ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Восхождение к культуре»

Актуальность программы обусловлена тем, что данные исследований, проведенных в школе в 2013-2014 году, показывают, что у 57% обучающихся низкий уровень воспитанности, у 51% школьников не сформированы положительные отношения к духовным  ценностям. В настоящее время обнаруживается устойчивая тенденция к увеличению негативных факторов,  влияющих на жизнь ребенка: асоциальное поведение родителей, трудные жизненные ситуации, что в свою очередь обуславливает увеличение количества обучающихся с девиант...         Противоречие между задачами, поставленными перед школой, обусловленными потребностями общества, и наличием эффективных технологий воспитания позволяет сформулировать проблему, на решение которой направлена настоящее программа: создания системы совместной деятельности  обучающихся, педагогов, родителей и общественности для воспитания личности через вхождение в контекст культуры современного общества и развитие способности строить жизнь, достойную Человека.        С целью разрешения обозначенных противоречий и поиска путей решения сформулированной проблемы была разработана настоящая программа: «Восхождение к культуре».
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Восхождение к культуре»









ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Восхождение к культуре»


Направленность: общекультурная

Срок реализации: 1 год

Объем: 34 часа

Возраст: 10-11 лет



Составила: Распутина О.Г.,

учитель обществознания











Тайшет, 2014 год

Паспорт

№ п/п

Оглавление

Стр.

1

Пояснительная записка

3-6

2

Основные разделы программы внеурочной деятельности «Восхождение к культуре»

6

3

Тематический план занятий

7

4

Содержание разделов программы

8-9

5

Планируемые результаты освоения программы

9-10

6

Способы оценки результативности программы

10

7

Формы контроля результативности работы

11

8

Литература

11-12



































  1. Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования заявляет ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ведущим направлением школьного образования. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Современное общество предъявляет новые требования в системе образования - воспитать личность, способную к адекватной адаптации в современных условиях, требуя развития таких качеств выпускника средней школы, которые в полной мере способствовали бы его социализации. Воспитание, как специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеет формирование личности, нужной и полезной обществу. Культурологический подход к воспитанию обеспечивает каждому ребенку наилучшие психологические условия для проживания в мировом сообществе, оснащая его способностью к жизнедеятельности на современном уровне достижений культуры, помогая индивиду становиться личностью и сознательно выстраивать свое бытие, видеть целостную картину мира и определять свое место в нем.

Сегодня культурный уровень общества претерпевает коренные изменения, что не может не отразиться на ценностях, жизненных ориентирах, формах поведения школьников. Ключевыми проблемами качества окружающей среды выступают культурное наполнение этой среды и ценностное отношение к ней.

Актуальность программы обусловлена тем, что данные исследований, проведенных в школе в 2013-2014 году, показывают, что у 57% обучающихся низкий уровень воспитанности, у 51% школьников не сформированы положительные отношения к духовным ценностям. В настоящее время обнаруживается устойчивая тенденция к увеличению негативных факторов, влияющих на жизнь ребенка: асоциальное поведение родителей, трудные жизненные ситуации, что в свою очередь обуславливает увеличение количества обучающихся с девиантным поведением.

Противоречие между задачами, поставленными перед школой, обусловленными потребностями общества, и наличием эффективных технологий воспитания позволяет сформулировать проблему, на решение которой направлена настоящее программа: создания системы совместной деятельности обучающихся, педагогов, родителей и общественности для воспитания личности через вхождение в контекст культуры современного общества и развитие способности строить жизнь, достойную Человека.

С целью разрешения обозначенных противоречий и поиска путей решения сформулированной проблемы была разработана настоящая программа: «Восхождение к культуре».

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Занятия проводятся в форме КТД, экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.

Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Теоретико-методологическое обоснование программы

Данная программа разработана на основе технологии воспитания с позиций культурологического подхода, разработанной д.п.н., профессором Н.Е. Щурковой, как результат многолетней практической апробации элементов технологии под ее руководством.

В основу программы положены также личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению и воспитанию. Культурологический подход (Н.Е. Щуркова) усилен за счет синтеза с методами социальной педагогики (А.В. Мудрик) - создание на практике системы мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социально-культурной среды, воспитание человека в социуме: формирование самостоятельно действующей нравственно гармоничной личности, отвечающей за выбор своего жизненного пути, творческую реализацию своих способностей, стремлений и отношений во всех сферах взаимодействия. Доминирующей идеей остается учебно-воспитательного процесса на основе возрастной модификации воспитания (Н.Е. Щуркова).

Возрастная модификация воспитания







Ранняя

юность

«Я» и жизнь





Старший подросток

Образ жизни





Младший подросток

Общество




Младший школьный возраст

Человек






Первоклассник

Социальная норма






Природа и «живое»













Согласно возрастным особенностям выдвигается в качестве задачи-доминанты формирование отношения к одной из наивысших ценностей жизни. Данная задача-доминанта определяет лейтмотив работы педагога с детьми в течение одного периода (учебного года). Выдвижение задачи-доминанты никак не закрывает возможностей обращения любому вопросу жизни. Уровень осмысления детьми жизни неуклонно поднимается вверх. В младшем возрасте педагог организует для детей рассмотрение вопросов жизни на конкретных примерах, выведение простых и четких правил поведения. В подростковый период правила и нормы жизни располагаются на периферии сознания, в центре же сознания размещается понятие Человек. Духовное восхождение личности школьника совершается за счет выхода на все более обобщенный уровень представления о жизни и себе как человеке в этом мире поэтапно:

На этапе «Младший подросток» (5-6 классы) важно сформировать представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле. Ведущая идея этапа - Я - Человек!

Новизна программы проявляется в том, что она направлена на выработку и формирование у учащихся навыков саморегуляции, самовыражения и соотношения «Я+ окружающий мир». Введение данной программы можно считать педагогически целесообразным в связи с тем, что приобретаемые умения и навыки оказывают положительное влияние на повышение уровня воспитанности и формирование в классе (группе) творческого коллектива.

Цель: воспитание личности через вхождение в контекст культуры современного общества и развитие способности строить жизнь, достойную Человека, посредством создания системы совместной деятельности обучающихся, педагогов, родителей и общественности.

Задачи:

- освоение культуры окружающего мира ребенком путем выделения существенных ключевых отношений к окружающему миру, через воздействие рекреационных технологий;

- усвоение учениками ценностей, формирование у них знаний, убеждений и чувств, присущих современному культурно образованному человеку, через структуру учебно-образовательного пространства;

- вхождение ребёнка в «особый» мир, который представляет собой Иркутская область, чтобы научить младшего подростка умению ориентироваться в нем, посредством введения в курс региональной составляющей;

- присвоение подрастающей личностью субъективных норм поведения путем расширения поля воспитательного процесса до всей сферы жизнедеятельности ребенка, через создание центров активности.

2. Основные разделы программы внеурочной деятельности «Восхождение к культуре»

№ п/п

Содержание

Теоретические часы

Практические часы

Итого часов

1

Человек - homo sapiens

4

1

5

2

Человек среди людей

4

5

9

3

Внутренний мир человека

4

4

8

4

Мир вокруг нас

6

6

12

3.Тематический план занятий

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Человек - homo sapiens

1

Загадка человека

1

2

Человек в этом мире: «Чем я отличен от животных?»

1

3

Человек в роли homo sapiens

1

4

Мой день как час жизни

1

5

Великий и маленький человек

1

Человек среди людей

6

Кто меня окружает?

1

7-8

«Вместе весело шагать»

2

9

Характер человека «Каково со мной другим?»

1

10-11

Какие люди мне нравятся?

2

12

Кто любит меня - кого люблю я?

1

13-14

Будьте вежливы!

2

Внутренний мир человека

15-16

Где располагается душа?

2

17

Как выглядит зло?

1

18-19

Интересы человека и интересный человек

2

20

Нравственность в мире людей и животных

1

21

Есть ли у человека недостатки?

1

22

За что можно уважать человека?

1

Мир вокруг нас

23-24

Мир в котором мы живем

2

25

Общество - большой «дом» человечества

1

26-27

Труд - условие благополучия человека

2

28-29

Как научить учиться?

2

30-31

Свободное время

2

32

Мое поведение - это отношение к …

1

33

Я отвечаю за свои поступки

1

34

Как я решаю свои проблемы?

1

Итого

34

4.Содержание разделов программы

Раздел 1.Человек - homo sapiens (5 часов)

Природа человека. Человек - биологическое существо. Отличие человека от животных наследственность. Цели и ценность человеческой жизни. Способность к прогрессу как отличительная черта человека. Роль коллективной трудовой деятельности в выделении человека из животного мира, его превращении в существо общественное, социальное. Человек - биосоциальное существо. Взаимосвязь и взаимодействие человека, общества и природы.

Совершенствование орудий труда. Появление речи. Развитие мышления человека. Изменение форм объединения древних людей. Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.

Раздел 2. Человек среди людей (9 часов)

Поколение. Взаимоотношение поколений в разные исторические эпохи. Предки, современники и потомки. Культура. Культурная память поколений. Материальная и духовная культура. Культурное наследие.

Семья - малая социальная группа. Функции семьи в обществе. Создание семьи. Семейные отношения. Дружба. Отношения дружбы. Верность.

Раздел 3. Внутренний мир человека (8 часов)

Идеал как образец, высшая цель стремлений. Материалисты и идеалисты. Общечеловеческие ценности. Конфликт ценностей. Три этапа нравственного развития человека: 1) человек не совершает дурных поступков из-за страха наказания; 2) не совершает их, поскольку дорожит мнением членов группы, в которой находится; 3) поведение человека определяется принципами, которыми он руководствуется независимо от мнения группы.

Самооценка как основа регулирования поведения личности. Опасности завышенной и заниженной самооценки. Факторы влияния на самооценку подростков. Взаимосвязь самооценки и успеваемости в школе. Роль самовоспитания в становлении личности. Некоторые методы самовоспитания: самоприказ; самовнушение; самоободрение.

Лидер. Различные точки зрения на качества, которыми должен обладать лидер. Шесть основных элементов лидерства по С. Норткоту Паркенсону: воображение; знание; талант; решимость; жесткость; притяжение. Искусство общения как обязательная черта лидера. Умение ярко говорить самому и умение слушать, когда говорят другие, - основа искусства общения.

Раздел 4. Мир вокруг нас (12 часов)

Понятие «общество». Общество как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей. Общественная жизнь. Роль общества и общественной жизни в становлении человека. Изменение содержания понятия «общество» на протяжении человеческой истории. Соотношение понятий «страна», «государство» и «общество». Разнообразие значений понятия «общество».

Общество - целостный социальный организм.

Появление ремесла как результат разделения труда. Превращение культуры во вторую среду существования человека.

Право на труд. Всеобщая декларация прав человека о праве на труд. Положения Конституции Российской Федерации о том, что труд граждан является свободным.

Право на отдых.

Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних.

Образование, его значение в жизни людей. Функции образования. Самообразование. Самовоспитание. Право на получение образования как одно из конституционных прав граждан Российской Федерации.

5. Планируемые результаты освоения программы

Результаты первого уровня (ознакомление школьников с социальной реальностью в повседневной жизни):

приобретение знаний об окружающем мире, об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом):

давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта саморазвития, самостоятельного социального действия):

обучающиеся самостоятельно могут применять изученные способы действий, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат, презентовать свои достижения.

Личностные результаты:

мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Национальные ценности: семья, личность, наука

I уровень:

Знать правила личной гигиены, основы правил дорожного движения, безопасный путь до школы;

Понимать важность занятия физкультурой для здоровья;

Уметь делать утреннюю зарядку, могу сам дойти до школы;

Соблюдать режим дня и правила личной гигиены и ПДД.

II уровень:

Знать основы правильного питания,

Перечислить факторы, которые вредят моему здоровью и здоровью моих близких;

Могу сказать «нет»;

Вести подвижный образ жизни.

III уровень:

Знать значение слов «физическое состояние», «настроение человека»;

Понимать зачем нужно человеку правильно питаться;

Уметь приготовить завтрак для себя и своих родных;

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Национальные ценности : искусство и литература, человечество

I уровень:

Знать правила поведения в общественных местах (библиотеки, театре, музее, кино);

Понимать значение слов «опрятный вид», «некрасивый поступок», «»книга - лучший друг».

Уметь проявлять чувства (восторг, радость и.т.д.)

Посещать музеи, библиотеки, театры

II уровень:

Знать сказки, стихи, песни;

Понимать значение слов «дарить красоту»;

Уметь самостоятельно читать книги, участвовать в концерте;

Самостоятельно украсить класс, дом

III уровень:

Знать памятники культуры в районе, городе;

Понимать, что надо их беречь;

Уметь рассказать о некоторых из них;

6.Способы оценки результативности программы

Система контроля деятельности обучающихся способствует реализации программы, помогает корректировать организацию образовательного процесса. При оценке результативности программы необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Оценка эффективности программы внеурочной деятельности в формировании универсальных учебных действий (УУД) обучающихся проводится с помощью системы педагогической диагностики (входная, промежуточная, итоговая).

Входная диагностика- определяет уровень воспитанности обучающихся перед началом занятий.

Промежуточная диагностика- проводится после изучения разделов в виде игр, бесед, выставок, самопрезентаций.

Итоговая диагностика- проходит на одном из последних занятий в виде тестирования, выступления, творческой работы и определяет уровень освоения программы.

Система диагностики определяет способность ученика к приобретению новых знаний (самостоятельно и/ или с помощью учителя), практическому применению их для решений конкретных проблем, умение договариваться, работать в группе, оценивать свой вклад в общее дело и общий результат, проявлять свои лучшие качества.

7.Формы контроля результативности работы

Формы контроля могут быть разнообразными:

- самостоятельные творческие задания;

- кроссворды;

- викторины;

- игры- соревнования;

- другое.

Участие в выступлениях, выставках является оценкой знаний, умений и навыков по содержанию программы на определенном этапе.

Одним из показателей результативности программы является сохранность состава группы занимающихся детей.

В ходе реализации программы могут быть использованы и другие формы контроля в соответствии с особенностями детского коллектива, например анкетирование (т.ч. и для родителей).

8. Литература

  1. Баева И.А. Тренинг психологической безопасности в школе. СПб.: Речь, 2002.

  2. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Информационная среда обучения. СПб.: СВЕТ, 1996.

  3. Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов. //Информатика и образование. 2004., №5//

  4. Монина Г.Б.,Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. СПб, Речь, 2003.

  5. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. Педагоги, психологи, родители. СПб, Речь, 2005.

  6. Монина Г.Б. Возможен ли индивидуальный подход при групповом методе обучения. СПб, АППО, 1999.

  7. Никандров Н.Д. 60 лет РАО: итоги и перспективы// Вопросы психологии, 2003, № 6//.

  8. Прасонова Е.А. В союзе с красотой (эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе) М., Просвещение, 1987г.

  9. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М., Смысл, 2002.

  10. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига, ПЦ, Эксперимент, 1995г.

  11. Шепетис А.К. Человек и эстетическая среда. М, 1985.

  12. Щуркова Н.Е. За гранью урока (о внеклассной работе со школьниками). М., 2004г.

  13. Щуркова Н.Е. Игровые методики. Издательство «Педагогическое общество России», М., 2004

  14. Щуркова Н.Е. Школа и семья. Педагогический альянс. Издательство «Педагогическое общество России», М., 2004.

  15. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников СПб: Речь, 2003г.

16. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

администрации Сургутского района от 24 августа 2012 года № 08-28-2026.

17.Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор (пособие для учителей)/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М: Просвещение,2012.-213 с.













Диагностика, проводимая в начале и конце учебного года в виде естественно- педагогического наблюдения.



Предпочтительные формы организации учебного процесса

Типы уроков

Пед. технологии

Формы работы

- игра

- дискуссия

- практикум

- лабораторная работа

- беседа

Интерактивные:

- игровые;

- ТРИЗ;

- технология дискуссии;

- проектная технология;

- проблемное обучение;

- технология развития критического мышления

Индивидуальная

Групповая

Группы с переменным составом

Метапредметные результаты

умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1). Использование элементов причинно-следственного анализа;

2). Исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3). Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4). Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6). Подкрепление изученных положений конкретными примерами;

7). Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8). Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметные результаты:

относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

знание ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

понимание значения коммуникации в межличностном общении;

умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты:

  • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты

  • умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

  • способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

  • овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1). Использование элементов причинно-следственного анализа;

2). Исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3). Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4). Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6). Подкрепление изученных положений конкретными примерами;

7). Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8). Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметные результаты:

  • относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

  • знание ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

  • умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;

  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

  • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

17


© 2010-2022