- Преподавателю
- Классному руководителю
- ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Восхождение к культуре»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Восхождение к культуре»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Распутина О.Г. |
Дата | 18.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Восхождение к культуре»
Направленность: общекультурная
Срок реализации: 1 год
Объем: 34 часа
Возраст: 10-11 лет
Составила: Распутина О.Г.,
учитель обществознания
Тайшет, 2014 год
Паспорт
№ п/п
Оглавление
Стр.
1
Пояснительная записка
3-6
2
Основные разделы программы внеурочной деятельности «Восхождение к культуре»
6
3
Тематический план занятий
7
4
Содержание разделов программы
8-9
5
Планируемые результаты освоения программы
9-10
6
Способы оценки результативности программы
10
7
Формы контроля результативности работы
11
8
Литература
11-12
-
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования заявляет ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ведущим направлением школьного образования. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Современное общество предъявляет новые требования в системе образования - воспитать личность, способную к адекватной адаптации в современных условиях, требуя развития таких качеств выпускника средней школы, которые в полной мере способствовали бы его социализации. Воспитание, как специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеет формирование личности, нужной и полезной обществу. Культурологический подход к воспитанию обеспечивает каждому ребенку наилучшие психологические условия для проживания в мировом сообществе, оснащая его способностью к жизнедеятельности на современном уровне достижений культуры, помогая индивиду становиться личностью и сознательно выстраивать свое бытие, видеть целостную картину мира и определять свое место в нем.
Сегодня культурный уровень общества претерпевает коренные изменения, что не может не отразиться на ценностях, жизненных ориентирах, формах поведения школьников. Ключевыми проблемами качества окружающей среды выступают культурное наполнение этой среды и ценностное отношение к ней.
Актуальность программы обусловлена тем, что данные исследований, проведенных в школе в 2013-2014 году, показывают, что у 57% обучающихся низкий уровень воспитанности, у 51% школьников не сформированы положительные отношения к духовным ценностям. В настоящее время обнаруживается устойчивая тенденция к увеличению негативных факторов, влияющих на жизнь ребенка: асоциальное поведение родителей, трудные жизненные ситуации, что в свою очередь обуславливает увеличение количества обучающихся с девиантным поведением.
Противоречие между задачами, поставленными перед школой, обусловленными потребностями общества, и наличием эффективных технологий воспитания позволяет сформулировать проблему, на решение которой направлена настоящее программа: создания системы совместной деятельности обучающихся, педагогов, родителей и общественности для воспитания личности через вхождение в контекст культуры современного общества и развитие способности строить жизнь, достойную Человека.
С целью разрешения обозначенных противоречий и поиска путей решения сформулированной проблемы была разработана настоящая программа: «Восхождение к культуре».
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Занятия проводятся в форме КТД, экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.
Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Теоретико-методологическое обоснование программы
Данная программа разработана на основе технологии воспитания с позиций культурологического подхода, разработанной д.п.н., профессором Н.Е. Щурковой, как результат многолетней практической апробации элементов технологии под ее руководством.
В основу программы положены также личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению и воспитанию. Культурологический подход (Н.Е. Щуркова) усилен за счет синтеза с методами социальной педагогики (А.В. Мудрик) - создание на практике системы мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социально-культурной среды, воспитание человека в социуме: формирование самостоятельно действующей нравственно гармоничной личности, отвечающей за выбор своего жизненного пути, творческую реализацию своих способностей, стремлений и отношений во всех сферах взаимодействия. Доминирующей идеей остается учебно-воспитательного процесса на основе возрастной модификации воспитания (Н.Е. Щуркова).
Возрастная модификация воспитания
Ранняя
юность
«Я» и жизнь
Старший подросток
Образ жизни
Младший подросток
Общество
Младший школьный возраст
Человек
Первоклассник
Социальная норма
Природа и «живое»
Согласно возрастным особенностям выдвигается в качестве задачи-доминанты формирование отношения к одной из наивысших ценностей жизни. Данная задача-доминанта определяет лейтмотив работы педагога с детьми в течение одного периода (учебного года). Выдвижение задачи-доминанты никак не закрывает возможностей обращения любому вопросу жизни. Уровень осмысления детьми жизни неуклонно поднимается вверх. В младшем возрасте педагог организует для детей рассмотрение вопросов жизни на конкретных примерах, выведение простых и четких правил поведения. В подростковый период правила и нормы жизни располагаются на периферии сознания, в центре же сознания размещается понятие Человек. Духовное восхождение личности школьника совершается за счет выхода на все более обобщенный уровень представления о жизни и себе как человеке в этом мире поэтапно:
На этапе «Младший подросток» (5-6 классы) важно сформировать представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле. Ведущая идея этапа - Я - Человек!
Новизна программы проявляется в том, что она направлена на выработку и формирование у учащихся навыков саморегуляции, самовыражения и соотношения «Я+ окружающий мир». Введение данной программы можно считать педагогически целесообразным в связи с тем, что приобретаемые умения и навыки оказывают положительное влияние на повышение уровня воспитанности и формирование в классе (группе) творческого коллектива.
Цель: воспитание личности через вхождение в контекст культуры современного общества и развитие способности строить жизнь, достойную Человека, посредством создания системы совместной деятельности обучающихся, педагогов, родителей и общественности.
Задачи:
- освоение культуры окружающего мира ребенком путем выделения существенных ключевых отношений к окружающему миру, через воздействие рекреационных технологий;
- усвоение учениками ценностей, формирование у них знаний, убеждений и чувств, присущих современному культурно образованному человеку, через структуру учебно-образовательного пространства;
- вхождение ребёнка в «особый» мир, который представляет собой Иркутская область, чтобы научить младшего подростка умению ориентироваться в нем, посредством введения в курс региональной составляющей;
- присвоение подрастающей личностью субъективных норм поведения путем расширения поля воспитательного процесса до всей сферы жизнедеятельности ребенка, через создание центров активности.
2. Основные разделы программы внеурочной деятельности «Восхождение к культуре»
№ п/п
Содержание
Теоретические часы
Практические часы
Итого часов
1
Человек - homo sapiens
4
1
5
2
Человек среди людей
4
5
9
3
Внутренний мир человека
4
4
8
4
Мир вокруг нас
6
6
12
3.Тематический план занятий
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
Человек - homo sapiens
1
Загадка человека
1
2
Человек в этом мире: «Чем я отличен от животных?»
1
3
Человек в роли homo sapiens
1
4
Мой день как час жизни
1
5
Великий и маленький человек
1
Человек среди людей
6
Кто меня окружает?
1
7-8
«Вместе весело шагать»
2
9
Характер человека «Каково со мной другим?»
1
10-11
Какие люди мне нравятся?
2
12
Кто любит меня - кого люблю я?
1
13-14
Будьте вежливы!
2
Внутренний мир человека
15-16
Где располагается душа?
2
17
Как выглядит зло?
1
18-19
Интересы человека и интересный человек
2
20
Нравственность в мире людей и животных
1
21
Есть ли у человека недостатки?
1
22
За что можно уважать человека?
1
Мир вокруг нас
23-24
Мир в котором мы живем
2
25
Общество - большой «дом» человечества
1
26-27
Труд - условие благополучия человека
2
28-29
Как научить учиться?
2
30-31
Свободное время
2
32
Мое поведение - это отношение к …
1
33
Я отвечаю за свои поступки
1
34
Как я решаю свои проблемы?
1
Итого
34
4.Содержание разделов программы
Раздел 1.Человек - homo sapiens (5 часов)
Природа человека. Человек - биологическое существо. Отличие человека от животных наследственность. Цели и ценность человеческой жизни. Способность к прогрессу как отличительная черта человека. Роль коллективной трудовой деятельности в выделении человека из животного мира, его превращении в существо общественное, социальное. Человек - биосоциальное существо. Взаимосвязь и взаимодействие человека, общества и природы.
Совершенствование орудий труда. Появление речи. Развитие мышления человека. Изменение форм объединения древних людей. Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.
Раздел 2. Человек среди людей (9 часов)
Поколение. Взаимоотношение поколений в разные исторические эпохи. Предки, современники и потомки. Культура. Культурная память поколений. Материальная и духовная культура. Культурное наследие.
Семья - малая социальная группа. Функции семьи в обществе. Создание семьи. Семейные отношения. Дружба. Отношения дружбы. Верность.
Раздел 3. Внутренний мир человека (8 часов)
Идеал как образец, высшая цель стремлений. Материалисты и идеалисты. Общечеловеческие ценности. Конфликт ценностей. Три этапа нравственного развития человека: 1) человек не совершает дурных поступков из-за страха наказания; 2) не совершает их, поскольку дорожит мнением членов группы, в которой находится; 3) поведение человека определяется принципами, которыми он руководствуется независимо от мнения группы.
Самооценка как основа регулирования поведения личности. Опасности завышенной и заниженной самооценки. Факторы влияния на самооценку подростков. Взаимосвязь самооценки и успеваемости в школе. Роль самовоспитания в становлении личности. Некоторые методы самовоспитания: самоприказ; самовнушение; самоободрение.
Лидер. Различные точки зрения на качества, которыми должен обладать лидер. Шесть основных элементов лидерства по С. Норткоту Паркенсону: воображение; знание; талант; решимость; жесткость; притяжение. Искусство общения как обязательная черта лидера. Умение ярко говорить самому и умение слушать, когда говорят другие, - основа искусства общения.
Раздел 4. Мир вокруг нас (12 часов)
Понятие «общество». Общество как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей. Общественная жизнь. Роль общества и общественной жизни в становлении человека. Изменение содержания понятия «общество» на протяжении человеческой истории. Соотношение понятий «страна», «государство» и «общество». Разнообразие значений понятия «общество».
Общество - целостный социальный организм.
Появление ремесла как результат разделения труда. Превращение культуры во вторую среду существования человека.
Право на труд. Всеобщая декларация прав человека о праве на труд. Положения Конституции Российской Федерации о том, что труд граждан является свободным.
Право на отдых.
Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних.
Образование, его значение в жизни людей. Функции образования. Самообразование. Самовоспитание. Право на получение образования как одно из конституционных прав граждан Российской Федерации.
5. Планируемые результаты освоения программы
Результаты первого уровня (ознакомление школьников с социальной реальностью в повседневной жизни):
приобретение знаний об окружающем мире, об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом):
давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта саморазвития, самостоятельного социального действия):
обучающиеся самостоятельно могут применять изученные способы действий, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат, презентовать свои достижения.
Личностные результаты:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Национальные ценности: семья, личность, наука
I уровень:
Знать правила личной гигиены, основы правил дорожного движения, безопасный путь до школы;
Понимать важность занятия физкультурой для здоровья;
Уметь делать утреннюю зарядку, могу сам дойти до школы;
Соблюдать режим дня и правила личной гигиены и ПДД.
II уровень:
Знать основы правильного питания,
Перечислить факторы, которые вредят моему здоровью и здоровью моих близких;
Могу сказать «нет»;
Вести подвижный образ жизни.
III уровень:
Знать значение слов «физическое состояние», «настроение человека»;
Понимать зачем нужно человеку правильно питаться;
Уметь приготовить завтрак для себя и своих родных;
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Национальные ценности : искусство и литература, человечество
I уровень:
Знать правила поведения в общественных местах (библиотеки, театре, музее, кино);
Понимать значение слов «опрятный вид», «некрасивый поступок», «»книга - лучший друг».
Уметь проявлять чувства (восторг, радость и.т.д.)
Посещать музеи, библиотеки, театры
II уровень:
Знать сказки, стихи, песни;
Понимать значение слов «дарить красоту»;
Уметь самостоятельно читать книги, участвовать в концерте;
Самостоятельно украсить класс, дом
III уровень:
Знать памятники культуры в районе, городе;
Понимать, что надо их беречь;
Уметь рассказать о некоторых из них;
6.Способы оценки результативности программы
Система контроля деятельности обучающихся способствует реализации программы, помогает корректировать организацию образовательного процесса. При оценке результативности программы необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Оценка эффективности программы внеурочной деятельности в формировании универсальных учебных действий (УУД) обучающихся проводится с помощью системы педагогической диагностики (входная, промежуточная, итоговая).
Входная диагностика- определяет уровень воспитанности обучающихся перед началом занятий.
Промежуточная диагностика- проводится после изучения разделов в виде игр, бесед, выставок, самопрезентаций.
Итоговая диагностика- проходит на одном из последних занятий в виде тестирования, выступления, творческой работы и определяет уровень освоения программы.
Система диагностики определяет способность ученика к приобретению новых знаний (самостоятельно и/ или с помощью учителя), практическому применению их для решений конкретных проблем, умение договариваться, работать в группе, оценивать свой вклад в общее дело и общий результат, проявлять свои лучшие качества.
7.Формы контроля результативности работы
Формы контроля могут быть разнообразными:
- самостоятельные творческие задания;
- кроссворды;
- викторины;
- игры- соревнования;
- другое.
Участие в выступлениях, выставках является оценкой знаний, умений и навыков по содержанию программы на определенном этапе.
Одним из показателей результативности программы является сохранность состава группы занимающихся детей.
В ходе реализации программы могут быть использованы и другие формы контроля в соответствии с особенностями детского коллектива, например анкетирование (т.ч. и для родителей).
8. Литература
-
Баева И.А. Тренинг психологической безопасности в школе. СПб.: Речь, 2002.
-
Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Информационная среда обучения. СПб.: СВЕТ, 1996.
-
Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов. //Информатика и образование. 2004., №5//
-
Монина Г.Б.,Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. СПб, Речь, 2003.
-
Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. Педагоги, психологи, родители. СПб, Речь, 2005.
-
Монина Г.Б. Возможен ли индивидуальный подход при групповом методе обучения. СПб, АППО, 1999.
-
Никандров Н.Д. 60 лет РАО: итоги и перспективы// Вопросы психологии, 2003, № 6//.
-
Прасонова Е.А. В союзе с красотой (эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе) М., Просвещение, 1987г.
-
Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М., Смысл, 2002.
-
Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига, ПЦ, Эксперимент, 1995г.
-
Шепетис А.К. Человек и эстетическая среда. М, 1985.
-
Щуркова Н.Е. За гранью урока (о внеклассной работе со школьниками). М., 2004г.
-
Щуркова Н.Е. Игровые методики. Издательство «Педагогическое общество России», М., 2004
-
Щуркова Н.Е. Школа и семья. Педагогический альянс. Издательство «Педагогическое общество России», М., 2004.
-
Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников СПб: Речь, 2003г.
16. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
администрации Сургутского района от 24 августа 2012 года № 08-28-2026.
17.Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор (пособие для учителей)/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М: Просвещение,2012.-213 с.
Диагностика, проводимая в начале и конце учебного года в виде естественно- педагогического наблюдения.
Предпочтительные формы организации учебного процесса
Типы уроков
Пед. технологии
Формы работы
- игра
- дискуссия
- практикум
- лабораторная работа
- беседа
Интерактивные:
- игровые;
- ТРИЗ;
- технология дискуссии;
- проектная технология;
- проблемное обучение;
- технология развития критического мышления
Индивидуальная
Групповая
Группы с переменным составом
Метапредметные результаты
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1). Использование элементов причинно-следственного анализа;
2). Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3). Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4). Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6). Подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7). Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8). Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
-
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
-
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
-
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты
-
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
-
умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
-
способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
-
овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
-
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1). Использование элементов причинно-следственного анализа;
2). Исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3). Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4). Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6). Подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7). Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8). Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты:
-
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
-
знание ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
-
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
-
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
-
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
-
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
-
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
-
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
-
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
-
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
-
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
-
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
-
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
-
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
-
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
-
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
-
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
17