РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ НА ТЕМУ: ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ МАЛОЙ РОДИНЫ

            Первые научные исследования Кольского полуострова относятся к 1820‑м гг., достаточно изучены и представлены в трудах  отечественных учёных, но при этом  большинство материалов не подлежат широкой огласке и находятся в архивах исследовательских институтов. Поэтому в практике школы они используется недостаточно активно. Вот почему проблема реализации просветительской работы в средней школе на тему: «Древняя история малой Родины» рассматривается нами как актуальная, требующая анализа. ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

31

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..2

  2. ГЛАВА 1.КРАТКИЙ ОБЗОР АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА И ПОЛУОСТРОВА РЫБАЧИЙ……….4

  3. 1.1.Краткий историко - географический обзор Кольского полуострова…4

  4. 1.2. Краткий историко - географический обзор полуострова Рыбачий….7

  5. 1.3.Археологические памятники полуострова Рыбачий………..…….…..10

  6. ГЛАВА 2. ВНЕДРЕНИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬКОЙ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ МАЛОЙ РОДИНЫ»………………….…….....…15

  7. 2.1.Организация внедрения просветительской работы………..……..…...15

  8. 2.2.Констатирующий этап…………………………………………….…….15

  9. 2.3.Формирующий этап……………………………………………………..17

  10. 2.4.Анализ результатов исследования. Контрольно - итоговый этап...…18

  11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….……..20

  12. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..22

  13. ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………24

  14. ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………25

  15. ПРИЛОЖЕНИЕ 3……………………………………………………………26

  16. ПРИЛОЖЕНИЕ 4…………………………………………………….……..27

  17. ПРИЛОЖЕНИЕ 5……………………………………………………………28

  18. ПРИЛОЖЕНИЕ 6……………………………………………………...…….29

  19. ПРИЛОЖЕНИЕ 8………………………………………………………...….30



















ВВЕДЕНИЕ

К настоящему времени на Кольском полуострове известно свыше 400 археологических памятников разного характера и значимости: кратковременные стоянки и длительные поселения, могильники и культовые сооружения, предметы искусства. Используя их данные как исторический источник, удается наметить основные этапы древней истории некогда жившего здесь народа, уловить поступательное развитие его экономики и духовной культуры.

Сейчас на Кольском полуострове и в районе Рыбачьего полуострова, относящегося к Печенгскому району известны самые разнообразные археологические памятники: небольшие сезонные стоянки послеледниковья, остатки средневековых саамских стойбищ и промысловых становищ поморов, а до недавнего времени и писаницы.

Но здесь стоит отметить отсутствие просветительской работы, направленной на знание древней истории и проявление интереса к истокам культурного наследия Печенгского района. Не знать историю своего рода - признак низкой культуры. Еще А.С. Пушкин писал, что «неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности». Само выражение «Иван, не помнящий родства» означает человека пустого и никчемного. И как дерево с гнилой сердцевиной непрочно стоит на земле, также и человеческий род, утративший историческую память, родовое самосознание - близок к искоренению.

Первые научные исследования Кольского полуострова относятся к 1820м гг., достаточно изучены и представлены в трудах отечественных учёных, но при этом большинство материалов не подлежат широкой огласке и находятся в архивах исследовательских институтов. Поэтому в практике школы они используется недостаточно активно.

Вот почему проблема реализации просветительской работы в средней школе на тему: «Древняя история малой Родины» рассматривается нами как актуальная, требующая анализа.

Цель исследования: повысить уровень интереса группы обучающихся школы к древней истории малой Родины.

В связи с целью исследования были определены следующие задачи исследования:

  1. Исследовать материалы, касающиеся археологических изысканий на Кольском полуострове и полуострове Рыбачий.

  2. Проанализировать и систематизировать полученные данные.

  3. Провести анкетирование обучающихся с целью определения уровня интереса к древней истории родного края.

  4. Реализовать просветительскую работу в средней школе на тему «Древняя история малой Родины».

  5. Провести контрольное анкетирование обучающихся с целью выявления повышения уровня интереса к древней истории родного края.

Объект исследования - культурное наследие Кольского полуострова и полуострова Рыбачий.

Предмет исследования - интерес группы обучающихся к древней истории малой Родины.

Гипотеза - если проводить с группой обучающихся школы просветительскую работу, направленную на изучение культурного наследия малой Родины, то это повысит их уровень интереса к древней истории родного края.

Для решения поставленных задач использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:

Теоретические: анализ и синтез, обобщение и интерпретация исторической и археологической литературы.

Эмпирические: анкетирование группы обучающихся средней школы Печенгского района.

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и анализе материалов по теме исследования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в практике для просветительской работы с населением.





ГЛАВА 1. КРАТКИЙ ОБЗОР АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА И ПОЛУОСТРОВА РЫБАЧИЙ.

1.1.Краткий историко - географический обзор Кольского полуострова.

До начала XX века Мурманом называли лишь северное побережье полуострова - от Святого Носа до норвежской границы, но в дальнейшем это понятие расширилось, и ныне под ним подразумевается весь Кольский полуостров. Южное побережье полуострова исторически разделяют на Терский и Кандалакшский берега. (в приложении 1 рис 1.)

Ко́льский полуостров (уст. Му́рман, Кола, Терь) - полуостров на северо-западе Европейской части России, в Мурманской области. Омывается Баренцевым и Белым морями. Площадь около 100 тыс. км².

В западной части располагаются горные массивы Хибины (высота до 1200 м) и Ловозерские тундры (высота до 1120 м). На севере - тундровая растительность, южнее лесотундра и тайга.

Среди огромных просторов России Кольский полуостров, в известной мере, справедливо считается наиболее исследованным в археологическом отношении.

В результате всей суммы произведенных работ в настоящее время не только навсегда уничтожен миф о необитаемости полуострова в древности, но и создана возможность выяснить основные этапы развития культуры его древнего населения. Однако, как мы увидим далее, именно эта территория более других требует увеличения размаха и ускорения темпов исследования.

Историю археологического изучения Кольского полуострова в обобщенном виде можно разделить на три периода. Первый - конец XIX - начало XX вв. В этот период сделаны первые шаги в области познания далекого прошлого полуострова путешественниками. Самые ранние из них связываются с русскими посланниками С.Г. Звенигородским и Г.В. Васильчиковым, посетившими в 1592 г. северо-западную часть Кольского полуострова в связи с переговорами со шведами об определении границы. Ими было записано предание о сооружении лабиринта в Валитовой губе (Варангер-фиорд), и упомянут лабиринт у с.Колы, уничтоженный впоследствии (в 1852 г.) в процессе строительства Кольского полуострога. ( в приложении 1 рис.2)

Эти загадочные каменные сооружения - лабиринты - привлекли внимание и других путешественников: А.И. Кельсиева [1. С.425 - 246], Е. Вера, Л.В. Елисеева [2. С.12-16], К.П. Рева [3. С. 128], в той или иной форме обращавшихся к указанной теме. Однако всё, кроме этих экзотических памятников, продолжало оставаться непознанным. И, более того, родилось суждение об отсутствии иных свидетельств пребывания здесь человека. Так, А.И. Кельсиев, совершивший поездку на Кольский полуостров в 1877 г. в целях сбора материалов для Первой антропологической выставки в Москве и попутно упомянувший встретившиеся ему у с. Поной каменные кучи и две «чудские ямы», писал: «От Сосновца к северу берегом ехал с лопарями и по лопарям и только последние 150 верст перед Колою делаю на пароходе. Кроме каменных куч и двух несомненно чудских ям, круглых и воронкообразных (4 саж. диаметром), у Поноя, доисторических древностей берег не представляет. После всех изысканий могу с убеждением сказать, что их здесь нет» [1.там же].

Второй период исследования падает на 20-е и 30-е гг., когда стали впервые известны археологические предметы благодаря открытиям биологов и геологов в процессе их специальных исследований. В связи с этим с благодарностью можно назвать имена Г.Д. Рихтера, С.Ф. Егорова, Г.И. Горецкого, Б.Ф. Землякова, И.И. Краснова, С.В. Яковлевой и др. Первым же археологом был А.В. Шмидт, который в 1928 г. произвел раскопки близ с.Кузомень [4. с.119-168] и на Большом Оленьем острове Баренцева моря [5. С.141]. В дальнейшем, в 1934, 1935 гг., археологические изыскания на Кольском перешейке и близ г. Колы произвел Г.И. Горецкий (1937), а в 1935, 1937 гг. на Рыбачьем полуострове - Б.Ф. Земляков (1936, 1937а, 1937б, 1940). Наконец, перечисляя исследователей данного периода, нельзя не вспомнить одного из видных краеведов Мурманской области - В.К. Алымова, оказавшего значительную помощь археологам своими сведениями о местонахождении памятников.

В 40-х гг. исследование Кольского полуострова включило в свой план Ленинградское отделение института археологии АН СССР. Именно с этого времени - третьего периода - и было начато планомерное, хотя и не беспрерывное, его изучение с помощью целенаправленных разведок и раскопок памятников [6. С.94 - 96].

Особо следует отметить, как весьма продуктивные, последние годы (1969-1973), когда была оказана действенная помощь со стороны Северного филиала географического общества [7.С.289 - 299]. Благодаря содружеству двух учреждений заметно улучшилась организационная сторона (в первую очередь транспортные возможности, что в условиях Кольского полуострова имело решающее значение).

Для современного периода необходимо также отметить известную слитность археологических исследований Заполярья в целом и их связь с изучением заполярных областей Скандинавии и Америки. Однако такое координирование работ для всей заполярной зоны следует считать лишь началом.

5 июля 1997 года начался новый этап в изучении древней истории Кольского полуострова. Во время спортивного сплава по реке Умба, организованного краеведческим музеем п.Ревда (ОАО"СЕВРЕДМЕТ" ныне ОАО"ЛГК"), сотрудник музея Юрий Иванов на одном из островов обнаружил наскальные изображения ( в приложении 1 рис 3.), которые впоследствии удалось датировать эпохой неолита (4-6 тыс. лет от наших дней). [8. Текст]

В результате последующих экспедиций 1998-2000 гг., в составе Кольской археологической экспедиции (рук.В.Я.Шумкин), было выявлено более 10 скоплений рисунков на трех островах и одном береговом скальном выходе, а общее число только читаемых изображений на данный момент перевалило за 300. Очевидно, что это далеко не все.

Новое открытие было представлено на международных конференциях - как в России, так и за рубежом. Находка была высоко оценена специалистами. Уже сейчас понятно, что данная находка является одним из крупнейших открытий за всю историю археологического исследования Кольского полуострова и, несомненно, значимой вехой в изучении древней истории Северной Европы.

Практически каждое скопление рисунков выполнено в своем узнаваемом стиле и характеризуется различным временем и техникой исполнения. Глубина выбивок достигает 10 мм. Размеры отдельных фигур от нескольких сантиметров до 1 м.

Найдены рисунки предварительно датируемые, как каменным (4 тыс. лет до н.э.), бронзовым (1-2 тыс. до н.э.) веками, так и возможно относящиеся к саамскому средневековью (1-1,5 тыс. лет н.э.). В стилистике рисунков различных групп легко угадываются прямые аналоги Карельских изображений (Беломорья и Онежского озера), Кольских (Чальмны-Варре), Норвегии (Альта), Южной Швеции (Немфоршен).

Пожалуй, это единственное место, где так тесно переплетены традиции наскального искусства практически всей Северной Европы.

Встречаются и уникальные изображения. Например, группа рисунков, центральную композицию которых представляет изображение беременной женщины (внутри большого живота изображен ребенок) и мужчины с копьем в руке. Предварительно, мы датировали эту группу саамским средневековьем (глубокая выбивка сделанная металлическим орудием, и само композиционное решение характерно для более поздних культур северных народов, нежели для культур каменного и бронзового веков). Если наше предположение подтвердится, то можно говорить о первой находке на Кольском полуострове саамских наскальных рисунков.

На скалах можно увидеть сцены морской охоты (охота на белух) и рыболовства (сцена ловли щуки), охоты на лосей, на медведя. Встречается необычная символика (крест и лабиринт в виде креста, "амулет", солярные и лунарные знаки, круги "колеса", полумесяц, "жезлы"), мифологические персонажи (летящие олени, люди с головами животных). Среди петроглифов основную их часть составляют изображения животных: это фигуры млекопитающих (лоси, олени, белухи и киты, лисица, бобер, медведь), пресмыкающихся (змея, ящерица) птиц (журавль, утки, гуси) и рыб (щука, лосось, а так же крупная рыба похожая на осетра). Некоторые из представленных животных, в данный момент, уже не обитают в наших краях. Композиции и отдельные рисунки позволяют сделать интересные выводы о быте, обрядах, климатических и географических условиях жизни в те далекие времена. Петроглифы могут помочь нам проследить пути освоения людьми Кольского полуострова, формирование культурных традиций и многое другое.

Панели с рисунками находятся порой на значительном расстоянии друг от друга, поэтому можно говорить о целом комплексе археологических памятников. Вполне возможно, что при дальнейшем исследовании окрестностей могут быть найдены и другие исторические памятники (древние стоянки, новые скопления петроглифов)[9.С1-21].

Во время недавней экспедиции Кольского центра охраны дикой природы в районе реки Йоканга были обнаружены неолитические стоянки и два гранитных валуна с петроглифами (высеченые на скалах, камнях изображения). Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в Туристском информационном центре Мурманской области, в месте нахождения валунов могут быть и другие наскальные изображения, но сроки экспедиции не позволили произвести более тщательное обследование.

На одном из валунов выбиты изображения водоплавающих птиц, вероятно лебедей (напомним, что лебедь - символ Гипербореи). Другой камень демонстрирует изображение оленя, сходное с изображениями оленей наскальных рисунков Чальмны-Варре - самой первой находки петроглифов на Кольском полуострове. Петроглифы были обнаружены сотрудником Кольского центра охраны дикой природы Вадимом Лихачевым [10. Текст]

Это четвертая находка наскальных рисунков на Кольском полуострове и на данный момент самая Северо-Восточная точка Европы (в приложении 2 рис 4, 5).

1.2. Краткий историко - географический обзор полуострова Рыбачий.

Полуостров Рыбачий находится в крайней северо-западной оконечности Кольского полуострова (до конца XVI в. носил название Мотка). Омывается Баренцевым морем. Ограничивает с востока залив Варангер-фьорд. На старинных картах показывался как остров (в атласе А. Вегенера, 1583; с названием «Святой Марии» у Меркатора, 1569), существуют мнения, что когда то и было так (в приложении 2 рис.6).

Полуостров растет, поднимаясь из воды примерно на 3 см в год. Длина около 55 км, ширина в среднем 20 км. Узким перешейком (около 1 км шириной) соединен с полуостровом Средний. В 1496 русский дипломат Григорий Истома со своими спутниками этим волоком перетащили свои суда в губу Большую Волоковую. Заливы не замерзают, богаты рыбой. По рельефу всхолмленное плоскогорье (сопки до 350 м высотой) с обрывистыми берегами. Северный берег более отлог. На прибрежных скалах располагаются «птичьи базары». Много озер, десятки рек и ручьев, но нет лесов. Тундровая растительность. Климат - арктический (короткое прохладное лето, продолжительная холодная зима, большое число дней с осадками при малой их интенсивности), схожий с горными тундрами (в целом в Мурманской области климат субарктический морской).

В XVI в. на северном мысу Кекур (позже - пос. ВайдаГуба) располагался самый большой международный торг на Мурмане-Кегор (и весь полуостров назывался зачастую Ке́кур, Ке́горы, от саамского - «оленьи пастбища»). C начала XVII в. здесь активно шел лов рыбы, существовало 16 рыбацких становищ с 109 промысловыми избами. Периодически становища (например, ВайдаГуба, ЦыпНаволок) то приходили в запустение, то достигали цветущего состояния. Постоянные поселения в виде многочисленных колоний (чему способствовали благоприятные климатические условия изза близости Гольфстрима) возникли в конце XIX в. в ходе колонизации Мурманского берега: русские, норвежские (ВайдаГуба, ЦыпНаволок), финские (Озерки). С 1871 они входили в состав МурманскоКолонистской волости. )[11. Текст].

Первые научные исследования относятся к 1820м гг. Первые исследователи Ф. П. Литке (1823) В. Е. Ляхницкий(1915).

На древних морских террасах полуострова найдено около 30 стоянок древних людей (мезолит и неолит). Самые северные в европейской части России образцы наскальной живописи (р. Пяйве, р. Майка) С 1960 года полуостров Рыбачий является территорией Печенгского района. До последних лет мезолитические стоянки были известны лишь на Рыбачьем полуострове. Изыскания, произведенные в 1963 и особенно в 1972-1973 гг., позволили обнаружить их на более широкой территории - на всем морском побережье северо-западной части материка, на реках и внутренних озерах, расположенных близ п. Никеля. При этом расположение памятников с поразительной наглядностью обрисовывает очертания древних береговых линий. [12.Текст]

Все мезолитические стоянки занимают небольшую площадь, имея тонкий культурный слой, что объясняется малочисленностью обитавших на них коллективов, ведущих подвижный образ жизни охотников за северным оленем и собирателей даров моря.

Для изготовления орудий использовались местные породы камня: кварциты, горный хрусталь, изредка сланец и кремень (в приложении 3 рис.7)

Обнаружены места добычи этих материалов - древние мастерские. Точная топография находок позволяет выявить контуры жилищ, округлых в плане, типа чумов.

Весьма своеобразный кварцевый инвентарь поселений, чрезвычайно близкий орудиям мезолитических стоянок Норвегии, Финляндии и Карелии, позволяет считать первое население Рыбачьего полуострова близким в культурном отношении к населению указанной территории. Однако работами 1973 г. удалось внести в этот вопрос существенное добавление.

Стоянки, открытые на р. Шуонийоки, показали, что существовало и население, по своей культуре стоящее ближе к южным племенам - племенам Волго-Окского междуречья. Найденные на этих стоянках орудия сделаны из местных пород - кремнистого сланца молочного цвета и серого кремня. Технические приемы изготовления орудий и их форма (наконечники стрел на пластинах с ретушью на острие и черешке, конические нуклеусы) очень типичны не только для Волго-Окского, но и более южного мезолита (в приложении 3 рис.8)

Таким образом, подтверждается ранее высказанная мысль о первичном заселении Рыбачьего полуострова с двух территорий - северо-западной и южной [13. С.45-53].

На протяжении эпохи неолита, датируемой концом IV-II тысячелетиями до н.э., климат Арктики оставался более теплым, чем современный. При этом увеличение численности населения шло двумя путями - за счет прироста аборигенов и в результате новых пришельцев извне. Последние несли с собой и новые культурные навыки. По-видимому, таким путем произошло и знакомство древних жителей Рыбачьего полуострова с глиняной посудой. Наиболее ранние сосуды их чрезвычайно близки к сосудам племен Волго-Окского междуречья, тогда как в развитом позднем неолите заметно выступают самобытные черты в технике их изготовления, форме и орнаментации ( в приложении 4 рис.9).

В неолитическую эпоху в целом материальная культура имела своеобразные черты. Подавляющее большинство орудий изготовлялось из местных пород камня. Для мелких орудий - скребков, скребел применялся в основном кварц, залегающий в форме небольших галек на побережье или прослоев, заключенных в граните. Нередко для более мелких орудий использовались горный хрусталь и халцедон.

Радиоуглеродные и геологические данные позволяют говорить об отсутствии большого хронологического разрыва между этапами первобытной истории Рыбачьего полуострова и более южной лесной зоны. Полученные в результате раскопок вещественные материалы свидетельствуют о своеобразии культуры древнего населения рассматриваемого региона, об относительно высоком развитии их искусства. Все это позволяет заключить, что племена, населявшие в течение ряда тысячелетий районы Заполярья, даже в ее крайне тяжелых природных условиях развивали со своеобразной выразительностью общечеловеческую культуру и внесли немаловажный вклад в дело освоения человеком обширных пространств нашей страны. [13. Там же].

1.3.Археологические памятники полуострова Рыбачий.

Б.Ф. Земляков, первый археолог, который произвел первые археологические изыскания на полуострове Рыбачий. На Кольском полуострове имя Землякова знают, пожалуй, лишь ученые. Мало где можно ознакомиться с его биографией. Лишь недавно, в 2002 г., в постоянной экспозиции городского историко - краеведчесчкого музея Полярного (ГИКМП) была выставлена его фотография, две акварельных картины, сделанные им с натуры в Хибинах; хранятся в фондах музея и некоторые документальные материалы об этом ученом.

На береговых террасах полуострова Рыбачий в середине 30 - х годов Б. Ф. Земляков нашел 12 новых стоянок ранних этапов каменного века Арктики, относящихся к так называемому арктическому палеолиту (в приложении 4 рис.10)

Так же Б. Ф. Земляковым были обнаружены места древних захоронений [14. C.62 -74] (рис. 12).

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ НА ТЕМУ: ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ МАЛОЙ РОДИНЫ

рис. 12 («Шаманские» круги - места древних захоронений. 3-4 тыс. до н.э. относится к каменному веку. Фотография Алексиной С.)

В 1964 и 1972 годах в этом приморском районе вместе с кольскими геологами изыскания продолжила ленинградский археолог Нина Николаевна Гурина, которая обнаружила еще два десятка археологических памятников на западном и восточном берегах Рыбачьего. Именно ей удалось начать систематическое изучение региона. За эти годы были открыты и изучены остатки поселений, могильник, наскальные изображения (Гурина, 1997) [15. Текст]. В 1990-е годы стало возможным проведение работ совместной Российско-Норвежской экспедиции под руководством сотрудника ИИМК РАН В. Я. Шумкина и профессоров Университета Тромсо К. Хельскуга и Б. Ульсена.

Объекты наскального искусства на полуострове Рыбачий исследовал ее коллега Владимир Яковлевич Шумкин. Им в 198 5 году на территории Рыбачьего были обнаружены группы писаниц.[16. С.1-3] (рис. 13).

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ НА ТЕМУ: ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ МАЛОЙ РОДИНЫ

Рис.13 (Группа писаниц «Галерея» - не позже VI тыс. до н.э. (по Шумкину Владимиру Яковлевичу «Наскальное искусство русской Лапландии» FA , полуостров Рыбачий. Фотография Алексиной С.).

Часть петроглифов нанесена красной охрой на поверхность больших каменных блоков, выступающих в воду. Ранее возникало предположение, что краска изготовлена с добавлением жира и крови. Но позже было доказано минеральное происхождение красителя. Сверху петроглифы и писаницы защищены нависающим карнизом из скальных пород, что обеспечило им хорошую сохранность.

Этот ряд наскальных изображений был открыт в северо- западной части полуострова, на правом берегу реки Пяйве, приблизительно в 1.5 км. от места её впадения в Баренцево море (в приложении 4 рис.14).

Процарапанные и прорисованные изображения повторяют собой сюжеты писаниц группы «Галерея» . (рис.15,16).

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ НА ТЕМУ: ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ МАЛОЙ РОДИНЫ

Рис. 15 (Пяйвинская группа. Прорисованные изображения писаниц «Галерея». Фотография Алексиной С.)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ НА ТЕМУ: ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ МАЛОЙ РОДИНЫ

Рис. 16 (Пяйвинская группа. Процарапанные изображения писаниц «Галерея». Фотография Алексиной С.)

Здесь стоит отметить, что процарапанные изображения в точности повторяют прорисованные изображения. Процарапанные изображения принадлежат более позднему периоду и датируются не ранее 1 тыс.до н.э., в отличие от прорисованных изображений, которые датируются не позже VI тыс. до н.э.

Поиски других первобытных памятников в этом районе привели к обнаружению четырёх стоянок на левом берегу реки Пяйве и к открытию ещё одного комплекса накального изображения на реке Майка. Изображение выполнено красной охрой в удалённом углу пещеры на скалистом берегу (рис. 17, 18).

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ НА ТЕМУ: ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ МАЛОЙ РОДИНЫ

Рис. 17 (Разлом «Пещера». Фотография из фондов Печенгского краеведческого музея).

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ НА ТЕМУ: ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ МАЛОЙ РОДИНЫ

Рис 18. (Группа изображений р. Майка., 2 тыс. до н.э. Фотография

Алексиной С.)

Заканчивая краткий обзор, считаем необходимым подчеркнуть одно важное обстоятельство - необходимость тщательной охраны исторических памятников. Опасность, угрожающая археологическим памятникам Кольского полуострова и полуострова Рыбачий, особенно велика. Абсолютное большинство их в силу специфики стратиграфии (слабого почвообразовательного процесса, вследствие чего они прикрыты лишь небольшим почвенным слоем) легко разрушаются ветрами и обнажаются. Памятники уничтожаются в ходе строительных работ, становятся достоянием туристов, пополняя частные коллекции. А следует помнить, что эти памятники не умножаются. С гибелью их от нас уходит всякая возможность восстановить определенное, иногда чрезвычайно важное звено истории народа, тем более, что он не располагает письменностью. Естественно, жизнь приостановить нельзя, в связи с этим возникает настоятельная необходимость форсирования работ и принятие действенных мер по охране памятников.

































ГЛАВА 2. ВНЕДРЕНИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬКОЙ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ МАЛОЙ РОДИНЫ».

2.1 Организация внедрения просветительской работы.

Для внедрения просветительской работы на тему «Древняя история малой Родины» нами был проведён эксперимент. Данный эксперимент проходил на базе МБОУ СОШ №3 п. Никель Мурманской области.

В эксперименте принимала участие группа из 30 обучающихся.

Предполагалось провести исследование в три этапа:

1 этап. На первом (констатирующем) этапе исследования - проведение диагностики уровня интереса к древней истории малой родины в форме анкетирования.

2 этап. На формирующем этапе организация проведения просветительской работы.

3 этап. На третьем (итогово - контрольном) этапе выявление эффективности применения просветительской работы путем проведения диагностики с помощью анкетирования.

2.2. Констатирующий этап

На констатирующем этапе необходимо выявить уровень интереса у обучающихся.

Для решения поставленных задач в группе было проведено анкетирование обучающихся, направленное на определение уровня интереса к древней истории родного края.

Для определения уровня интереса обучающихся к древней истории родного края нами использовалась анкета - шкала (в приложении 5), так как данный тип анкеты позволяет провести более точный количественный анализ данных анкетирования.

Анкета состоит из 7 вопросов, направленных на выявление уровня интереса к древней истории родного края. Вместо ответов «да» или «нет» обучающимся была предложена пятибалльная шкала ответов: (в приложении 6 таблица 1)

Для аналитической обработки результатов исследования были выделены 3 основные категории уровня интереса к древней истории родного края (в приложении 6 таблица 2).

Расчёт показателей для выявления уровня интереса производился по формуле: (в приложении 6 формула 1).

В группе по результатам использования анкетирования составлялись протоколы по каждому ученику.

Данные, полученные после обработки анкеты объединяются в таблице 3.

Таблица 3 - Уровень интереса группы (констатирующий этап)

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

Количество

ответов

итог

баллы

Количество учеников



5

1

1

1

2

1

1

2

9

4.4%

4

5

4

5

3

3

4

5

29

13.8%

3

5

6

4

5

4

3

4

31

14.8%

2

9

10

10

8

14

2

10

63

30%

1

10

9

10

12

8

20

9

78

37%

Уровень интереса

Количество учеников

высокий

1

1

1

2

1

1

2

9

4.4%

средний

10

10

9

8

7

7

9

60

28.5%

низкий

19

19

20

20

22

22

19

141

67.1%

Наглядно эти данные представлены в диаграмме 1.

Диаграмма 1 - Уровень интереса группы обучающихся

(констатирующий этап)

Проведенная диагностика показала, что уровень интереса к древней истории своего края у большинства испытуемых в экспериментальной группе низкий.

  • Высокий уровень - у 4,4% испытуемых

  • Средний уровень - у 28,5% испытуемых.

  • Низкий уровень - у 67,1% испытуемых.

Проанализировав результаты исследования на констатирующем этапе, можно сделать такой вывод: большинство детей в группе имеют низкий уровень интереса к древней истории малой родины.

2.3.Формирующий этап.

Для решения проблем на формирующем этапе исследовательской работы, опираясь на результаты, полученные на констатирующем этапе, была разработана просветительская работа, направленная на повышение уровня интереса к древней истории малой родины у обучающихся.

Цель просветительской работы: повысить уровень интереса группы обучающихся к древней истории малой Родины.

Для реализации цели необходимо:

1.Повышение уровня интереса обучающихся путем внедрения просветительской работы на тему: «Древняя история малой родины».

Просветительская работа была реализована нами в школе в рамках внеурочной деятельности.

Для проведения данной работы нами была разработана электронная презентация. Мы решили применить наглядный метод для наилучшего усвоения обучающимися материала и повышения уровня интереса к изучаемой теме. В воспитательном плане работы школы предусмотрена тема классных часов «Моя малая Родина». Мы сделали вывод, что необходимо использовать для внедрения просветительской работы вышеуказанный классный час, для того чтобы развить интерес у обучающихся. В ходе представления и изучения работы предусмотрено устное объяснение представленного комплекса материалов.

  1. Электронная презентация (в приложении 7)

  2. Доклад на тему: «Древняя история родного края» (в приложении 7)

2.4. Анализ результатов исследования

Контрольно-итоговый этап

На контрольно-итоговом этапе необходимо:

1. Определить уровень интереса обучающихся.

2. Сравнить результаты, полученные на констатирующем и контрольно- итоговом этапах в группе.

С целью оценки эффективности просветительской работы был проведен итоговый срез, направленный на определение уровня интереса обучающихся с использованием анкеты.

Уровень интереса к предмету определялся анкетированием в группах

(в приложении 8). Нами так же использовалась анкета - шкала. Анкета состоит из 7 вопросов, направленных на выявление уровня интереса к древней истории малой Родины. Вместо ответов «да» или «нет» обучающимся была предложена пятибалльная шкала ответов: (в приложении 6 таблица 1, 2).

В группе обучающихся по результатам использования анкетирования составляются протоколы по каждому ученику. Данные, полученные после обработки анкет объединяем в таблицу 4.

Таблица 4 - Уровень интереса группы обучающихся

(контрольно -итоговый этап)

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

Количество

ответов

итог

баллы

Количество учеников



5

21

19

30

25

24

28

30

177

84,3%

4

4

6

0

1

5

0

0

16

7,6%

3

3

2

0

1

1

2

0

9

4,3%

2

1

2

0

2

0

0

0

5

2,4%

1

1

1

0

1

0

0

0

3

1,4%

Уровень интереса

Количество учеников

высокий

21

19

30

25

24

28

30

177

84,3%

средний

7

8

0

2

6

2

0

25

11,9%

низкий

2

3

0

3

0

0

0

8

3,8%

По данным таблицы 4 можно судить о повышении уровня интереса к древней истории родного края в группе обучающихся.

  • Высокий уровень - у 84,3% испытуемых.

  • Средний уровень - у 11,9% испытуемых.

  • Низкий уровень - у 3,8% испытуемых.

Исходя из полученных данных можно составить диаграмму, отражающую уровень интереса обучающихся к древней истории малой Родины.

Диаграмма 2 - Уровень интереса группы обучающихся

(контрольно - итоговый этап)

Объединив результаты, полученные на констатирующем и контрольно-итоговом этапах в таблице 5 мы увидим повышение уровня интереса к древней истории малой Родины.

Таблица 5 - Уровни интереса экспериментальной и контрольной группы ( констатирующий этап, контрольно - итоговый этап)

Время проведения эксперимента

Уровень интереса

Количество учеников

Констатирующий этап

высокий

1

1

1

2

1

1

2

4.4%

средний

10

10

9

8

7

7

9

28.5%

низкий

19

19

20

20

22

22

19

67.1%

Контрольно - итоговый этап

высокий

21

19

30

25

24

28

30

84,3%

средний

7

8

0

2

6

2

0

11,9%

низкий

2

3

0

3

0

0

0

3,8%

Из диаграммы 3 видно, что внедрение просветительской работы, направленной на изучение древней истории своего края повысило уровень интереса группы обучающихся.

Диаграмма 3 - Уровни интереса группы

( формирующий этап, контрольно - итоговый этап)

Таким образом, реализация просветительской работы на тему: «Древняя история малой родины» повлияло на рост уровня интереса к древней истории родного края. Следовательно, внедрение просветительской работы, направленной на изучение древней истории своего края является эффективным способом для мотивации обучающихся к изучению древней истории малой Родины.

Выводы по главе 3

В ходе исследования удалось установить следующее:

1. на констатирующем этапе уровень группы по результатам анкетирования оказался на низком уровне;

2. на контрольном этапе уровень интереса группы по результатам анкетирования оказался выше.

Следовательно, мы можем говорить об эффективности влияния просветительской работы на рост уровня интереса к древней истории своего края, что подтверждает достоверность нашей гипотезы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Древняя история довольно сложна для восприятия детьми школьного возраста, но как показывают современные реалии - очень необходима. Поэтому если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир древности.
Одним из этих подходов является просветительская работа, сильнейший фактор, воздействующий на мотивацию ученика в новом пространстве, которая может решить эту проблему.

В результате:

  1. В средней школе целесообразно реализовывать просветительскую работу, направленную на изучение древней истории малой Родины

  2. Реализация просветительской работы на тему: «Древняя история малой Родины» повышает уровень интереса к древней истории родного края.

В итоге можно заключить, что поставленные задачи решены, цель достигнута, гипотеза подтвердилась.



































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кельсиев А.И. Дневник в письмах к А.П. Богданову. Поездка к лопарям. Из протоколов заседания комитета по устройству антропологической выставки. Антропологическая выставка, т. 1. М., 1878, с. 245-246.

  2. Елисеев А.В. О так называемых вавилонах на севере России. «Изв. Географ. об-ва», 1883, т. XIX, с. 12-16.

  3. Рева К.П. Отчет о раскопках в окрестностях г. Архангельска. Архив Лен. отд. Ин-та археологии, № 162 за 1900 г.иров Д.В., Пожиленко В.И., Белкина О. А. , Костина В.А. Книга первая из серии «Памятники природы и достопримечательности Мурманской области, С.П., изд. Ника, 2004, С.128

  4. Шмидт А. В.древний могильник на Кольском заливе. Кольский сборник. Л., 1930, с. 119-169.

  5. Институт истории материальной культуры РАН. Кольский сборник. С.П., 2007, С.41

  6. Гурина Н.Н. Новые исследования в северо-западной части Кольского полуострова. «Крат. сообщения Ин-та археологии», 1971а, вып. 126, С. 94-99.

  7. Гурина Н.Н. Археологические памятники Кольского полуострова. «Природа и хозяйство Севера», 1971б, вып. 2, ч. 2. Апатиты, с. 289-299.

  8. liveinternet.ru/users/1758119/post88425377/ Текст.

  9. Шумкин В.Я., Мурашкин А.И. Отчет работы Кольской археологической экспедиции, 2003, С. 1-21

  10. Рыжов М. Мурманский вестник. Статья. Публикация от 11.08.2005

  11. Лоция Мурманского берега Северного Ледовитого океана от островов Вардэ до Белого моря. Сост. Морозов Н. В. - С.П., 1901

  12. Мацак В. А. Печенга. Опыт краеведческой энциклопедии. - Мурманск, 2005

  13. Гурина Н.Н. Древние памятники Кольского полуострова. В кн.: Этнокультурные общности лесной и лесостепной зоны Европейской части СССР в эпоху неолита. «Мат. и исслед. по археологии СССР», 1973б, вып. 172, с. 45-53

  14. Земляков Б.Ф. Археологические исследования на побережье Арктического океана. Тр. Советской секции INQWA, вып. III, C. 62-74.

  15. Кабыш З. Мурманский вестник Публикация от 05.04. 2011.

  16. Мурашкин А.И., Шумкин В. Я. Исследования Кольской археологической экспедиции. Археологические открытия 2002 г., М, С.1-3.









































Приложение 1

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ НА ТЕМУ: ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ МАЛОЙ РОДИНЫ

Рис. 1 (Фрагмент карты 1614г. Фотография сайтаhistory-maps.ru/pictures/u_15_1/small_685/)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ НА ТЕМУ: ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ МАЛОЙ РОДИНЫ

Рис. 2. (Стилизованный лабиринт на берегу Белого моря.

Фото А. Винниченко)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ НА ТЕМУ: ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ МАЛОЙ РОДИНЫ

Рис. 3 (наскальное изображение на реке Умба. Фотография murmannews.ru/allnews/495575/)



Приложение 2

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ НА ТЕМУ: ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ МАЛОЙ РОДИНЫ

Рис 4. (Гранитный валун с петроглифами, найденный в районе реки Йоканга. Фотография murmannews.ru/allnews/495575/)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ НА ТЕМУ: ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ МАЛОЙ РОДИНЫ

Рис. 5 (Гранитный валун с петроглифами, найденный в районе реки Йоканга. Фотография murmannews.ru/allnews/495575/)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ НА ТЕМУ: ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ МАЛОЙ РОДИНЫ

Рис.6 («Carta Marina» Морская карта. Первое в истории изображение Кольского полуострова (здесь Biarmia). Lavcus Отпечатана в Венеции, 1953г. Фотография сайтаhistory-maps.ru/pictures/u_15_1/small_685/).

Приложение 3

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ НА ТЕМУ: ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ МАЛОЙ РОДИНЫ

Рис.7 (Инвентарь памятников северного побережья Кольского полуострова:
1 - поперечнолезвийный наконечник стрелы, 2 - топор, 3-9 - пластины и их фрагменты, 10 - пластинчатый отщеп; 1-2 - Зарубиха, 3-8 - Кильдинский пролив, 2, 9-10 - Гусиный; 1, 9-10 - кремень, 2 - сланец, 3-8 - кварцит. Фотография evgengusev.narod.ru/kola/gurina-1977.html)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ НА ТЕМУ: ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ МАЛОЙ РОДИНЫ

(рис.8) (1.2. - шиферные подвески; 3 - 6 -кремневые наконечники стрел; 7.8 - еленцевые ножи; 9- сланцевый топор Фотография evgengusev.narod.ru/kola/gurina-1977.html)



Приложение 4

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ НА ТЕМУ: ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ МАЛОЙ РОДИНЫ

Рис.9 ( Ямочно - гребенчатая керамика Фатьяновского могильника Волго-Окского междуречья , фото с сайта world-man.ru/).

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ НА ТЕМУ: ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ МАЛОЙ РОДИНЫ

Рис 10. (Расположение мезолитических и неолитических стоянок на полуострове Рыбачий в районе Мотовского залива. Фотография из фонда Печенгского краеведческого музея).

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ НА ТЕМУ: ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ МАЛОЙ РОДИНЫ

Рис. 14 (Зубовская губа. Река Пяйве впадает в Баренцево море. Объекты наскальной живописи на полуострове Рыбачий. Фотография сайтаhistory-maps.ru/pictures/u_15_1/small_685/).

Приложение 5

Анкета для выявления уровня интереса к древней истории малой Родины

Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы, ставя напротив вопроса баллы, соответствующие Вашему ответу, используя следующую шкалу:

Баллы

Ответ

5

уверенно да;

4

больше да, чем нет;

3

не уверен, не знаю;

2

больше нет, чем да;

1

уверенно нет

1.Хотели бы вы получать знания по теме: «Древняя история малой Родины»?

___________________________________________________________________

2. Хотели бы вы увидеть места древних захоронений Печенгского района?____________________________________________________________

3. Применяете ли Вы знания по древней истории своего края в повседневной жизни?________________________________________________________________

4. Часто ли Вы получаете дополнительные знания в области Древней истории Печенгского района?____________________________________________________

5. Как Вы считаете, изучение древней истории Кольского полуострова повлияет на выбор Вашей будущей профессии?__________________________________________

6. Используете ли Вы дополнительную литературу на тему: «Древняя история малой Родины?___________________________________________________________

7.Хотели бы в составе археологической группы произвести раскопки в Печенгском районе?_________________________________________________________________



Спасибо за искренность!

Приложение 6

Таблица 1 - Шкала ответов

Баллы

Ответ

5

уверенно да

4

больше да, чем нет

3

не уверен, не знаю

2

больше нет, чем да

1

уверенно нет

Таблица 2 Категории уровня интереса.

Баллы

Уровни интереса

1-2 баллов

низкий уровень: интерес к древней истории малой Родины отсутствует, либо выражен очень слабо

3-4 баллов

средний уровень: возможно проявление интереса к содержанию либо к процессу изучения древней истории малой Родины

5 баллов

высокий уровень: интерес проявляется как к содержанию, так и к самому процессу изучения древней истории малой Родины

Формула 1

100% : (X x Z) x Y1,2,3,4,5, где:

Х - количество учеников в группе;

Z - количество предлагаемых вопросов.

Y1,2,3,4,5 - количество ответов на баллы 1,2,3,4,5 соответственно;



Приложение 8

Анкета для выявления уровня интереса к древней истории малой Родины

Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы, ставя напротив ответа баллы, соответствующие Вашему ответу, используя следующую шкалу:

Баллы

Ответ

5

уверенно да;

4

больше да, чем нет;

3

не уверен, не знаю;

2

больше нет, чем да;

1

уверенно нет



  1. Испытываете ли вы интерес к изучению истории родного края?_______________

  2. Хотели бы вы посетить места древних исторических находок полуострова Рыбачий?______________________________________________________________

  3. Считаете ли вы полезными знания по древней истории своей малой Родины?_______________________________________________________________

  4. Хотите ли Вы получать дополнительные знания по древней истории своего края?_________________________________________________________________

  5. Связываете ли вы изучение древней истории Кольского полуострова и полуострова Рыбачий с выбором будущей профессии?__________________________________

  6. Пользуетесь ли Вы дополнительными источниками для получения знаний о древней истории малой Родины?___________________________________________

  7. Обсуждаете ли вы со сверстниками какие-либо вопросы, связанные с археологическими исследованиями п. Никеля?_______________________________

Спасибо за искренность!





© 2010-2022