Выступление на МО классных руководителей

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитательная система в классе в свете ФГОС

Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Воспитательная система может иметь следующую структуру:-раскрытие личности ; -развитие личности; -становление и самоактуализация личности( в старших классах ).

Компонентами данной воспитательной программы являются :-цели - совокупность идей, для реализации которых она создается; -деятельность, обеспечивающая ее реализацию; -субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий; -отношения, рождающиеся в деятельности и общении; -управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы. Разберем каждый из компонентов.

Цель- это создание условий для успешной социализации детей и подростков,самореализации и личностного роста. Отсюда вытекают задачи - расширение культурно-образовательного пространства; -совершенствование социально-психологических отношений; -развитие форм ученического самоуправления; -дальнейшие развитие и совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни и негативного отношения к вредным привычкам.

В соответствии с целями и задачами определяется модель личности выпускника, которая основывается на следующих принципах. Принцип гуманизации воспитания предполагает, что основным смыслом воспитания становится развитие личности. Принцип природосообразности опирается на потенциальные возможности личности воспитанника, на поиск и развитие его дарований, любознательности, стимулировании внутренних духовных сил. Деятельностный принцип основан на организации школьной деятельности детей, которая преобразует личностный опыт каждого воспитанника. Возрастной принцип нацелен на создание специфических педагогических условий, чтобы развитие воспитанника осуществлялось последовательно, с учётом физиологических и психологических особенностей каждого возрастного периода ребёнка. Принцип сотрудничества предполагает совместное решение проблемы, где успех группы зависит от общих усилий каждого члена группы.



Данная система воспитания предполагает следующие формы и методы.

  1. Школьное самоуправление

  2. Спортивно-оздоровительная деятельность

  3. Внеучебная воспитательная деятельность в классных коллективах и параллелях классов

  4. Система дополнительного образования

  5. Профориентационная деятельность

  6. Диагностика и мониторинг

  7. Система взаимодействия семьи и школы

  8. Организация взаимодействия школы со средой.

Эти формы осуществляются в виде различного рода творческих дел, воспитательных мероприятий.

Основные направления воспитательной работы.

Выбор направлений воспитательной работы в классе осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личном развитии и межличностных отношениях.

Например, направление «Интеллект» Цель этого направления -оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни. Для реализации этого напрвления нужно решить следующие задачи:

  1. определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;

  2. создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;

  3. формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.

Реализуется это направление через такие формы и методы как:

  1. Читательские конференции.

  2. Тематические недели.

  3. Экскурсии познавательного характера.

  4. Проект «Посох Деда Мороза».

  5. Экспериментальная деятельность.

  6. Проект «Земля и ее соседи».

  7. Проект «Путешествие в хлебную страну»:

Проекты носят комплексный характер: включают в себя и практическую экологически ориентированную, и творческую эстетического содержания деятельность. Нацелены на решение ряда педагогических задач:

  • развитие эмоционально-чувственную сферу личности как одного из компонентов экологической культуры.

  • формирование позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности.

  • формирование активную нравственно-экологическую позицию личности по отношению к окружающему.

Направление «Общение»

Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей.

Задачи: формирование у учащихся культуры общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок»; создание в детском коллективе одинаковых условий для общения всех учащихся класса; обучение учащихся приемам преодоления проблем в общении.

Формы реализации- изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе: социометрия; диагностика «10 моих Я»; игра «Путешествие по морю любимых занятий»

По результатам проведенных диагностик, организуется коррекционная работа:

«Мир детских эмоций»:игры и упражнения для детей с затруднениями в общении; игры и упражнения на формирование уверенности в себе; упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим; игры и упражнения на ослабление негативных эмоций.

Игры и упражнения не только помогут детям преодолеть эмоциональные проблемы, развить уверенность в себе, воображение, ловкость и смекалку, но и помогут получить огромную радость от общения друг с другом. А главное назначение-помочь детям и взрослым жить вместе дружно, радостно и свободно.

Комплекс игр-упражнений на развитие коммуникативных навыков.

Общение ребенка-это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения. Если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь. Необходимо помочь ему наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом развития личности. С целью дальнейшего развития и совершенствования коммуникативных навыков использую комплекс игр-упражнений.

Мы привели пример всего двух направлений воспитательной работы. Их может быть столько , определено воспитательной работой школы. Главное, что в центре внимания любого направления должен быть ученик.

Моделирование воспитательной системы - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, ребенка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель. Во всей работе должна реализовываться идея сотрудничества, которая способствует обогащению жизни детей, содействует формированию благоприятного морально - психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения «Педагог-ученик», «Ученик-родитель», «Педагог-родитель». Такая работа способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе.



© 2010-2022