толстихина

Надежда Михайловна









  1. Пояснительная записка

«Воспитание - великое дело:

им решается судьба человека»

В. Белинский

Воспитание - один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.

Целесообразность принятия программы обусловлена необходимостью особой работы с учащимися класса, а также особенностями младшего подросткового возраста. Это время, когда происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей, становление характера. Ученик рассматривается как целостная личность со всеми присущими ему талантами. Главная особенность подросткового возраста - широта познавательных интересов, поэтому развитие детей будет осуществляться по семи направлениям. Приоритетным направлением в воспитательной программе, является экологическое направление.

Своеобразие воспитательной программы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, для которых она создана. Поэтому главным для меня как классного руководителя при переходе учащихся из начальной школы в 5-й класс было увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной работы.

Программа предусматривает организацию взаимодействия классного руководителя и детей с учётом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации возможностей детей.







Характеристика класса.

На начало учебного 2015-2016 года в 5-б классе 27 учащихся, из них 13 мальчиков, 14 девочек.

Класс сборный, влились в коллектив учащиеся с 3-х четвертых классов. Дети очень подвижны, им интересно знакомиться друг с другом, с новой обстановкой.

По результатам прошлого учебно-воспитательного года у многих учащихся сформировалось сознательное отношение к учёбе. Дети с уважением относятся к старшим, стараются бережно относиться к школьному имуществу, к труду своих товарищей, к природе и окружающей среде, проявляют милосердие и сочувствие.

В прошлом учебном году не все учащиеся повысили свой уровень качества знаний и воспитанности. Но примеры для подражания есть: это ребята, которые хорошо учатся и принимают участие во всех сферах учебно-воспитательного процесса - Гапшина Марина, Калинина Полина, Новикова Анастасия, Пирожек Екатерина, Родин Егор и др.

Пока не могу охарактеризовать каждого ребенка, но выделяются дети, у которых не все в порядке с дисциплиной. Особого внимания требуют к себе следующие учащиеся: Крылов Илья, Дельнов Михаил, Лукшин Владимир и др.

В этом году необходимо направить работу на создание дружного коллектива, сформировать чувства долга перед классным коллективом, ответственности за себя и своих товарищей.










Цель и задачи программы воспитания

Цель:

Формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, основами экологических знаний, навыками здорового образа жизни, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.

Задачи:

1.Создать условия для самовыражения учащихся;

2. Связать в единое целое коллектив детей, учителей и родителей;

3. Воспитывать в детях стремление к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию;

4.Прививать навыки у школьника к здоровому образу жизни, основы экологических знаний и раскрытие объективной необходимости их выполнения;

5. Формировать систему самоуправления в классе.








Содержание и механизм реализации

Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 5 лет (5-9 классы)

Содержание программы представлено в виде семи направлений

Направления воспитательной программы:


  1. Образование (содействие школьникам в освоении образовательных программ)


  1. Экология (развитие ответственности детей в решении экологических проблем);


  1. Здоровый образ жизни (содействие в приобретении практических и теоретических знаний, умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья);


  1. Безопасность (профилактика детского дорожного травматизма, пожарная безопасность и др.)


  1. Культура (обеспечение в ученическом коллективе позитивных межличностных отношений);


  1. Труд и творчество (содействие формированию потребностей в творческой деятельности, самоорганизации);


  1. Патриотизм (воспитание патриотических чувств, содействие приобретению опыта гражданского поведения);

1 направление «Образование»

Задачи:

- способствовать выработке навыков учебного труда,

- содействовать развитию познавательных интересов и интеллектуальных умений ребёнка;

Формы реализации

· интеллектуальные игры,

· предметные недели,

· викторины, турниры,

· предметные олимпиады и др.

2 направление «Экология»

Состояние окружающей среды в России крайне неблагополучно, а в некоторых районах даже приобрело характер экологического бедствия.

Охрана окружающей природной среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации, истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей. Ученики должны понимать, что человечество разрушает окружающую среду и подрывает собственное будущее, и предотвращение экологической катастрофы зависит от сформированности экологического сознания людей. Поэтому вопросы экологического воспитания в современных условиях должны быть в центре внимания школы.

Задачи:

- формировать потребность бережного отношения к природе, ресурсам, проявлять заботу о «братьях наших меньших»;

- воспитывать осознанное понимание экологической культуры человека;

- обучение психологической подготовке к предупреждению опасных ситуаций.

Формы реализации

· аукционы знаний, например о цветах, животных и др.,

· классные часы «Человек и природа»,

· экологические игры,

· конкурсы на лучший осенний и зимний букеты и др


3 направление «Здоровый образ жизни»

Задачи:

- способствовать пониманию учащимися значения ценности физической культуры ;

- расширять знания основ здорового образа жизни;

- воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности;

Формы реализации


  • праздники здоровья и спорта,

  • Дни здоровья,

  • спортивные соревнования,

  • спортивные викторины,


4 направление «Безопасность»

Задачи:

- сформировать интеллектуальную и коммуникативную подготовку учащихся к личной безопасности жизни;

- инструктировать детей по правилам безопасного поведения в окружающей его среде;

- повышение самосознания учащихся через разнообразные формы работы.

Формы реализации

· ролевые игры,

· конкурсы рисунков, фотографий,

· викторина по ПДД,

· оформление уголков безопасности и др.

5 направление « Культура»

Задачи:

- способствовать формированию основ культуры общения, поведения и построения межличностных отношений;

- развивать коммуникативные навыки.

Формы реализации

· час интересного общения,

· практикум по культуре поведения,

· ролевые игры,

· уроки этикета и др.

6 направление «Труд и творчество»

Задачи:

- создать условия для проявления учащимися своей творческой индивидуальности;

- вызвать интерес к выполнению трудовых поручений;

Формы реализации:


  • творческие конкурсы: рисунков, плакатов, поделок,

  • ярмарки талантов,

  • выставки поделок,

  • трудовые десанты, рейды, операции и др.

7 направление «Патриотизм»

Задачи:

- углубить знания об истории, традициях, культуре народов России, о своём родном крае, своей семье;

- воспитывать гордость за свою Родину:

- воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.

Формы реализации

· уроки мужества,

· организация встреч с ветеранами,

· торжественные линейки памяти,

· тематические вечера, например «В жизни всегда есть место подвигу»,

· сбор материала по истории школы и др.





Этапы реализации программы:

Основные положения Программы «Дружные ребята» создают основу для объединения усилий всех участников образовательного процесса, заинтересованных в воспитании учащихся. Выполнение Программы ориентировано на содержание ее положений, анализ факторов влияния внутренней и внешней среды и предполагает корректировки в процессе реализации в силу появления непредвиденных изменений или неучтенных обстоятельств.

1 этап (2015-2016г.г.) Аналитико-диагностический, проектировочный;

2 этап (2016-2017 г.г.; 2017-2018г.г.) Становление воспитательной программы;

3 этап (2018-2019 г.г.) Этап реализации, промежуточного контроля и коррекции;

4 этап (2019-2020 г.г.) Этап полной реализации. Обобщение результатов и анализ деятельности.


Примерная тематика классных часов

Экологическое воспитание

№ Тема Форма проведения

5 класс

1 «Как растения показывают погоду и время» классный час с презентацией

2 «Берегите эти земли, эти воды» классный час

3 «Эти забавные животные» беседа

4 «Природа нашего края» беседа

5 «Мир вокруг нас» классный час

6 «Моё место в природе» беседа

6 класс

1 Конкурс знатоков природы - игровая программа

2 «Экология» классный час

3 «Береги лес от пожаров» классный час

4 «Птицы - наши пернатые друзья, обижать их нельзя» КВН

5 «В мире животных» урок-путешествие

6. «Сохрани природу» беседа

7. «Природа не прощает ошибок» классный час

7 класс

1 «И я - природа» беседа

2 «Экологическая тропа» экскурсия

3 «Чернобыльская катастрофа» урок памяти

4 «Цветы в жизни человека» классный час

5 «Планета заболела» конкурс плакатов

6 «Знаешь ли ты деревья?» игра-лото

7 «Осень в лесу» праздник

8 класс

1 «Зелёная жемчужина» беседа

2 «Птичьи разговоры» КВН

3 «Тайна старого леса» классный час

4 История возникновения и развития экологии- беседа

5 «Оранжерея на окне» классный час

6 «Цветы в легендах и преданиях» классный час с презентацией

7. На пороге экологической катастрофы» классный час.

9 класс

1 «Нет дерева сердцу милее» классный час

2 «Экскурсия в природу» классный час

3 «Что? Где? Когда?» игра-турнир по экологии

4 «Цивилизация - начало борьбы с природой» беседа

5 «Внимание: бытовые отходы» классный час

6 «Энергетика: вчера, сегодня, завтра…» деловая игра

7.»Экологическая тропа» классный час

Воспитание здорового образа жизни

№ Тема Форма проведения

5 класс

1 «Здоровье - бесценное богатство» анкетирование

2 «О вкусной и здоровой пище» беседа

3 «В здоровом теле…».

4 «Папа, мама, я - спортивная семья» спортивная игра

5 «Правила дорожные знать каждому положено» цикл бесед

6 Соблюдение правил техники безопасности- цикл бесед

7 «Урок здоровья» классный час

6 класс

1 «Я выбираю здоровье» беседа

2 «Вино вину творит» классный час с презентацией

3 «Формула здоровья» дискуссия

4 «Суд над сигаретой» ролевая игра

5 «Не сломай судьбу свою» классный час с презентацией

6 Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения - цикл бесед

7 класс

1 «Аспекты здоровья» игра

2 «Берегите жизнь» классный час

3 «Причины суицида среди подростков» беседа

4 «Человек и наркотики» классный час с презентацией

5 «Вместе мы сильнее наркомании» диспут

6 Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения - цикл бесед

7 «Как уберечься от гриппа?» классный час с приглашением медработника

8 класс

1 «Влияние кофе, чая, шоколада, газированной воды на организм человека» классный час с презентацией

2 Проблема наркомании.

3 «Стресс в нашей жизни» тренинги

4 «СПИД - болезнь 21 века» беседа

5 Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения - цикл бесед

9 класс

1 День борьбы со СПИДом. классный час

2 «Наследственные болезни» классный час с презентацией

3 Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения - цикл бесед

4 «Быть здоровым - жить в радости» классный час

7 «Наше здоровье» (приёмы автономного существования человека) классный час

8 «Пожарным можешь ты не быть, но должен знать, как потушить» классный час

Трудовое воспитание

№ Тема Форма проведения

5 класс

1 "Слава рукам золотым!" устный журнал

2 «Мой дом - наведу порядок в нём» классный час

3 «Без труда ничего не даётся» классный час

4 «Мои обязанности в семье» беседа

5 «Мамина помощница» праздник

6 «Книжкин праздник» десант в школьную библиотеку

6 класс

1 «Об аккуратности» беседа

2 «Волшебный узелок» Ярмарка

3 «Берегите нашу Землю». Субботник

4 «В поисках будущей профессии» классный час

5 «Подари книге вторую жизнь» акция

6 «Умею ли я слушать» классный час

7 класс

1 Беседы о профессиях. Строительные специальности. Классный час

2 «Труд в нашей жизни» беседа

3 Внеклассное мероприятие «Кулинарный поединок» ярмарка

4 Участие в субботниках.

5 «Дежурный по школе» классный час

6 «Подарок для мамы» мастерская

7 «Я в мире профессий» классный час

8 класс

1 «Мир профессий и твоё место в нём» классный час

2 «Разделение труда. Классификация профессий» классный час

3 «День Земли» участие в субботниках

4 «Сто дорог - одна твоя» классный час

5 Трудовые десанты.

9 класс

1 «Влияние темперамента на выбор профессии» классный час

2 «Профессии. Которые мы выбираем» классный час

3 «Чем пахнут ремёсла» классный час

4 "Новое время - новые профессии" классный час

5 "Профессия моих родителей" классный час

6 Трудовые десанты

7 «Красота и труд вместе идут» классный час

8 «Человек и творчество. Великие творения человечества» классный час

Гражданско-патриотическое воспитание

№ Тема Форма проведения

5 класс

1 «У войны - не женское лицо» классный час

2 «Праздник Народного единства. Что мы празднуем?» беседа

3 «Аты - баты! Стань солдатом!» классный вечер

4 «История Н.Новгорода» классный час

5 «Символы государства» классный час

6 «Человек, личность, гражданин» классный час

6 класс

1 «Знаменательные события, известные люди в истории Н.Новгорода» классный час

2 «Символика России» классный час: своя игра

3 «Я и мой класс» диагностический тест

4 «Защитник Отечества - каков он?» ролевая игра

5 «День защитников Отечества» праздник

7 класс

1 «Давайте, люди, никогда об этом не забудем!» классный час

2 «Горжусь тобой, моя Россия» классный час

3 «Поговорим об ответственности» правовая беседа с презентацией

4 «Всему начало - отчий дом» классный час

5 «Закон, по которому мы живём» классный час

6 «Семейная летопись» классный час

8 класс

1 «Идут по войне девчата» классный час

2 «Я ребенок - я гражданин» классный час

3 «Я имею право на…» дискуссия

4 «Великая Отечественная война» классный час

5 «Конституция - закон жизни» классный час с презентацией

9 класс

1 «О любви и войне» литературно-музыкальная композиция

2 «Знай и люби свой край» классный час

3 «Мы - русские, мы - россияне» классный час

4 День воина-интернационалиста классный вечер

5 «Человек и закон» деловая игра

Безопасность

(программа по изучению ПДД)

• личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности обще­человеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого челове­ка как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражение.

1 «Умеем ли мы ходить и ездить» беседа

2 «Сигналы регулировщика и светофора» урок-тест

3 «Поведение учащихся при дорожно-транспортных происшествиях» беседа

4 «Оказание пострадавшим первой медицинской помощи» практическое занятие

5 Извлечение из кодекса «Об административных нарушениях за несоблюдения ПДД»

6 « Виды транспортных средств. Правила посадки и высадки пассажиров» классный час

7 «Правила поведения в общественном транспорте» беседа

8 «Организация движения транспортных средств и пешеходов в условиях интенсивного дорожного движения. Влияние недисциплинированности пешеходов на снижение скорости движения транспортных средств и его экономическую эффективность» беседа

9 «Тормозной путь транспортных средств. Опасность перехода улицы и дороги перед близко идущими транспортными средствами» беседа

10 «Автомобиль - друг, автомобиль - враг» ток-шоу

11 Соблюдение ПДД - залог твоей безопасности» профилактическая беседа.







Самоуправление

Самоутверждение личности - процесс непрерывный и необходимый. Подростка надо обеспечить информацией, о том, как самостоятельно жить в современном обществе.

Личностно-ориентированные технологии воспитания делают акцент на предоставление учащемуся свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, подросток наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия. Воспитателю достаточно вовлечь его в конкретную деятельность и поддержать его инициативу, помочь достичь поставленной цели.

Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Принципы жизнедеятельности классного коллектива:

1. Познай себя - это интересно!

2. Сотвори себя - это необходимо!

3. Утверди себя - это возможно!

4. Прояви себя - это реально!

Принципы деятельности органов самоуправления:

-добровольность;

- демократизм;

- гуманизм;

- социальная направленность;

- творчество;

- самостоятельность.

Для достижения данных принципов необходимо:

- предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;

- воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.

- формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;

Структура самоуправления класса.

Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. Классное собрание избирает:

• классный ученический совет, его председателя и заместителя;

• избирает представителей на школьную ученическую конференцию;

• решает вопросы жизни классного коллектива;

• утверждает общественные поручения;

• слушает отчеты об их исполнении;

• решает вопросы поощрения учащихся класса;

• вырабатывает предложения в адрес Совета старшеклассников

Секторы самоуправления:

Итак, каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения. Я предлагаю разделить класс на следующие сектора:

1.Сектор «Образование» - отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин.

2.Сектор «Экологии» - отвечает за санитарно-гигиеническое состояние кабинетов (чистота, проветривание, за выпуск листовок о здоровом образе жизни), разрабатывает мероприятия по уборке школьного двора, контролирует озеленение класса, организовывает сборы макулатуры, принимает участие в разработке, организации и проведении мероприятий на экологическую тему.

3. Сектор «Патриот» - организует и проводит мероприятия по гражданско-патриотической тематике (в частности мероприятии, приуроченные к памятным датам: Дню защитника Отечества, Дню Победы и т.д.),

4.Сектор «Культуры и досуга» - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе, отвечает за организацию интеллектуальных игр, выставок, конкурсов, вечеров, составление развлекательной программы.

5.Сектор «Информационный» - контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на классных стендах.

6.Сектор «Физкультуры и спорта» - формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе.

7.Сектор «Труда и заботы». Сектор организует поздравление ветеранов, обеспечивает участие класса в проводимых школою акциях милосердия и прочих акциях. Принимает активное участие в организации трудового воспитания, проведении трудовых десантов, субботников.

«Контролирующим» органом классного самоуправления является классный руководитель и родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве пяти человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель.






Работа с родителями учащихся

Важнейшая направленность деятельности классного руководителя - это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи.

Основные направления работы с родителями:


  • Аналитико-диагностическая деятельность семьи.

  • Интеллектуально-познавательная деятельность.

  • Ценностно-ориентированная деятельность.

  • Спортивно-оздоровительная работа

  • Мотивация нравственно-ценностных ориентиров в учебно-познавательной деятельности учеников.

Формы реализации:

  • Выбор родительского комитета

  • Проведение беседы о нормах санитарно-гигиенических требований.

  • Проведение родительских встреч с целью диагностики интересов и учебно-познавательной деятельности учеников.

  • Организация индивидуальных консультаций с учителями-предметниками для родителей.

  • Проведение педагогических занятий с родителями.

  • Организация встреч с родителями на тему «Взаимодействие родителей и школы».

Функции родительского комитета:

- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;

- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно воспитательного процесса;

- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;

- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.






Индивидуальная работа с учащимися

В классе имеются одаренные дети, учащиеся, проявляющие лидерские качества, а также ребята способные нарушать дисциплину на уроках, оскорблять других ребят, баловаться.

Работа с одаренными детьми:

- собеседование с учителями, работающими в классе, построение индивидуальной образовательной траектории.

- организация участия детей в школьных олимпиадах

- мониторинг уровня интеллектуального развития детей (психолог)

Работа с детьми, проявляющими лидерские качества:

- организация работы по системе чередующихся традиционных поручений.

- организация индивидуальной творческой деятельности

- включение в общешкольное воспитательное пространство.

Работа с детьми, требующими к себе повышенного внимания:

-не менее двух раз в месяц поддерживать контакт с их родителями, обмениваться информацией об успехах их детей;

- вовлечь этих учащихся в активную жизнь классного коллектива, школы, подключить к работе с ними органы самоуправления;

- контролировать их активность.








Критерии и способы изучения эффективности

программы воспитания

Для исследования эффективности программы воспитания «Дружные ребята» целесообразно использовать следующие критерии:

1. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе;

2. Уровень воспитанности;

3. Сформированность ценностных отношений учащихся;

4. Сформированность мотивации к обучению;

5. Умение общаться, сознавать свои поступки.

Для изучения эффективности программы воспитания используются:

• различные методики диагностики;

• беседы с учащимися;

• наблюдения;

• интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою позицию.










Предполагаемые результаты.

В результате реализации данной программы воспитания предполагается воспитать у учащихся качества, соответствующие определенной модели:

Модель выпускника нашего класса:


  • личность, способная самостоятельно находить выход из про­блемной ситуации;

  • личность, имеющая ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, обладающая основами экологических знаний;

  • личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;

  • личность, способная осуществлять самостоятельную продуктив­ную деятельность;

  • личность, спо­собная к самовоспитанию и саморазвитию;

  • личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности обще­человеческими ценностями и нормами.











VIII. Литература:

1.Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова- М.,2004

2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе: от коллектива к взаимодействию: Учебно-метод. Пособие для учителей и классных руководителей. - Воронеж, ЧП Лакоценин С.С. - 2009.

3. Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе: Организация и планирование работы/ Авт.-сост. Т.М. Кумицкая, О.Е. Жиренко. - М.: 5 за знания, 2008. - 240 с.

4. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 224 с.






















© 2010-2022