Разработка классного часа на тему: «Экология и мы»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка классного часа на тему: «Экология и мы».

Учитель биологии Дьяченко Татьяна Владимировна.


Тема: Экология и мы.

Цель: а) образовательная: - продолжать формировать у учащихся экологическое мышление, обучая видеть действие человека и взаимосвязанные с ними ответные реакции природной среды, на приме-ре краеведческого материала; - дать учащимся общие представления о видах загрязнения и их влиянии на организм человека; -показать практическое применение вторсырья;

б) развивающая - продолжать формировать навыки поисковой, экспериментальной и научной работы, самостоятельной работы с дополнительной литературой, развивать у учащихся межпредмет-ные связи;

в) воспитательная - воспитывать бережное, рациональное отношение к природе, любовь к родному краю.

Оборудование: самодельные таблицы «Допустимый уровень содержания примесей в воде», «Допустимый уро-вень содержания примесей, «Выброс вредных веществ карбюраторными и дизельными двигате-лями в кг на 1000л горючего», «Виды загрязнения»; набор плакатов по экологии, магнитофон.

План:

1.Вступление, мотивация, постановка цели.

2. Пресс- конференция - экологическая обстановка в городе Севастополе;

- необходимость охраны природы;

- использование вторичного сырья.

3. Выводы по уроку.

Ход классного часа:


«Наш мир так же сложен и так же легко уязвим как паутина.

Коснитесь единой паутинки и дрогнут все остальные».

( Дж. Даррелл )


1 вед. Обратите внимание: одно и то же облако за окном, кому-то кажется похожим на римского императора, а другому - просто клок ваты. Есть люди, которые видят в небе лишь пустоту, другие - живую стихию.

2 вед. Говорят, что надо научиться понимать «язык природы». Что же хочет сказать нам природа? Разным лю-дям она говорит разные вещи.

3 вед. Но если некто скажет вам: «Чепуха! Мы только смотрим на птиц, на горы, на речку, но ничего не слышим кроме шума воды и листьев. В сущности, природа молчит! Вы спросите его: «А разве молчит Джаконда на холсте? Разве молчит артист пантомимы, хотя и не произносит ни слова?

4 вед. « И постепенно превращалось в пены шуршанье трав и тишины. Природа пела. Лес, подняв лицо, пел вместе с лугом».

5 вед. Природа величественна и совершенна. Возьмите хотя бы структуру нуклеиновых кислот, стройную последовательность оснований, кодирующих синтез белковых веществ всего живого. Ведь открыт такой фермент, который буквально «ползёт» вдоль всей цепочки ДНК, выбрасывая из неё все ошибки, чтобы из рыбы латимерии не вышла какая-нибудь другая.

6 вед. Мы так часто повторяем слово «природа», что порой забываем, что сами являемся её частью и от сос-тояния флоры и фауны зависит наше благосостояние и здоровье.

Учитель: Ребята, на сегодняшнем классном часу, мы поговорим о факторах биогеоценоза, о нашем отношении к природе, о проблемах экологии. Слово «экология» в переводе с греческого обозначает «экос» - дом, «логос»- наука, т.е. это наука, которая изучает жизнь в нашем большом доме - имя которому Природа.

(Классный час проводится в форме пресс-конференции, в котором участвуют специалисты разных спе-циальностей: физик, сан.врач, химик, эколог, а также журналисты местных печатных изданий).

Диктор ТВ: Здравствуйте, уважаемые зрители Севастопольского телевидения! Мы ведём прямую телетрансля-цию со школы №49, где сейчас проходит пресс-конференция между журналистами и представителями госадминистрации, врача санэпидемстанции, учёными, представителей зелёного движения в нашем горо-де. Сегодня с нашими гостями речь пойдёт на тему экологической обстановки в нашем городе.

Эколог: В биосфере обнаруживается около 4 млн. нехарактерных для неё соединений. Ежегодно люди вводят в неё около 1 тыс. Загрязнениями считают не только чуждые биосфере вещества, но и отклонения пара-метров (физических, химических, биологических) от естественного уровня. Например, углекислый газ при-сутствует в атмосфере всегда, увеличение его в воздухе из-за выбросов промышленных предприятий и автотранспорта считается загрязнением.

Физик: Диапазон человеческого уха укладывается в 140 дб. При уровне шума 40-50 дб нарушается сон у 10-20% населения, при 50 дб - у 50%, при 75 дб - у 95%. Это вызывает психические расстройства, сердечно-сосудистые заболевания, нарушения обмена веществ и т.д. Основной источник шума - автотранспорт. При прохождении 100 автомобилей в час средний уровень шума на прилегающих территориях составляет 30 дб. Звук- это серьёзное загрязнение окружающей среды.

Спецкор «Славы Севастополя»: Скажите, есть ли у вас данные в отношении загрязнения на дорогах около школ, находящихся в этом районе, а именно №15, 32, 49, 54?

Сан врач: (Рассказывает об обстановке на ул. Г.Сталинграда, почты, ул. М.Крылова, Б.Михайлова, Г.Бреста).

При расходе бензина 0,1 л\км каждой машины выделяется до 40-50г свинца в час, из этого количества 80% рассеивается в полосе магистрали.

В настоящее время существуют санитарные нормы, основанные на ГОСТе 17-69 от 1992г по требованию к качеству воздуха. Берутся в расчёт анализы проб воды и воздуха и обрабатывается в центральной хим.лаборатории на ул.Коммунистической, 10. В этих анализах берётся во внимание концентрация углекислого газа, угарного, кислорода, количество пыли, сажи и др. показатели.

Журналист -« Вечерний Севастополь» Скажите, а как обстоит дело в Гагаринском районе г. Севастополя по этим параметрам?

Сан врач: Ваш район экологически более благоприятен в этом аспекте, чем остальные.

Химик: Для человека опасны многие соединения, например, соли свинца, угарный газ, радиоактивные вещест-ва. Мы провели опыты по исследованию флоры на содержание тяжелых металлов, например свинца.

Опыт: 100г растительной пробы (измельчить) + 50г этанола + вода - это прокипятить, выпарить экст-ракт. Если свинец находился в растении, то после всего он перейдёт в раствор. Далее сернистый натрий растворим в воде и по каплям добавим в изучаемый экстракт, выпадет сульфид свинца (РbS )- осадок черного цвета.

Около школы №49 PbS не обнаружен, обнаружен около д\с №133, школы № 54 (не значительно). Больше всего около шк №15, которая расположена около автостоянки. Вывод: Количество свинца уменьшается по мере удаления от дороги.

Терапевт: Содержащая в воде медь провоцирует рвоту, ртуть - поражает нервную систему, вызывает ухудше-ние памяти. Например, нитраты - вызывают аллергию, отравления; а избыток калия и натрия - нарушает функцию почек. Соединения свинца (в выхлопных газах автотранспорта), попадающие в организм через органы дыхания, пищеварительную систему (с грибами, овощами и т.д. собранными вблизи автомобиль-ных дорог) оказывают отравляющее действие. Угарный газ, содержащийся также в выхлопных газах авто-транспорта, проникает в эритроциты (красные кровяные клетки крови), нарушает процесс переноса кисло-рода гемоглобином, вызывает кислородную недостаточность, иногда с летальным исходом. Радиоактив-ные вещества, поступающие с водой и пищей нарушают наследственные структуры, что проводит к гене-тическим отклонениям, уродствам, развитию рака, заболеваний щитовидной железы, выкидышам плода и т.д.

Эколог: Свою долю во внесение в воздух вредных для человеческого организма веществ вносит мусоросжигательный завод, а в воду - морской порт и терминал в б.Казачьей.

Спецкор: Говорят, что в морском порту есть ёмкости с хлором?

Эколог: Да и поэтому мы возлагаем большую надежду на вас в освещении профилактических мер населения в случае аварии. Так, если бы население в Чернобыльской зоне знало, как защитить себя от радиоактивного излучения, то было бы меньше жертв.

Спецкор: Как же защитить себя в случае утечки хлора?

Врач: Прежде всего сделать влажную ватно-марлевую повязку и залезть куда-нибудь повыше, т.к. хлор тяжелее воздуха и стелется по земле.

Эколог: Беда нас может застать не только в морском порту, но и в самом море. Бомбой замедленного действия называют учёные контейнеры с ипритом, затопленные нашими войсками при спешном отступлении во время Великой Отечественной Войны. Около Севастополя в нескольких бухтах, в частности в 8 милях от Казачьей бухты и центральной. Иприт - вещество кожно-нарывного действия, для которого и сейчас ещё не найдено противоядия.

Но не только из-за этого Черное море находится в катастрофическом положении. Канализационные люки, которые выбрасывают фекалии без полной обработки. Свою лепту в загрязнении моря играют реки Днепра и Дуная. Не зря этот год был объявлен годом Чёрного моря. Пройдут конференции, симпозиумы, посвященные проблемою Чёрного моря. С нашей стороны в этой научной конференции, которая пройдёт в Турции, будут участвовать представители из нашего города из института Южных морей и природоохранные общества. Надо спасать природу пока не поздно.

1 вед: Ещё сердца окутывает ложь, ещё заря спасенья не взошла…

Взгляни вокруг, взгляни - и ты поймёшь: настало время бить в колокола!

2 вед: Остался нам один глоток воды, и вся земля так нищенски мала…

И мы стоим над пропастью беды! Настало время бить в колокола!

3 вед: У нас запас одних и тех же слов, забыли мы про добрые дела,

И на земле, где тысячи Голгоф, - настало время бить в колокола!

4 вед: Дай силы нам, дай силы, добрый Бог! Спаси, спаси от скверны и от зла…

Настало время боли и тревог, настало время бить в колокола!

5 вед: Вспомним слова Дж. Дарелла, который говорил, что «… наш мир так же сложен и так же уязвим как паутина. Коснитесь единой паутинки и дрогнут все остальные». Давайте об этом не будем забывать.

6 вед: Нам дорог этот мир, где мы живём, где птичьи голоса и смех детей,-

Давайте от беды его спасём,

Вместе: Пусть будет этот мир ещё светлей.

(М. Пляцковский)

Учитель: Ребята, я хочу теперь спросить у вас, а что именно мы с вами можем сделать для защиты природы?

Предложения:


  1. Не ломать кусты и ветки деревьев, не рвать растения, особенно редкие и исчезающие виды, не уби-вать животных.


  1. Выкидывать мусор в строго отведённом месте.


  1. Осуществлять озеленение улиц (школьного двора) разного вида деревьями и кустарниками.


  1. Проводить разъяснительную работу среди населения по природоохранным методам и использованию втор.сырья.

Ведущий: Среди ребят нашего класса был проведён конкурс на тему: «Втор.сырью - вторая жизнь!» Самые лучшие работы из пластиковых бутылок и капроновых чулков вы сейчас видите на выставке.

Учитель: Вот и закончился наш классный час. Я очень хочу, чтобы защита природы не заканчивалась здесь, в стенах нашей школы. Необходимо понять очень простую истину: природа без нас обойдётся, а вот мы без неё нет!

Ты, человек, любя Природу, хоть иногда её жалей;

В увеселительных походах не растопчи её полей.

Не жги её напропалую и не исчерпывай до дна.

И помни истину простую - нас много, а она - одна.

(Владимир Шефнер).

© 2010-2022